Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Дурманова Любовь Васильевна

открытое итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon итоговое открытое занятие76 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 210 «Ладушки» городского округа Тольятти

Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе  №103

Тема     «Поможем друзьям»

                                            Воспитатель:         Дурманова Л. В.

Открытое занятие.

Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Тема «        Поможем друзьям»

Дата проведения15.05.2015

Задачи: 

Обучающие: 

Продолжать формировать представления количественного и порядкового счета в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету? На котором месте? и т.д. Упражнять в счете звуков на слух, воспроизводить указанное количество в пределах 5.

Формировать умение соотносить количество предметов с числом.

Закреплять умения детей пользоваться схемой для составления дорожки, упражнять в отборе нужных геометрических фигур, закрепить знания цвета.

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине , раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения: самый высокий, выше, ниже, самый низкий. 

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, показывать пространственные направления: вверх, вниз,   налево,  направо;

Развивающие;

1) Развивать словесно – логическое мышление, память, слуховое внимание, воображение.
                

Воспитательные:

1) Воспитывать интерес к занятию, отзывчивость, желание помогать другим, умение работать в коллективе, дружеские взаимоотношения.  

Методы и приемы:        - практические: рабата с раздаточным материалом,

                                    - наглядные:  рассматривание, показ способов действия,

- словесные: беседа с детьми, ответы на вопросы, словесные указания

Материалы и оборудование: двух полосные карточки, по 5 зайцев и морковок, наборы цифр (1-5) на каждого ребёнка, плоскостные изображения животных (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк), музыкальные инструменты (барабан, металлофон), схема

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

игровые упражнения, двигательные паузы, физминутки,

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические,), творческие игры (театрализованные, конструктивные)

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций,  моделирование,

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, словесные игры, , ситуативные разговоры, вопросы

Музыкальная

Слушание, музыкально-дидактическая игра,

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

 игра-драматизация, \

Конструирование

моделирование

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Вводная часть – мотивационная

Воспитатель обращается к детям:

- Любите ли вы сказки? А хотите отправиться в гости в сказку, но не просто в гости, а помочь сказочным героям?  

Хорошо. Спешу вам сообщить
Сегодня путешествие хотим мы совершить!
-Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в волшебное путешествие:
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах! »
И окажемся в гостях »

Внимательно слушают, принимают решение  отправиться в гости и помочь сказочным героям.

Выполнят движения согласно тексту.

Развивается умение слушать, желание быть готовым оказывать помощь.

Умение слушать и выполнять словесные указания.

2

Основная –

содержательно - деятельностная

Рассказываю:

– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляю картинку).

 Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: (предлагаю ребенку озвучить  дальнейший текст сказки)

. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мои задания”.

Предлагаю детям помочь мышке попасть в теремок.

Посмотрите, какой конверт! (открываем его - в конверте лежат цветные квадраты) Ребята, какого цвета эти квадраты?

А сейчас послушайте задание: нам надо выложить дорожку из цветных квадратов по схеме к теремку, начиная с любого цвета. Попробуем? Давайте сначала договоримся, с какого цвета мы начнём.
Схема
Игра «Выложи дорожку по схеме»

Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

– Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: (предлагаю ребенку озвучить  дальнейший текст сказки)

А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит  мои задания”.

Предлагаю детям помочь лягушке попасть в теремок.

Ребята перед вами лежат карточки с цифрами от 1 до 5. Предлагаю разложить их перед собой слева на право правой рукой по порядку.

- А сейчас внимательно слушайте задания, чтобы помочь Мышке попасть в теремок:

Ребята, посмотрите и посчитайте, сколько зайчиков  с морковкой (4). Покажите мне цифру, которой можно обозначить количество этих зайчат

- Сколько больших зайцев? (один)

- Сколько серых зайцев? (три)

- Сколько всего зайцев? (пять)

- Сколько белых зайцев? (два)

Молодцы ребята, вы все справились, поэтому двери волшебного теремка открылись для Лягушки.

Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка «Посчитаем»

Сколько точек видишь в круге,
Столько раз поднимешь руки.
(Картинка)

Сколько елочек зеленых,
столько выполни наклонов.
(Картинка)

Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас.
(Картинка)

Столько раз сейчас подпрыгнешь,
Сколько пальчиков увидишь.
(Показ)

Столько ножкой ты притопнешь,
Сколько хлопну я в ладоши.
(Хлопки)

Прибежал к теремку Зайчик – Побегайчик, остановился и спрашивает: (предлагаю ребенку озвучить  дальнейший текст сказки)

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит  мои задания”.

Ребята перед вами лежат двух полосные карточки, фигуры морковок и зайцев.

(Ребята давайте в верхнем ряду будем сажать морковку.)

Сначала внимательно послушайте.

На верхней полоске положите столько морковок, сколько звуков вы услышите.

4 раза ударяю по металлофону. Дети выкладывают 4 морковки друг за другом (слева направо правой рукой).

Уточняю «Сколько морковок отсчитали? Почему … отсчитал(а) столько морковок?

На нижней полоске положите столько зайцев, сколько звуков вы услышали.

5 раз ударяю по металлофону. Дети выкладывают 5 зайцев друг за другом (слева на право).

Уточняю «Сколько зайцев отсчитали? Почему … отсчитал(а) столько зайцев?

Уточняю ребята у вас на карточке 4 морковки и 5 зайцев сравните, что меньше (Четыре морковки меньше, чем пять зайцев) На сколько? (на 1). Уточняю 4 меньше 5 на 1.

Пять зайцев и четыре морковки – сравните, что больше (Пять зайцев больше, чем четыре морковки)

На сколько? (на 1). Уточняю 5 больше 4 на 1.

Как сделать так, чтобы морковок  зайцев стало поровну?

… обсуждаем два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета.

  1. Добавление - Выросла одна морковка. По сколько стало морковок и зайцев? Уточняю поровну по 5
  2. Другой способ: Убавления – убежал один зайчик. По сколько стало морковок и зайцев? Уточняю поровну по 4.

Ребята уравняйте предметы удобным для вас способом.

Вы справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

Прибежала к теремку Лисичка - сестричка. Остановилась и спрашивает: (предлагаю ребенку озвучить  дальнейший текст сказки)

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Предлагаю помочь Лисичке – сестричке.

Игровое упражнение «Расставим зверей в ряд».

Уточняю: Одинаковые ли животные по высоте?

Предлагаю расставить их в порядке убывания.

Уточняю: расставить надо в ряд. начиная с самого высокого и заканчивая  самым низким.

Правило раскладывания  - каждый раз из оставшихся выбирается самый высокий.

И с этим заданием вы справились, помогли Лисичке  попасть в теремок.

Прибежал к теремку Волчок – серый бочок. Остановился и спрашивает: (предлагаю ребенку озвучить  дальнейший текст сказки)

– Я Мышка – Норушка!           

– Я Лягушка – Квакушка!                            

– Я Зайчик – Побегайчик!

– Я Лисичка - Сестричка! А ты кто?

– А я Волчок – Серый бочок, пустите к себе жить.

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит  мои задания”. Чтобы Волчок – Серый бочок был добрым и никого не кусал для него надо нарисовать красивую  картину.

Присядем на коврик и послушаем меня внимательно.

- в правом верхнем углу расположите солнце

-в центре расположите елку

- в левом верхнем углу птичку

- справа от дерева - цветок

- слева от дерева – гриб

Что изображено на нашей картинке? (солнце, елка, гриб, птичка, цветок)

Ребята, вы и с этим заданием справились.

Дверь теремка и открылась для Волка. Стали звери дружно жить да поживать.

Дети внимательно слушают.

Ребенок принимает участие в инсценировки сказки:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Ответы детей:

 красные, жёлтые, синие и зелёные

дети договариваются о начале игры и выкладывают дорожку по схеме.

Ребенок принимает участие в инсценировки сказки:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Дети садятся за столы и раскладывают карточки с цифрами.

Дети считают и показывают соответствующую цифру.

Дети выходят из-за столов и выполняют упражнения.

Дети поднимают руки вверх.

Дети наклоняются.

Дети приседают.

Дети подпрыгивают.

Дети притопывают ножкой и хлопают в ладоши.

Ребенок принимает участие в инсценировки сказки:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Дети садятся за столы.

Дети внимательно слушают и раскладывают на верхнюю полоску морковки.

Ответы детей.

Дети внимательно слушают и раскладывают на нижней полоске зайцев.

Ответы детей.

Ребенок принимает участие в инсценировки сказки:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Ответы детей.

Дети на ковре расставляют животных в порядке их убывания.

Ребенок принимает участие в инсценировки сказки:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Дети выкладывают из плоскостных  предметов картину

Ответы детей.

Развитие эмоциональной выразительности  у детей

Формирование умения детей договариваться

Развитие логического мышления, умение конструировать дорожку по заданной схеме.

Развитие эмоциональной выразительности  у детей

Умение выполнять словесные указания, правильно, по –порядку раскладывать цифры.

Умение считать  предметы и обозначать их количество заданной цифрой.

Умение считать  предметы и правильно выполнять соответствующее количество упражнений.

Отдых детей от интеллектуальной нагрузки.

Развитие эмоциональной выразительности  у детей

Развитие слухового внимания, умения считать в пределах 5.

Умение внимательно слушать и выполнять словесные указания.

Умение сравнивать количество предметов  и находить неравенства.

Умение уравнивать предметы: путем добавления или убавления одного предмета.

Развитие эмоциональной выразительности  у детей

Умение сравнивать предметы по высоте, раскладывать их, выполняя соответствующее правило, договариваться при выполнении задания.

Развитие эмоциональной выразительности   у детей

 

  Умение ориентироваться в пространстве, показывать пространственные направления: вверх, вниз,   налево,  направо, работать сообща.

3

– Сколько героев в этой сказке?

– Кто помог зверям попасть в теремок?

– Конечно же, вы и ваши знания!

– Ребята, кому из зверей вам особенно понравилось помогать?

Ответы детей.

Умение  анализировать, получать удовлетворение от полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие. Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Поможем друзьям».

Программные задачи:Продолжать формировать представления количественного и порядкового счета в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету? На котором месте? и т.д....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области Познания. Формирование элементарных математических представлений в средней группе «Количество и счет. Ориентировка в пространстве»

Образовательная область: «Познание. ФЭМП»Цель: продолжать учить соотносить цифру  и количество предметов; обозначать словами положение предмета относительно себя; решать логическую задачу на осно...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в средней группе «Полет на солнечную планету»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в средней группе«Полет на солнечную планету»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Поможем слоненку мамонтенку»

Здесь можно найти конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей  группе н...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Город трех ангелов»

Предварительная работа: знакомство с историей города, с его достопримечательностями, разучивание стихов о родном городе, работа с ребусами, лабиринтами, изготовление игрушек в технике оригами....

Конспект интегрированной образовательной деятельности для родителей по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием «Палочек Кюизенера».

Конспектинтегрированной образовательной деятельности для родителей по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием «Палочек Кюизенера»....