Роль занимательного математического материала в подготовке к школе
статья по математике (подготовительная группа)
Материал будет полезен как воспитателям, так и родителям будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль занимательного математического материала
в подготовке к школе.
Известно, что игра, как один из наиболее естественных видов деятельности детей, способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим материалом.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (продумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.)
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена акая- либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
1. Под влиянием систематического использования занимательного материала с целью организации самостоятельной деятельности детей у них вырабатывается умение быстро включаться в активный познавательный процесс. Поиск результата при этом основан на разностороннем анализе условной задачи, он предоставлен соотнесением данных условия с действительностью « Бывает так или не бывает?», выяснением возможностей решения задачи: «Можно ли составить силуэт танка из имеющегося набора фигур?», осмысление предлагаемой трансфигурации: «Как изменятся заданные фигуры, если я переложу эти палочки?»
Рассматривания. В процессе обучения они быстро усваивают, что без внимательного рассматривания, практического апробирования невозможно решить занимательную задачу. В связи с этим у них появляется желание напряженно думать и искать решение.
Сначала дети осваивают способы анализа игровой задачи, порядок рассматривания изображенного при решении логических задач, например, соотнесение строения силуэта с реальным предметом и форме имеющихся у него элементов – в играх на воссоздание силуэтов.
Желание получить результат, разгадать, найти, изменить вызывает умственную активность. Дети осваивают разнообразные практические действия, раскладывание элементов, перекладывание палочек в задачах-головоломках, подбор кубиков и изменение взаимного расположения их в играх «Кубики для всех» и т.д.
2.Занимательный математический материал способствует развитию логического и интуитивного мышления, умения проявлять догадку. Эти средства мыслительной деятельности необходимы при освоении математики в первом классе.
От детей требуется умение быстро и однозначно ориентироваться в ситуации (найти неизвестное, способ решения), т.е. проявить сообразительность.
Наиболее эффективно развивается смекалка при параллельном использовании разных видов занимательных задач: логических и на пространственное преобразование, замену мест, задач- шуток и др.
3. Организация занимательных игр. Педагог рассказывает родителям о том, как учить детей воспринимать умственную задачу, представленную в игре, анализировать условия, исходные данные, обучать способам доказательства правильного или ошибочного хода поиска. Важно указать при этом недопустимость сообщения детям готового ответа, в также порицаний и высказывания недовольства.
Обратить внимание родителей на следующее:
- В деятельности детей важна опора на наглядность (игрушки, схемы, образцы, картинки и др.)
- Возможны частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска, эмоциональное поощрение ребенка.
- Родителям следует рекомендовать приемы по освоению детьми отдельных видов игр: головоломок с палочками, логических упражнений, задач- шуток и др. Учитывая индивидуальные возможности ребенка, воспитатель дает советы родителям по организации той или иной отдельной игры. При этом он напоминает основную цель: побуждение ребенка к деятельности, осуществлению последовательных действий и приобщение к умственному усилию.
Воспитатель размещает не только информацию для родителей о значении занимательных игр, но и чертежи с описанием этих игр и способами их изготовления, обзоры книг, статей по данной тематике, информацию о новых игровых материалах.
Педагог постоянно следит за появлением новых игр, включает их в детскую деятельность, обогащая тем самым предметно-развивающую среду. Среди игр, выпускаемых современными фирмами, наиболее востребованными являются игры-головоломки на плоскостное и объемное моделирование: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Уникуб», рамки-вкладыши Монтессори, «Дроби» и другие.
Интересные совместные мероприятия с участием педагогов, родителей и детей способствуют активизации творчества родителей, их изобретательности в оснащении игротек, созданию условий для полноценного познавательного и личностного развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-223618-1379670401.jpg)
Опыт работы "Роль занимательного математического материала в развитии психический процессов у дошкольников с ЗПР"
В опыте работы представленны авторские занимательные математические игры, разработанные в процессе работы специалиста в группе для детей с задержкой психического развития....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-511874-1414786614.jpg)
Консультация для родителей «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка»
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/18/picture-175788-1629313357.jpg)
Из опыта работы воспитателя по теме"Роль занимательного математического материала в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста"
Обоснование актуальности и перспективность опыт. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483742-1411142064.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование занимательного математического материала при формировании элементарных математических представлений»
МКДОУ "Краснянский детский сад общеразвивающего вида "Ивушка"Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала при формировании элементарных мат...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483742-1411142064.jpg)
Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/22/picture-1096201-1545509176.png)
Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»
« Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/23/picture-1503008-1703343192.png)
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью занимательного математического материала»
Цель. Вооружить воспитателей практическими навыками для изготовления дидактической игры совместно с детьми....