Знакомим дошкольников с понятием "число"
презентация по математике

Мелихова Марина Владимировна

Презентация для воспитателей ДОУ по ФЭМП у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon znakomstvo_doshkolnikov_s_ponyatiem_chislo.ppt188 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОНЯТИЕМ «ЧИСЛО»

Слайд 2

Натуральными называют числа, которые были придуманы людьми для счета элементов реальных множеств (животных, людей, различных предметов), а также для фиксирования результатов измерения величины, длины, массы, времени, площади…

Слайд 3

Количественное число – натуральное число, обозначающее количественную характеристику множества. ( «Сколько?») Порядковое число - натуральное число, обозначающее собой порядковый номер некоторого элемента. (« Который?)

Слайд 4

При счете элементов множества происходит процесс нумерации . Счет - это процесс упорядочивания множества путем присвоения каждому элементу определенного номера .

Слайд 5

Правила счета: первому отмеченному предмету ставится в соответствие число 1; на каждом следующем шаге выбирается предмет, еще не отмеченный ранее; ему ставится в соответствие число, следующее за последним из уже названных чисел.

Слайд 6

Принцип построения множества натуральных чисел: Каждое число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего.

Слайд 7

Этапы изучения темы «Числа в пределах 10». Первый этап – Подготовительный . Основное внимание уделяется формированию умения устанавливать взаимно однозначное соответствие между сравниваемыми множествами (равночисленными и не равночисленными). Второй этап - активное использование приема пересчета . Проводится с опорой на определение числа как характеристики класса эквивалентных множеств, т. е. их общего свойства, независимого от характера входящих в них объектов. (Что общего у данных множеств? Чем они похожи?).

Слайд 8

В результате данной работы у ребенка постепенно формируется понятие о некоторой общей, абстрактной характеристике множеств разнородных объектов (предметов) - количестве . Эту характеристику называют словом «число». Символом числа является цифра . («Найди число, соответствующее данному множеству»).

Слайд 9

Умение считать подразумевает: знание слов – числительных; знание их порядка при счете; понимание смысла процесса нумерации элементов множества; понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества; умение соблюдать правила счета.

Слайд 10

Процесс обучения счету в большей мере репродуктивен (опирается на память, а не на мыслительные операции). Чтобы ребенок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием вслух .

Слайд 11

Можно предлагать ребенку посчитать двойками, десятками и т. п., но нельзя говорить: «Посчитай от 10 обратно». (- процесс счета «векторный», возможен только в сторону увеличения номеров;) - числительное, названное при счете последним, является ответом на вопрос «Сколько?», т. е. характеризует количество предметов данной совокупности.) Перечисление названий чисел в обратном порядке не является счетом .

Слайд 12

Умение называть числительные в обратном порядке является базовым для обучения ребенка процессу отсчитывания, формировать такое умение необходимо, но формулировать задание следует в виде: «Назови числа в обратном порядке» . (А не «посчитай»!) Таким же образом формулируются задания: «Назови числа от 6 до 9» и т. п. (А не «посчитай от 6 до 9».)

Слайд 13

В период обучения счету для ребенка очень важна непосредственная работа руками с сосчитываемыми предметами . Желательно дать детям возможность прикасаться к сосчитываемым предметам, двигать их, составляя уже сосчитанную группу, или показывать пальцем на каждый сосчитываемый предмет.

Слайд 14

Полезно обращать внимание ребенка на изменение количественного состава сосчитываемой группы, показывая ее руками . При этом ребенок сначала проговаривает: Три да еще один - четыре. Да еще один - пять... Затем речевое сопровождение заменяется только движением руки: либо «еще один» придвигается к сосчитываемому множеству (на столе), либо производится охватывающее движение руками новой совокупности (с «еще одним»).

Слайд 15

Эти приемы готовят ребенка к пониманию на уровне кинестетики основного принципа построения натурального ряда - каждое следующее число на единицу больше предыдущего. Следствием этого принципа является идея бесконечности ряда натуральных чисел (как бы ни было велико число, всегда можно найти следующее, добавив к нему единицу); а также способ нахождения значений выражений вида 5 + 1, 8 + 1; 6 - 1, 7 – 1; путем называния либо следующего, либо предыдущего числа.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомим дошкольников с родным городом"

Материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей. Он помогает правильно организовать знакомство детей с родным городом. С чего следует начать знакомство и как его постепенно усложнять....

Проект "Знакомим дошкольников с русской национальной культурой"

Проект содержит этапы ознакомления детей с русской культурой и тематическое планирование....

Как знакомить дошкольников с биографией авторов литературных произведений

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с их родителями. Дл...

Информационный материал для родителей "Знакомим дошкольников с календарем"

Данный материал предназначен для оформления информационного стенда в раздевалке группы. Материал расскажет  родителям, как знакомить дошкольников с календарем....

Знакомим дошкольников с российской символикой

Конспект занятия по познавательному развитию...

Знакомим дошкольников с государственной символикой России

Содержит рекомендации для работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой России....