Использование нестандартных решений для повышения качества, доступности и эффективности образования.
статья по математике (старшая группа)
Аннотация: В статье рассматривается вопрос необходимости внедрения олимпиадной математики для старших дошкольников. И формы работы преподавателей дополнительного образования на занятиях «занимательной математики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_matematika.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нестандартных решений для повышения качества, доступности и эффективности образования.
Березан Наталия Георгиевна
Воспитатель ГДБОУ № 22 Калининского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В статье рассматривается вопрос необходимости внедрения олимпиадной математики для старших дошкольников. И формы работы преподавателей дополнительного образования на занятиях «занимательной математики».
Ключевые слова: олимпиадная математика, занимательная математика.
«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при желании к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком»
А. Бебель
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». М.В. Ломоносов
Одним из главных аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов. Познавательная активность дошкольников очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Согласно позиции Д. Б. Эльконина, ребёнок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности усваивает смысл человеческой деятельности. В дошкольном возрасте формируется сфера мотивации и потребностей ребёнка. Он в этом возрасте ищет ответы на вопросы, ради чего следует что-либо делать, совершать, учить. Поиск ответов на эти вопросы – одна из ценностей данного возраста.
Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) – последний из периодов дошкольного возраста и является этапом интенсивного психического и физического развития. В этот период отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Дошкольник быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Организм ребёнка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.
Ведущей деятельностью старших дошкольников остаётся сюжетно-ролевая игра (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина и др.).
Особенностью детей возраста 6-7 лет является высокая скорость развития мыслительных и познавательных процессов. Этот возраст является сенситивным для развития таких познавательных процессов как внимание, восприятие, мышление, память и воображение. Для развития всех этих качеств усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать. Хорошо развивает логическое мышление такой вид деятельности, как конструирование.
Исходя из знаний психолого-педагогических особенностей развития старших дошкольников, мы можем выстраивать свою дальнейшую работу по развитию и совершенствованию математических знаний и навыков ребенка. Искать новые методы работы с детьми, адаптируя дошкольника к безболезненному вхождению в школьную жизнь.
Математика не только уже лет 300 является языком естественных наук (физика, химия, астрономия и пр.), но в последние лет 30-50 она становится языком ряда дисциплин, ранее относимых к гуманитарным (экономика, политология, социология). Соответственно для работы в любой из этих областей понадобится умение работать с числами, моделями, тестировать гипотезы, знать статистическую и вычислительную математику. Разумеется, понадобится знать математику и для работы в сфере IT, на инженерных и конструкторских должностях в любой промышленности.
Сегодня родители уделяют большое внимание развитию разнообразных навыков у своих детей и стимулированию интереса у них в разных областях (музыкальные, спортивные и художественные школы, кружки разной направленности). Предложений на современном образовательном рынке очень много. Часто родители затрудняются с выбором, и опираются на модные тенденции и рекомендации знакомых. Большой спрос вызывают секции дополнительного образования такие, как «Занимательная математика», «Ментальная математика», «Информатика для детей».
Математика развивает умение работать с абстракциями, комбинировать их, структурировать, строить иерархии и причинно-следственные цепочки, проводить сложные вычисления.
Но, хотелось бы понять, в каком возрасте можно и нужно начинать знакомить ребенка с олимпиадной математикой. И нужна ли такая математика каждому, или только одаренным детям. Олимпиадная математика с каждым годом становиться все более и более популярной среди дошкольников. Причем, возраст, с которого дети начинают участвовать в математических олимпиадах и конкурсах неумолимо уменьшается.
Совсем недавно, олимпиады были уделом старшеклассников, то теперь все больше и больше олимпиад (особенно «онлайн») проводится для младших школьников и дошкольников.
Изучая математику и решая задачи, ребёнок учится:
- обобщать и выделять важное;
- анализировать и систематизировать;
- находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи;
- рассуждать и делать выводы;
- мыслить логически, стратегически и абстрактно.
Поскольку игровой вид деятельности в старшем дошкольном возрасте является ведущим, занятия должны строиться в игровой, занимательной форме.
Например, в логопедических занятиях очень хорошие результаты дают кружки логоритмики. Проработка логопедических заданий под музыку с элементами ритмики, нравятся детям, стимулируют у них интерес к дальнейшим занятиям. Такая, хорошо зарекомендовавшая, себя практика вполне может быть применима и для занятий занимательной математикой. Упражнения на счет, составление логических цепочек, группировка и проработка причинно-следственных связей, может и должна осуществляться в процессе игры под музыку, с выполнением простых физических упражнений. Как регулярные спортивные тренировки «прокачивают» тело, делают его здоровым, сильным и выносливым, так регулярные занятия математикой «прокачивают» мозг – развивают интеллект и познавательные способности, расширяют кругозор. Соревновательный формат всегда очень привлекателен для детей, стимулирует их активность в выбранной деятельности.
Для правильного решения математических и логических задач, нужны внимательность, настойчивость, ответственность, точность и аккуратность. Чем регулярнее проходят подобные «тренировки», тем устойчивее формируются эти навыки, которые пригодятся маленькому человеку не только в решении учебных задач, но и в процессе адаптации к школьной жизни, да и в дальнейшей жизни тоже. Чем сложнее становятся математические задачи, тем больше умений требуется для их решения. Ребенок учится думать и рассуждать, выстраивать последовательности и логические цепочки, продумывать алгоритмы, жонглировать сразу несколькими понятиями, и эти умения превращаются в навык.
Еще лет 15 назад очень перспективным считалось изучение иностранных языков, то теперь свободным владением несколькими языками никого не удивишь. Сегодня востребованность в профессии во многом зависит от понимания технологий, умения мыслить, абстрагироваться и способностей к решению нестандартных задач. Поэтому уже сейчас в программы познавательного развития дошкольников введены элементы ТРИЗ. Крайне сложно обойтись без знания математики тем, кто хочет работать в сфере IT. Конечно, многие родители думают заранее о развитии ребенка в данном направлении. Результативные занятия математикой придают детям уверенность в себе, ведь успехи в ней требуют упорства в стремлении решить самые сложные, иногда, на первый взгляд, «неразрешимые» задачи и проблемы.
Элементарные математические представления в старшем дошкольном возрасте лучше всего усваиваются тогда, когда они становятся частью интересной игры или деятельности, понятной ребёнку, важной для него. Это усвоение не абстрактно-теоретическое, а очень конкретное, практическое. Осмысление происходит через действие, проживание, а не просто через понимание. Таким образом, формируется «математический опыт», а уж придать ему системную форму — это задача начальной школы, уже следующего этапа.
Современные родители уделяют много внимания дошкольному обучению своих детей. Нужно создать своему ребёнку оптимальные условия для максимального развития его индивидуальных данных с учётом возраста. Математическая подготовка играет важную роль в этом процессе. Но, мне кажется, что злоупотреблять активным и частым внедрением занятий математикой, тем более олимпиадной, не стоит. А уж «натаскивание» детей 5-6 лет на решение олимпиадных задач скорее даже будет идти ребенку во вред. Маленький человек, согласно возрасту, должен достичь психологической зрелости, чтобы включаться в олимпиадную работу с жестким временным регламентом и большой конкуренцией среди участников (не берем в рассмотрение одаренных детей, речь идет о среднестатистическом ребенке). Конечно, проведение олимпиады по математике для дошкольников - это одна из важнейших форм математической подготовки детей дошкольного возраста, развитию у них интереса к математической и творческой активности. Но проведение подобных олимпиад обязательно нужно проводить в игровой форме, специалистами дополнительного образования, знающих психолого-педагогические основы возрастного развития детей с которым работает педагог.
Дети 5-6 лет очень активны в вопросах познания и освоения окружающего мира. Они очень любят задавать вопросы, стараются разобраться в устройстве вещей, начинают устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому с 5-6 лет уже можно активно обучать их занимательной математике в игровой форме.
Нужно следовать за интересами своего дошкольника, прислушиваться к нему, стараться сохранить его естественный природный интерес к предмету. Но не следует «навязывать» детям необходимость изучать предмет, т.к. можно добиться обратного эффекта – нежелания учиться, отсутствия заинтересованности.
Основной вид деятельности дошкольников – это игра, поэтому при обучении следует пользоваться всем многообразием её возможностей. В приоритете должны быть максимально разнообразные формы: экскурсии и прогулки, игры с природными материалами (песком, водой, камушками), конструкторы, совместные занятия бытовыми делами, чтение и знакомство с элементами фольклора (потешками, считалками, скороговорками), настольные игры, ситуационные ролевые игры (больница, магазин, поезд).
Очень хорошо, когда родитель, воспитатель и педагог дополнительного образования знают и дополняют работу друг друга исходя из текущей тематики занятий. Проговаривая и прорабатывая тему, тем самым придавая ребенку уверенности в освоении материала.
Но, часто, рассуждения родителей сводятся к тому, что занятия математикой очень скучны для детей. Значительно веселей танцевать, играть в футбол или рисовать. Поэтому и нужно совмещать занимательную математику с понятными и приятными для детей видами деятельности (музыкальными занятиями, ритмикой, физкультурой). При проведении занятий необходимо проводить конкурсы и эстафеты, математические игры в которых соревнуются и получают призы. Разыгрывать математические сказки, в которых дети принимают участие. Вот тогда занятия занимательной математикой будут наиболее эффективны и приведут детей и их родителей, естественным образом, к решению задач олимпиадной математики и, в дальнейшем, к участию в математических олимпиадах. А школьные годы станут понятным и безболезненным продолжением выбранного курса.
Задачи на логику, одни из самых любимых в начальной школе, они никак не связаны с вычислениями и учат скорее связно рассуждать и объяснять ход своих мыслей, в простой форме они знакомят ребенка с тем, что такое, например, противоречие. Подобные задачи вполне можно начинать просматривать со старшими дошкольниками. А уж решение ребусов и головоломок всегда были особо любимы детьми этого возраста. Особо приятно ребенку осознавать, что задача не решалась, казалась страшной и непонятной и вдруг «раз» и он уже знает, как ее решать. Вот так и приходит интерес к предмету изучения.
Математика – наука междисциплинарная, она тесно связана с физикой, химией, географией, геологией. Экономика и социология неотделимы от математики, и даже гуманитарные науки, такие как лингвистика, журналистика, опираются на математические модели и понятия. Поэтому так важно родителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования уделять внимание занятиям занимательной математикой, стимулировать интерес к этим занятиям, научить любить и понимать предмет, который поможет в будущей интеграции ребенка в школьную жизнь. А это и есть наша цель – вырастить думающего и интересующегося человека, способного логически подходить к решению задач, которые перед ним будет ставить жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности"
Консультация для воспитателей на тему: "Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности"...
Консультация для воспитателей по теме: «Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности"
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным:сделайте его крепким и здоровым!»Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – первооснова его полноценного развития....
Консультация для воспитателей по теме: «Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности"
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным:сделайте его крепким и здоровым!»Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – первооснова его полноценного развития....
Использование нестандартного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы.Физкультурно – игровое нестандартное оборудование призвано содействов...
Вариативность использования нестандартного оборудования для повышения двигательной активности старших дошкольников
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в непосредственно образовательную деятельность, подвижные игры, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания....
Использование образовательных проектов, способствующих повышению качества и эффективности образования в условиях сельского ДОУ
Предлагаемая к просмотру презентация направлена на раскрытие таких задач, как: создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста; создание условий для реализации потребности ...
Использование квест- игры для повышения качества образования
Использование квест-игры для повышения качества образования...