Знакомим дошкольников с государственной символикой России
консультация по теме
Содержит рекомендации для работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomim_doshkolnikov_s_gosudarstvennoy_simvolikoy_rossii.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»
Консультация для воспитателей:
«Знакомим дошкольников с государственной символикой России»
Подготовила:
Батракова Ирина Викторовна,
воспитатель II квалификационной категории
Арзамас
2013
ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКОЙ РОССИИ
«Герб и флаг страны отражают историю народа,
мечту создателя и достоинство своих граждан»
М. де Монтень
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников.
Однако принципы, методы, конкретные приемы такой работы раскрыты и представлены недостаточно не только в программах, но и в методической литературе по этому разделу.
В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции - дело непростое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен.
Поэтому педагоги, подбирая методы и приемы патриотического воспитания, должны учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточно сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.
Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть - это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст больший эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.
Таким образом, задача педагога усложняется многократно, что связано как с объемом предлагаемого материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести его содержание до дошкольника и сделать занятия интересными и незабываемыми.
Тематический план цикла занятий по ознакомлению дошкольников с государственной символикой РФ | ||
Месяц | Тема | Обучающие цели, задачи |
Сентябрь | Наша Родина - Россия | Уточнить и углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык и др.) |
Октябрь | Неофициальные символы России | Познакомить с основными неофициальными символами России |
Ноябрь | Государственный флаг РФ | Познакомить с Государственным флагом РФ, дать представление о его происхождении, назначении, символике цветов и их взаиморасположении |
Декабрь | Государственный гимн РФ | Познакомить с Государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них |
Январь | Москва - столица России. Герб Москвы | Познакомить с гербом Москвы, его происхождением, назначением, символикой образов и цветового сочетания в нем |
Февраль | Вооруженные силы России: эмблемы и символы | Познакомить с понятием «эмблема», закрепить понятие «символ», познакомить с наиболее распространенными эмблемами различных родов войск и значением символов на них |
Март | Государственный герб России | Познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем |
Апрель | Герб и флаг Уфы (родного города) | Познакомить с изображением флага и герба Уфы (родного города), со значением символов в нем, символикой цветов |
Май | Знамя Победы | Формировать элементарные представления об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен |
Июнь | Конкурс-викторина «Герб - флаг - гимн» | Обобщить знания и представления о государственных символах РФ |
Внимание! Основная цель занятий цикла - воспитание уважения к своему народ, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к государственным символам РФ. |
Помимо занятий предусмотрены экскурсии к историческим и культурным памятникам, в музеи города. В тематический план не входят интегрированные занятия аналогичной тематики, которые проводятся совместно с другими специалистами МДОУ, а также патриотические досуги и праздники.
Все занятия цикла условно можно разделить на основные и вспомогательные. Основных занятий четыре - знакомство с государственными символами РФ (герб, флаг и гимн) и гербом Москвы. На вспомогательных занятиях детей готовят к ознакомлению с тем или иным государственным символом или закрепляют полученные ранее знания.
Какую литературу целесообразно использовать при подготовке к занятиям?
Это книги и пособия, выполняющие информационную функцию, т.е. помогающие педагогу восполнить имеющийся дефицит собственных познаний в данной области.
1. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.
2. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.
3. Хорошевич АЛ. Символы русской государственности. М.: Изд-во МГУ, 1993.
4. Министерство образования Российской Федерации. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003. (комплект: книги + компьютерный диск).
Можно порекомендовать также следующие методические пособия:
1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003.
2. Ерохина ЕЛ., Круглова ТА. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.
3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.
4. Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М.: ЭКСМО, 2004.
5. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.
6. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.
7. Серов Н.Б. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». 1-11-й классы. М.: ВАКО, 2005.
8. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.
Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах и т.д.
Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и их взаимное расположение.
Затем следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие - текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.
Это уже более сложная задача в отличие от запоминания символики полос флага и их взаиморасположения. Кроме того, такая последовательность позволяет повторить пройденный материал.
Далее желательно провести занятие «Герб Москвы», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Дети слушают, легенду о всаднике и драконе, изображенных на гербе Москвы, затем самостоятельно анализируют его цветовое решение (белый конь, синий плащ всадника).
С символическими значениями красного, белого и синего цвета дети уже знакомы, а черный, как правило, не вызывает затруднений.
Только после этого целесообразно провести занятие-исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют. Воспитатель предлагает рассмотреть крылья птицы, порассуждать о том, на что они похожи, что символизируют. Информацию о трех коронах, перевитых лентой, о скипетре и державе педагог сообщает в ознакомительном порядке.
Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и, как показывает опыт, дает хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.
Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
Ознакомление дошкольников с государственной символикой РоссииРебёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна наш...
Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможн...
Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с государственной символикой страны и округа»
Наиболее целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России....
Краткосрочный проект «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»
Становление облика человека начинается в дошкольном детстве. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываю...
Консультация " Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе ...
Рекомендации для родителей "Как знакомить детей с государственной символикой России"
Что можно рассказать детям о российской символике? Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои герб и флаги....