«Использование блоков Дьенеша для развития познавательных способностей у дошкольников 4 -5 лет»
консультация (старшая группа)

В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.

                                                             

Возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития,  и в частности математического, мыслительные умения можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.

Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.

Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом.

                                                                

Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы).

С помощью этих игр тренируется  память, внимание, восприятие.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Логические блоки - это универсальный игровой материал в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов,  размером.
  • Развития мыслительных способностей: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
  • Развития творческих способностей.

                                                        

Развивая мыслительные умения, важно помнить, что они вырабатываются в процессе многократных упражнений.

Количество этих упражнений для разных детей различно. Не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Дети сами могут придумывать комбинацию свойств.

                                                                      

Использовать в играх логические кубики. Своеобразие логических кубиков  - возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям.

Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.

Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Они могут быть рыбками, цветами, бусинками, конфетами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denesh.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование блоков Дьенеша

для развития познавательных способностей у дошкольников 4 -5 лет»

        

       В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка.

        

Возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития,  и в частности математического, мыслительные умения можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.

Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.

Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом.

        

Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы).

С помощью этих игр тренируется  память, внимание, восприятие.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Логические блоки - это универсальный игровой материал в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов,  размером.
  • Развития мыслительных способностей: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
  • Развития творческих способностей.

                                                         

Развивая мыслительные умения, важно помнить, что они вырабатываются в процессе многократных упражнений.

Количество этих упражнений для разных детей различно. Не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Дети сами могут придумывать комбинацию свойств.

                                                                       

Использовать в играх логические кубики. Своеобразие логических кубиков  - возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям.

Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.

Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Они могут быть рыбками, цветами, бусинками, конфетами.

                                                                     

Необходимо «насыщать»  новыми игровыми заданиями, действиями игры с блоками Дьенеша. Это помогает детям преодолевать интеллектуальные трудности. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.

Блоки Дьенеша - прекрасный инструмент для развития мышления детей.

                                                                   

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах,

легче адаптируется в новой обстановке, лучше подготовлен к школе.

                                                                     

Существующее мнение о том, что математическое мышление для ребенка не столь важно в обыденной жизни и, что оно может пригодиться детям лишь на уроках математики, весьма ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, определять параметры, связывающие различные явления и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессионально-личностной сфере, а значит, и залог будущей жизненной успешности ребёнка.

        

Методическая разработка направлена на развитие познавательной активности ребёнка, совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

        Все занятия  построены  в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка, способствует лучшему запоминанию математических понятий. Специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.    

                      

      Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему:"Развитие познавательных способностей у дошкольников через использование песочной терапии"

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка раннего возраста. От того, как будут развиты у ребёнка пощнават...

Использование интеллект - карт для развития познавательных способностей старших дошкольников

Использование интеллект - карт для развития познавательных способностей старших дошкольников в рамках проекта "Хочу все знать"...

Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша для развития познавательных способностей у дошкольников 4 -5 лет»

В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений...