Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) "Цветик-семицветик"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Формируется представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные) фигуры, из каких элементов состоят пространственные фигуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) "Цветик-семицветик" | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ»)
Технологическая карта
мероприятия непосредственно-образовательной деятельности
с детьми старшей группы «Мальвина»
Тема: «Цветик-семицветик»
(образовательная область «Познавательное развитие», раздел «ФЭМП»)
Автор: воспитатель 1 квалификационной категории
Лифанова Татьяна Анатольевна
п. Пангоды, 2021 г.
Образовательная область | Познавательное развитие, раздел «ФЭМП» | |||
Возраст детей, группа | 5-6 лет, старшая группа | |||
Тип НОД | Тематическое | |||
Тема НОД | Цветик-семицветик | |||
Цель | сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные) фигуры, из каких элементов состоят пространственные фигуры. | |||
Задачи
| Обучающие: закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах; повторить пространственные отношения («вверху» - «внизу», «слева» - «справа»); сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, уточнить известные способы действий в ситуации затруднения; повторить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их; Развивающие: тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества. Воспитательные: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества; желание прийти на помощь; самостоятельность. | |||
Материал
| Дидактические материалы: Демонстрационный: волшебный мешочек, образец расположения геометрических фигур (составленного воспитателем) Оборудование: волшебный мешочек, домики, рабочие столы. Раздаточный: листы бумаги по количеству детей, картинки, танграм, геометрические фигуры – плоские и объемные, карандаши, раздаточный материал. | |||
Предполагаемый результат | Учатся отличать плоскостные геометрические фигуры от объемных фигур | |||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника | Предпосылка учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
1. Введение в игровую ситуацию | Воспитатель собирает детей около себя. Воспитатель: Давайте нашим гостям подарим улыбки. И пусть у всех будет хорошее настроение. Если каждый улыбнется, Утро доброе начнется! Ребята, а нам письмо прислали! (Воспитатель показывает конверт) От кого же это письмо? Давайте прочтем его. Воспитатель достает письмо: «Здравствуйте ребята! Пишет вам Женя. Со мной приключилась беда! Вы же знаете, что я тяпа-растяпа, которая любит считать ворон и глазеть по сторонам! Так вот! Я шла из магазина, в руке у меня был цветик-семицветик, и пока я читала вывески на магазинах, налетел весёлый ветерок, сорвал лепестки с цветика и улетел. И на цветке у меня осталось всего два лепестка. Я побежала следом за ветерком, но не догнала его, только заблудилась. Помогите мне, ребята, отыщите лепесточки. Пожалуйста!». Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Жене? А сможете? А почему цветок называется «Цветик-семицветик»? сколько лепестков унес ветер? Так сколько лепестков мы должны найти? (Ответы детей) | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы | Интерес к образовательной деятельности | Ответы детей |
Этапные задачи: способствовать формированию положительной мотивации сформировать детскую цель; содействовать формированию у детей веры в достижение цели. | ||||
2. Актуализация знаний | Воспитатель: Ребята, тут точно был ветерок, посмотрите всё разбросано, я даже не пойму, что это за фигурки? Дети: Геометрические фигуры. Воспитатель: Давайте попробуем навести порядок, может быть, и лепесток отыщем. (Дети садятся за столы. У каждого ребенка геометрические фигуры, лежащие вперемешку). Воспитатель: Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги. Графический диктант. В центре листа расположите желтый круг. Положите в левый верхний угол красный треугольник. Положите в правый нижний угол красный квадрат. Положите в правый верхний угол желтый треугольник. Положите в левый нижний угол красный круг. А сейчас проверим. Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры должны быть расположены так, как показано у меня на листе. Молодцы! Вы справились с заданием. Посмотрите, нет ли где-то поблизости лепестка. (Дети находят лепесток) А вот и первый лепесток. Давайте прикрепим его к цветику. Ребята посмотрите, я нашла какой-то мешок. Вам интересно узнать, что в нем лежит? Игра «Угадай, что в мешке». Цель: сформировать умение детей различать и отражать в речи различия между объемными и плоскостными фигурами. (Дети стоят полукругом). Воспитатель: Ребята, я предлагаю на ощупь определить форму предмета в мешочке и назвать её (в мешочке предметы в форме шара, куба, конуса, цилиндра, круга, квадрата, треугольника). Несколько детей достают по одному предмету, называя его. Посмотрите, нет ли в мешке лепестка. Молодцы, вы нашли еще один лепесток. Я думаю, Женя будет очень рада, если мы найдем все недостающие лепестки для цветика-семицветика. Сколько мы нашли лепестков? Дети: два Воспитатель: Сколько еще осталось? Дети: еще три | Выполняют графический диктант | Дети используют ранее изученные способы выполнения графического диктанта | Выполнение заданий |
Этапные задачи: различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя; тренировать умение использовать обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) с помощью знаков (символов), умение выполнять самоконтроль; повторить пространственные отношения «вверху - внизу», «слева - справа»; тренировать мыслительные операции. | ||||
3. Затруднение в ситуации | Воспитатель: А сейчас пройдите, пожалуйста, к столам. Посмотрите, перед вами те же фигуры, что лежали в мешке. Нам с вами нужно заселить эти фигуры в домики. Одни фигуры живут в красном домике, другие - в зеленом. По какому признаку мы расселим фигуры в домики? (одни фигуры объемные, а другие плоскостные). Знаете ли вы способ, который помог бы нам определить какие фигуры плоскостные, а какие объемные? (нет, не знаем способ, который помог бы определить какие фигуры плоскостные, а какие объемные) Значит, что нам надо сделать, чтобы это узнать? (подумать самим, спросить у взрослого) | Сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить проблему | Целеполагание, планирование, выбор способа действия | Наблюдение в процессе работы |
Этапные задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения; тренировать мыслительные операции. | ||||
4. Открытие нового знания или способа действий | Положите квадрат на лист и обведите его карандашом. Какой след остался – квадрат, а теперь обведите куб и посмотрите, какой остался след? – тоже квадрат. След оставили одинаковый, но они отличаются друг от друга. Посмотрите, полностью ли лежит квадрат на листе бумаги? (да) А куб? (нет) Правильно, на бумаге лежит только одна его грань, а остальные расположены выше листа бумаги. Поэтому квадрат — это плоскостная фигура, а куб объемная. Есть еще один способ, который может объяснить их отличия. Ребята, спрячем круг, накрыв его листом бумаги, а теперь попробуйте сделать тоже самое с шаром. Смогли мы спрятать шар? (Убеждаемся, что это невозможно!). Расселите геометрические фигуры в их дома. Поделите оставшиеся фигуры на плоские и объемные самостоятельно применив, полученные знания. Плоскостные в красный домик, объемные в зеленый. Какие фигуры вы заселили в красный домик? (круг, квадрат, треугольник) Какие в зеленый? (шар, куб, цилиндр) Молодцы! Вы снова справились с заданием. А вот и еще один лепесток. Прикрепляй, Миша, его к цветику. | Знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения | Усвоение способа действий | Наблюдение за процессом |
Этапные задачи: сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действия «если, что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя»; тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции. | ||||
5. Введение новых знаний в систему знаний | А теперь немножко поиграем и поищем оставшиеся лепестки. Игра «На что похоже?» Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, цилиндра и использовать их названия в речи. На столах стоят объемные фигуры. У вас в руках карточки с изображением предметов, похожих на какую-либо фигуру. Найдите фигуру и положите карточку с похожим предметом рядом с этой фигурой. (Дети выполняют задание). Молодцы. Вы справились. И ветерок вернул нам еще один лепесток. Ребята, мы с вами выполнили много заданий. А вспомните пожалуйста кто съел баранки у Жени? Дети: собака. Я предлагаю сделать собаку из геометрических фигур. Приступайте. Игра «Танграм» Цель: развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение. Посмотрите внимательно, нет ли у кого-нибудь в конверте с фигурами последнего лепестка от цветика-семицветика? (Дети находят лепесток) | Участвуют в играх | Выполнение работы, самостоятельная работа за столами. | Соблюдение правил в работе |
Этапные задачи: закрепить представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры; тренировать мыслительные операции. | ||||
6. Осмысление (итог) | Воспитатель собирает детей около себя. Молодцы, ребята. У вас сегодня все получилось. Все лепестки мы собрали? Кому мы сегодня помогали? Какие знания помогли нам правильно определить плоскостные и объемные фигуры? Что для вас было сложным? С кем вы поделитесь новыми знаниями? Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня занимались. Мне с вами было интересно. | Дети стоят около воспитателя, отвечают на вопросы | самооценка | Ответы детей |
Этапные задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха. Фиксирование детьми достижения «детской» цели, проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть этой цели. | ||||
Комментарии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспекта занятия ФЭМП "Цветик-семицветик"
конспект занятия с элементами здоровьесберегающих технологий...
Непосредственно- образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЭМП) «Цветик-семицветик»
Закрепление детьми знаний по формированию элементарных математических представлений, полученных на НОД в течении года....
Конспект итогового НОД по ФЭМП "Цветик-семицветик" ("Еди тюслю чечечик")
Цель: Обобщить полученные знания за учебный год по математике.Программное содержание:Обучающие задачи:Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.Продолжать учить ориентироваться в простр...
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) «Цветик- семицветик" для детей дошкольного возраста 6-7 лет
Контроль и учет знаний детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) по формированию элементарных математических представлений.Видеопрезентация к конспекту НОД по познавательному развитию (ФЭМП) &laqu...
Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) "Цветик-семицветик" для детей старшей группы
Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе по теме «Цветик – семицветик»Цель: Развитие образного мышления.Задачи:1.Закреплять умение детей считать предметы, расположенных по к...
конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" ФЭМП "Цветик-семицветик"
занятие для детей старшей группы...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП «Цветик-семицветик»
Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «ФЭМП»Тема: «Цветик-семицветик»Возрастная группа: подг...