Программа работы кружка «Развивай-ка» в подготовительной группе.
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Муравлёва Наталья Анатольевна

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа  кружка  «Развивай-ка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_razvivayka.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы кружка «Развивай-ка»

в подготовительной группе.

Введение

 

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа  кружка  «Развивай-ка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.

На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и  мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

Программа реализуется в объёме  17  часов  в подготовительной  группе детского сада, ориентируется на запросы и потребности детей и родителей. 

Актуальность

Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.


        Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.

       Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.


Предлагаемая  программа рассчитана на  работу с детьми 6-7 лет, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

ЦЕЛЬ:    повысить готовность детей к познавательной деятельности перед поступлением в школу.

ЗАДАЧИ: 
Обучающие:

  1. Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями.
  2. Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  3. Обучать  различным приемам работы с бумагой, картоном, конструктором.
  4. Создавать композиции с изделиями.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.
  2. Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
  3. Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.
  4. Совершенствовать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к занимательной деятельности.
  2. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности

 
Время действия кружка:

Количество занятий:17.
Возраст детей: 6-7 лет.
Место проведения: подготовительная группа.

Программа составлена с учетом направлений развития и образования детей (образовательные области):

  1. «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры, формируют начальные представления о здоровом образе жизни.
  2. «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения, полученные на НОД дети применяют в игровой деятельности.
  3. «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
  4. «Познавательное развитие» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
  5. «Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Основными принципами программы математического кружка являются:

  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Формы организации:

В процессе нод используются различные формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Методы:

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
  • Показ мультимедийных материалов.

Ожидаемый результат:  Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.

 Дети должны уметь: 

  • Объединять группы предметов по общему признаку
  • Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);
  • Называть числа в прямом и обратном порядке до 20;
  • Соотносить цифру и количество предметов;
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • Различать величины: длину, ширину, высоту;
  • Делить предметы на несколько равных частей
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

 Дети  должны знать:

•  Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;

• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

•Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.

В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.


Перспективный   план    кружковой работы «Развивай-ка»

Дата

Тема

Программное содержание

1

Мониторинг

 Оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности, индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории), оптимизации работы с группой детей.

2

Интеллектуально-развивающая игра «Страна занимательных чудес».

Познакомить с новыми геометрическими фигурами, а также закрепить имеющиеся знания детей по данной теме. Развивать умственные способности через решение нестандартных игровых задач, развивать чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать стремление преодолевать трудности.

3

«В стране геометрических фигур».

Уточнение представлений о форме геометрических фигур. Формировать умение узнавать различные фигуры, выделять их из рисунка, учить характеризовать положение фигур на плоскости листа. ( Игра-лото «Что похоже на данную фигуру?», «Чудесный мешочек», «Узнай меня», «Колумбово яйцо»)

4

Превращения квадрата

Знакомить с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Развивать творческое воображение и фантазию.

5.

Игра «Волшебный круг»

Уточнить представление о круге посредством решения задания на сравнение фигур. Уточнить разницу между окружностью и кругом.

6

Игра-путешествие «Математический поезд».

Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать навыки коллективной работы.

7

Интеллектуальная игра «Большая игра»

Познакомить детей с интеллектуальной игрой, развивающей математические способности, продолжать учить сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по признакам, развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, любознательность.

8.

«Логические задачи».

Формировать приёмы умственных действий (анализ и синтез) при решении задач на сравнение и конструктивных задач. «Нарисуй четвертую фигуру», «Рассели жильцов»). 

9.

Новогоднее математическое развлечение «Украшаем ёлку»

Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворённости, стремление преодолеть трудности.

10.

«Путешествие в страну Математика»

Продолжать учить составлять простые арифметические задачи

• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

• Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке.

• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Закрепить умение составлять фигуры из счетных палочек

Закрепить понятия больше, меньше, равно

11.

Интерактивная игра «Математическая полянка»

Познакомить детей с интеллектуальной интерактивной игрой, развивающей математические способности, закрепить знание цифр, геометрических фигур, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение мыслить, рассуждать, доказывать.

12.

«Мы любим математику»

Продолжить учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путем сложения  и вычитания однозначных чисел; упражнять в счете в пределах 10 (последующее и предыдущее число); продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять знания детей о составе числа  9из двух меньших чисел; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать усидчивость, умение слушать.

13.

Игра-развлечение «Рыбалка»

Упражнять в решении примеров, арифметических и логических задач, в разгадывании кроссвордов, ребусов, лабиринтов, выполнении графических диктантов, создавать радостное настроение.  

14.

«Занимательная математика»

Закреплять понятия: верх, низ, лево, право;закреплять представление о составе чисел первого десятка;развивать умение решать задачи;закреплять представление о днях недели;развивать пространственную ориентацию;мыслительные операции: анализ, синтез, логическое мышление;упражнять в согласовании существительных с числительными;развивать зрительную память, слух, внимание, связную речь, мелкую моторику.

15.

«Дни недели и математика»

Закрепить знание детей о временах года, месяцах, днях недели, умения решать задачи на сложение и вычитание, умения работать с линейкой;упражнять детей в ориентировке  в пространстве, в определении времени по часам;развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; воспитывать интерес к математическим знаниям; усидчивость, целеустремлённость,

дружеские взаимоотношения между детьми.

16.

«Математическая олимпиада»

Выявить итоговые результаты освоения раздела «Интеллектуально-познавательные игры» программы кружка дополнительного образования. «Развивайка».

17.

Мониторинг на конец года.

Список используемой литературы:

  1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 6-7 лет. С. – Пб,1996
  2. Бабушкина. Т.М. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
  3. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе  группе детского сада. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2009—2010.
  4. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
  5. Необыкновенная история обыкновенных вещей./Авт. Рубрик Е.А. Неволина, Е.А. Шапурова.- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
  7. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.-2-е изд.,перераб. - М.: Просвящение, Учебная литература, 1996.-144с.
  8. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  9. Сборник дидактических игра по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. Л.Ю. Павлова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
  10. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка «Весёлые ладошки» в средней группе

«Чем больше мастерства в детской руке,...

План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе

План - программа  работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе...

План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в старшей группе

План - программа  работы кружка "Веселая логоритмика" в старшей группе...

Программа работы кружка "Ритмика" с детьми подготовительной к школе группы

Возможно, самое лучшее,самое совершенное и радостное,что есть в жизни –это свободное движение под музыку.И научиться этому можно у ребенкаи вместе с ним.А. И. Буренина [[{"type":"media","vi...

План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе

Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...