Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе « В поисках клада » Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр формировать умение радоваться, достигая цели. Задачи: - закрепить счет в пределах 10;
- находить на числовой оси число и соседние с ним числа;
- уметь различать геометрические фигуры;
- закрепить умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим.
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающая среда: воздушный шар, конверт (с письмом и картинкой волшебника), корзина с мячами (на каждом мяче число от 1 до 6), шкатулка с конфетами, цифровой ряд от 0 до 10, слово « ПОБЕДА», ключи, числовой веер. Ход занятия В группу влетает шар, к ниточке привязан конверт. В конверте картинка «Волшебник». Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано. Воспитатель: Давайте откроем конверт и тогда узнаем от кого он прислан. (открываю конверт- в нем картинка и письмо). Воспитатель: Ребята, как узнать от кого и кому это письмо?????? Ответы детей:( прочитать письмо) Воспитатель: Все ясно! Это написал нам профессор-математик! Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное! Воспитатель читает письмо. Воспитатель: « Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились , приходя каждый день в детский сад. Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к путешествию? (ответы детей). Тогда удачи! Даю вам подсказку: «Мячики лежат в лукошке, А лукошко у окошка». Дети находят корзину с мячами у окна. На каждом мяче числовая карточка, а цифры, соответствующие числу, заранее расположены по всей группе. За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить. За выполненное задание дети получают медальон с буквой и ключ). Воспитатель: ну что, ребята, начнем наше путешествие!? (один из детей достает мяч из корзины, на нем число «1»). Посмотрите, какое число здесь спрятано? Правильно, где цифра с этим числом – здесь наше первое испытание. Воспитатель: Посмотрите, перед нами лежат три обруча и разного цвета мячики . Задание: Мячи нужно расположить так, чтобы: внутри синего обруча оказались 10 мячей синего цвета ; внутри желтого – все 7 желтые; а внутри зеленого- 5 мячей зеленого цвета . (Дети выполняют задание. После его выполнения они получают первый медальон и ключ). Воспитатель: Молодцы! Мы добыли первую подсказку- ключ, вперед за следующей! А этот медальон поставим на доску. (Ребенок достает мяч с числом «2» и находят соответствующую цифру). Воспитатель: Посмотрите, это задание «Музыкальное». Сейчас вам нужно показать цифру, обозначающую количество ударов, которые я отобью, с помощью бубна. Готовы? Ну, тогда слушайте!
(Воспитатель отбивает с помощью бубна некоторое количество ударов, а дети показывают ответ при помощи числового веера). Дети получают вторую награду и продолжают свои приключения. Берут следующий мяч под цифрой 3. Воспитатель: Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание! Музыкальное, пока звучит музыка «ДЕТИ – ЦИФРЫ» ) танцуют по группе ,а когда музыку выключают ,нужно построится от 1,до 10 повторить (2 раза) Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете следующий медальон и ключ. (медальон выставляют на доску и берут мяч с числом «4»). Воспитатель: Ребята! Посмотрите, здесь нам необходимо рассказать загадку или стихотворение про цифры, чтобы получить медальон и ключ. Вы можете справиться с этим заданием? (ответы детей. 1. Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо Кто же я такой, друзья? (круг) 2. Он давно знаком со мной Каждый угол в нем - прямой Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его…(квадрат) 3. Три угла, три стороны Могут разной быть длины. Если станешь по углам То скорей подскочишь сам. (треугольник) 4. Я, как круг, почти как он, Но приплюснут с двух сторон. (овал)
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (прямоугольник).
Начинаем представленье Детворе на удивленье! Познакомимся, друзья: Единица – это я! Я умею делать стойку, По канату я хожу. За собою цифру двойку На верёвочке вожу.
А вот это – цифра два. Полюбуйся, какова; Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею.
А вот – это посмотри, Выступает цифра три. Тройка – третий из значков – Состоит из двух крючков
Делал Саша С мамой уборку. Опрокинул стул В квартире, Стал похож он На четыре.
А потом пошла плясать По бумаге цифра пять. Руку вправо протянула. Ножку круто изогнула.
Цифра шесть – дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. У восьмёрки два кольца Без начала и конца. Я важней всех потому, Что запутать вас могу. Если я перевернусь, То другою окажусь. Цифра девять иль девятка, Цирковая акробатка: Если на голову встанет, Цифрой шесть девятка станет. Цифра вроде буквы О- Это ноль, иль ничего. Круглый ноль, такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки. Если ж слева, рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить, Потому что это — десять
Воспитатель: Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду! (ставят медальон на доску). Выполняют физкультминутку. Физкультминутка Мы сначала будем топать, А потом мы будем хлопать, А потом мы повернемся И все вместе улыбнемся. Воспитатель: А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания. ( ребенок берет мяч с числом 5 . ) Воспитатель: Чтобы получить наш следующий ключ - нам снова надо объединиться в пары. Задание называется «Заблудившиеся цифры». В этих рядах есть ошибка и нам нужно ее исправить. ( на столе числовые ряды с неправильными цифрами, дети исправляют ошибки и объясняют, почему именно так).
Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Вот награда! (медальон выкладывают на доску и берут последний мяч с цифрой). Воспитатель: Ребята, похоже мы с вами попали в «лес». Дети попадают в лес, где стоит дерево и белка-игрушка. Воспитатель: Похоже, мы почти у цели. Чтобы получить последний ключ и найти сокровища нужно знать где оно спрятано. Для этого необходимо сделать несколько шагов в нужном направлении. А направление нам укажет эта белка. Она говорит, что нам нужно сделать столько шагов вперед- какой по счету сегодня день недели (ПЯТНИЦА ), - Готовы. А для этого давайте вспомним все дни недели, сколько их ??? (СЕМЬ) Начинаем все вместе. и находят сундук с сокровищами, который спрятан у доски. За это они получают последний медальон и ключ). Итог Воспитатель: теперь, мы собрали все медальоны и ключи. Чтобы открыть его нам необходимо открыть его с помощью ключей. Давайте вспомним, за что мы получили их. (дети вспоминают все задания, которые они выполняли). Физминутка! Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже, Руки за спину положим. Голову поднимем выше И легко, легко подышим. Воспитатель: молодцы, мы с вами хорошо все выполнили и получили сокровища. Но сундук откроется только, если мы произнесем волшебное слово. А оно зашифровано в наших медальонах - давайте его скорее прочитаем. (дети составляют слово из медальонов и получают слово «ПОБЕДА», воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук в группе и там разделить сокровища).
|