Знакомим дошкольников с понятием "число"
презентация по математике
Презентация для воспитателей ДОУ по ФЭМП у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_doshkolnikov_s_ponyatiem_chislo.ppt | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Натуральными называют числа, которые были придуманы людьми для счета элементов реальных множеств (животных, людей, различных предметов), а также для фиксирования результатов измерения величины, длины, массы, времени, площади…
Количественное число – натуральное число, обозначающее количественную характеристику множества. ( «Сколько?») Порядковое число - натуральное число, обозначающее собой порядковый номер некоторого элемента. (« Который?)
При счете элементов множества происходит процесс нумерации . Счет - это процесс упорядочивания множества путем присвоения каждому элементу определенного номера .
Правила счета: первому отмеченному предмету ставится в соответствие число 1; на каждом следующем шаге выбирается предмет, еще не отмеченный ранее; ему ставится в соответствие число, следующее за последним из уже названных чисел.
Принцип построения множества натуральных чисел: Каждое число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего.
Этапы изучения темы «Числа в пределах 10». Первый этап – Подготовительный . Основное внимание уделяется формированию умения устанавливать взаимно однозначное соответствие между сравниваемыми множествами (равночисленными и не равночисленными). Второй этап - активное использование приема пересчета . Проводится с опорой на определение числа как характеристики класса эквивалентных множеств, т. е. их общего свойства, независимого от характера входящих в них объектов. (Что общего у данных множеств? Чем они похожи?).
В результате данной работы у ребенка постепенно формируется понятие о некоторой общей, абстрактной характеристике множеств разнородных объектов (предметов) - количестве . Эту характеристику называют словом «число». Символом числа является цифра . («Найди число, соответствующее данному множеству»).
Умение считать подразумевает: знание слов – числительных; знание их порядка при счете; понимание смысла процесса нумерации элементов множества; понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества; умение соблюдать правила счета.
Процесс обучения счету в большей мере репродуктивен (опирается на память, а не на мыслительные операции). Чтобы ребенок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием вслух .
Можно предлагать ребенку посчитать двойками, десятками и т. п., но нельзя говорить: «Посчитай от 10 обратно». (- процесс счета «векторный», возможен только в сторону увеличения номеров;) - числительное, названное при счете последним, является ответом на вопрос «Сколько?», т. е. характеризует количество предметов данной совокупности.) Перечисление названий чисел в обратном порядке не является счетом .
Умение называть числительные в обратном порядке является базовым для обучения ребенка процессу отсчитывания, формировать такое умение необходимо, но формулировать задание следует в виде: «Назови числа в обратном порядке» . (А не «посчитай»!) Таким же образом формулируются задания: «Назови числа от 6 до 9» и т. п. (А не «посчитай от 6 до 9».)
В период обучения счету для ребенка очень важна непосредственная работа руками с сосчитываемыми предметами . Желательно дать детям возможность прикасаться к сосчитываемым предметам, двигать их, составляя уже сосчитанную группу, или показывать пальцем на каждый сосчитываемый предмет.
Полезно обращать внимание ребенка на изменение количественного состава сосчитываемой группы, показывая ее руками . При этом ребенок сначала проговаривает: Три да еще один - четыре. Да еще один - пять... Затем речевое сопровождение заменяется только движением руки: либо «еще один» придвигается к сосчитываемому множеству (на столе), либо производится охватывающее движение руками новой совокупности (с «еще одним»).
Эти приемы готовят ребенка к пониманию на уровне кинестетики основного принципа построения натурального ряда - каждое следующее число на единицу больше предыдущего. Следствием этого принципа является идея бесконечности ряда натуральных чисел (как бы ни было велико число, всегда можно найти следующее, добавив к нему единицу); а также способ нахождения значений выражений вида 5 + 1, 8 + 1; 6 - 1, 7 – 1; путем называния либо следующего, либо предыдущего числа.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знакомим дошкольников с родным городом"
Материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей. Он помогает правильно организовать знакомство детей с родным городом. С чего следует начать знакомство и как его постепенно усложнять....
Проект "Знакомим дошкольников с русской национальной культурой"
Проект содержит этапы ознакомления детей с русской культурой и тематическое планирование....
Как знакомить дошкольников с биографией авторов литературных произведений
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с их родителями. Дл...
Информационный материал для родителей "Знакомим дошкольников с календарем"
Данный материал предназначен для оформления информационного стенда в раздевалке группы. Материал расскажет родителям, как знакомить дошкольников с календарем....
Знакомим дошкольников с жанрами живописи
Жанры живописи...
Знакомим дошкольников с российской символикой
Конспект занятия по познавательному развитию...
Знакомим дошкольников с государственной символикой России
Содержит рекомендации для работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой России....