«Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР»
статья по математике (подготовительная группа)
Цель авторской статьи: Формирование у детей дошкольного возраста с ТНР элементарных математических представлений с использованием игровых технологий. Поддерживать устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР»
Научные исследователи, такие как Фалькович Т. А., Барылкина Л. П., Смоленцева А. А., и др. утверждали, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений; с детьми нужно «играть» в математику.
Авторы Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Гальперин П. Я. указывали на трудности в усвоении математических представлений детьми с ОНР, обусловленные речевой патологией и вторичными нарушениями высших психических функций..
Авторы Аргинская И.И., Лопатина Л.В. и др. отмечали, что для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста большое значение имеет игровая деятельность: дидактические, сюжетно-дидактические, театрализованные и подвижные игры.
Как же организовать работу по овладению элементарными математическими представлениями с детьми дошкольного возраста с ТНР, ввиду недостаточной сформированности познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти).
Решение данной проблемы в коррекционной практике мы видим в применении игровых технологий (игровых методов и приёмов). Использование игровых технологий в формировании математических представлений у детей с ТНР позволяет им успешно справиться с заданием и усвоить программные задачи.
Да, мы должны использовать игровые технологии (игровые методы и приёмы) в формировании математических представлений в работе с детьми с ТНР, потому что они позволяют успешно решить программные задачи. Но мы не можем применять данную технологию без учёта нарушенных познавательных процессов у детей с ТНР.
Поэтому необходимо:
1. Отобрать из общей практики разные способы работы по формированию элементарных математических представлений и применить их в комплексе так, чтобы они активизировали познавательные процессы и позволили каждому ребёнку добиться успеха.
Свою работу мы стали строить на шести основных принципах:
- Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресность обучения в зависимости от структуры нарушения.
- Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию:
(ориентация на разные возможности и темп развития ребёнка; признание значимости и индивидуальности каждого ребёнка, его права на собственный выбор).
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Принцип взаимосвязи умственного и речевого развития детей.
- Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребёнка с ТНР.
- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Определили цель и задачи педагогической деятельности.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста с ТНР элементарных математических представлений с использованием игровых технологий. Поддерживать устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Задачи:
- Выявить у каждого из воспитанников степень несформированности в математическом развитии.
- Подобрать и адаптировать игры по разным направлениям математического развития с учетом особенностей детей с ТНР.
- Определить место данной работы в структуре образовательного процесса.
- Разработать план применения игр в деятельности с детьми;
- Обогатить предметно-развивающую среду.
- Включить в процесс обучения родителей и специалистов.
2. Определить условия отбора игр по ФЭМП с учетом особенностей детей с ТНР:
- Учет возрастных особенностей.
- Учет направлений математических игр (количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, логическое мышление).
- Учёт текущей воспитательно– образовательной задачи, коррекционной работы с детьми.
- Учёт времени года.
- Соответствие лексической теме.
Какие же игровые технологии в математическом развитии наиболее успешные и интересные для детей с ТНР:
Дидактические игры: 1. Игры с цифрами и числами (обучение счёту). 2. Игры путешествие во времени (знакомство с днями недели); 3. Игры на ориентирование в пространстве; 4. Игры с геометрическими фигурами (закрепления знаний о форме геометрических фигур); 5. Игры на логическое мышление (формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения).
Подвижные игры с математическим содержанием: развивают познавательную деятельность, интеллектуальные операции. Знакомят с числами и цифрами, с цветом и цветовыми оттенками, с геометрической формой, преобразованием, с понятием «величина». Способствуют развитию пространственных представлений, логического мышления, навыков сравнения, анализа, объединение множеств. Развивают внимание, быстроту реакции и координацию движений, умение понимать инструкции, подчиняясь правилам игры; учат контролировать свои движения, тактильные анализаторы.
Сюжетно-ролевые игры: формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных и величинных представлений; расширение представлений об окружающей действительности; формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию (игровой образ, математическое содержание игры, временные рамки и т. п.); обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре; развитие личностных качеств, эмоциональной сферы.
Театрализованные игры (режиссерские и игры-драматизации): формируют количественные, временные, пространственные представления; способствуют раскрепощению детей, снимают физическое и психическое напряжение, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и хороший уровень работоспособности
Игры с пальчиками «Пальцевый счет»: формирует у детей количественные представления, способствует развитию координации «глаз — рука»; ребенок учится фиксировать свое внимание на руке и на предмете, самостоятельно ощупывать предмет, следить за его перемещением, находить его место и т. п.
Игры с песком и другими сыпучими материалами: развиваются познавательные функции рук ребенка — координация обеих рук со зрительным прослеживанием, формируется операционально-техническая сторона деятельности, развивается зрительно-двигательная координация. Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, о величине и форме, о пространственной ориентировке, позволяют научить ребенка сравнивать объемы и т. п. Формируют у детей представления об объеме сыпучего материала, о сохранении его количества независимо от формы и объема сосуда и т. д.
Игры с водой: дети осваивают пространственные представления, осуществляя пространственную ориентировку в воде; количественные представления, погружая в воду заданное количество объектов, соотнося одно количество с другим и т. п.; развиваются тактильные ощущения детей; формируются представления о величине, о геометрических фигурах.
Игры с бытовыми предметами и орудиями (посуда разного размера: кастрюли, тарелки, чашки, деревянные и пластмассовые ложки, миски, банки для сыпучих продуктов и т. п., приспособления для сушки белья: прищепки, веревки для развешивания белья, прихватки различной формы и разных размеров и т. п.): игры учат соотносить предметы по величине, форме, цвету; формируют у детей представления об одинаковом количестве, дают реальную возможность соотносить количество без пересчета, на основе пересчета и т. п.; формируют как количественные, так и пространственные представления.
Настольно-печатные игры: способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций; закреплению или отработке полученных знаний. Развивают процессы мышления, внимания, памяти, воображения и речи; тренируют усидчивость, дисциплинированность и умение доводить начатое дело до конца; воспитывают уступчивость, толерантное отношение к партнёрам, а также умение сотрудничать.
Игры по ФЭМП на интерактивной доске: являются одними из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения дошкольников. У детей развиваются все психические процессы: внимание, память, мышление; речь; а также мелкая моторика. Формируются приёмы умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей.
3. Для формирования математических способностей у детей дошкольного возраста с ТНР необходимо создавать специальные условия.
- Наличие игрового центра «Игротека».
- Наличие уголка «Занимательная математика».
- Копилка игр и пособий, компьютерных презентаций для математического развития.
- Набор лэпбуков по ФЭМП с копилкой дидактических игр и упражнений по математическому развитию.
- Наличие интерактивной доски.
- Наличие специальной комнаты для игр с песком и водой.
4. Необходимо отводить определённое место в структуре образовательного процесса:
- Непосредственно образовательная деятельность:
- по ФЭМП,
-развитию речи,
-формированию представлений о себе и окружающем мире,
-изобразительной деятельности,
- ручному труду .
Это может быть игровая минутка, проблемная ситуация, физ.минутки, пальчиковая гимнастика, учебное задание, упражнение, как часть занятия.
- Совместная деятельность:
-дидактические игры в пространстве группы;
-дидактические игры за столом;
-подвижные игры;
- игры драматизации;
-экскурсии и наблюдения;
-ЧХЛ: стихи, математические сказки, математический фольклор: пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки;
-досуги (математические).
- Самостоятельная деется деятельность:
- настольно-печатные игры,
-сюжетно-ролевые игры,
- театрализованные игры,
-развивающие игры и упражнения с математическим содержанием
Освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое мышление, активизирует познавательную деятельность. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Занимательный математический материал стал хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике. Дети используют игры и игровые упражнения с математическим содержанием в самостоятельной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС "Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников".
Математика один из наиболее трудоемких предметов, и чем раньше мы начинаем её осваивать, тем лучше. Как сделать этот непростой труд знакомства с ЭМП дошкольниками более привлекательным и доступным?...
«Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений»
Конспект игровой ситуации в подготовительной группе по ФЭМП «Путешествие на фантастическую планету»....
Использование современных игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Педагогический совет № 3, по второй педагогической задачи доу, в форме деловой игры....
"Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Мастер класс. Педагог Ясинская Н.В. Тема: «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Обобщение опыта работы....
Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...
Выступление на педсовете "Развитие игровой деятельности в соответствии ФГОС ДОУ". Доклад: «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
В развивающих играх Никитина - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно п...
Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...