Роль занимательного математического материала в подготовке к школе
статья по математике (подготовительная группа)

Лысенко Татьяна Николаевна

Материал будет полезен как воспитателям, так и родителям будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_matematicheskiy_material.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Роль занимательного математического материала

в подготовке к школе.

Известно, что игра, как один из наиболее естественных видов деятельности детей, способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим материалом.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (продумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.)

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена акая- либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

1. Под влиянием систематического использования занимательного материала с целью организации самостоятельной деятельности детей у них вырабатывается умение быстро включаться в активный познавательный процесс. Поиск результата при этом основан на разностороннем анализе условной задачи, он предоставлен соотнесением данных условия с действительностью « Бывает так или не бывает?», выяснением возможностей решения задачи: «Можно ли составить силуэт танка из имеющегося набора фигур?», осмысление предлагаемой трансфигурации: «Как изменятся заданные фигуры, если я переложу эти палочки?»

Рассматривания. В процессе обучения они быстро усваивают, что без внимательного рассматривания, практического апробирования невозможно решить занимательную задачу. В связи с этим у них появляется желание напряженно думать и искать решение.

Сначала дети осваивают способы анализа игровой задачи, порядок рассматривания изображенного при решении логических задач, например, соотнесение строения силуэта с реальным предметом и форме имеющихся у него элементов – в играх на воссоздание силуэтов.

Желание получить результат, разгадать, найти, изменить вызывает умственную активность. Дети осваивают разнообразные практические действия, раскладывание элементов, перекладывание палочек в задачах-головоломках, подбор кубиков и изменение взаимного расположения их в играх «Кубики для всех» и т.д.

2.Занимательный математический материал способствует развитию логического и интуитивного мышления, умения проявлять догадку. Эти средства мыслительной деятельности необходимы при освоении математики в первом классе.

От детей требуется умение быстро и однозначно ориентироваться в ситуации (найти неизвестное, способ решения), т.е. проявить сообразительность.

Наиболее эффективно развивается смекалка при параллельном использовании разных видов занимательных задач: логических и на пространственное преобразование, замену мест, задач- шуток и др.

3. Организация занимательных игр. Педагог рассказывает родителям о том, как учить детей воспринимать умственную задачу, представленную в игре, анализировать условия, исходные данные, обучать способам доказательства правильного или ошибочного хода поиска. Важно указать при этом недопустимость сообщения детям готового ответа, в также порицаний и высказывания недовольства.

Обратить внимание родителей на следующее:

- В деятельности детей важна опора на наглядность (игрушки, схемы, образцы, картинки и др.)

- Возможны частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска, эмоциональное поощрение ребенка.

- Родителям следует рекомендовать приемы по освоению детьми отдельных видов игр: головоломок с палочками, логических упражнений, задач- шуток и др. Учитывая индивидуальные возможности ребенка, воспитатель дает советы родителям по организации той или иной отдельной игры. При этом он напоминает основную цель: побуждение ребенка к деятельности, осуществлению последовательных действий и приобщение к умственному усилию.

Воспитатель размещает не только информацию для родителей о значении занимательных игр, но и чертежи с описанием этих игр и способами их изготовления, обзоры книг, статей по данной тематике, информацию о новых игровых материалах.

Педагог постоянно следит за появлением новых игр, включает их в детскую деятельность, обогащая тем самым предметно-развивающую среду. Среди игр, выпускаемых современными фирмами, наиболее востребованными являются игры-головоломки на плоскостное и объемное моделирование: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Уникуб», рамки-вкладыши Монтессори, «Дроби» и другие.

Интересные совместные мероприятия с участием педагогов, родителей и детей способствуют активизации творчества родителей, их изобретательности в оснащении игротек, созданию условий для полноценного познавательного и личностного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Роль занимательного математического материала в развитии психический процессов у дошкольников с ЗПР"

В опыте работы представленны авторские занимательные математические игры, разработанные в процессе работы специалиста в группе для детей с задержкой психического развития....

Консультация для родителей «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка»

    Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться....

Из опыта работы воспитателя по теме"Роль занимательного математического материала в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста"

Обоснование актуальности и перспективность опыт. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Консультация для воспитателей «Использование занимательного математического материала при формировании элементарных математических представлений»

МКДОУ "Краснянский детский сад общеразвивающего вида "Ивушка"Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала при формировании элементарных мат...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью занимательного математического материала»

Цель. Вооружить воспитателей практическими навыками для изготовления дидактической игры совместно с детьми....