Доклад Эффективные приемы развития математической грамотности
презентация
Математическая грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_effektivnye_priemy_matemaicheskoy_gramtnosti.docx | 21.64 КБ |
buklet_priem_voprosy_k_detyam.docx | 302.79 КБ |
prezintatsiya_matematicheskaya_gramotnost.pptx | 276.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Мечта» п. Пангоды Надымского района»
Мастер – класс на тему
«Эффективные приёмы формирования основ математической грамотности в условиях детского сада»
Выполнили:
педагог Васильченко Марина Александровна
педагог Кухарь Валентина Владиславовна
Слайд 1 | Функциональная грамотность способствует развитию человека в отношениях с окружающей средой. ФГОС ДО предопределяет развитие предпосылок функциональной грамотности через организацию определенных условий. Сегодня мы с вами поговорим об «Эффективных приёмах формирования основ математической грамотности в условиях детского сада». |
Слайд 2 | При выборе приёма необходимо учитывать ряд факторов, которые повлияют на эффективное формирование основ математической грамотности:
|
Слайд 3 | Первый приём с которым хотелось бы познакомить - это «Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением». Данный прием является основным приемом обучения. К нему предъявляются следующие требования:
|
Слайд 4 | Прием «Инструкция для выполнения самостоятельного упражнения» Этот прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие. Приём «Пояснение, разъяснение, указания» Показ уместен во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение, но при этом необходима активизация умственной деятельности, исключающая прямое подражание. В ходе освоения нового действия, формирования умения считать, измерять желательно избегать повторного показа. Освоение действия и совершенствование его осуществляется под влиянием словесных приемов: пояснения, указания, вопросов. Одновременно идет освоение речевого выражения способа действия. |
Слайд 5 | Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т. е констатирующих, к более сложным, требующим установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения, использования простейших доказательств. Чаше всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми. В pa6oтe с дошкольниками взрослому приходится часто прибегать к приему переформулировки ответа, давая его правильный образец и предлагая повторить. Например: «На полке грибов четыре», — говорит малыш. «На полке четыре гриба», уточняет воспитатель. |
Слайд 6 | В ходе формирования элементарных математических представлений у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции, но и как методические приемы, определяющие тот путь, но которому движется мысль ребенка в процессе учения. В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, величине, пространственному расположению, интервалы времени — по длительности и т. д. Вначале их учат сравнивать минимальное количество предметов. Затем количество предметов постепенно увеличивают, а степень контрастности сопоставляемых признаков соответственно уменьшают. На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщению, в котором обычно суммируются результаты всех наблюдений и действий. Эти приемы направлены на осознание количественных, пространственных и временных отношений, на выделение главного, существенного. Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия. В начале обобщает воспитатель, а затем — дети. Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приемов, которые тесно между собой связаны и используются чаше всего в комплексе. |
Слайд 7 | В методике формирования элементарных математических представлений некоторые специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношении, выступают в роли методических приемов. Это приемы наложения и приложения, обследования формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек — эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т. д. Этими приемами дети овладевают в процессе показа, объяснения, выполнения упражнений и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности. |
Слайд 8 | Моделирование — наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. Прием является чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов: - использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность; - дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей. |
Слайд 8 | Экспериментирование - это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем). Тренинг- метод ознакомления с социальной действительностью (мир денег). |
В данной презентации описаны приёмы по формированию математической грамотности у детей дошкольного возраста в детском саду. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Мечта» п. Пангоды Надымского района» Рекомендации для воспитателей не тему «Приём - Вопросы к детям» Пангоды 2021 | Ответы детей должны быть:
|
«Вопросы к детям» - является основным приемом по формированию математической грамотности во всех возрастных группах. В педагогии принята следующая классификация вопросов:
| Разные по характеру вопросы вызывают различный тип познавательной деятельности: от репродуктивной, воспроизводящей изученный материал, до продуктивной, направленной на решение задач. Основные требования к вопросам, как методическому приему:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для эффективного формирования основ математической грамотности необходимо учитывать следующие требования при выборе приема: Возрастные особенности группы. Индивидуальные особенности каждого ребенка. Программные задачи, которые решаются на данный момент. Построение предметно – пространственной среды.
1. Приём «Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением» К нему предъявляются следующие требования: Четкость Расчленённость показа способов действия Согласованность действий со словестными пояснениями Точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ Активизация восприятия, мышления и речи детей.
2. Прием «Инструкция для выполнения самостоятельного упражнения» В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в младших — предваряет каждое новое действие. 3. Прием «Пояснение, разъяснение, указание» Приём используется педагогом при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок. Указания должны быть: конкретными, короткими и образными. Также одновременно идёт освоение речевого выражения способа действия.
4. Приём «Вопросы к детям» В педагогике принята следующая классификация вопросов: Репродуктивно – мнемонические (Сколько? Что это такое? Чем отличается?); Репродуктивно – познавательные (Сколько будет на полке кубиков, если поставить еще одну? Какое число больше: девять ил семь?); Продуктивно – познавательное (Что надо сделать, чтобы кружков стало по 9? Как можно определить, который флажок в ряду красный?). Основные требования к вопросам, как методическому приёму: Точность, конкретность, лаконизм; Логическая последовательность; Разнообразие формулировок; Оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов; Количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;
5. Приём «Анализ, синтез, обобщение» В основу сравнения лежит установление сходства и различия между объектами. Сравнивать можно по следующим признакам: количеству, форме, величине, пространственному расположению и т.д. Анализ и синтез как методические приёмы выступают в единстве. Приёмы направлены на осознание количественных, пространственных и временных отношений, на выделение главного, существенного. Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приёмов, которые тесно между собой связаны и используются всего в комплексе.
6. Приёмы «Способа действий» В методике формирования математической грамотности некоторые специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению математических отношений, выступают в роли методических приёмов. Это приёмы наложения и приложения, обследования формы предметов, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек – эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т.д. Этими приёмами дети овладевают в процессе показа, объяснения, выполнения упражнения и в дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.
7. Приём «Модулирование» Приём является наглядно – практическим включающим в себя создание моделей и их использование с целью формирования математической грамотности у детей. Перспектива заключается в следующих факторах: Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность; Дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. При формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно – схематические, графические модели.
8. Приём «Экспериментирование» Данный метод обеспечивает самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. 9. Приём «Тренинг» Помогает ознакомиться с социальной действительность (мир денег).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста
Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...
Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста
Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...
Эффективные приемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (из опыта работы)
В статье описаны эффективные практические приемы для развития коммуникативных способностей дошкольников...
Эффективные приемы развития речи
Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества ре...
Стендовый доклад «Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста с помощью Лего – игр»
Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных областях. Применение LEGO-конструирования на занятиях предоставляют шанс каждому ребенку развить логическое и пространственное мышление, во...
Эффективные приемы развития речи
Основная задача формирования звуковой культуры сводится к развитию у детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным пр...