Роль развивающих игр в математическом развитии детей дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа)

Екатерина Анатольевна Гинатулина

данный  материал будет  полезен  для  начинающих  свою  работу воспитателей детских  садов  и  родителей  воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx53.92 КБ

Предварительный просмотр:

Роль развивающих игр в математическом развитии детей дошкольного   возраста

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Роль развивающих игр в математическом развитии детей дошкольного   возраста……………………………………………………………………………5

2. Особенности развивающих игр……………………………………………10

3. Использование развивающих игр на занятиях и в повседневной жизни…13

Заключение………………………………………………………………………17

Список литературы……………….…………………………………………….18

Приложения.…………………………………………………………………….19


 
 Введение

Огромный универсальный магазин «Детский мир» — настоящее царство игр и игрушек. Кажется, чего тут только нет! На все вкусы, на все возрасты: и настольные, и электрифицированные, и механические, и музыкальные... Море красок и — океан ребячьих желаний: — Мам, купи... — Пап, ну, пожалуйста... — Мамочка, мне очень-очень хочется... —- Бабушка... Ох, эти умоляющие детские глаза! Какое родительское сердце не дрогнет! И вот уже рука тянется за кошельком... Минуточку! Давайте попытаемся разобраться: чем же вы руководствуетесь при покупке очередной детской игрушки или игры? Желанием ребенка? Чтоб не приставал? У соседского Вовки есть, а мой что — хуже? Чем бы дитя ни тешилось? Полезно или... просто модно? Ну, вот уже купили: что-то дорогое, сверкающее и совсем-совсем как настоящее... «Спасибо, мамочка!» Новая игрушка — всегда радость, но... проходит полчаса, час, а в лучшем случае день-два, и она уже брошена, уже неинтересна. Кто тут виноват: игрушка, ребенок или... папа с мамой? Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! К конструкторам обычно начинают присматриваться тогда, когда дети уже подросли, т. е. годам к 8—9. А как же самый благоприятный для развития возраст? Что дать ребенку в год, два, три? Почему так часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали». Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика , они  детям, не надоедают им, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей! А время уходит... Как же быть20 очевидно: НУЖНЫ ИГРЫ НОВОГО ТИПА, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими играми нового типа и являются РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.


 

 
 
 
 
 
 1. Роль развивающих игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.

“Без игры нет и не может быть
полноценного  умственного развития.
Игра  – это огромное светлое окно, через 
которое в духовный мир ребенка вливается 
живительный поток представлений, понятий.
                                                                                          Игра – это искра, зажигающая
огонек  пытливости и любознательности.” 

В.А. Сухомлинский. 

       Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение, раскрываются новые существенные связи и отношения, появляется возможность их использования в различных незнакомых ситуациях.
      Чем же руководствуются  ученые при определении содержания и программы обучения началам математики детей дошкольного возраста? Известно, что математические понятия (натурального числа, величины и др.) отличаются абстрактностью, однако они вполне уяснимы, так как отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира. По этому поводу Ф. Энгельс писал: Как понятие числа, таки понятие фигуры заимствованы исключительно из внешнего мира, а не возникли в голове из чистого мышления». Усвоение этих понятий, сложившихся исторически в процессе производственной деятельности общества,— явление сложное. Начинается оно с чувственного восприятия мира. Мысль, что в основе математических понятий лежит чувственное познание, а счет служит переходом от чувственного к логическому, была высказана еще К. Марксом: «... Первой теоретической деятельностью рассудка, который еще колеблется между чувственностью и мышлением, является счет».
       Исходя из материалистического толкования происхождения математических понятий, дошкольная педагогика включает в процесс обучения началам математики предметные действия с разными объектами, которые обеспечивают чувственную основу для формирования знаний и представлений, а также различные виды детской деятельности для практического их применения. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе. При этом нужно учитывать, что процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности, а именно: связь с жизнью у маленьких детей ограничена их возможностями; их жизнь — это игра, труд, занятия, поэтому приобретаемые знания следует использовать именно в этих видах деятельности.

       Какова же роль игры в  математическом развитии детей дошкольного возраста? Развивающим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В играх знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх, например деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых. «Игра,— писал выдающийся психолог А. В. Запорожец, - дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».
       Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным состоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.
       Вводя маленьких детей в мир математики, важно наполнить представления о каждом числе живыми ассоциациями.
      Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названий геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формулировать, но нужно организовывать опыт ребенка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии.


    Развитие чувства пропорций и чувства ритма также имеет прямое отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математике как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать из этого источника особенно волшебных историй.
      Все это возможно дать детям в развивающих играх. Ведь игра – основной вид деятельности детей, в игре ребенок учится, познает мир.
Знакомство  с математикой дает первое интуитивное  ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснутся к этому канону. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Основная цель развивающих игр – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
        Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В развивающей игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет
         В свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.
     
Развивающие игры стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Игра  ценна только в том случае, когда  она содействует лучшему пониманию  математической сущности вопроса, уточнению  и формированию математических знаний учащихся.

     Свободное и добровольное включение детей  в игру: не навязывание игры, а  вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.


     Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, но и к формированию целостной «картины мира».


       Следовательно, совершенно необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.  

2.Особенности развивающих игр.

        “Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива” – так писала выдающийся  советский педагог Н.К. Крупская. 

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

 1. Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. 

3. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2—3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку ИДТИ ВПЕРЕД и совершенствоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО, т. е. РАЗВИВАТЬ свои ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

 6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и НЕЛЬЗЯ ПОДСКАЗЫВАТЬ ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

7. НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. В ВИДЕ видимых и осязаемых ВЕЩЕЙ. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и САМОМУ ПРОВЕРЯТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми зада­ ниями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. ЗАНИМАТЬСЯ ТВОР­ ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ более высокого порядка.

 10. Развивающие игры позволяют каждому подняться ДО «ПОТОЛКА» СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось ОБЪЕДИНИТЬ один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ, когда ребенок может подняться ДО «ПОТОЛКА» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него, то что он может и должен сделать сам. Если вы внимательно читали первую главу книги, то обязательно обратили внимание на только что перечисленные пять пунктов. Они соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей! Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, ТВОРЧЕСКИМ СКЛАДОМ МЫШЛЕНИЯ.     

    

3.Использование развивающих игр  на занятиях и в  повседневной жизни.

     Во второй младшей группе детского сада развивают умение детей видеть общий признак предметов (все мячи круглые, эти все красные, эти все большие).
     Обучают составлять
группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятие много, один, по одному, ни одного; находить один или несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, не одного.

     Учат  сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов. Знакомят с приемами последовательного наложения предметов одной группы к предметам другой; учат понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибков меньше» или «Кружков столько же сколько грибков».
     Учат 
сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный -короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, одинаковый (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине.
     Знакомят  детей с 
геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учат детей обследовать форму этих фигур, используя зрение,  осязание.
     Развивают умение
ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева. Различать право- лево.     Обучают ориентироваться в контрастных  частях суток: день – ночь.
      
В возрасте 3-4 лет продолжается  развиваться наглядно-действенное  мышление. При этом преобразования  ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установит некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

     Обучение  на занятиях в силу психического развития детей должно носить наглядно действенный характер. Дети усваивают знания на основе восприятия действий воспитателя и его пояснений, а также посредством самостоятельных действий с дидактическим материалом.
     В своей работе с детьми второй младшей группы я использую множество развивающих игр как на занятиях так и в повседневной жизни. Ведь игра это – основная деятельность детей особенно в этом возрасте.

     На  занятиях по пониманию количественных отношений я использую множество  дидактических игр с игрушками, а также с картинками изображающие предметы. В процессе не сложных игр с этим материалом у детей закрепляется понятие много и один, составляют группы из однородных предметов, выделяют из них отдельные предметы. Например, понятие один, много можно обыграть в игре «Покорми игрушку». Можно предложить детям покормить мишку и куклу. «Мишка голоден, он ест много, он съест много ложек каши. А кукла не хочет кушать, она съела одну ложку каши и больше не хочет.
     При сравнении предметов можно также  использовать разнообразные игры.
Например, соизмерение двух лент по длине в игре «Домики и дорожки». Для этой игры понадобиться три кубика (домики) и три маленькие игрушки (зверюшки) (игрушки ставятся на кубики), кубики располагаются на разном расстоянии друг от друга, а также ленты разной длины (дорожки от одного кубика к другому). Можно рассказать детям историю о том, что эти звери друзья, они ходят друг к другу в гости. Предложите детям узнать какая дорожка от домика утенка длиннее дорожка к домику ежика или зайчика, какая короче.
     Также эффективны игры «Что делают матрешки», «Разберем и собираем», «Приходите на лужок», целью проведения всех этих игр в младшей группе является выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине и ширине.
     Собираясь с детьми на прогулку можно предложить детям сравнить свои шарфы по длине и ширине; на прогулке можно сравнить по высоте деревья и т.д.
По ознакомлению с формой на занятиях можно использовать разнообразный дидактические игры «Назови, что в руке», «Покажи мишке красный круг» и т.д. можно также выполнить разные поделки из бумаги, например, флажки квадратной и треугольной формы; закладки с геометрическими фигурами. Также очень способствуют ознакомлению детей с геометрическими фигурами такие игры как «Закрой окошко», «Где твой дом?», «Принеси и покажи», «Чей коврик лучше?», «Геометрическое лото». В этих играх создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть предмет и выделить его форму. Такая ситуация возникает благодаря тому, что рассматривание становится условием игрового общения детей друг с другом и с воспитателем или успешного решения интересной для детей игровой задачи. Дети обучаются рациональным приемам зрительного обследования формы. Предлагая ребенку рассматривать предмет со всех сторон, взрослый побуждает его к согласованному движению глаз и руки по контуру формы. Своеобразие этого приема заключается в том, что рука ребенка, обводя контур предмета, как бы ведет за собой его взор.
В повседневной жизни можно рассматривать с детьми посуду, мебель и др., находить в них знакомые детям геометрические фигуры.
     Развивая  умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя. Различать правую и левую руки. Как правило детей учат различать части своего тела. Это происходит в повседневной жизни (умывание, одевание), воспитатель учит называть части тела, различать правую и левую руку. На занятиях это обычно закрепляется в форме дидактических игр «Купание, одевание, укладывание куклы спать». Детей учат соотносить пространственные представления с определенными частями своего тела, а также упражнять в различении противоположных направлений. Пространственные представления хорошо закрепляются на зарядке, когда воспитатель просит выполнить движения в заданном направлении. При построении сказать, кто впереди кто сзади.  При наклеивании фигурок на лист бумаги и дальнейшем пояснении: вверху, внизу, справа, слева. Дидактические игры с игрушками также способствуют ориентировки в пространстве (куда пошла кукла, куда поехала машина и др.).
     Очень интересны игры зайчик и мишка, где  спрятался зайчик, они направлены на развитие пространственных представлений ребенка и на развитие их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов, и сразу же закрепляют знания. Это обогащает словарь ребенка и развитие его пространственные представления.
и т.д…

   Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

   Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности необходимо использовать магнитные доски,    фланелеграфы с наборами фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

   В уголке помещаются разнообразный занимательный материал, с тем чтобы, каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на  передвижение.

Заключение.

    Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

    Таким образом, развивающие игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Развивающие игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

        

Список литературы.

1. Валитова И.Е. Психология развития ребёнка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пос. - 2-е изд. - Мн.: Университецкая, 1999.

2. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989.

3. Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.

4. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997.

5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000.

6. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л. : 1990.

7. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. - М., 2001.

8. Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л.: 1990 г.

9. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л.: 1990.

10. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.

11. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. - СП, 2004.

12. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.

13. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под. ред. Запорожца - М., 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПАМЯТКА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

(Очень много зависит от пап и мам, в том числе от их творческого подхода)

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша — это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему — это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.

 2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще... удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п. Не обижайте ребенка в игре.

3. Развивающие игры — игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

 4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее-

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале — обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.

 7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.

8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узор» или «Рамки и вкладыши Монтессори». Здесь ребенку надо различать цвета и форму. А общее правило — наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать». Это творческая задача папе и маме.

 9. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц—два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

 11. Для самых маленьких (1,5—3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому — побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. «Не интересоваться игрой» ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или... взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двига­ тельную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.

15. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6—7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по- рыцарски честно признать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает.

16 и т. д. — это те правила, которые вы... найдете сами, чтобы игра стала еще Увлекательнее. Желаем вам успеха!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект занятия

по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы

«Ступеньки к школе»

Программное содержание:

- формировать навыки  счета в пределах 20;

- читать и записывать двузначные числа до 20 и десятками до 100;

- формировать представление о различных преобразованиях (времена года, дни недели, части суток);

- формировать  геометрические  представления, пространственные (впереди-сзади, справа-слева, относительно ребенка;

- развивать логическое мышление;

- развивать абстрактное воображение.

Демонстрационный материал: карточки с цифрами и буквами, геометрические фигуры, мяч, цифровая  линейка.

Раздаточный     материал: карточки с цифрами, подносы для цифр, цветные карандаши, альбомные листы,  листы  в клетку, цветные квадраты 10х10 (красные. Синие, зеленые), игра  «Сложи квадрат»

ХОД НОД:

1.Дни недели, месяцы года.

- Какое время года сейчас?

Назовите по порядку все весенние месяцы. Какой месяц наступает раньше: март или апрель?

Какой день недели сегодня? А вчера? А послезавтра?

Назовите 8-ой день недели. Назовите день недели между понедельником и средой.

Сколько всего дней в неделе?..

2.Работа с цифрами.

Игра «Покажи соседей»

«Покажи предыдущее число»

«Покажи последующее число»

3.Решение примеров

8+2=         9-2                 6 > 5           10 <

(дети выкладывают решение примеров на столах)

4.Словесный диктант

Дети записывают числа от 1 до 20 и десятками до 100 под диктовку воспитателя.

8, 12, 17, 6, 14, 90, 5, 40, 13, 18, 100

5.Физкультминутка «Пинг-понг»

6.Игра «Кто знает пусть дальше считает ( 3 последующие числа)»

7.Игра «Запретное число» ( на запретное число- хлопок в ладоши)

- Теперь сядут за стол те дети, которым 5 лет, а теперь те- которым 6 лет.

7.Зрительный диктант.

Дети запоминают расположение геометрических фигур на листе бумаги в течение  одной минуты, и  отображают это на своем листе бумаги. Дети рисуют геометрические фигуры на листочках

 8.А теперь поиграем в игру «собери  квадрат»   

 Я вам сейчас расскажу одну сказку. В волшебной стране геометрических фигур жили необычные жители, а именно –квадраты. Они жили дружно и весело. Но однажды злая волшебница разозлилась на них и разделила все фигуры на части и раскидала их по разным сторонам.

Так что  теперь разделенные жители бродят по свету в поисках своей второй части. А давайте поможем им найти друг друга!

9.Ориентировка в пространстве. Дети  встают по  словесному указанию.( встань  справа  от Лизы, позади  Маши…..)

 10.Логические задачи:

Воспитатель задает детям вопросы.

Сколько орехов в пустом стакане?

Сколько цветов у светофора?

Сколько хвостов у белки?

Сколько тебе лет?

Сколько крыльев у птицы?

Сколько ножек у стола?

Сколько месяцев в году?

Сколько пальцев на обеих руках?

У кого день  рождения в феврале?

Сколько ушей  у трех мышат?

Сколько лап у двух медвежат?

Наступил долгожданный март. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом 3 сливы. Сколько всего деревьев зацвело?

11.Рефлексия.

     - Вам понравилось наше занятие. Какие задания вам больше всего понравились?

На этом наше занятие закончено. Молодцы?

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Авилова Е. И.

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Авилова Е. И. Родители дошколят постоянно слышат со всех советы как научить детей читать, но редко...

Эссе на тему «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»

Эссе на тему «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»            Дошкольное детство – это важнейший эт...

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Воспитатель Пучкина В. А. МБДОУ комбинированного вида №4

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Воспитатель Пучкина В. А. МБДОУ комбинированного вида  №4...

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста»

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение,...

Роль дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников....