Предварительная работа к НОД по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Предварительная работа к НОД
по формированию элементарных математических представлений
с детьми средней группы
| |||||||
Взаимодействия с воспитателями | Создание развивающей среды | Взаимодействия с родителями | |||||
- Д/И на тему «Один» и «Много» «Разноцветные кубики», «Поезд». - Д/И «Чудесный мешочек» Закрепить умения называть, обследовать и описывать игрушку, выделяя ее внешние особенности (цвет, форма, материал из которого она сделана). - Изготовление коллективного макета «Наш детский сад» Формировать умение составлять из полосок бумаги изображения разных предметов. | - Набор геометрических тел для сериации по величине. - Кубы с прорезями разной формы, набор для завинчивания. - Пирамиды из 6 колец. - Платформа с колышками для воспроизведения форм. - Мозаика мелкая, набор кубиков с цифрами, набор парных картинок для сравнения. | Рекомендации родителям: - Совместно с детьми поиграть в игру «Кто больше назовет» (противопоставления понятий «ОДИН» - «МНОГО») - Побеседовать с детьми о том, что значит для каждого человека солнце, мама, Родина. | |||||
| |||||||
- Д/И « Дома на нашей улице» Зак - ть понятия «Один» - «Много». «ЗАБОРЧИК» ЦЕЛЬ: Формировать представление на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур и продолжать ее. - Игровая ситуация «Марусин сундучок» Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы. Упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению. | - Схемы постройки домов из палочек, счетные палочки для выкладывания. - Раскраски «Обведи по точкам». - Схемы домов из геометрических форм, готовые геометрические формы, цветная бумага, клей. - Круги разного цвета и размера, схемы для выделения закономерности в расположении фигур; карточки разным количеством геометрических фигур головоломки; песочные часы. | Консультация на родительском собрании «Занимательная математика для детей среднего дошкольного возраста». - понаблюдать с детьми за строительством нового здания (из какого материала строят, сколько этажей уже построено, для чего или для кого будет предназначено здание). | |||||
| |||||||
- Д/И «Разложи овощи по тарелкам», «Вот какой наш урожай» «Заполни корзиночки». ЦЕЛЬ: Формировать умения сравнивать совокупности предметов по количеству путем составления пар (наложением, путем проведения линий) Закреплять усвоение понятий «Один» и «Много» - Д/И «Угощения для куклы» Цель: Поиск закономерности - Беседа «Овощи и фрукты» Формировать умения называть, обследовать и описывать знакомые овощи и фрукты, выделяя внешние особенности (цвет, форма, вкус). - Изготовление макета «Наш огород» Совершенствовать навыки конструирования из бумаги, создавать композицию из геометрических фигур. | - Картинки с изображением силуэтов овощей, накладывающихся друг на друга, разрезные картинки, - Настольная игра «Картинки-парочки» (большие и маленькие овощи). - Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы), лото «Овощи», набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине, графические головоломки, лабиринты. - Схемы к игре «Погрузи в машину только овощи». - Емкости со смешанными бобовыми культурами (горох, фасоль) для игры «Золушка». | Рекомендации родителям: - рассмотреть с детьми овощи (выделить цвет, форму, величину; предложить попробовать на вкус; обсудить, что можно из овощей приготовить); - разучить с детьми стихи и загадки об овощах; - поиграть в игру «Придумай загадку» | |||||
| |||||||
- Д/И «Что изменилось?» Цель: Развитие наблюдательности, внимания. - Д/И «Разноцветные листочки». Закреплять понятия «столько же», «больше», «меньше». - Д/И «Идем в гости» Цель: Формирование представлений о сохранении количества, сравнение совокупностей для случая с несовпадающим числом объектов. - Проблемная ситуация «Что нам осень принесла» Закреплять представления об овощах. Формировать умение обследовать баклажан, кабачок, редьку (форма, цвет, вкус), классифицировать. Фор – ть умение составлять загадки об овощах. - Коллективная аппликация «Роняет лес осенний свой убор» Закреплять умения вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника. | - Осенние листья разного цвета и размера. - Настольная игра «Картинки-парочки» с изображением деревьев. - Кубы с прорезями разной формы. - Матрешки 3 местные. -Разрезные контурные картинки. - Природный материал для сортировки. - Панно «Осенний лес» из ткани различной фактуры для тактильного восприятия. | Консультация в родительский уголок: «Игры на кухне» Рекомендации: - побеседовать с детьми об изменениях в природе осенью; - рассмотреть листочки с разных деревьев (обсудить с детьми цвет, форму и размер листочков); - поиграть в игру «Части суток»; | |||||
| |||||||
- Д/И «Угадай, кто лишний» Цель: Выделение сходства и различия между животными - Д/И «Найди пару», - Д/И «Отгадай кого больше», Цель: Закреплять отношение «столько же». - Ситуативный разговор «Домашние животные». Привлекать детей к рассматриванию игрушек с изображением домашних птиц и животных, приучать детей узнавать и называть их, побуждать отвечать детей на вопросы: из чего сделан предмет и о его свойствах (цвет, форма). - Изготовление панно с динамичными элементами «Курочка с цыплятами». Совершенствовать технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Развивать чувство цвета, формы, величины. Формировать умение детей изменять постройки в соответствии с заданными условиями «Построй такой же, но больше по - размеру». - Конструирование «Дом трех медведей» | - Настольные игры: «У кого кто?», «Парные картинки» (большие – маленькие, один – много). - Схема пальчиковой гимнастики «Сидит белка». - Пазлы, разрезные картинки по теме. Раскраски «Обвести по точкам». - Панно на грамматику и ориентировку в пространстве «Кто где спрятался?» - Набор геометрических тел по сериации по величине, весы, лото по теме недели; набор карточек на соотнесение цифр с количеством предметов (1-2); головоломки, лабиринты прозрачные с шариком. - Игровая ситуация «Помоги животным добраться домой». - Образцы животных из геометрических фигур, геометрические фигуры, тонированные альбомные листы, клей, кисти. | Рекомендации родителям: - поиграть с детьми в игру «Загадки и отгадки» (составление и отгадывание загадок о животных); - поиграть в игру «Танграм» (составление фигурок животных из геометрических фигур); - поиграть в игру «Третий лишний» (классификация диких и домашних животных) | |||||
| |||||||
- Д/И «Разноцветные бантики» Цель: Формировать умение детей видеть не только множество в целом, но и его составные части, каждая из которых отличается определенным цветом. - Д/И на поиск закономерности: «Танцующие человечки», «Бусы для куклы». - Д/И «Вопросы и ответы». Цель: Способствовать развитию ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). - Д/И «Шагаем вместе», для развития умения двигаться за воспитателем в определенном направлении. - «Нарисованные истории». Знакомить с формой предметов, их величиной. - «Ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечек». Из готовых форм дети выкладывают фигуру человека. Закреплять названия частей тела человека: руки, ноги, туловище. | - Мозаика крупная геометрическая. - Лото «Малышам»; - Лесенки и горки для кукол – большие и маленькие; - Игры-шнуровки; - Серия картинок «Части суток». - Набор демонстрационного материала для фланелеграфа (веселые человечки) - Кубики двух цветов и одного размера на подгруппу детей - Наборы картинок из серии «Один и много»; - Настольная игра «Составь фигуру человека» | Рекомендации родителям: - Поиграть в игру «Считаем до двух» (предложить детям пересчитать карандаши, ложки, вилки, и т. д.) - Предложить детям игру: «Что у нас по 2, а что по одному» (способствовать развитию ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина)). - «Бусы для куклы» (выкладывание кругов двух размеров в определенном ритме). | |||||
| |||||||
- Д/И «Посчитай-ка!» Цель: Формировать умения считать до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих один или два элемента. Устанавливать равенства между ними путем прибавления и отнимания единицы. - Д/И «Расставь картинки по порядку» Цель: Развитие временных представлений. - «Украшение фартука». Формировать умения рисовать узор на бумажной салфетке квадратной формы из кружков и квадратиков, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма. - Внести формы для выкладывания на фланелеграфе узора. | -Крупные мягкие пазлы, строительный материал, мягкие модули для постройки домика, теремка; -Дорожка для игрушек из геометрических фигур; - Д/И «Платочки для матрёшки» - Бруски двух цветов для игры «Заборчик - Рамки с застёжками - Большую и маленькую машину, строительный материал для постройки гаражей - Фланелеграф, наборы картинок (1,2) для пересчета предметов. - Формы для выкладывания на фланелеграфе узора | Рекомендации родителям: - Поиграть с детьми в игру «Конкурс красавиц» (цифры 1 и 2 вылепить из пластилина, украсить их крупой или нарисовать) - выучить веселые стихи и загадки о цифрах 1 и 2. - рассматривание предметов на тему «Русской избы», обратить внимание на форму, цвет, величину. | |||||
| |||||||
- Д/И «Морковки для зайцев» Закреплять счет до двух. - Д/И «На что это похоже?» Цель: Развивать фантазию, воображение, фор-ать умение распознавать цифры 1 и 2. - Д/И «Ближе - дальше» Цель: Формировать пространственные представления: ближе, дальше. - Экспериментирование «Знакомство со свойствами дерева и бумаги». - Мебель. Закрепить понятие «мебель». Учить объединять и классифицировать предметы по разным признакам. - Салфеточки для гостей. Изготовление салфеток, используя знакомые геометрические формы. «Часы-цветы». Упражнять в рисовании предметов круглой и овальной формы. «Домик для рыбки». Продолжать знакомить с особенностями лепки из соленого теста. Познакомить с предметами овальной формы. - «Коврик для кукол». Учить составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину и углы. | -Развивающий коврик «Посуда-одежда», сюжетное панно «Разложи по местам» (одежда, обувь, посуда) -Наборы мелких игрушек, предметных картинок для группирования по схемам (цвет, форма, величина) - Д/И «Чудесный мешочек» с различными предметами -Наборы ёлочек и зайчиков 2-х размеров для игры «прячь зайку», разноцветные палочки для игры «Палочки в ряд», разноцветные ленты разной длины для игры «Короткое -длинное», пирамидки с кольцами 5 размеров, - Д/И «Подбери бантик», - Парные предметные картинки для сравнения - Готовые формы из бумаги, картона предметов быта, обводки по контуру (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок); | Рекомендации родителям: - Поиграть с детьми в игру «Дорожки для матрешек», «Ближе – дальше». Обратить на употребление в речи детей слов «длиннее - короче», «близко – далеко». - Понаблюдать на детской площадке, какие предметы находятся близко к дому, а какие далеко. - Подобрать картинки с одним и двумя предметами, поиграть в игру «Посчитай-ка» - Индивидуальные консультации по запросам родителей. | |||||
| |||||||
Д/И «Длиннее – короче» Цель: Фор – ть умение при сравнении двух предметов, выделять параметр длины, использовать в речи слова «длиннее – короче». Д/И «Подбери цифру» Цель: Закрепление счета до двух, умения соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов. Д/И «Чудесный мешочек» Закреплять названия геометрических фигур. Д/И «Подарки для друзей», на поиск закономерности, закреплять умение составлять логические цепочки. «Скамейка для куклы» Закреплять понятия «высокий» и «низкий». | - Картинки из серии «Дружные ребята», для установления последовательности событий. - Геометрические фигуры для игры «Сложи узор»; - Шишки и корзины 2 размеров для д/и «Найди и собери»; - Пирамидки одноцветные; куб с прорезями разных форм. - Круги разного цвета и размера, для поиска закономерности. | Рекомендации родителям: - Поиграть в игру «Елочки и пенечки» Активизировать в речи детей слова «высокий – низкий» - попросить детей нарисовать «Шарфики для друзей» Закреплять понятия «длинный – короткий». - По дороге из детского сада, обратить внимание детей на номера домов. Найти номера с цифрой 1 и 2. | |||||
| |||||||
Д/И «Что бывает круглой формы?» Цель: Формирование умения распознавать круг в предметах окружающей обстановки. Развитие творческих способностей. Д/И «Разноцветные колеса», на поиск закономерности, закреплять умение составлять логические цепочки из кругов трех цветов. Аппликация. «Грузовая машина». Учить правильно держать ножницы и вырезать круги из квадратов и прямоугольников. | - Наборы маленьких и больших машин; - Развивающий коврик «Дорога»; - Предметные картинки «Транспорт»; разрезные картинки «Собери машину». - Д/И «Чудесный мешочек» - Схема светофора, круги основных цветов для конструирования светофора. - Набор кубов и кирпичиков, схемы для строительства машин; флажки разного цвета для объединения в группы; - Мозаика геометрическая крупная; матрешки из 3 элементов. | Рекомендации родителям: - Предложить детям в окружающей обстановке найти предметы в форме шара; - Поиграть в игру «Отсчитай столько же» (закрепить знание цифр 1 и 2, умение соотносить цифру с количеством предметов) - Поиграть в игру «Составь фигуру» (упражнять детей в умении выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек или из спичек). | |||||
| |||||||
- Д/И «Справа – слева», «Шире – уже» Цель: Закрепляять пространственные отношения «справа», «слева», умение сравнивать предметы по ширине. Закреплять счет до двух, умение соотносить с количеством цифры 1 и 2. - Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Елочки, пенечки», «Найди себе пару», - Развивать умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами (тарелка – круг, мяч – шар и т.д.). - Рисование на тему «В лесу выросли грибы - небывалой красоты», для закрепления знаний о круглой и овальной форме, -Д/И: «Составь целое», «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху». | - В зону воды и песка: мыло, губки, полотенце, оборудование для мыльных пузырей. - «Чудесный мешочек» с набором геометрических форм; - Д/И: «Подбери предметы по цвету», «Широкий и узкий». - Д/И на ориентировку в пространстве. - Фланелегрвф, набор цифр (1 – 3), наборы картинок, для соотнесения количества предметов с цифрой. - Наборы геометрических фигур: кругов, квадратов и треугольников разных цветов и размеров. - Набор картинок, связанных одним сюжетом «Один лень в детском саду», для установления временных отношений. | - Поиграть в игру: «Что похоже на шар?» Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара. Развивать наблюдательность. - Предложить выложить из мозаики мячики разного цвета. Закрепить названия основных цветов. - Совместно с ребенком вырезать из цветной бумаги по 2 круга, квадрата, треугольника. Закрепить названия геометрических фигур, счет до 2, умение отсчитывать два предмета. | |||||
| |||||||
Д/И «Спрячь зайку». Д/И «Подбери полотенца медвежатам». Цель: Формировать умение, при сравнении двух предметов, выделять параметр ширины, использовать в речи слова «шире», «уже» Закреплять счет до двух, умение соотносить с количеством цифры 1 и 2. - «Геометрический конструктор» - составление изображений животных из геометрических фигур; - Использование приемов для практического освоения и понимания количественного и порядкового назначения числа («Сколько всего мишек?», «Какой по порядку зайка?»). - Экспериментирование. Проведение опытов с водой, снегом, льдом. - Д/И «Что сначала, что потом». Расширять представления о взаимосвязях природных явлений, устанавливать последовательность событий. - Д/И: «Составь целое», «Танграм», «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху». | - В уголке экспериментирования разместить пипетки, формы для льда, жидкие краски. - Наборы картинок для составления сравнительных и описательных рассказов; - Д/И «Подбери маму», «Кто кем был?»; пазлы, кубики; «Парочки» (один-много) - Схема пальчиковых гимнастик «Сидит белка», «Дикие животные». -Сюжетная картина «Кто где спрятался?» - Панно со съемными элементами. Закрепить ориентировку в пространстве; - Мозаика мелкая; лото «Зоопарк» 6-8 частей; - Серия картинок 4-6 для установления последовательности событий. - Набор геометрических фигур для фланелеграфа - Площадка с колышками, разноцветные резинки для составления квадратов и треугольников. | - Поиграть в игру «Танграм» (составление изображений животных из геом. фиг.); - Поиграть в игру «Шире – уже». Предложить детям сравнить предметы по ширине, активизировать в речи детей слова: шире - уже. - Предложить для рассматривания картинки «Времена года». Обсудить признаки каждого времени года. - Подобрать картинки с изображением трех предметов. Закрепить счет до трех. - Предложить детям треугольники разного цвета и размера. Рассмотреть, посчитать уголочки, поиграть в игру «Найди отличия» (цвет, форма, размер). | |||||
| |||||||
- Д/И на соотнесение цифр 1-3 с количеством предметов: «Нарисуй столько же», «Гараж», «Подбери карточку к картинке». - Д/И «Найди две одинаковых снежинки» Цель: развитие мыслительных операций, речи. - Д/И на поиск закономерности (изменение по форме): «Расчистим дорожку от снега», «Бусы для снеговика», «Разноцветные льдинки». - Конструирование «Ледяной городок» (ледяные дорожки, большие и маленькие горки, лабиринт). Упражнять в анализе конструкций, развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого по образцу, по памяти. - Д/И «Определи время года». Учить замечать происходящее в природе сезонные изменения. - Д/И «Составь из частей» (зайчик, медведь, снегурочка, снеговик). Формировать умение правильно выкладывать части изображения, соотносить их по величине. | - Атрибуты для игровой ситуации «Собираемся на прогулку: кукла, одежда для всех периодов года. - Для закаливания дорожка «Идем по следам зверей». - Коробки с крышками разной формы; - Д/И «Подбери снежинку» (размер); - Набор цветных палочек; - Набор для сортировки – шишки и камешки; - Треугольники для выкладывания елочек по образцу; - Д/И «Спрячь зайку». - Полоски бумаги разной длины, одинаковой ширины, для сравнения. | Рекомендации родителям: - Рассмотреть с детьми нумерацию домов в своем микрорайоне, найти цифры 1,2,3. - Упражнять в счете предметов, в пределах трех. - Поиграть в игру «Нарисуй столько же» (попросить детей нарисовать столько предметов, какую цифру принес Незнайка). - Поговорить с детьми о сезонных изменениях в природе, определить характерные признаки зимы (зимой мороз, снегопад, водоемы покрыты льдом, лед твердый, скользкий и др.) | |||||
| |||||||
- Д/И на закрепление пространственных отношений НА, НАД, ПОД: «Спрячь кубик», «Составь картинку на фланелеграфе», «Мы – художники». - Д/И «Отсчитай столько же», «Постройка поезда». Зак-ие счета в пределах трех. - Д/И «Подбери карточку» Закреплять число и цифру 3. - Д/И «Подбери полоску» упражнять детей в сравнении трех полосок по длине - рисование «Снежинка». Формировать умение правильно передавать расположение частей предмета, - Д/И «Части суток» Закреплять умение располагать части суток в определенной последовательности. | - Сюжетные картинки по режиму дня; фотографии, изображающие детей в разные отрезки времени; - Дидактическое пособие «Временные часы». - Миски и ведерки трех размеров для сериации по величине; - Рамки-вкладыши с основными формами; - Мозаика крупная; - Набор цветных палочек; «Чудесный мешочек» с набором геометрических форм - Наборы цифр и карточек с разным количеством предметов (1-3); | Рекомендации родителям: - Поиграть в игру «Расскажи что видишь» (Развивать пространственные отношения НА, НАД, ПОД) - Подобрать кусочки ткани и бумаги для пополнения коллекций «Ткани» и «Бумага», развивать тактильные ощущения. | |||||
| |||||||
- Д/И «Подбери шары для елочек», «Расставь по росту», Цель: Закреплять умения сравнивать предметы по высоте. - Д/И «Расставь столько же предметов», «Угадай чего больше». Закреплять отношения «столько же», «больше», «меньше». - Игры – экспериментирование со снегом, льдом «Льдинки», «Ледяные узоры», «Снежные фигуры» (замораживание окрашенной воды, замораживание в воде узоров из камешков, лепка из снега зайчиков, снежных баб). - Д/И «Свойства и отношения» (на предметном уровне). Закреплять умения детей на основе практического сравнения и «на глаз» выделять и называть размеры предметов по длине, высоте, ширине, толщине. | - Три машины разной высоты и бруски, для постройки ворот. - Наборы фигур, цилиндров, конусов, матрешек разной высоты для сравнения по высоте. - «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками; - Настольная игра «Цвет и форма»; - Карточки для игры «Третий лишний»; - Веревочки для сериации по длине; - «Парные картинки» для сравнения; - Счетный материал: грибы и елочки; набор цифр от 1 до 5. | - Поиграть в игру «Что изменилось» Развивать внимание, наблюдательность, память. - Поиграть в игру «Гирлянда для елочки» Закреплять умения детей раскладывать геометрические фигуры в определенной закономерности. - Предложить детям ножницы, цветную бумагу, трафареты елочных игрушек для вырезания. - Предложить мозаику для составления новогодних узоров. | |||||
| |||||||
Д/И «Чудесный мешочек Деда Мороза». Формировать умение обследовать предмет руками, называть его, описывать признаки и качества предмета. Понимать значение слов: «форма», «размер», «цвет», «материал». Называть игровые действия с данным предметом. - Конструирование «Новогодние игрушки»: продолжить развивать навыки работы с бумагой, развивать тактильные ощущения. Обращать внимание детей на форму, цвет и размер предметов. - Д/И «Раньше - позже» Закреплять временные представления. | - Картинки на развитие временных представлений. - Три машины разной высоты и бруски, для постройки ворот. - Наборы фигур, цилиндров, конусов, матрешек разной высоты для сравнения по высоте. - «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками; - Настольная игра «Цвет и форма»; - Карточки для игры «Третий лишний»; - Веревочки для сериации по длине; - «Парные картинки» для сравнения; - Счетный материал: грибы и елочки; набор цифр от 1 до 5. | Рекомендации родителям: -понаблюдать с ребенком за застыванием цветной воды в формочке -цветные льдинки (украшение для елки на участке). -давать детям в домашних условиях (под контролем взрослых) вырезать ножницами, (изготовление украшений для елки: бусы, гирлянды, фонарики), перебирать крупу и т.п.) – для развития мелкой моторики. | |||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
- Конструирование. «Преврати домик». Учить изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту или длину. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте. - Лепка «Создаем мультик» с использованием бросового и природного материала. Развивать тактильное восприятие. Д/И «Четвертый лишний» Закреплять умение классифицировать предметы по определенному признаку. Д/И «Магазин самообслуживания» Закреплять свойства предметов, знания цифр 1-4. Д/И «Что изменилось?» Закреплять пространственные отношения: внутри - снаружи, впереди – позади, на – над – под, развивать внимание, зрительное восприятие. | - Крупные мягкие пазлы, строительный материал, мягкие модули для постройки домика, теремка; -Дорожка для игрушек из геометрических фигур; - Д/И «Платочки для матрёшки»; - Бруски двух цветов для игры «Заборчик»; - Рамки с застёжками; - Большую и маленькую машину, строительный материал для постройки гаражей; - Кубики и мячики разных цветов, матрешки и пирамидки двух размеров; - Картинки для игры «Найди отличия» - Карточки связанные одним сюжетом, по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», для установления последовательности событий. | Рекомендации родителям: - Рассмотреть с детьми нумерацию домов в своем микрорайоне, найти цифры 1,2,3,4. - Упражнять в счете предметов, в пределах четырех. - Поиграть в игру «Нарисуй столько же» (попросить детей нарисовать столько предметов, какую цифру принес Незнайка). - Поговорить с детьми о сезонных изменениях в природе, определить характерные признаки зимы (зимой мороз, снегопад, водоемы покрыты льдом, лед твердый, скользкий и др.) | |||||
| |||||||
- Рисование «Красиво накрытый стол». Учить правильно располагать части сложных предметов на листе и соотносить их по величине; - Конструирование из бумаги «Салфетка» Развивать мелкую моторику рук; - Конструирование «Мебель для куклы». Закреплять свойства предметов, умение сравнивать предметы по размеру, по высоте. - Д/И « Поездка в автобусе» - Д/И «Четвертый лишний» Закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры. - Д/И «День-ночь» Закрепление счетных умений, знание цифр 1-4, знание частей суток. | - Образцы построек, иллюстрации построек для конструктивной деятельности детей; В зону воды и песка: мыло, губки, полотенце, оборудование для мыльных пузырей. - Настольная игра «Мой, моя, мое». - «Чудесный мешочек» с набором геометрических форм, - Наборы геометрических фигур, для игры «Подбери по цвету, по форме»; - Д/и «Спрячь зайку», - Полоски разной ширины, но одинаковой длины, дл игры «Широкий и узкий». - Д/И «Части суток». | Рекомендации родителям: - Поиграть в игру «Что бывает квадратной формы» - Попросить детей придумать и нарисовать предметы квадратной формы. - По дороге из детского сада, обратить внимание детей на номера домов и транспорта. Найти номера, где «спрятались» цифры 1, 2, 3, 4. - Побеседовать о частях суток, поиграть в игру «Что мы делаем утром, днем, вечером и ночью». | |||||
| |||||||
- Д/И «Где я?» Развивать умение определять положение предметов в пространстве относительно себя (вверху – внизу, впереди – сзади); - Конструирование «Строим большой дом для семьи». Закреплять цвет, форму и размер деталей. - Д/И для совершенствования чувственного опыта детей «Узнай на ощупь»; - Д/И «Молчанка» Закреплять навыки счета до 4, знание цифр 1 – 4, развивать слуховое восприятие. - Д/И «Раньше – позже». Формирование временных представлений, развитие речи. | - Строительный материал для конструирования домиков разной высоты; - Образцы построек, иллюстрации построек для конструктивной деятельности детей; -«Чудесный мешочек» с набором геометрических форм; - Серия картинок «Один -много»; - Д/И «Чья мама?». - Ящики с песком, мелкие игрушки для обыгрывания. - Картинки для установления последовательности событий (раньше - позже). | Рекомендации родителям: - Поиграть в игру «Расскажи что увидел» Поупражнять детей в умении определять положение предметов в пространстве относительно себя (вверху – внизу, впереди – сзади); - Поупражнять в счете до 4, повторить цифры 1- 4. | |||||
| |||||||
- Беседа «Опасные предметы» Закреплять умение называть, обследовать и описывать предметы, выделяя их внешние особенности (цвет, форма, материал из которого они сделаны). - Изготовление коллективного плаката «Спички не игрушка!» Закреплять умение детей составлять из полосок бумаги изображения разных предметов. - Рисование «Девочка идёт по тротуару» Формировать умение детей изображать фигуру человека передавая относительную величину частей тела, сплюснутого шара, вытягивание отдельных частей из целого куска, прищипывание мелких деталей. - Опыт «Почему колеса круглые?» (сравнение кубика и шара); - Д/И «Калейдоскоп» Закреплять знание геометрических фигур, формировать умения выделять и выражать в речи признаки предметов. - Д/И «Путешествие» Формировать пространственные отношения «вверху – внизу», развивать речь. | - Наборы разных машин по размеру, материалу для обыгрывания. - Пазлы; разрезные картинки. - Схемы для выкладывания из счетных палочек моделей машин, счетные палочки. - Раскраски «Обведи по контуру». - Карточки с двумя полосками, набор кругов разного цвета для сравнения по количеству; - Фланелеграф, набор картинок для игры «Я художник»; - Набор кубиков с цифрами; - Рамки-вкладыши «Составь машину»; - Набор цилиндров для сериации по величине. - Образцы машин из геометрических фигур, набор геометрических фигур. | Рекомендации родителям: - Предложить ребенку счетные палочки, или фасоль, горох, кукурузу, для выкладывания разного вида транспорта. - Поупражнять детей в умении определять положение предметов в пространстве относительно себя (вверху – внизу, впереди – сзади); - Поиграть в игры: «Опиши и назови», «Какие разные машины» (выкладывание транспортных средств из геометрических фигур: уточнение цвета, формы, размера), «Правильно - неправильно». - Загадывание загадок на тему транспорта; | |||||
| |||||||
- Д/У на ориентировку "Разведчики", "Роботы". Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении. - Знакомство с фотовыставкой "Военная техника". Формировать умения называть военную технику, определять ее назначение, классифицировать по заданным признакам (техника воздушная, водная, наземная). - Коллективное конструирование альбома "Как служили наши папы". Формировать умение сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали оформления. - Д/И «Право-лево», «Мы -художники» Формирование пространственно-временных представлений. - Д/И «Четвертый лишний», «Что изменилось» | - Коллекция наборов солдатиков; - Флажки, ленточки, цветы, фуражки основных цветов в уголок ряженья: -Круги, квадраты, треугольники и схемы к игре «Составь целое»; - Наборы из 4-х геометрических фигур к игре «Что лишнее»; - Коврик из геометрических фигур и набор составных частей коврика; - Набор кубиков с цветными гранями; - Сортировочный ящик с прорезями разной формы - Набор цифр 1 -4. | Рекомендации родителям: - Поиграть в игру «Найди где спрятано» Поупражнять детей в определении пространственных направлений от себя, двигаться в заданном направлении. - Поиграть с детьми в игры «Четвертый лишний» (классификация военной техники) - Предложить детям картинки для игры «Найди отличия» - Совместно с ребенком изготовить бумажные самолеты. Обращать внимание детей на то, что сгибы должны быть ровными и острыми. | |||||
| |||||||
- Дидактические упражнения «Комната куклы Маши. Закреплять ориентировку от себя при расстановке мебели в "комнате". - «Едем в гости к кукле Маше» Закрепление частей суток, правила поведения в гостях. - Экспериментирование "Водичка-водичка". Изучение свойств воды опытным путем (льется, переливается, нагревается, охлаждается). - Наблюдение за снегом. Знакомить детей со свойствами снега, учить устанавливать простейшие связи (солнце пригревает сильнее – снег стал таять…). - Игра «Чудесный мешочек» - активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. | - Необходимое оборудование для экспериментальной деятельности с водой (создать ситуацию, в которой дети убедятся, что снег - это вода, а в конце зимы - снег грязный). - В зону воды и песка: мыло, губки, полотенце, оборудование для мыльных пузырей. - Пазлы, мозаики. - Карточки с двумя полосками, набор геометрических фигур - Д/И «Геометрическое лото» - Карточки с изображением предметов (1 - 5), цифры для соотнесения по количеству. - Картинки для формирования временных представлений. | - Выяснить, как пахнут полезные для здоровья вещества (пища, мыло и т.д.) и как пахнут вредные. - Предложить изготовить совместно с ребёнком журнал «Лоскутная мозаика из ткани - развивать тактильное восприятие. - Предложить совместно с ребёнком составить рассказ «Для чего нужна вода?» - Создать дома условия для исследовательской деятельности детей (игры с водой, помощь в приготовлении обеда, особенно в выпечке). | |||||
| |||||||
- Игры "Кто позвал", "Что звучит" и др. Развитие слухового восприятия. «Помогаем маме», «Наводим порядок». Группирование и классификация хорошо знакомых предметов. Отсчитывать предметы из большего количества. На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов. Соотношение формы предметов с известными геометрическими фигурами. - Игра "Найди, где спрятано". Умение определять пространственные отношения от себя, двигаться в заданном направлении. Завяжем куклам банты. Сравнение предметов по двум признакам величины (длине и ширине). - Аппликация «Цветы - сердечки» Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках. | - Д/И: «Полезные овощи», «Составь фигуру девочки», «Составь фигуру мальчика», «Угадай кто это?» (по частям лица, головы угадать мальчика, девочку, тётю, дядю) - Иллюстрации с изображением взрослеющего организма человека: девочка -девушка-женщина-бабушка. Мальчик-юноша-мужчина. - Домики разной высоты и силуэты людей разного роста для соотнесения по размеру, пирамиды (8 колец); - Лото «Ассоциации», серии картинок «Мы обедаем»; - Карточки и цифры на соотнесение по количеству; - Д/И «Времена года», «Части суток»; - Карточки на восстановление последовательности событий; - Картонки с нашитыми на них пуговицами, салфетка. | Рекомендации родителям: - Составить вместе с ребёнком альбом «Что за чем?» (последовательность режимных моментов). - Поиграть в игру «Внутри снаружи» Формирование пространственных отношений. - Повторить с детьми части суток, увязав их с деятельностью детей (утром завтракаем, днем обедаем, вечером ужинаем и т.д.). | |||||
| |||||||
- Конструирование «Автобус». Развивать умение анализировать образец постройки: выделить основные части, соотнести их по величине и форме, установить пространственное расположение этих частей относительно друг друга - Игры- экспериментирования с мыльной водой и пеной «Мыльные пузыри», «Подушка из пены»; - Игры с зеркалом «Поймай солнышко», «Что отражается в зеркале»; - Д/И «Что изменилось?» Закреплять пространственные отношения, развивать внимание, речь. - Д/И «Геометрическое лото» Распознавание форм геометрических фигур. | - Карточки и счетный материал для игры «Посади жучка на цветок»; - Разрезные контурные картинки; - Разноцветные ленточки для игры «Найди пару»; - Разноцветные полоски на поиск закономерностей «Заборчик». - Набор геометрических фигур, для игры «Сложи узор»;
- Шишки и корзины 2 размеров для д/и «Найди и собери»; - Пирамидки разноцветные; - Куб с прорезями разных форм. | Рекомендации родителям: - Нарисовать, как вы с ребёнком идёте из детского сада домой. Закрепить пространственные отношения: слева, справа, впереди, сзади. - Вспомнить сказку «Репка», предложить детям рассказать кто за кем стоит, используя в речи слова: впереди, сзади, между. - Повторить счет в пределах 5, цифры 1 - 5. | |||||
| |||||||
- Конструирование «Построй такой - же домик, но высокий». Развивать умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции. - Д/И на раскладывание предметов в убывающем или возрастающем порядке; - Настольные игры (подбирать группы на основе сходного признака). - Конструирование из бумаги «Стаканчик для витаминов», сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы. - Русская игра «Федорка» Формировать умение объединять предметы в пары по определенным признакам. - Д/И на сравнение предметов по длине, ширине, высоте - Д/И «Живые цифры» Закреплять знание цифр 1 5. | - Сюжетные картинки с последовательностью умывания; предметные картинки и предметы средств личной гигиены: расческа, полотенце, мыло, носовой платок. - Схема одевания на прогулку; предметные картинки одежды и обуви. - Мозаика крупная. - «Геометрическое лото», набор геометрических фигур. - Цифры 1 - 5, карточки с разным количеством предметов (от 1 - 5), для соотнесения по количеству. - Лесенки и горки для кукол – большие и маленькие; - Игры-шнуровки; - Серия картинок «Части суток». - Изображение 4 человек разных по росту, лыж разных по длине, шарфов разных по ширине для сравнения. | Рекомендации родителям: - Побеседовать о здоровом образе жизни в семье; - Игры – экспериментирование «Грязные и чистые руки». Закрепить представление что вода и мыло очищают; - Предложить детям нарезать полоски из цветной бумаги, одинаковой ширины, но разной длины. Поиграть в игру «Сравни по длине и высоте». Активизировать в речи детей слова: длиннее, короче, выше, ниже. | |||||
| |||||||
- Конструирование из строительного материала «Скворечник». Учить построению конструкции по образцу, характеристик объектов, их протяжённости, установления месторасположения частей и деталей. - Игры с водой, снегом, льдом: «Тонет – не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала), «Освобождение из плена» (размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей); игры с зеркалом: «Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика»), «Солнечные зайчики» (воспитатель и дети пускают весёлые солнечные зайчики); - Д/И «Что сначала, что потом» Закреплять умение последовательно располагать времена года, закреплять признаки времен года - Д/И «Узнай и назови» Закреплять названия геометрических фигур, умение объединять их по схожим признакам. | - Настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки; - Наборы для экспериментирования, зеркальце для получения солнечных зайчиков. - Книжки малышки по времени года «Весна», - Платочки основных цветов - Коврик из геометрических фигур - Кубы с прорезями разной формы - 6 кубиков для составления лесенки, матрёшка для игры «Вверх-вниз» - Сенсорная игрушка «Солнышко» с застёжками разного вида -Разрезные картинки, кубики (6 частей) - Серии из 3-х картинок «Дети пускают кораблики» - Модели кругов, квадратов, треугольников и овалов - Геометрическое лото для малышей. - Предметные картинки для игры «Угадай, на что похоже» - Карточки с цифрами и кружками от 1 до 5. | Рекомендации родителям: - Предложить детям использовать зеркальце для получения солнечных зайчиков. Поиграть в игру «Расскажи, где спрятался «зайчик»? Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, используя в речи слова: справа, слева, вверху, внизу и др. - Поиграть в развивающие игры, направленные на знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» - Поиграть в игры на развитие воображения: «Чудесный мешочек». (с геометрическими фигурами). | |||||
| |||||||
- Игровая ситуация «Что у клоуна в чемодане» Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы. Упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению. - Аппликация «Украсим костюм клоуна» Развивать умение выразительно располагать части и детали костюма, закреплять названия геометрических фигур, основные цвета. - Д/И «Геометрическое лото», «Исправь ошибки». Закреплять умение детей группировать фигуры по определенному признаку, соотносить цифры с количеством. - Игра «Веревочка» (превращение веревочки в знакомые геометрические фигуры) - Лото «Прямоугольник» развивать умение узнавать прямоугольник в предметах прямоугольной формы. - Д/И «Речки и мостики» Закреплять умение детей сравнивать прямоугольники по длине и ширине. | - Полифункциональные материалы: (объемные модули, крупные, разных форм; ящик с мелкими предметами-заместителями; крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.); емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры. - Пазлы; разрезные картинки. - Счетные палочки для выкладывания геометрических фигур. - Раскраски «Обведи по контуру». - Карточки с двумя полосками, набор прямоугольников и овалов разного цвета для сравнения по количеству; - Фланелеграф, набор картинок для игры «Я работаю в цирке»; - Набор кубиков с цифрами; - Рамки-вкладыши «Веселый клоун»; - Набор прямоугольников для сериации по величине. - Образцы машин из геометрических фигур, набор геометрических фигур. | Рекомендации родителям: - Организовать в кругу семьи «Вечер загадок». Упражнять детей в умении отгадывать загадки взрослых и придумывать свои. - Поиграть в игру «Угадай, где спрятались прямоугольник и овал» Закреплять умения детей находить фигуры в предметах окружающей обстановки. - Предложить детям игры на сравнение и классификацию картинок по общему эмоциональному состоянию изображённых на них людей или животных: «Найди весёлых и грустных колунов», «Кто быстрее найдёт одинаковые рожицы и др. | |||||
| |||||||
- Образовательная ситуация: «Земля - планета, на которой мы живем» Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. - Коллективная аппликация «Космический корабль» Продолжать учить выполнять аппликацию, наклеивая готовые геометрические формы на цветном листе бумаги. - Игры на группировку («Транспорт»). - Игры с зеркалом («Поймай солнышко»: маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить «зайчика»); - Экспериментирование с тенью. - Д/И «Космонавты, по порядку становись!» Закреплять порядковый счет, в пределах 5. - Д/И «Найди лишнюю ракету» (классификация по форме, цвету, размеру) - Счет в пределах 5 по осязанию. - Д/И «Наш день» Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». - Д/И «Геометрический коврик» Развивать умение ориентироваться на плоскости. | - Раскраски, шаблоны разрезные картинки; - Оборудование для исследовательской деятельности (песок, вода, крышки, ёмкости для смешивания); - Модель смены дня и ночи; Солнечной системы; - Образцы со схемами построек корабля, ракеты, самолета. - Дидактическое пособие «Временные часы». - Сюжетные картинки с изображением ситуаций из жизни детей в разное время дня; разрезные картинки по частям суток; цветные знаки для определения частей суток «Подбери цвет». - Ободки самолетов основных цветов для игры «Самолеты»; - Кубы с прорезями разной формы; наборы звезд разного размера для сериации по величине; набор карточек и цифр на соотнесение по количеству. - Панно со съемными элементами «Звездное небо». - Зеркала для игры «Солнечный зайчик». - Набор цифр (1-5), карточки с разным кол-вом звездочек. | Рекомендации родителям: - Наблюдать за сменой частей суток, небесными светилами. - Закреплять порядковый счет в пределах 5, вспомнив известные детям сказки «Репка», «Колобок», «Доктор Айболит». Развивать умение детей отвечать на вопрос «который по счету?» - Предложить детям вылепить звезды и ракеты разного размера из соленого теста. Закреплять умение детей составлять сериационный ряд , раскладывая предметы от маленького до большого и наоборот. - Поиграть в игру «Чего не стало» Зак-ть назвия геом. фигур. | |||||
| |||||||
- Д/И на обогащение сенсорного опыта детей: «Такие похожие разные птицы» Обогащать сенсорный опыт детей. Упражнять в сравнении по разным свойствам, выделяя сходство в разных объектах. - Конструирование «Птица». Учить создавать знакомые образы из готовых геометрических форм. Учить анализировать объект, видеть основные части и детали. - Решение простейших ситуационных задач: «Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке). - Конструирование из готовых геометрических форм, мозаика («Птицы» и др.); - Д/И «Кто где живет» Закреплять представления о порядке и о числовом ряде. - Д\И «Ступеньки» Закреплять умения сравнивать полоски по длине. - Д/И «Поезд», «Украсим кормушки для птиц» Закреплять умения продолжать заданную закономерность. | Разнообразные наборы игрушек, природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера; - Дидактические пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, стержни для нанизывания, стержни для закручивания и другие. - Цветные платочки основных цветов 2 размеров; - Рамки-вкладыши; - Лото «Геометрические фигуры», - Пирамидки одноцветные; - Миски разной формы как объемные формы из 5 элементов. - Игрушки для игр с песком и водой: утята, гусята, цыплята. - Пять домиков с окошками для цифр, цифры (1 - 5), игрушки; - Цветные полоски разные по длине, но одинаковые по ширине, для сравнения. | Рекомендации родителям: - Поиграть в развивающие игры, направленные на знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…»
- Понаблюдать с детьми за сенсорными признаками объектов природы (цвет, форма, величина), вспомнить признаки весны. - Поиграть в игру «Найди игрушку» Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие. Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Поможем друзьям».
Программные задачи:Продолжать формировать представления количественного и порядкового счета в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету? На котором месте? и т.д....
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Математические звёздочки"
На занятии дети делятся на две команды с помощью "математических" медалей и занимаются математикой, играя в различные игры. Занятие заканчивается аппликацией....
Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе
открытое итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе...
Родительское собрание в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»
На родительском собрании я знакомлю родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Сообщаю, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года. Родители должны знать, что на заняти...
Конспект непосредственно организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Приключения колобка» (математическая сказка)
Дети в игровой форме повторяют счёт до4, повторяют названия геометрических фигур....
Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»
Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...
Сценарий родительского собрания в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»
повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников...