Эффективные приемы развития речи
учебно-методический материал по логопедии

Основная задача формирования звуковой культуры сводится к развитию у детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произнесением слов и фраз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenova_e.f_.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

#1069;ффективные приемы развития речи

Эффективные приемы
«Игры-Диалоги» - дети по очереди обмениваются друг с другом мыслями и получается содержательный разговор, в котором поддерживается и развивается одна тема
«Игры на конструирование диалога» - осваивается умение формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядный материал.
«Подвижные игры с диалогом» - дети учатся обмениваться репликами поочередно и действовать по сигналу.
«Кинезиологические упражнения», выполняя их дети учатся управлять кистями рук и пальчиками в разных темпах.
«Проблемные ситуации» - решая ситуации, дети развивают чувство юмора, фантазируют.
Небольшие инсценировки («Колобок», «Полянка», «Знакомство» и т.д.) были представлены на утренниках и развлечениях, устраивались представления для малышей.
«Ситуации общения по телефону» Этот приём помогает развернуть сюжетно-ролевую игру или направить ее в другое «русло». Обыгрывая ситуации, дети знакомились с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами.
«Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами» учили детей внимательно слушать собеседника, придумывать свой текст диалога, корректно выражать свое мнение «Словесные игры» без готовых текстов, позволяют направить речевое поведение на создание тех или иных реплик.
«Ролевые подвижные игры» учат детей с вежливой интонацией обращаться в просьбах и отвечать на них.
«Игровые творческие задания»: «Фантик для конфет», с последующим использованием продуктов в совместной деятельности.
телефонные игры-импровизации,
творческие виды игр (театральные и режиссерские с придуманными сюжетами).
Рассказывание по ролям, с опорой на схему и картину.
Рисование мультфильмов (рисуется история с 2 – 3 героями, дети придумывают сюжет и диалог).

- Основная задача формирования звуковой культуры сводится к развитию у детей фонематического слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произнесением слов и фраз.

1. Рассказывание

Дети очень любят сказки, рассказы, поэтому рассказывание широко используют как прием педагогической работы, в том числе и при воспитании у детей навыков правильного произношения звуков. В нашем случае удобно применять ее при подготовке артикуляционного аппарата к произнесению звука

2. Договаривание

Договаривание – как прием педагогической работы очень эффективен при воспитании у детей навыков правильного произношения звуков. Его можно использовать на всех этапах работы над звуком.

Часто используется договаривание предложений, подстановка подходящих по смыслу слов. В словах содержится звук, над которым дети работают на данном занятии.

3. Звукоподражание

Данный прием можно использовать в разных возрастных группах, меняться будет только задание.

4. Заучивание стихотворений.

Заучивание стихотворений, чистоговорок и скороговорок используется на последнем этапе работы со звуком. Это наиболее сложный этап для детей, так как требует от них значительных усилий. Ребенок уже должен владеть четкой артикуляцией звука, уметь различать артикуляторно или акустически схожие звуки

5. Игры.

Это наиболее распространенный прием работы с детьми дошкольного возраста. Использовать можно любой вид игры: дидактическую, сюжетно-ролевую, подвижную и т.д.

6. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика («зарядка для язычка») проводится с детьми всех возрастных групп. Различие только в том, что с детьми младшего возраста проводятся более простые упражнения («Лопаточка», «Часики», «Вкусное варенье», «Окошко» и др. С детьми старшего возраста выполняются более сложные упражнения: «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Гармошка» и др.

7. Пальчиковые гимнастики

Также, как и артикуляционная гимнастика, проводятся со всеми возрастными группами. Целесообразно заучивать пальчиковые гимнастики в соответствии с лексическими темами.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:

Ехать – приезжай, махать – маши, искать – ищи.

Снять (что?) – пальто, но раздеть (кого?) – куклу.

Надеть (что?) – шапку, но одеть (кого?) – мальчика.

Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

Сравнение двух форм (чулок – носков; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно, и другие.

Прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».

В синтаксисе применяются подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы.

Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи. В ходе занятий педагог добивается активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний. Основные е положения методики исправления ошибок можно сформулировать следующим образом:

  • Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребёнка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
  • Не повторять за ребёнком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно. Нужно сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить его.
  • Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно.
  • С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребёнок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек».
  • Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.
  • В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.
  • При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивым, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником.

3. Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики младших дошкольников:

1)«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках;

2) «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу;

3) «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу;

4) «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»);

5) «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз. «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

6) «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но если зарядку для пальчиков проводить регулярно и использовать разнообразные приемы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления и речи ребенка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста:

1) Рисование — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Конечно, ребенок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть: фартук, клеенка, свободное пространство и большие листы бумаги, лучше обои;

2) “Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует тому, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять;

3) Щетка "ежик”- рабочую поверхность "ежика" можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях: а) зубцами к ладонной поверхности руки; б) зубцами к наружной поверхности руки. С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные ощущения.. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой;

4) Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста. Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка;

5) Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки;

6) Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предложить ребенку заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика, мяч Су-Джок), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошками шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

Игры и игровые приемы для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Эти игровые приемы можно предложить родителям выполняя их с ребенком в домашней обстановке.

Вначале необходимо установить эмоционально-положительный настрой (это подготовительный этап), тем самым повышая самооценку ребенка. Каждый ребенок гладит себя по голове и говорит, какой он хороший, добрый, умный. Тем самым выполняется и тактильное упражнение – прикосновение, активизируем внимание детей.

Второй этап - самомассаж кистей и пальцев рук: а) растирание ладоней, руки становятся теплыми; б) массаж ладонных поверхностей, надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании пальцев другой руки, затем положение рук меняется; в) растирание ладоней карандашом с постепенным увеличением усилий; г) растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Третий этап – массаж лица. Массируем лоб, щеки, ушки, носик.

Четвертый этап — артикуляционная гимнастика. Она играет важную роль в формировании правильного произношения звуков. Данные упражнения понятны ребенку и доступны. Выполнять упражнения с детьми нужно в комплексе. Комплекс называется «испеки пирожок»: насыпаем муку – работаем язычком; размешиваем – болтушка; раскатываем тесто — кусаем язычок; мнем пирожки — укол язычком в щеку; поставим в печь — греем пирожок; поставили стынуть — дуем на пирожок; съели пирожок – круговые движения губами.

Пятый этап – идут упражнения на развитие мелкой пальцевой моторики в стихотворной форме. Начинаем с самых простых, заканчиваем самыми сложными. Все этапы проходят постепенно. Сначала дети учатся делать самомассаж пальцев и кистей рук, затем делать массаж лица, потом артикуляционную гимнастику « Испеки пирожок», а уже потом упражнения в стихотворной форме.

Эти упражнения развивают не только мелкую моторику, но и выполняют следующие функции: развлекательную — создавать благоприятную атмосферу; релаксационную – снимать напряжение; коммуникативную – объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой; воспитательную — формировать моральные и нравственные качества; обучающую — давать новые знания, умения, навыки или закреплять их; коррекционную — «исправлять» эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребенка; профилактическую – предупреждать появление психосоматических заболеваний; лечебную — способствовать выздоровлению. Комплекс упражнений должен проводиться ежедневно по 10-12 минут.

Помимо этого комплекса, необходимо уделять внимание и различным играм: «Золушка» (дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки); «Угадай на ощупь» (различные овощи и фрукты в мешочке); «Из чего предмет» (определи материал предмета); «Найди такой же»; «Чудесный мешочек»; «Строим забор» (игры со счетными палочками); «Покатай» Покатай,— катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками; «Шнуровки»; «Что у кого?» (разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями); рисование на песке. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Усложнение должно происходить постепенно. Главным принципом достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку..

Необходимым условием работы является — доброжелательная, эмоционально-насыщенная атмосфера совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием детских игрушек, иллюстраций, картинок из детских книг. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Дети-дошкольники очень любят сказки, рассказы, поэтому рассказывание широко используют как прием педагогической работы, в том числе и при воспитании у детей навыков правильного произношения звуков. В нашем случае удобно применять ее при подготовке артикуляционного аппарата к произнесению звуков.

4. Приемы используемые в работе в средней группе:

Работа с артикуляционным аппаратом

#1048;гра «Домик язычка»

- Я расскажу вам сегодня очень интересную историю. Сядьте прямо, посмотрите на меня. Скажите, у вас есть язычки?

- А где они находятся?

- Правильно! Язык у вас находится во рту. Рот – это домик языка. Домик открывается и закрывается. Посмотрите! Я буду открывать и закрывать домик. (медленно смыкаем и размыкаем зубы ,губы в положении улыбки, верхние и нижние зубы обнажены.)

А теперь скажите, чем домик закрывается? Правильно домик закрывается зубами! Зубы крепко закрывают домик и не выпускают язычок на улицу. Нижние зубы - это крылечко. Найдите языком нижние зубы. Давайте все вместе закроем и откроем домик язычка. Улыбайтесь, закрывайте домик так, чтобы зубы были хорошо видны. (дети выполняют упражнение.)

В домике есть и потолок. Найдите его, дети, погладьте язычком около верхних зубов, где начинается потолок, есть бугорки, найдите их, коснитесь кончиком языка. А скажите, для чего нам нужен язык? Что мы делаем языком? («Едим, говорим».)

– Правильно! На чтобы хорошо говорить, язык должен многое уметь делать. Он умеет быть широким, тонким. Посмотрите, какой у меня язык.

( показываем широкий язык, который без напряжения лежит на нижней губе и своими боковыми краями касается уголков рта. Потом можно на примере показать детей, умеющих делать язык широким, и обращает внимание всех на форму языка.)

#1042;олк и семеро козлят

- Помните, в сказке «Волк и семеро козлят» кузнец волку ковал тоненький голосок? Мы с вами тоже будем ковать, Толька не голосок, а язычок, чтобы он стал широким и тонким. Посмотрите! Воспитатель закусывает широкий, тонкий, не напряженный язык зубами и медленно, раздельно; говорит: «та-та-та». Дети повторяют за ним упражнение. При произнесении слога та язык сам по себе принимает широкую форму. Затем воспитатель кладет широкий язык между губами и говорит: «па-па-па». Дети повторяют.

-А теперь скажите так:

«Мы прижмем язык зубами – та – та - та,

А теперь прижмем губами – па – па - па».

- Он следит за, тем, как дети выполняют упражнение,. потом предлагает: «А теперь послушайте, дети, сказку о веселом язычке. Мы будем делать те же упражнения, что делал язычок. Жил - был, язычок в своем домике, никуда не выходил. Наконец, надоело ему сидеть дома без дела. Захотелось ему поиграть и порезвиться. Открыл он сначала одну дверку (губы), потом вторую (зубы), высунул широкий кончик и опять спрятался в домик. Выбежал из домика - спрятался в домик.

Сначала язычок бегал медленно, а потом забегал взад-вперед все быстрее и быстрее, как будто котенок молоко лакает. Устал он и остановился отдохнуть, высунулся из домика и греется на солнышке. Вдруг подул ветер, и язычок убежал в домик, закрыв все двери. Утих ветер, и опять язычок выбежал из домика. Очень любопытный был язычок! Выбежал на улицу и посмотрел направо, потом налево, посмотрел вверх и вниз. Надоело ему гулять, и он вернулся в свои домик, закрыв все двери».

В работе необходимо следить за артикуляционным аппаратом детей и правильностью выполнения упражнения.

#1055;альчиковая гимнастика

«Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")


«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

Эффективные приемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В статье описаны эффективные практические  приемы для развития коммуникативных способностей дошкольников...

Эффективные приемы развития речи

Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества ре...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...

"Эффективные методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественным произведением".

Консультация для воспитателей.Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.Знакомство детей с художественным произведениями вызывает у...