Игровые ситуации по формированию элементарных математических представлений вне НОД (от 3 лет)
картотека по математике
Картотека игровых ситуаций и игр по формированию элементарных математических представлений вне НОД для детей от 3 до 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр по формированию элементарных математических представлений для детей от 3 лет. | 54.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые ситуации по формированию элементарных математических представлений вне НОД
(3-5 лет)
МНОГО, МАЛО, ОДИН | КРУГ, КВАДРАТ |
1. Предложить детям принести по одному листочку. Спросить: сколько листочков принес каждый ребенок? Сколько всего листочков? Стр. 7 2. При рассматривании иллюзий спросить у детей, каких предметов много, мало, один? Стр. 27 3. Утром спросить у детей, каких игрушек много, мало, каких по одной в группе, на улице? Стр. 7 | 1. Во время игры в песочнице рассмотреть игрушки Какой формы формочки, колеса у машин, глаза у кукол. Найти еще предметы круговой и квадратной формы. Стр. 10 2. В утреннее или вечернее время рассмотреть сюжетные картинки, на которых нарисованы предме-ты круглой, квадратной формы (дети играют в мяч, катаются на велосипедах, роликовых коньках) Стр. 10 3. На прогулке предложить мальчикам нарисовать палочкой на земле квадраты, а девочкам круги. Сколько квадратов, сколько кругов. Стр. 13 |
БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ | ФОРМА И ЦВЕТ |
1. Собираясь на прогулку, предложить сгруппироваться кто в куртке, кто в пальто. Кого больше: девочек или мальчиков? Стр. 22 2. Разделить на две подгруппы и предложить одним собрать в большую коробку большие игрушки. Где больше игрушек? Где меньше? Как узнать? Стр. 42 | 1. На участке рассмотреть формочки, залитые цветной водой. Найдите среди них одинаковые по форме и цвету формочки. Сколько каких льдинок? Стр. 55 2. На прогулке предложить ребятам найти предметы треугольной формы, например: дорожный знак, крыша и т.д. Стр. 22 |
СТОЛЬКО, СКОЛЬКО | БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ |
1. На проулке предложить одной группе детей нарисовать большие круги, а другой группе под ними нарисовать столько же маленьких кругов. Сравнить двух групповых предметов. Стр. 26 2. Во время сервировки стола можно | 1. Во время физкультурных занятий можно предложить детям достать из корзин сначала больше, а затем маленькие мячи. Стр. 86 2. На прогулке родителям обвести фломасте-ром ладони и ступни всех членов семьи. Совместно с детьми расположить отпечатки в порядке возрастания. Чьи отпечатки маленькие, а чьи самые большие? Стр. 92 |
ДЛИННЕЕ, КОРОЧЕ | ДЛИННЫЙ, КОРОТКИЙ |
1. На прогулке попросить детей одной группы нарисовать дорожки розной длины, дети другой группы должны нарисовать свои, которые короче, чем те, что уже нарисованы. Стр.36-37 2. Утром обратить внимание детей на то, что день становится короче, а ночь длиннее. Стр. 38 3.На прогулке предложить детям найти длинные и короткие палочки. Сравнить по длине. Каких палочек больше: длинных или коротких? 4. Собираясь на прогулку, спросить у детей, у кого из них шарф длиннее, короче, что длиннее пальто или куртка? Стр. 40 | 1. Во время игры со строительным материалом предложить детям отобрать длинные и короткие бруски и построить мост. Сначала из корот-ких, а потом - только из длинных брусков. Стр. 58 2. Во время физкультуры постройте детей в 2 шеренги, так, чтобы одна получилась длинная, |
широкий, узкий | высота и величина |
1. На участке нарисовать две дорожки на снегу: широкую и узкую. Предложить детям пройти по ним. Спросить, по какой дорожке легче идти - по узкой или широкой? Стр. 52 2. Мальчика предложить поставить в гараже машину с узкими воротами, а девочкам - сравнить коврики по ширине. Стр. 75 3. При наблюдении за ручейками; обратить внимание детей, кокой они длины и ширины. Пустить лодочки по ним. | 1. На прогулке дети пускают мыльные пузыри, спросить, у кого пузыри, спросить, у кого пу-зырь поднялся выше? Уточнить их величину. Обра-тить внимание на красоту мыльных пузырей. Стр. 99 2. На прогулке слепить снежки с ребятами и подбросить их вверх. Кто бросил выше? Ниже? Стр. 77 3. У детей 3 круга разной величины. Сравнить их по величине, а затем разложить в убывающем порядке (возрастающем) какого цвета самый большой круг? Самый маленький? Стр. 75 |
ИСТОЧНИК: математика в детском саду ВА.П. Новикова.
ИЗДАНИЕ: Москва, мозаика - синтез, 2000 г.
2. Дидактические игры
(3-5 лет)
Игра «Найди и назови» Материал: геом. фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) разного размера и цвета. Содержание: на фланелеграфе расклад, в беспорядке 10-12 геом. фигур т(круг, прямоугольник, квадрат, треуголь-ник) разного цвета и раз-мера. «Кто нашел большой круг?», «Кто нашел маленький синий квадрат?». Ребенок назвавший фигуру берет себе. В конце подсчитывают, сколько, у кого фигур, объявляют победителей. Источник: «Игровые занимательные задача для школьников» Стр. 11 /3. М. Михайлова/ | Игра «Сделай узор». Материал: Геом. фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) образец. Содержание: По образцу ребенок выкл. геом. фи-гуры. Например: В середине листа - круг, а углом -треугольники. Важно, чтобы в орнаменте присутствовало немного разных фигур. Чтобы облегчить задание ребенку, заранее нарисовать в нужных местах на листе контуры фигур, которые, ему надо будет туда положить. Обязательно рассмотреть с ребенком образец. Источник: «Чего не бывает на свете» стр. 8 /О. М. Дьяченко/. |
Игра «Дорисуй», «Дострой». Материал: геометрические фигуры Содержание: На листах бумаги изображаются геом. фигуры: круги разных размеров на расстоянии один от др. Ребенок должен дорисовать (снеговик, неваляшка, кукла, часы). Аналогичны упражнения с треугольником: (елка, дом, флаг, корабль). Можно предложить геом. фигуры- составлять силуэт. Подчеркнуть разнообразие. | «Игры с цветными счетными палочками» Материал: Цв. счетные палочки. Содержание: дети составляют из палочек сначала предмет-ные изображения (дома, кораблики, мебель). Составление геом. Фигур по заданию, по условию, из опред. палочек, преобразование составленных фигур. Прямоугольник из 6 палочек, разделить одной палочкой на 2, квадрат, квадрат из 4 палочек на 2 треугольника, прямоугольника. Источник: Игр. занимательные задачи для дошкольников Стр. 13 /3. А. Михайлова |
Игра «Что катится» Материал: кубик, шарик, ворота. Содержание: Игра- соревнование. Кто быстрее докатит свою фигуру (шарик, куб) до ворот. После нескольких проб ребенок поймет, что выигрывает тот, у кого шарик. Шарик катится, а кубик - нет. Почему? Обратить внимание ребенка на острые углы, кот. мешают кубику катиться, и отсутствие таких углов у шарика. Нарисовать круг и шарик, научить и малышей. Источник: «Чего не бывает » Стр.7 /О. М.Дьяченко/. | Игра «Первые шаги в математике» Материал: 2 кол-ва предметов в пределах 5,10. Содержание: На столе 5 один. Чашек и 4 куклы. Хватить ли всем куклам чашек для чая. Дать каждой кукле чашку. Оставшаяся чашка подскажет, что чашек больше, чем кукол. Почему так получилось? (кукол меньше, чем чашек) Играть можно с разными предметами. Сначала нужно брать количество предметов в пределах 5, потом до 10. Источник: «Чего на свете не бывает». Стр. 20 /О. М. Дьяченко/. |
Игра «Разноцветные поляны» Материал: Большие цв. листы бумаги, предметы такого же цвета. Содержание: На большой цв. лист бумаги -поляны, реб. должен класть только предметы такого же цв. как она. Обратить вним. На то, что разные предметы м.б. одного и того же цв. а одинаковые пред. м.б. раз. цветов. Ребенок сам выбирает способ выполнения задания. Если ребенок ошибается, показать ему. Что при этом не у всех игрушек цвет сливается с цветом бумаги, на которой они лежат. Источник: «Чего на свете не бывает». Стр. 20 /О. М. Дьяченко/. | Игра «Купим пуговицы» Материал: Пуговицы, фишки, пальто -силуэты с прорезями. Содержание: Реб. берет фишки и расклад, на пальто, берет фишки и идет в магазин. Говорит продавцу, показывая фишки: « Столько нужно пуговиц» Продавец отбирает столько пуговиц, ск. фишек дал покупатель. Правильность отбора пуговиц покупатель проверяет, поло-жив их на петли пальто. В дальнейшем можно перейти к фишкам, не имеющим с предметами общего сходства. Источник: « Чего на свете не бывает». Стр. 21 10. М. Дьяченко/. |
Игра «Мастерская форм» Материал: палочки проволока или нитки. Содержание: Прямолинейные фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник) реб. может выкладывать из палочек, а (круг, овал) делать из проволоки, нитки. Усложненный вариант: Образцы - узкий и широкий прямоугольник, треугольник с разной величиной углов. Источник: «Чего на свете не бывает» Стр.24 /О. М. Дьяченко/ | Игра «Чудесный мешочек» Материал: 2 комплекта одинаковых предметов - геом. фигур. Содержание: ребенок на ощупь ищет в мешочке фигуру, показанную воспитателем. Поменяться с ребенком ролями. Другой вариант- набор предметов нарисован на бумаге. Третий вариант – ведущий просо называет предмет «Найди треугольник» Источник: «Чего на свете не бывает» Стр. 24 /О. М. Дьяченко/. |
Игра «Спортсмены строятся» Материал: 10 карт, полосок, один, ширины, различие по длине на 2 см. Содержание: Реб нужно расставить спортсменов по росту - от самого маленького до самого большого высокого. Реб. должен действовать последовательно: сначала выбрать маленькую полоску, затем - самую маленькую из оставшихся и т.д. Источник: «Чего на свете не бывает». Стр. 25 /О. М. Дьяченко/. | Игра «Разноцветная вода» Материал: Баночки с водой, краски основных цветов. Содержание: В 1-у баночку реб. добавит много синей краски - получится темно -синяя вода, в др. меньше, вода получится светлее. Окрашивание воды поможет реб. по-нять закономерности смешивания цветов. Из основных получ. промежуточные. Заморозить покрашенную воду реб. может, рассмотреть покрашенные льдинки, вспом-нить, как получились такие цвета Источник: «Чего, на свете не бывает». Стр. 27 /О. М. Дьяченко/. |
Игра «Цветные дома» Материал: Игрушки, предметы из группы. Содержание: Такие дома можно построить для любимых игрушек из стульчиков. Складывая на них вещи задуманного цвета. Кто больше найдет предметов своего цвета: 1 реб. будет искать желтые, др.- зеленые. Крупные вещи, можно просо назвать. Потом узнать у кого предметов больше. Источник: «Чего на свете не бывает» Стр. 27. /О. М. Дьяченко/. | Лото «Цвет и форма» Материал: 30 вырезанных геом. фигур (круг, прямоугольник, овал, квадрат, треугольник) разного цвета, по 5 фигур разного цвета на каждой карте. Содержание: Ведущий показывает по одной фигуре, а реб. найдя у себя фигуру того же цвета и формы, берет ее и закрывает ею свою фигуру. Другой вариант - реб. назыв. фгуру: « это красный квадрат, у меня такой есть». 3 вариант- взрослый фигуру не показывает, а только назыв. цв. и форму. Тот, кто закроет фигуры на своих карах, победитель. Источник: «Что на свете не бывает».Стр. 28. /0. М. Дьяченко/. |
Игра «Узнай, чего больше» Материал: На листе бумаге нарисовано 2 гр. значков, расположенных попарно (0,+). Содержание: Кружки - это лодки, X -спортсмены. Чего больше, лодок или спортсменов? Всем ли спортсменам хватает лодок? Предложить ребенку отобрать из набора столько лодок и спортсменов, ск. нарисовано кружков и X. Источник: «Чего на свете не бывает». Стр. 39./0. М. Дьяченко/. | Игра «Дроби» (Д). Материал: 12 кружков разного цвета. Содержание: Каждый раз высыпать из коробки 78 частей, а в конце игры укладывать кружками в коробку. 1). Разложить. кучками по цвету: 2). сложить из каждой кучки кружок одного цвета: З).уложить одной части всех цветов: 4).какая часть больше?: 5).сколько частей помещается на одной половине?: 6).какие части и ск. их поместится на одной трети?: 7) Во сколько раз 6 меньше одной трети?: 8).Ск. целых разноцветных кругов можно сложить?: и т.д. Источник: Развив, игры для детей . Стр.19. /Н. Ежевич/. |
Игра «Что понравилось, возьми, принеси и назови». Материал: Игра проводится на участке со всей гр. детей. Содержание: Вос-ль надевает каждому реб. на шею шнурок кружком знакомого цв. и подзывает к себе 3-4 детей, по сигналу «что понравилось, возьми, принеси и назови» выбрать себе из разложенных кружков любой, какой понравится, но только не того же цв. как у кружка, висящего поверх пальто. Каждый должен успеть вернуться на место до окончания стихотворения каждый, кто выполнит поручение, д. показать всем, какой кружок он принес и какого цв. Остальные дети оценивает. Источник: Развив, игры для млад. дош. возраст. Стр.92 . /3. М Богусловская/. | Игра «Что нам привез мишутка». Материал: Небольшие игрушки контрастной формы плотный мешок, плюш, мишка, машина. Содержание: Мишка просит детей подходить по очереди к мишку, не заглядывая туда, а только руками выбрать пода-рок, потом сказ, что выбрал и только после этого достать из мешка и показать всем. Все получают подарки возвращ. на места. Затем выполняют игровое действие со своей иг-рушкой и кладут сно-ва в мешок. При повторении игры де-ти снова выберут себе то, что каждый хочет, благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее. Источник: Развивающ. игры для млад, дошк. возр. Стр. 96 / 3. М. Богусловская/. |
Игра «Цветовое лото». Материал: Спец. лото, большие карты, вертушка-диск из картона. Содержание: Воспитатель раздает детям большие карты. Каждый из играющих по очереди берет вертушку. Все вместе произносят слова: стрелка . . . Реб. должен назвать цв. кружка, на кот. она указыв. если цвет назван правильно, воспи-ль дает реб. кружок. 1-й ход воспит-ль всегда делает взрослый. Когда все большие карты будут заполнены, игра кончается. Источник: Развив, игры для млад. дошк. возр. Стр. /3. М. Богусловская/. | Игра «Отгадай, что в мешочке». Материал: Предметы (пирамидка, грибок, шар, кубик, колечко)мешок из тонкой ткани. Содержание: Воспитатель ставит на стол коробку с игрушками и предлагает детям занять свои места. Достает нарядный мешок мы выберем игрушку и положим в мешок. А искать будет тот, кого я назову. Нужно потрогать руками спрятанный в мешочке предмет ч/з ткань и по форме, на ощупь и отгадать, что это такое. Источник: Развив, игры для млад. дошк. возраста. Стр. 98./3. М. Богусловская/. |
Игра «Прыг - скок». Материал: маленькие игрушки по числу детей (животные, сказочные персонажи) дорожка из картона, ленточки из разных цветов. Содержание: На столе лежит дорожка, и стоят фигуры сказочных персонажей они умеют прыгать на одной ножке и останавлив. по команде «Стоп». Каждый реб. выбирает себе фигурку. Показывает, как прыгает фигура по дорожке и останавливается на сигнал «Стоп». Игра заканчивается -хороводом прыгунов или за прыгунами приезжает машина. Источник: Развив, игры для млад. дошкольного возраста Стр. 91./3. М. Богусловская/ | Игра «Птички». Материал: обручи Содержание: дети сидят в обручах, лежащих на полу в два ряда. Дети - птички. У каждой птички свое гнездышко. Ск. «гнездышек», ст. и птичек. Вылетели птички, летают, поют песни. Налетел ветер, начался дождь. Птички спрятались в гнездышках». В каждом гнездышке - « птичка». Просматривают противоположный ряд, сравнивают количество гнездышек и «птичек». Чего больше, меньше, поровну». Источник: / В. П. Новикова/ Стр. 29. Во время сервировки стола. Всем им хватило приборов? |
Игра. «Каких шариков больше» Материал: разноцветные шарики. Содержание: на столе разное количество шариков (2 желт., 5 краен.3 зелен.), каких шариков больше всего? Проверка: перекладывая шарики одного цвета с шариками другого цвета. Затем необходимо изменить количество шариков в каждой группе. Если умеют считать, назвать числа, доказывают, какое из чисел больше. Источник: /В. П. Новикова/, стр. 32 | Игра. «Куда спряталась мышка». Содержание: Под полом таится, кошки боится? Кто это? В гости прибежала мышка хочет с вами поиграть. Ребята закрывают глаза, а мышка прячется под стол, на шкаф. Дети, открывают глаза, ищут мышку. Найдя ее, говорит, где она находилась, используя слова: наверху, внизу, на. Источник: /В. П. Новикова/, стр. 33 |
Игра «Лягушата и листочки»» Материал: карточка с 4 листочками, 5 лягушат. Содержание: Летом в болоте вы ее найдете? Зеленая квакушка. Кто это? Показать левую руку. Какую вы показали? Правой рукой раскладывайте лягушат. Не каждый листочек - по одной лягушке. Сколько лягушат? (много). Сколько листочков? (много). Чего больше: листочков или лягушат? Поровну, сколько листочков, стало и лягушат. Источник: /В. П. Новикова/. Стр. 33 | Игра «Мы шагаем». Содержание: Дети ходят по комнате. По команде «Короткий!» - делают короткие шаги, а при команде «Длинный!» - длинные шаги. После игры воспитатель предлагает детям произносить слова «длинный - короткий» Источник: /В. П. Новикова/. Стр. 45 |
Игра «Что длиннее». Содержание: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Катить мяч кому - нибудь из детей и говорит: - у футболки рукава короткие, а у рубашки (длинные), - гольфы длинные, а носки... - платье длинное, а юбка... Источник: /В. П. Новикова/ Стр.45 | Игра «Разноцветные фонарики». Материал: по одному фонарику любого цвета (желтого, красного, синего). Содержание: Дети берут по одному фонарику. Сколько у детей Фонариков? Сколько всего фонариков? Какого они цвета? Фонарики зажглись и пустились в пляс. Сколько танцует фонариков? (много) Наступило утро. В комнате стало светло. Погасли синие фонарики (дети присели) погасли жел. крас. зел. Сколько фонариков у Оли? Игра повторяется несколько раз Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 46 |
Игра «Палочки». Материал: Палочки. Содержание: Дети сидят за столами по два человека, напротив друг друга. Из палочек делают дорожки. У кого дорожка длиннее, У кого - короче. Придвинув в дорожки друг к другу, определяют, чья дорожка длиннее, а чья короче. Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 50. | Игра «Автомобили» Материал: полоски одинаковой длины и ширины, как на воротах. Содержание: на столе длинные и короткие полоски одной ширины. Дети берут по 1 полоске. Это «номера» машин. А ворота - гараж. Все ребята - «машины», у каждой свой «номер». Сначала машины ездят. По сигналу «Машины в гараж» - каждый должен въехать в свой гараж. Для этого надо приложить «номер» своей машины к «номеру» на воротах. Можно играть на прогулке. Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 36 |
Игра « В каком ряду больше детей». Содержание: Дети встают парами, без пары, он – водящий, отвечает на вопросы: В первом ряду стоит ст. же детей, ск. и во втором? Ответ ребенка проверяется следующим образом: Каждый ребенок 1-го ряда берет за руку ребенка 2-го ряда. Дети из 2-го ряда делают круг. Ск. детей в кругу, ск. в 1-м ряду? Снова проверяют: протягивают руку дети 1 -го-2-го ряду. Источник: /В. П. Новикова/ Стр. | Игра «куда пойдешь, то и найдешь». Содержание: В группе спрятаны игрушки. Задание детям: Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь - машинку найдешь, налево пойдешь - зайчика найдешь. Куда пойдешь? Ребенок показывает и называет направление. Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 42. |
Игра «Угадай, что загадали». Материал: игрушки. Содержание: 1-вариант: игрушки расположить вокруг ребенка. Воспитатель загадывает загадку: Она перед тобой (сбоку, за тобой). Ребенок называет игрушку. При повторном проведении игры надо игрушки поменять новыми или заменить др. 2- вариант: игрушки стоят вокруг воспитателя. Загадывать игрушку буде ребенок. Можно внести дополнительные понятия: слева, справа. Источник: / В. П. Новикова\ Стр. 42 | Игра «отгадай». Содержание: дети придумывают, на что похож тот или иной предмет, который им покажут. Воспитатель показывает детям квадрат и кладет его в центр. Затем предлагает подумать, на что он похож. Отвечает тот, кому воспитатель покатит мяч (на коробку, платок, жевательная резинка). Затем можно показать круг, треугольник. Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 22. |
Игра «Бабочки и цветы». Материал: ромашки, бабочки. Содержание: На полу лежат цветы ст. ск. детей. Дети должны вообразить себя бабочками. Ск. бабочек? (много). Полетели «бабочки», размахивая крыльями, летают по комнате. По сигналу: бабочки садятся на цветочки - кажд. реб. должен встать около цветочка. Чего больше, а чего меньше: цветов или бабочек. Отдохнули бабочки и снова полетели. Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 26. | Игра « Воробушки и автомобиль». Содержание: Дети воробушки сидят в гнездышках - обручах. В углу комнаты с рулем стоит реб.- он водитель, у каждого «воробушка» свое гнездышко. Ск. «гнездышек», ст. «воробушек».Воробушки вылетели из «гнездышка» и летают. Из гаража выезжает машина. Воробушки улетают в гнездышки. Автомобиль возвращается гараж. Всем ли воробушкам хватило гнездышек? Чего больше? Чего меньше? Может быть поровну? Можно убрать 1 -2 гнездышка. Почему не хватило воробушкам гнездышка? Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 26. |
Игра «Кот и мыши». Материал: обручи Содержание: На полу обручи по кол-ву детей, это норки мышей. Все ребята мыши, 1 реб.- кот. Ск. мышек? Ск. норок?- поровну: ск. мышек, ск. норок. Мыши бегают по комнате, ищут еду. Вдруг проснулся кот, испугались мышки, спрятались в норки. Кот заглядывает в норки, заем идет к себе на место. В каждой норке - мышка. Чего больше (меньше), норок или мышек? Источник: /В. П. Новикова/Стр. 28. | Игра «Зоопарк». Материал: игрушки-звери, машины. Содержание: В зоопарк приехали новые животные. Они могут находиться все вместе, нужно распределить по разным домам. Каждый ребёнок должен взять по машине и перевести кого-нибудь из животных в отдельный домик. Ребята рассказывают ск. машин, какие животные, ск. их в машине? После того, как животные разместятся в домиках, уточнить какие животные приехали, их количество. Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 16. |
Игра «Найди такую же фигуру». Содержание: На столе геом. фигуры - круг, квадрат, треугольник. Вос-ль показывает желтый круг, ребята должны выбрать и показать такой же круг. Почему они показали такую фигуру? Показывает ребёнок другую фигуру - остальные дети должны найти и показать такую же. Проверяют. Уточнить какую фигуру показал ребёнок, какую и какого цвета показали остальные дети. Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 19. | Игра « Чудесный мешочек». Материал: Геом. фигуры разной величины. 1в. Восп-ль кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребёнок наз.ее. 2в. Воспитатель наз. Какую-н. геом. фигуру и просит реб. на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. 3.в.Педагог предлагает одному реб. достать из мешочка большой треуг., а др.-маленький. Затем уточняют, какую фиг. Достал каж. реб. какого цв. и какой величины. Что значит больше? Наложить меньшую фигуру на большую. Источник: /В. П, Новикова/ стр. 21. |
Игра «Найди свой домик». Содержание: На полу 2 обруча, в одном квадрат, в др.- круг. Дети делятся на 2 подгруппы: у одних - квадрат, у др.- круг. Ребята бегают по комнате, когда ударят в бубен, должны найти свои домики. У кого круг, бегут в обруч с кругом, у кого квадрат - бегут в обруч с квадратом. Вос-ль уточняет, как называются фигуры, ск. их. При повторном - поменять местами фигуры. Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 10 | Игра «Разложи в коробки». Содержание: Надо разложить фигуры по коробкам. Дети рассматривают их. ( на одной коробке нарисован круг, на другой -квадрат) определить, в какую коробку, что нужно положить. По сигналу, Раскладывать фигуры: круги - в коробочку с кругом, квадраты - с квадратом. Сколько фигур у детей? Какого цвета? Источник: /В. П. Новикова/. Стр. 10. |
Игра «Цветные автомобили». Материал: Фигуры квадратной, круглой формы. Содержание: Дети берут круг или квадрат - это номера машин. Ребята будут машинами, у каждого -свой «номер» (квадрат или круг) Машины ездят по городу. По сигналу воспитателя: «Машины в гараж» - дети находят свой гараж с такой же фигурой. Почему они выбрали тот или иной гараж? Ск. фигур в руке? Ск. всего в гараже?. Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 12 | Игра «Отгадай». Содержание: Дети становятся в круг, воспитатель в середине с мячом. Дети должны придумывать, на что похож предмет, который будет показан. В центр круга кладется круг, отвечает тот ребенок, Кому покатится мяч (блин, тарелка, мяч). Источник: /В. П. Новикова/ Стр. |
Игра «Поезд». Материал: геом. фигуры ( большие, маленькие круги и квадраты). Содержание: В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Посуда» «Игрушки». Дети встают паровозиком. Ск. вагонов? Ск. Паровозов? На свисток состав двигается к «Зоопарку». Какие звери живут в зоопарке? Ск. их? (один медведь, много обезьян). Следующая остановка - посуда. Ск. предметов посуды? (мно-го чашек, одна ваза). Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 15. | Игра «Медведь и пчелки». Материал: Мишка плюшевый, стульчики - ульи, флажки. Содержание: Ребята- пчелки, кого-то из ребят на роль медведя. Ск. пчелок? (много), ск. медведей? (один). На сигнал: «Медведь идет!»- пчелки разлетаются по своим домикам (на стульчики). Не поймает «медведь» «пчелок», идет спать. Пчелка, еще пчелка, -ск. пчелок? Ск. медведей? Источник: /В. П. Новикова/ Стр. 5. |
Игра «Самолеты». Содержание: Все дети - летчики. Ск. летчиков? (моного летчиков), стулья - аэродром, где стоят самолеты. СК. самолетов? (много самолетов). Каждый ребенок берет по одному самолету. Ск. самолетов взял каждый мальчик? Воспи-ль взмахнет красным флажком - летят красные самолеты, желтым - желтые самолеты. Воспи-ль опускает красный флажок -садятся на стульчики, дети с красн. самолетами. Ск. красных самолетов приземлилось? Так же с желт. Самолетами. Ск. желтых самолетов у девочек? (мало). Источник: /В. П. Новикова/ Стр. | Сидя за столом. Воспитатель показывает детям картину под-солнуха: Какой он формы? Загадка: Посадим зернышко, вырастили солнышко. Это солнышко сорвем. Много зерен принесем. Посмотрите на свою одежду, ребята и найдите что-нибудь круглое (пуговицы, горошины на платье). На прогулке. Обратить внимание детей на красоту осени. Попросить ребят принести по одному листочку. Ск. листочков принес каждый? Ск. всего листочков? Назвать цвет, величину, количество листьев. |
Игра «Круг, квадрат». Материал: 2 коробки, круг, квадрат, 2 обруча, бубен. Содержание: Воспи-ль показывает малышам круг красного цвета. Покажите такой же круг. Что вы показали? Какого он цвета? Это красный круг. Обвести пальцем. Покатайте по столу. Показ синего квадрата. Что это? (повторить хором). Найдите квадрат на столе. Покатайте его. Почему нельзя? Что мешает? Какую фигуру показали. Источников. П.Новикова/ Стр. | Игра «Спрячь мышку» Материал: Прямоугольники больших размеров с дырочкой, кошка игрушечная. Содержание: В середине прямоу-ка вырезать дырочку, а с низу подклеить белый лист с нарисованной мышкой. Цветные квадраты больше окошка будут дверцами. Показать игрушечную кошку, кот. готовится на охоту. Чтобы спрятать каждую мышку, надо закрыть окошко дверцей того же цвета, что и домик, кошка не замети. Дать реб. Время спрятать мышек, пока кошка спит. Если задание неверно выполнено, кошка может забрать мышку. Источник: «Чего не бывает на свете» стр. 11/О.М. Дьяченко/ |
Игра: «Ручеек». Материал: 2 веревки длинной 40 см. Содержание: На полу 2 параллельные веревки. Детям предлагают представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть ч/з него, не промочив ноги. Ручеек изгибается - в одном месте становится шире (раздвигается веревка), а в др. уже (сдвигается веревка) Где узко, перескочить легко, а где широко- трудно. На этом месте мелко, на дне видны камешки. А на шир. месте в ручье глубоко, придется построить мост. Заканчивая игру, воспи-ль просить рассказ реб. как они перешли через ручеек. Источник: /В. П.Новикова/ Мтем. в д/с, стр. 50. | Игра: «Отгадай». Материал: Палочки, карандаши, платок. Содержание: Ребенок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. Определяет, какая длинная, какая короткая. Затем кладет на стол сначала длинную, а затем короткую. При этом наз-т их. Э то длинная палочка, это короткая. Дети рассматривают ряды длинных и коротких предметов, убеждаются, что у всех предметов различная длина. Источник: Математика в д/с Стр. 51/ В. П. Новикова/. |
Игра: «Разноцветные колечки» Материал: пирамидки разног цвета, тележка Содержание: воспитатель объясняет устройство пирамидки (колпачок колечко, палочка, подставка) все одинакового цвета. Воспитатель передвигает к ребенк у тележку с зеленным колпачком: какого цвета твой колпачок? Ребенок называет свой цвет и кладет в тележку. Передвигает тележку новому соседу и т.д. Затем тележка едет за колечками. В тележку собираются все детали пирамидки. Колечки также будут возвращаться по очереди назад к ребятам. Источник: Развивающие игры для младшего дошкольного возраста Стр. 84 /З.М. Богуславская/ | Игра: «Где больше». Материал: Геом. фигуры, 2 круга (веревка, обруч). Содержание: Ребята берут по одной фигуре с подноса и кладут в 2 круга на полу, чтобы кол-во фигур в обоих кругах было одинаковым. Затем закрывают глаза, воспи-ль убирает одну или несколько фигур из одного круга. Открыв глаза, ребята должны сказать, какие изменения произошли. Источник: Математика в д/с, Стр. 59 /В. П. Новикова/. |
Игра: «Назови пропущенное слово». Материал: Мяч. Содержание: дети образуют полукруг. Воспи-ль катит мяч ребенку и говорит: -Мы завтракаем утром, а обедаем..- утром ты приходишь в д/с, а уходишь... - днем обедаешь, а ужинаешь... Дети называют пропущенное слово. Источник: Математика в д/с, стр. 60 / В. П. Новикова/. | Игра: « Найди предмет». Содержание: У детей по одной фигуре. Воспитатель дает задание разойтись по комнате, и найти какую - нибудь игрушку или предмет такой же формы. Ребенок объясняет, почему он ее принес. Источник: Мат-ка в д/с, стр. 61 /В. П. Новикова/. |
Игра: «Принеси и покажи» Материал: по 4 шт, карточки с контурами тех фигур которые будут искать дети. Содержание: Воспитатель предлагает детям по очереди искать фигуры на столах, участвуют 4 чел. На доске или на стене наход. контур фигуры (образец). Реб.самостоятель-но наклад, на образец фигуру, кот принесет и проверяет, показывая фигуру детям. Восп-ль подводит, итог: «нашли, правильно выполнили задание». Другим детям, Источники: Развивающая игра для младшего дошк. возраста. Стр. 112 / 3. М. Богуславская/. | Игра: «Геометрическое лото». Материал: Большие карты 21x7; разделена на 3 клетки, в центре контур фигуры, геом. фигуры 4-5 см: О, в 4-х экземплярах; диск из плотного картона со стрелкой, по краям геометрические фигуры. Содержание: Воспитатель раздает детям 2 карты (1 партнеру, 2-я себе). Воспи-ль вращает стрелку и произ-носит слова. Стрелка останавливает., взросл, называет фигуру, на кот. она показ. Кассир выдает назв. Фигуру. Воспитатель закр. обозначение на карте контур. Затем вертушка передается соседу справа. Источник: Развив, игры для млад. дошк. возр. Стр. 116/3. М. Богусловская/. |
Игра: «Найди свою варежку». Материал: Бумажные варежки с наклейными на них геометр, фигуры. Содержание: У каждого ребенка варежка с наклееными геом. фигурами (круг, квадрат, треугольник).На столе воспитателя лежат точно такие же варежки с теми же фигурами. Воспитатель предлагает найти пару к своей варежке. Источник: Математика в д/с. Стр. 62 / В. П. Новикова/. | Игра: « Скорый поезд». Материал: Стулья, билеты. Содержание: Из стульев составлены 2 поезда. Пассажиры - дети занимают свои места. Выясняют, всем ли хватило места, сравнивают, кого или чего больше (меньше) пассажиров или мест: Равно или неравно? Кондуктор раздает билеты. Если билеты еще остались - чего больше? Дети отправляются в путь На остановке пассажиры выходят. Источник: Математика в д/с, стр. 63 / В. П. Новикова/. |
Игра: «Рыбак и рыбки». Материал: Стулья. Содержание: стулья стоят полукругом, ст. ск. детей. Стулья - это камешки. Один ребенок - рыбак. Рыбки свободно плавают. На сигнал « Идет рыбак!» - рыбки уплывают и прячутся за камешками». За этим камешком спряталась рыбка, и за этим... Чего больше, чего меньше: рыбок или камешков?» Источник: Математика в д/с, стр. /В. П. Новикова/. | Игра: « Кто найдет цветок для мотылька». Материал: Цветы из бумаги, мотыльки. Содержание: По комнате раскладываются бумажные цветы по количеству детей. Дети получают по одному мотыльку. Уточняют, сколько мотыльков у каждого ребенка. Дети должны найти цветок и посадить на него своего мотылька. Воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание. Уточняет, чего больше (меньше): цветов или мотыльков. Источник: Математика в д/с, стр. 69 \В. П. Новикова/. |
Игра: «Зайчишки и волк». Материал: Обручи. Содержание: Дети стоят в своих обручах, лежащих на полу в 2 ряда. Ребята -зайчишки, у каждого своя «норка». «Норок» ст. ск. зайчиков. Выскочили зайчики на травку поиграть. На сигнал «Волк идет!» Зайчики бегут, прячутся в своих норках. Волк возвращается в лес. Воспи-ль спрашивает: Ск. зайчиков? Ск. норок? Чего больше (меньше?) Источник: Математика в д/с, стр. 69 /В. П. Новикова/. | Игра: «Ищи и найдешь». Материал: Картинки с изображением временных отрезков. Содержание: Дети рассматривают картинки, приставляют их друг к другу. (Утро, день, вечер, ночь). «После этого как пройдет утро, то наступит?» А затем? Источник: Математика в д/с, стр. 71 /В. П. Новикова/. |
Игра: «Солнышко и дождик». Материал: Круги на земле. Содержание: На сигнал «Солнышко» дети выходят из своих домиках (круги) гуляют. На сигнал «Дождик» бегут в свои домики (круги). Чего больше: домиков или детей? Сколько домиков, столько детей. Источник: Математика в д/с, стр. 74 /В. П. Новикова/. | Игра: «Что выше». Материал: Предметы из окружающей среды. Содержание: На прогулке воспитатель говори: Скамейка низкая, что выше? (куст). Что выше куста? (дерево). Что выше дерева? (Дом, башня). Детский стул низкий, что выше? (взрослый стул). Что выше большого стула? (стол). Что выше стола? (шкаф). Источник: Математика в д/с, стр. 74 /В. П. Новикова/. |
Игра: «Строитель». Материал: Строительный набор. Содержание: Дети строят домики из строительного материала. У кого дом получился выше? Как это определить? Что надо сделать? (придвинуть один домик к другому). Чей дом выше? Ниже? Одинаковые по высоте? Дети работают стоя и сидя (парами). Источник: Математика в д/с, стр. 75 / В. П. Новикова/. | Игра: «Что изменилось». Материал: Фланелеграф, геом. фигуры. Содержание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Дети закрываю глаза, в это время убирается одна фигура. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось. Затем фигуру прячет ребенок. Источник: Математика в д/с, стр. 76 / В. П. Новикова/. |
Игра: «Зеркало». Содержание: Дети повторяют движения за воспитателем и комментируют происходящее. Поднимая, руки дети говорят: «Выше - выше - высок» Опуская: «Ниже - ниже- низко». Разводя руки в стороны: «Шире - шире - широко» «Уже -уже - узко». Источник: Математика в д/с, стр. 77 В. П. Новикова/. | Игра: «Вверх по ступенькам». Материал: На полу 3 куба разной высоты. Содержание: Воспитатель предлагает ребенку подняться вверх по ступенькам. Ребенок поднимается, а дети сопровождают хором его движения: « выше, выше, выше» Поднявшись на последнюю ступеньку, хлопает в ладоши. Теперь спускается вниз. Дети говорят: «ниже - ниже» Спустившись вниз, ребенок снова хлопает в ладоши. Воспитатель спрашивает: где ты был? (наверху). Источник: Математика в д/с. Стр. 80 /В. П. Новикова/. |
Игра: «Узнай форму предметов». Материал: Набор геом. фигур, карточки с геом. фигурами. Содержание: У каждого реб. карточка с геом. фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает маленький круг. Ребенок, у которого есть такая фигура, забирает маленький круг и кладет на свой. Воспи-ль показывает др. фигуру, у кого эта фигура, забирает ее себе. До тех пор, пока не будут закрыты все фигуры на карточке. Источник: Математика в д/с, стр. 92 /В. П, Новикова/. | Игра: «Пузырь». Содержание: Дети делают маленький круг со словами «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» Начинают отходить назад «Лопнул пузырь»!» «Хлоп!» После этого снова берутся за руки и двигаются к центру круга, произнося: «ш-ш-ш». Прокомментировать с детьми происходящее. Источник: Математика в д/с, стр. 92 /В. П. Новикова/. |
Игра: «С пирамидкой». Материал: Пирамидка. Содержание: Воспитатель показывает самое большое кольцо и говорит: «это самое большое кольцо». Ребенок берет кольцо поменьше и кладет рядом с ним -«это колечко поменьше». Последний ребенок кладет самое маленькое кольцо. Он и собирает пирамидку, показывая одно кольцо за другим. Источник: Математика в д/с, стр. 94. /В. П. Новикова/. | Игра: «Какие мы большие». Содержание: Дети образуют круг. При слове « большие» дети становятся большими, как мамы. (Становятся на носочки и поднимают руки вверх). При слове «маленькие» - приседают. Источник :Математика в д/с, стр. 98 /В. П. Новикова/. |
Игра: «Прятки». Содержание: Воспитатель закрывает глаза, дети прячутся. Найдя ребенка, спрашивает: «где ты спрятался?» (под кустиком, за беседкой). Воспитатель дает точное определение, если ребенок справился. Ребенок должен повторить. При повторном проведении игры, ведущим может быть ребенок. Источник: Математика в д/с, стр. 95 /В. П. Новикова/. | Игра: «Достать из мешочка». Материал: Косточки или камешки. Содержание: Воспитатель предлагает ребенку до-стать из мешочка много косточек, одну косточку. «Возьми в левую руку много косточек, а в правую - мало. -говорит воспитатель. Если ребенок выполнил задание не верно, то косточки возвращаются в мешочек. Игра повторяется с др. предметами. Источник: Математика в д/с, стр. 89 /В. П. Новикова/. |
Игра: «Телефон». Материал: Стулья большие, маленькие игрушки - мишка, кукла. Содержание: На большом стуле сидит мишка на маленьком - кукла. Воспи-ль вызывает 2-х детей и одному тихо говорит: «На большом стуле - мишка». Ребенок эти слова передает другому ребенку. Тот подходит и берет мишку и говорит: «Мишка на большом стуле» Игра повторяется, но с другими игрушками. Источник: Математика в д/с, стр. 85 /В. П. Новикова/. | Игра. «С кругами». Материал: круги большие, маленькие. Содержание: Воспитатель показывает детям круги, уточняет какие они по величине, большой или маленький. Дети, которые получили большие круги, построиться слева. А остальные - справа. Затем должны выполнить след. Задания: взять в левую руку большие круги, а в правую –маленькие. Поднять большие круги вверх -опустить поднять маленькие круги -опустить. Положить большие в большую коробку, а маленькие - в маленькую коробку. Уточнить ск. каких кругов в коробках. Источник: Математика в д/с, стр. 85 /В. П. Новикова/. |
Игра «Четвертый лишний». Материал: Карточки с геометрическими фигурами. Содержание: Каждому ребенку дается карточка, на которой изображено несколько предметов, один из которых отличается по какому -либо признаку (цвет, размер, форма). Ребенок показывает всем свою карточку и рассказывает, какой предмет лишний и почему. Источник: /Л. Т. Петерсон/ Игралочка стр. 40. | Игра «Молчанка». Материал: Набор цифр 1-4. фасоль, ширма. Содержание: У воспитателя на столе ширма. Он за ширмой ударяет несколько раз в бубен. Дети должны отсчитать и положить перед собой столько фасоли, сколько было ударов. Затем молча находят нужную цифру и показывают ее воспитателю. Источник: /Л.Т.Петерсон/. Игралочка Стр.41. |
Игра «Магазин овощи - фрукты». Материал: Набор геометрических фигур, карточка с двумя полосками, фланелеграф, овощи и фрукты (бумажные). Содержание: Надо сходить в магазин за продуктами. Что в нем продается? В какой магазин мы попали? Какой здесь беспорядок! Давайте овощи, разложим справа, а фрукты слева. Сколько фруктов? Ск. ово-щей? Рядом ставятся цифры. Положите на верхнюю полку ст. кругов, ск. фруктов, а на нижнюю - столько квадратов, ск. овощей. Ск. кругов ты положил? Ск. квадратов? Почему? Чего больше? Чего меньше? Как сделать поровну?(2 вариант). Источник: Игралочка стр. 43 /Л. Т. Петерсон/. | Игра «На что похоже». Материал: Листки с изображениями прямоугольника, карандаши. Содержание: На столах листки с изображением прямоугольника. Воспитатель просит найти в окружающей обстановке похожие предметы на прямоугольник. А потом закончить рисунок так, чтобы получился какой -нибудь предмет. Источник: Игралочка стр. 58 /Л. Т. Питерсон/. |
Игра «Развесь полотенца». Материал: Полоски разной ширины, фланелеграф. Содержание: На речке живут много лягушат. Они любят купаться. Мама -лягушка сушит их полотенца. Развешивает их вот так: Помогите развесить все полотенца. Воспитатель начинает, дети продолжают (по одной полоске). Аналогичное задание дети выполняют самостоятельно за столами. Источник: Игралочка стр. 26. /Л. Т.Петерсон/. | Игра «Третий лишний». Материал: Геом. фигуры разных размеров и цветов. Содержание: Дети подходят к столу, на котором воспи-ль выкладывает по 3 фигуры. Надо найти лишнюю фигуру и обосновать ответ. 2 больших и один маленький треугольник одного цвета. 1 желтая и 2 красных треугольника одного размера. 1 красный треугольник, 1 зеленый треугольник, 1 красный круг, (лишний предмет выделяется по 2 признакам - цвет и форма). Источник: Игоалочка стр. 29 /Л. Т. Петерсон/. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых ситуаций при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Материал представляет собой обобщенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий....
Образовательная деятельность с игровыми ситуациями по формированию элементарных математических представлений "Прогулка в сказочный лес"
Закрепить значение итогового числа, полученного в результат , счета в пределах 3,отвечать на вопрос « Сколько» ,пражнять в умении определять геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, ов...
МАСТЕР – КЛАСС "Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников".
Математика один из наиболее трудоемких предметов, и чем раньше мы начинаем её осваивать, тем лучше. Как сделать этот непростой труд знакомства с ЭМП дошкольниками более привлекательным и доступным?...
Конспект игровой образовательной ситуации по формированию элементарных математических представлений "Остров геометрических фигур"
Данный конспект можно использовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста при формировании математических представлений....
Элементы игровых ситуаций по формированию элементарных математических представлений
Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формироватьумение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять...
Игровая ситуация по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: "Поможем Элли вернуться домой!"
Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Познакомить с обозначением числа 10. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. Дать представление о многоугольнике, на примере т...
Конспект НОД в форме игровых ситуаций по формированию элементарных математических представлений "Играй-ка!"
Конспект НОД в форме игровых ситуаций по формированию элементарных математических представлений "Играй-ка!"...