Долгосрочный проект "Развиваем логику"
проект по математике (старшая группа)
Долгосрочный проект "Развиваем логику" (для работы с детьми 5 - 6 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logo-proekt.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект для детей 5-6 лет
«Лого страна»
(Развитие элементов логического мышления посредством игры у дошкольников)
Введение
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Педагогический проект «Лого страна» |
Организация заявитель Адрес | МБДОУ детский сад №147 «Голубые дорожки» г. Брянска |
Разработчик проекта | Пантюхова Анна Сергеевна, старший воспитатель |
Вид проекта | • познавательно - исследовательский |
Цель проекта | Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в дошкольном возрасте; создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников;
|
Задачи проекта |
|
Срок реализации | 2020-2021 уч год |
Ожидаемые результаты |
|
Участники проекта | Дети 5 -6 лет Воспитатели Родители |
Обеспечение проекта | Материально - техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Материалы для продуктивной деятельности Учебно-методическое: Настольные игры; Консультации для родителей Рабочая тетрадь по развитию логики для дополнительных занятий. |
Трансляция проекта | Сайт дошкольной организации, вайбер- чат с родителями и педагогами |
Продукты проекта | Альбом «Логика» Лэпбук «Логика» Настольно-печатные игры: «Что из чего сделано?» «Четыре цвета» «Соединялки» «Счет», «Половинки», «Кто, что ест» «Цветные пазлы» «Танграм» «Треугольный паззл», «Тримино» Игры на липучках: «Разгадай слово» «Головоломка» «Лево-право» |
Актуальность проекта
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Поэтому на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей.
Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.
Необходимость активизации работы по развитию логического мышления
определила цель проекта.
Цель проекта: создание условий для формирования логического, пространственного мышления, развитие творческого воображения, речи и мелкой моторике; воспитание настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации целей следующие задачи:
- создать информационно–методическую базу по формированию у дошкольников логического мышления
- создать в группах РППС, позволяющую развивать логическое мышление
- сформировать понимание у родителей важности решения проблемы развития логики и установить сотрудничество по созданию условий, способствующих формированию у детей логики.
- Развивать знаково-символическую мыслительную деятельность (дети работают меньше с натуральными изображениями предметов, больше с их символическими изображениями, схемами, знаками, в том числе цифрами).
- Совершенствовать умения:
- сравнивать, классифицировать, строить предположения и доказывать их;
- систематизировать предметы по 2–3 признакам, совершать сериации 10 и более предметов, разница между которыми незначительна;
- вести анализ объекта или явления при минимальной помощи педагога;
- отслеживать закономерности, прогнозировать результат своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Будут созданы необходимые условия для развития элементов логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.
- В результате реализации проекта у детей развиваются интегративные качества: осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.
- Дети в ходе реализации проекта должны научиться решать логические задачи на разбиение по свойствам, измерять с помощью условной мерки, устанавливать равенство и неравенство, сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, цвету, решать и составлять рисуночные ребусы, читать логические схемы, выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения по зрительному восприятию.
Таким образом, мной были определены 5 направлений деятельности по развитию логического мышления:
- Создать информационно–методическую базу.
- Создание развивающей предметно — пространственной среды
- Образовательная деятельность в процессе ОД и режимных моментов.
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
- Взаимодействие с социумом.
Объект проекта: процесс развития логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет работы: содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза проекта: развитие логических приемов мышления, сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр.
В структуру мышления входят следующие логические операции:
Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.
Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.
Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.
Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.
Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.
Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.
В основу работы легли следующие ПРИНЦИПЫ:
принцип доступности обучения: процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебного материала. При этом необходимо учитывать потенциальные возможности в обучении: «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский) – тот резерв возможности ребенка, который он может реализовать под руководством взрослого, раскрыться, проявить способности в полном объеме, ощутить себя способным, т.е. полноценно творчески развиваться;
- принцип индивидуального подхода: предполагает овладение детьми доступными для них знаниями, учитывая их индивидуальные особенности; -актуальность дидактического материала :(актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- принцип сотрудничества: взаимосвязь родителя с воспитателем, родителя с ребенком; - принцип поэтапного обучения в группах и индивидуально: последовательность приобретения умений и навыков.
- принцип природосообразности: знание каждым участником реализации проекта особенностей физического, психического развития дошкольника. Постановка посильных, реальных целей перед ребенком.
-Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
-Принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
-Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения.
Методы и приемы работы:
Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)
- Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
- Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
- Практические (упражнения)
- Интегрированный метод (проектная деятельность)
- Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, дидактический материал.
Методы работы с детьми
Словесный - обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный - (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций)
Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов)
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Метод игры (дидактические игры)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный детско – родительский проект Тема: «Занимательная логика»
Долгосрочный детско-родительский проект в старшей группе "Занимательная логика"...
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...
Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.
Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Занятие по логике : « В поисках жильцов Логики»
Занятие в подготовительной группе!...
Семинар – практикум «Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»
Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ в работе с детьми с ТНР необходимо строить с учётом коррекции не только речи, но и всех психических процессов, в том числе и...