Открытое занятие. Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Поможем друзьям».
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Шабурова Марина Вячеславовна

Программные задачи:

  • Продолжать формировать представления количественного и порядкового счета в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету? На котором месте? и т.д.
  •  Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
  • Упражнять в умении сравнивать предметы по величине в пределах 5, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначить результаты сравнения: самый высокий, выше, ниже, самый низкий.
  • Упражнять в умении соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником.
  • Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
  • Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Дидактический наглядный материал.

1.Демонстрационный материал: доска, ноутбук + телевизор – презентация, картинки зайцев 5 штук, мышки, лягушки, зайца, лисы, волка; числовые карточки от 1 до 5; 3 корзинки с картинками предметов, круг, квадрат, треугольник, музыкальные инструменты: бубен, металлофон.

2.Раздаточный материал: числовые карточки от 1 до 5, двух полосные карточки, по 5 зайцев и морковок.

Ход занятия

Игровая ситуация «Путешествие в сказку Теремок».

I часть.

Спрашиваю у детей:

- Любите ли вы сказки?

Предлагаю  вспомнить русскую народную сказку «Теремок»  и пригласим ее героев к нам в гости.

Рассказываю:

– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляю картинку).

 Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мои задания”.

Предлагаю детям помочь мышке попасть в теремок.

Игровое упражнение  «Посчитай зайчат».

Задание № 1.

Ребята перед вами лежат карточки с цифрами от 1 до 5. Предлагаю разложить их перед собой слева на право правой рукой по порядку.

- А сейчас внимательно слушайте задания, чтобы помочь Мышке попасть в теремок:

Ребята, посмотрите и посчитайте, сколько зайчиков  с морковкой (4). Покажите мне цифру, которой можно обозначить количество этих зайчат

- Сколько больших зайцев? (один)

- Сколько серых зайцев? (три)

- Сколько всего зайцев? (пять)

- Сколько белых зайцев? (два)

Молодцы ребята, вы все справились, поэтому двери волшебного теремка открылись для Мышки.

Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

II часть.– Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит  мои задания”.

Предлагаю детям помочь лягушке попасть в теремок.

Игровая ситуация  «Сажаем морковку для зайцев».

Задание № 2.

Ребята перед вами лежат двух полосные карточки, фигуры морковок и зайцев.

(Ребята давайте в верхнем ряду будем сажать морковку.)

Сначала внимательно послушайте.

На верхней полоске положите столько морковок, сколько звуков вы услышите.

4 раза ударяю по металлофону. Дети выкладывают 4 морковки друг за другом (слева направо правой рукой).

Уточняю «Сколько морковок отсчитали? Почему … отсчитал(а) столько морковок?

На нижней полоске положите столько зайцев, сколько звуков вы услышали.

5 раз ударяю по металлофону. Дети выкладывают 5 зайцев друг за другом (слева на право).

Уточняю «Сколько зайцев отсчитали? Почему … отсчитал(а) столько зайцев?

Уточняю ребята у вас на карточке 4 морковки и 5 зайцев сравните, что меньше (Четыре морковки меньше, чем пять зайцев) На сколько? (на 1). Уточняю 4 меньше 5 на 1.

Пять зайцев и четыре морковки – сравните, что больше (Пять зайцев больше, чем четыре морковки)

На сколько? (на 1). Уточняю 5 больше 4 на 1.

Как сделать так, чтобы морковок  зайцев стало поровну?

… обсуждаем два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета.

  1. Добавление - Выросла одна морковка. По сколько стало морковок и зайцев? Уточняю поровну по 5
  2. Другой способ: Убавления – убежал один зайчик. По сколько стало морковок и зайцев? Уточняю поровну по 4.

Ребята уравняйте предметы удобным для вас способом.

Вы справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

А сейчас немного отдохнем.

Физкульминутка.

Утром встал гусак на пятки     -     встаем на пятки

Приготовился к зарядке           -      руки на пояс

Повернулся вправо                   -      поворот вправо

Прямо                                         -      вернулись в и.п.

Влево                                          -     поворот влево

Приседанья сделал смело         -     присели, руки вперед

Пощипал на теле пух               -      щипаем себя за руки

И с разбега в воду плюх          -      подпрыгнули и присели на пол.

Повторить 2 раза.

А теперь ребята потихонечку присели на свои места и продолжим.

III часть.

Прибежал к теремку Зайчик – Побегайчик, остановился и спрашивает:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит  мои задания”.

Игровое упражнение «Расставим зверей в ряд».

Задание № 3.

Уточняю: Одинаковые ли животные по высоте?

Предлагаю расставить их в порядке убывания.

Уточняю: расставить надо в ряд начиная с самого высокого и заканчивая  самым низким.

Уточняю правило раскладывания предметов по высоте (каждый раз из оставшихся выбирается самый низкий.

Аналогичное задание выполняется в порядке возрастания.

Правило раскладывания  - каждый раз из оставшихся выбирается самый высокий.

И с этим заданием вы справились, помогли Зайке попасть в теремок.

Прибежала к теремку Лисичка - сестричка. Остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Предлагаю помочь Лисичке – сестричке.

Игра «Разложи предметы по форме».

Ребята подул ветер  и разбросал все предметы.

Уточняю, что предметы разделены на три группы по форме: круга, квадрата, треугольника.

Предлагаю их собрать 3 детям.

Предлагаю проверить правильно ли они собраны.

Все разложили правильно, двери волшебного теремка открылись для Лисички. Вошла  Лисичка и стала в нем жить.

IV часть.

Прибежал к теремку Волчок – серый бочок. Остановился и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

– Я Мышка – Норушка!           

– Я Лягушка – Квакушка!                            

– Я Зайчик – Побегайчик!

– Я Лисичка - Сестричка! А ты кто?

– А я Волчок – Серый бочок, пустите к себе жить.

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит  мои задания”.

Игровое упражнение.

– Сколько зверей в теремке? (5)

– Кто первый прибежал? (мышка)

– Кто последний? (волк)

– Кто перед зайцем? (лягушка)

– Кто прибежал после зайца? (лиса)

Ребята, вы и с этим заданием справились.

Дверь теремка и открылась для Волка. Стали звери дружно жить да поживать.

 Итог занятия.

– Сколько героев в этой сказке?

– Кто помог зверям попасть в теремок?

– Конечно же, вы и ваши знания!

– Ребята, кому из зверей вам особенно понравилось помогать?

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizovannaya_obrazovatelnaya_deyatelnost_s_detmi.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность с детьми

по формированию элементарных математических представлений

в средней группе

«Поможем друзьям».

Программные задачи: 

  • Продолжать формировать представления количественного и порядкового счета в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету? На котором месте? и т.д.
  •  Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
  • Упражнять в умении сравнивать предметы по величине в пределах 5, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначить результаты сравнения: самый высокий, выше, ниже, самый низкий.
  • Упражнять в умении соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником.
  • Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
  • Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Дидактический наглядный материал.

1.Демонстрационный материал: доска, ноутбук + телевизор – презентация, картинки зайцев 5 штук, мышки, лягушки, зайца, лисы, волка; числовые карточки от 1 до 5; 3 корзинки с картинками предметов, круг, квадрат, треугольник, музыкальные инструменты: бубен, металлофон.

2.Раздаточный материал: числовые карточки от 1 до 5, двух полосные карточки, по 5 зайцев и морковок.

Ход занятия

Игровая ситуация «Путешествие в сказку Теремок».

I часть.

Спрашиваю у детей:

- Любите ли вы сказки?

Предлагаю  вспомнить русскую народную сказку «Теремок»  и пригласим ее героев к нам в гости.

Рассказываю:

– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляю картинку).

 Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мои задания”.

Предлагаю детям помочь мышке попасть в теремок.

Игровое упражнение  «Посчитай зайчат».

Задание № 1.

Ребята перед вами лежат карточки с цифрами от 1 до 5. Предлагаю разложить их перед собой слева на право правой рукой по порядку.

- А сейчас внимательно слушайте задания, чтобы помочь Мышке попасть в теремок:

Ребята, посмотрите и посчитайте, сколько зайчиков  с морковкой (4). Покажите мне цифру, которой можно обозначить количество этих зайчат

- Сколько больших зайцев? (один)

- Сколько серых зайцев? (три)

- Сколько всего зайцев? (пять)

- Сколько белых зайцев? (два)

Молодцы ребята, вы все справились, поэтому двери волшебного теремка открылись для Мышки.

Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

II часть.– Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит  мои задания”.

Предлагаю детям помочь лягушке попасть в теремок.

Игровая ситуация  «Сажаем морковку для зайцев».

Задание № 2.

Ребята перед вами лежат двух полосные карточки, фигуры морковок и зайцев.

(Ребята давайте в верхнем ряду будем сажать морковку.)

Сначала внимательно послушайте.

На верхней полоске положите столько морковок, сколько звуков вы услышите.

4 раза ударяю по металлофону. Дети выкладывают 4 морковки друг за другом (слева направо правой рукой).

Уточняю «Сколько морковок отсчитали? Почему … отсчитал(а) столько морковок?

На нижней полоске положите столько зайцев, сколько звуков вы услышали.

5 раз ударяю по металлофону. Дети выкладывают 5 зайцев друг за другом (слева на право).

Уточняю «Сколько зайцев отсчитали? Почему … отсчитал(а) столько зайцев?

Уточняю ребята у вас на карточке 4 морковки и 5 зайцев сравните, что меньше (Четыре морковки меньше, чем пять зайцев) На сколько? (на 1). Уточняю 4 меньше 5 на 1.

Пять зайцев и четыре морковки – сравните, что больше (Пять зайцев больше, чем четыре морковки)

На сколько? (на 1). Уточняю 5 больше 4 на 1.

Как сделать так, чтобы морковок  зайцев стало поровну?

… обсуждаем два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета.

  1. Добавление - Выросла одна морковка. По сколько стало морковок и зайцев? Уточняю поровну по 5
  2. Другой способ: Убавления – убежал один зайчик. По сколько стало морковок и зайцев? Уточняю поровну по 4.

Ребята уравняйте предметы удобным для вас способом.

Вы справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

А сейчас немного отдохнем.

Физкульминутка.

Утром встал гусак на пятки     -     встаем на пятки

Приготовился к зарядке           -      руки на пояс

Повернулся вправо                   -      поворот вправо

Прямо                                         -      вернулись в и.п.

Влево                                          -     поворот влево

Приседанья сделал смело         -     присели, руки вперед

Пощипал на теле пух               -      щипаем себя за руки

И с разбега в воду плюх          -      подпрыгнули и присели на пол.

Повторить 2 раза.

А теперь ребята потихонечку присели на свои места и продолжим.

III часть.

Прибежал к теремку Зайчик – Побегайчик, остановился и спрашивает:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит  мои задания”.

Игровое упражнение «Расставим зверей в ряд».

Задание № 3.

Уточняю: Одинаковые ли животные по высоте?

Предлагаю расставить их в порядке убывания.

Уточняю: расставить надо в ряд начиная с самого высокого и заканчивая  самым низким.

Уточняю правило раскладывания предметов по высоте (каждый раз из оставшихся выбирается самый низкий.

Аналогичное задание выполняется в порядке возрастания.

Правило раскладывания  - каждый раз из оставшихся выбирается самый высокий.

И с этим заданием вы справились, помогли Зайке попасть в теремок.

Прибежала к теремку Лисичка - сестричка. Остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Предлагаю помочь Лисичке – сестричке.

Игра «Разложи предметы по форме».

Ребята подул ветер  и разбросал все предметы.

Уточняю, что предметы разделены на три группы по форме: круга, квадрата, треугольника.

Предлагаю их собрать 3 детям.

Предлагаю проверить правильно ли они собраны.

Все разложили правильно, двери волшебного теремка открылись для Лисички. Вошла  Лисичка и стала в нем жить.

IV часть.

Прибежал к теремку Волчок – серый бочок. Остановился и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

– Я Мышка – Норушка!            

– Я Лягушка – Квакушка!                            

– Я Зайчик – Побегайчик!

– Я Лисичка - Сестричка! А ты кто?

– А я Волчок – Серый бочок, пустите к себе жить.

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит  мои задания”.

Игровое упражнение.

– Сколько зверей в теремке? (5)

– Кто первый прибежал? (мышка)

– Кто последний? (волк)

– Кто перед зайцем? (лягушка)

– Кто прибежал после зайца? (лиса)

Ребята, вы и с этим заданием справились.

Дверь теремка и открылась для Волка. Стали звери дружно жить да поживать.

 Итог занятия.

– Сколько героев в этой сказке?

– Кто помог зверям попасть в теремок?

– Конечно же, вы и ваши знания!

– Ребята, кому из зверей вам особенно понравилось помогать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность с детьми по формированию элементарных математических представлений в средней группе

открытое итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области Познания. Формирование элементарных математических представлений в средней группе «Количество и счет. Ориентировка в пространстве»

Образовательная область: «Познание. ФЭМП»Цель: продолжать учить соотносить цифру  и количество предметов; обозначать словами положение предмета относительно себя; решать логическую задачу на осно...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в средней группе «Полет на солнечную планету»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в средней группе«Полет на солнечную планету»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Поможем слоненку мамонтенку»

Здесь можно найти конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей  группе н...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Город трех ангелов»

Предварительная работа: знакомство с историей города, с его достопримечательностями, разучивание стихов о родном городе, работа с ребусами, лабиринтами, изготовление игрушек в технике оригами....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Формирование Элементарных Математических Представлений Тема: "Страна Математика. Поможем друзьям"

Автор-разработчик: Катричева Оксана Сергеевна,воспитатель ГБДОУ №12 Курортного района Санкт-ПетербургаВозрастная адресованность: старшая группа детского садаПродолжительность : 25 минут Цель: Зак...