Доклад по теме «Развитие математических представлений с помощью игровых приемов»
статья по математике
Доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvitie_matematicheskih_predstavleniy_s_pomoshchyu_igrovyh_priemov.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад 11
Доклад по теме
«Развитие математических представлений с помощью игровых приемов»
Воспитатель:
Полежаева Олеся Валерьевна
г.Боготол
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении маленьких детей. В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.), на базе которых возникают элементарные математические представления.
В мышлении маленького ребёнка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются: выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий; широкое использование дидактического материала; возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом; выработка навыков счёта, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме; широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быта, игре, труде, т. е. в других видах деятельности. Практический метод предполагает организацию упражнений. В процессе упражнений ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Используются как коллективные (выполняются всеми детьми одновременно), так и индивидуальные (у стола воспитателя) формы выполнения упражнений.
Упражнения должны дифференцироваться по степени сложности с учётом индивидуальных особенностей детей. Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших - в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.; в старших - приобретают характер поиска, угадывания, соревнования. В таких случаях говорят об игровых упражнениях или упражнениях в игровой форме. С возрастом детей упражнения усложняются: они уже состоят из большего числа звеньев, учебно-познавательное содержание выступает в них прямо, не маскируясь практической или игровой задачей, во многих случаях для их выполнения требуется проявление смекалки, сообразительности.
Использование такого игрового материала помогает взрослому:
-активизировать умственную деятельность ребенка,
-заинтересовать детей математическим материалом,
-развивать и расширять математические представления,
-закреплять полученные математические знания и умения детей в других видах деятельности.
Игровой материал является базой для стимуляции и развития у детей математических способностей.
При подборе игр-занятий нужно учитывать:
-психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста.
-необходимость сбалансированности перегрузки и исключения перегрузок при проведении занятий.
-необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объема программного материала,
-разнообразные методы обучения, объяснительно-иллюстративный, поисковый, эмоциональной стимуляции.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
В групповой комнате должно быть всегда открыто, в любое время доступно для детей:
- демонстрационная доска с набором цифр, предметных картинок,
-числовой фриз,
-набор магнитных цифр и математических знаков.
-дидактические плакаты и дидактические игры по математике,
-часы,
-календари различных видов,
-настольные театры по сказкам с большим числом действующих персонажей.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Примеры игр
1. Игры с цифрами и числами
Игра «Поезд»
Цель: упражнять детей в прямом счёте, определять соседей числа. Задачи: развивать внимание (объём, концентрация, переключаемость), восприятие, мелкую моторику.
Игра «Десятиэтажный дом»
Цель: учить прямому счёту, приучать детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству; развивает способность к анализу, обобщению; помочь увидеть вторичные значения слов, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения
Игра «Стук-хлоп-топ-шлеп»
Цель: научить детей выполнять действия определенное количество раз,развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), синхронизация полушарий, улучшение работы памяти и мыслительных операций, развитие крупной и мелкой моторики.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РОМАШКИ»
Цель: закрепить представления о количественном счёте в пределах десяти и о графическом изображении чисел.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РЫБАЛКА»
Цель: закрепить представления о количественном счёте в пределах десяти и о графическом изображении чисел, представление о количественном счёте в пределах 10, представление о графическом изображении числа (цифры)
2. Игры путешествие во времени
Игра «Назови пропущенное слово»
Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Игра «Когда это бывает»
Цель: учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.
Игра «Что наступило»
Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».
Игра «Неделька, стройся»
Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.
3. Игры на ориентирование в пространстве
Дидактическая игра «Кто куда плывет?».
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, развивать умение ориентироваться на плоскости.
Дидактическая игра «Разноцветная рамка».
Цель: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, развивать умение ориентироваться на плоскости..
Дидактическая игра "Бабочка".
Цель: развивать умение ориентироваться на микроплоскости у детей старшего дошкольного возраста и умение практически ориентироваться на основе этих представлений, пользоваться схемой, закреплять умение ориентироваться на микроплоскости.
4. Игры с геометрическими фигурами
«Геометрические фигуры»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
«Найди и назови фигуру»
Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.
«Паруса»
Цель игры: познакомить детей с формой "треугольник", развивать мышление.
«Конструирование по схеме»
Цель игры: развитие логического мышления
5. Игры на логическое мышление
Игра «Собери цветок».
Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Игра «Полезно - вредно».
Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.
Игра «Что я загадала?».
Цель: развивать мышление.
Регулярное использование игровых ситуаций математического содержания направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В доклад входят игры, развивающие математические способности у детей....
Статья на тему "Развитие математических представлений у детей 4-5 лет в игровых ситуациях"
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, поняти...
Доклад на ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возраста на тему: «Развитие математических представлений и логических операций у детей младшего дошкольного возраста»
Доклад на ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастана тему: «Развитие математических представлений и логических операций у детей младшего дошкольного возраста»С самого младенчества взрослы...
Доклад на МО на тему "Развитие математических представлений дошкольников с помощью игровых приёмов"
Развитие математических представлений дошкольников с помощью игровых приёмов....
Развитие фонематического слуха с помощью игровых приемов и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени Система коррекционной работы
Разработанная система коррекционного воздействия позволила достичь положительных результатов в преодолении нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени....
Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»
Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»МесяцТемаЗадачиМетоды игровой деятельностиСентябрь&la...
2020-2024г. Презентация опыта работы по теме: «Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через поддержку игровой активности»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...