Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Дурманова Любовь Васильевна

открытое итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon итоговое открытое занятие76 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 210 «Ладушки» городского округа Тольятти

Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе  №103

Тема     «Поможем друзьям»

                                            Воспитатель:         Дурманова Л. В.

Открытое занятие.

Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Тема «        Поможем друзьям»

Дата проведения15.05.2015

Задачи: 

Обучающие: 

Продолжать формировать представления количественного и порядкового счета в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету? На котором месте? и т.д. Упражнять в счете звуков на слух, воспроизводить указанное количество в пределах 5.

Формировать умение соотносить количество предметов с числом.

Закреплять умения детей пользоваться схемой для составления дорожки, упражнять в отборе нужных геометрических фигур, закрепить знания цвета.

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине , раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения: самый высокий, выше, ниже, самый низкий. 

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, показывать пространственные направления: вверх, вниз,   налево,  направо;

Развивающие;

1) Развивать словесно – логическое мышление, память, слуховое внимание, воображение.
                

Воспитательные:

1) Воспитывать интерес к занятию, отзывчивость, желание помогать другим, умение работать в коллективе, дружеские взаимоотношения.  

Методы и приемы:        - практические: рабата с раздаточным материалом,

                                    - наглядные:  рассматривание, показ способов действия,

- словесные: беседа с детьми, ответы на вопросы, словесные указания

Материалы и оборудование: двух полосные карточки, по 5 зайцев и морковок, наборы цифр (1-5) на каждого ребёнка, плоскостные изображения животных (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк), музыкальные инструменты (барабан, металлофон), схема

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

игровые упражнения, двигательные паузы, физминутки,

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические,), творческие игры (театрализованные, конструктивные)

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций,  моделирование,

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, словесные игры, , ситуативные разговоры, вопросы

Музыкальная

Слушание, музыкально-дидактическая игра,

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

 игра-драматизация, \

Конструирование

моделирование

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Вводная часть – мотивационная

Воспитатель обращается к детям:

- Любите ли вы сказки? А хотите отправиться в гости в сказку, но не просто в гости, а помочь сказочным героям?  

Хорошо. Спешу вам сообщить
Сегодня путешествие хотим мы совершить!
-Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в волшебное путешествие:
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах! »
И окажемся в гостях »

Внимательно слушают, принимают решение  отправиться в гости и помочь сказочным героям.

Выполнят движения согласно тексту.

Развивается умение слушать, желание быть готовым оказывать помощь.

Умение слушать и выполнять словесные указания.

2

Основная –

содержательно - деятельностная

Рассказываю:

– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляю картинку).

 Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: (предлагаю ребенку озвучить  дальнейший текст сказки)

. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мои задания”.

Предлагаю детям помочь мышке попасть в теремок.

Посмотрите, какой конверт! (открываем его - в конверте лежат цветные квадраты) Ребята, какого цвета эти квадраты?

А сейчас послушайте задание: нам надо выложить дорожку из цветных квадратов по схеме к теремку, начиная с любого цвета. Попробуем? Давайте сначала договоримся, с какого цвета мы начнём.
Схема
Игра «Выложи дорожку по схеме»

Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

– Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: (предлагаю ребенку озвучить  дальнейший текст сказки)

А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит  мои задания”.

Предлагаю детям помочь лягушке попасть в теремок.

Ребята перед вами лежат карточки с цифрами от 1 до 5. Предлагаю разложить их перед собой слева на право правой рукой по порядку.

- А сейчас внимательно слушайте задания, чтобы помочь Мышке попасть в теремок:

Ребята, посмотрите и посчитайте, сколько зайчиков  с морковкой (4). Покажите мне цифру, которой можно обозначить количество этих зайчат

- Сколько больших зайцев? (один)

- Сколько серых зайцев? (три)

- Сколько всего зайцев? (пять)

- Сколько белых зайцев? (два)

Молодцы ребята, вы все справились, поэтому двери волшебного теремка открылись для Лягушки.

Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка «Посчитаем»

Сколько точек видишь в круге,
Столько раз поднимешь руки.
(Картинка)

Сколько елочек зеленых,
столько выполни наклонов.
(Картинка)

Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас.
(Картинка)

Столько раз сейчас подпрыгнешь,
Сколько пальчиков увидишь.
(Показ)

Столько ножкой ты притопнешь,
Сколько хлопну я в ладоши.
(Хлопки)

Прибежал к теремку Зайчик – Побегайчик, остановился и спрашивает: (предлагаю ребенку озвучить  дальнейший текст сказки)

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит  мои задания”.

Ребята перед вами лежат двух полосные карточки, фигуры морковок и зайцев.

(Ребята давайте в верхнем ряду будем сажать морковку.)

Сначала внимательно послушайте.

На верхней полоске положите столько морковок, сколько звуков вы услышите.

4 раза ударяю по металлофону. Дети выкладывают 4 морковки друг за другом (слева направо правой рукой).

Уточняю «Сколько морковок отсчитали? Почему … отсчитал(а) столько морковок?

На нижней полоске положите столько зайцев, сколько звуков вы услышали.

5 раз ударяю по металлофону. Дети выкладывают 5 зайцев друг за другом (слева на право).

Уточняю «Сколько зайцев отсчитали? Почему … отсчитал(а) столько зайцев?

Уточняю ребята у вас на карточке 4 морковки и 5 зайцев сравните, что меньше (Четыре морковки меньше, чем пять зайцев) На сколько? (на 1). Уточняю 4 меньше 5 на 1.

Пять зайцев и четыре морковки – сравните, что больше (Пять зайцев больше, чем четыре морковки)

На сколько? (на 1). Уточняю 5 больше 4 на 1.

Как сделать так, чтобы морковок  зайцев стало поровну?

… обсуждаем два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета.

  1. Добавление - Выросла одна морковка. По сколько стало морковок и зайцев? Уточняю поровну по 5
  2. Другой способ: Убавления – убежал один зайчик. По сколько стало морковок и зайцев? Уточняю поровну по 4.

Ребята уравняйте предметы удобным для вас способом.

Вы справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

Прибежала к теремку Лисичка - сестричка. Остановилась и спрашивает: (предлагаю ребенку озвучить  дальнейший текст сказки)

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Предлагаю помочь Лисичке – сестричке.

Игровое упражнение «Расставим зверей в ряд».

Уточняю: Одинаковые ли животные по высоте?

Предлагаю расставить их в порядке убывания.

Уточняю: расставить надо в ряд. начиная с самого высокого и заканчивая  самым низким.

Правило раскладывания  - каждый раз из оставшихся выбирается самый высокий.

И с этим заданием вы справились, помогли Лисичке  попасть в теремок.

Прибежал к теремку Волчок – серый бочок. Остановился и спрашивает: (предлагаю ребенку озвучить  дальнейший текст сказки)

– Я Мышка – Норушка!           

– Я Лягушка – Квакушка!                            

– Я Зайчик – Побегайчик!

– Я Лисичка - Сестричка! А ты кто?

– А я Волчок – Серый бочок, пустите к себе жить.

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит  мои задания”. Чтобы Волчок – Серый бочок был добрым и никого не кусал для него надо нарисовать красивую  картину.

Присядем на коврик и послушаем меня внимательно.

- в правом верхнем углу расположите солнце

-в центре расположите елку

- в левом верхнем углу птичку

- справа от дерева - цветок

- слева от дерева – гриб

Что изображено на нашей картинке? (солнце, елка, гриб, птичка, цветок)

Ребята, вы и с этим заданием справились.

Дверь теремка и открылась для Волка. Стали звери дружно жить да поживать.

Дети внимательно слушают.

Ребенок принимает участие в инсценировки сказки:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Ответы детей:

 красные, жёлтые, синие и зелёные

дети договариваются о начале игры и выкладывают дорожку по схеме.

Ребенок принимает участие в инсценировки сказки:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Дети садятся за столы и раскладывают карточки с цифрами.

Дети считают и показывают соответствующую цифру.

Дети выходят из-за столов и выполняют упражнения.

Дети поднимают руки вверх.

Дети наклоняются.

Дети приседают.

Дети подпрыгивают.

Дети притопывают ножкой и хлопают в ладоши.

Ребенок принимает участие в инсценировки сказки:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Дети садятся за столы.

Дети внимательно слушают и раскладывают на верхнюю полоску морковки.

Ответы детей.

Дети внимательно слушают и раскладывают на нижней полоске зайцев.

Ответы детей.

Ребенок принимает участие в инсценировки сказки:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Ответы детей.

Дети на ковре расставляют животных в порядке их убывания.

Ребенок принимает участие в инсценировки сказки:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Дети выкладывают из плоскостных  предметов картину

Ответы детей.

Развитие эмоциональной выразительности  у детей

Формирование умения детей договариваться

Развитие логического мышления, умение конструировать дорожку по заданной схеме.

Развитие эмоциональной выразительности  у детей

Умение выполнять словесные указания, правильно, по –порядку раскладывать цифры.

Умение считать  предметы и обозначать их количество заданной цифрой.

Умение считать  предметы и правильно выполнять соответствующее количество упражнений.

Отдых детей от интеллектуальной нагрузки.

Развитие эмоциональной выразительности  у детей

Развитие слухового внимания, умения считать в пределах 5.

Умение внимательно слушать и выполнять словесные указания.

Умение сравнивать количество предметов  и находить неравенства.

Умение уравнивать предметы: путем добавления или убавления одного предмета.

Развитие эмоциональной выразительности  у детей

Умение сравнивать предметы по высоте, раскладывать их, выполняя соответствующее правило, договариваться при выполнении задания.

Развитие эмоциональной выразительности   у детей

 

  Умение ориентироваться в пространстве, показывать пространственные направления: вверх, вниз,   налево,  направо, работать сообща.

3

– Сколько героев в этой сказке?

– Кто помог зверям попасть в теремок?

– Конечно же, вы и ваши знания!

– Ребята, кому из зверей вам особенно понравилось помогать?

Ответы детей.

Умение  анализировать, получать удовлетворение от полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие. Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Поможем друзьям».

Программные задачи:Продолжать формировать представления количественного и порядкового счета в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету? На котором месте? и т.д....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области Познания. Формирование элементарных математических представлений в средней группе «Количество и счет. Ориентировка в пространстве»

Образовательная область: «Познание. ФЭМП»Цель: продолжать учить соотносить цифру  и количество предметов; обозначать словами положение предмета относительно себя; решать логическую задачу на осно...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений для детей средней группы

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в средней группе «Полет на солнечную планету»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в средней группе«Полет на солнечную планету»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Поможем слоненку мамонтенку»

Здесь можно найти конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей  группе н...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Город трех ангелов»

Предварительная работа: знакомство с историей города, с его достопримечательностями, разучивание стихов о родном городе, работа с ребусами, лабиринтами, изготовление игрушек в технике оригами....