Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Поможем царице Математики»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Данное занятие по формированию элементарных математических представлений разработано для детей подготовительной к школе группы с применением мультимедийного оборудования, с целью закрепления математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 117.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 2 «Березка»
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
«Поможем царице Математики»
Выполнил: Остолопова Марина Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 2 «Березка»
1 квалификационная категория
г. Моршанск
2019г.
Тема: «Поможем царице Математики»
Направление: познавательное (формирование элементарных математических представлений)
Цель: Формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание;
- Закреплять знания о геометрических фигурах
- Совершенствовать навыки счета со сменой его основания
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, воображение, внимание, сообразительность;
- развивать слуховое внимание и координацию движений;
- активизировать речь, учить детей правильно пользоваться математическими терминами.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материалы и оборудование:
проектор, экран, презентация, указка, набор красных и желтых звездочек по
количеству детей, сундучок.
Раздаточный материал:
лист ватмана с геометрическими фигурами разных цветов и размеров,
счетные палочки, наглядный материал для решения арифметических задач,
логические таблицы
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативная
Физическая
Речевая
- Виды деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- двигательная
- восприятие художественной литературы
Учебные средства и методы:
- игровой
- словесный
- наглядный
- практический
Ход ООД.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Владимировна, я приглашаю вас пройти на ковёр.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 1 раз
На экране слайд почтальон Печкин принес письмо.
Воспитатель: Нам письмо. Интересно от кого оно? Как узнать? Сейчас посмотрим… (Рассматривает конверт удивлённо.)
Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!
Воспитатель: Ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?
Дети: Да!
Воспитатель: Но помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. А как вы думаете, на чем мы туда отправимся? Я предлагаю вам попутешествовать на…. (воспитатель делает паузу). А на чем, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка.
Куда ветер подует,
Туда он летит.
В корзине своей
Он вас разместит!
Дети: На воздушном шаре. Воспитатель: Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда полетели!
(Дети стоят в кругу)
Воспитатель: Ребята, наш воздушный шар почему-то не поднимается в воздух. Чтобы он взлетел, вам нужно быстро и четко ответить на вопросы.
Игра «Сосчитай-ка». 1.Задания: 1. Сколько ушей у двух кошек? (4) 2. Сколько дней в неделе? (7) 3. Сколько глаз у светофора? (3) 4. Сколько пальцев на одной руке? (5) 5. Сколько солнышек на небе? (1) 6. Сколько лап у двух собак? (8) 7. Сколько пальцев на двух руках? (10) 8. Сколько в неделе выходных дней? (2) 9. Сколько солнышек на небе ночью? (0) 10. Какое число больше 8, но меньше 10? . 11. Сколько носов у трех котов? (3) 12. Сколько раз в году бывает день рождения? (1)
13. В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.
Сколько стало цветов во дворе? Дети: Нисколько. В феврале цветы не растут.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно прошли испытание, и теперь мы с вами можем отправиться в путь. Полетели.
Воспитатель: Вот мы и оказались с вами в математической стране. А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушен целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город.
Дети: Из домов, жителей, транспорта, животных, птиц, растений.
Воспитатель: у нас есть строительный материал, который поможет восстановить город. Работаем дружно, не ссорясь.
Дети выполняют задание на магнитной доске.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы использовали?
Дети: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Пройдите к столам. Сейчас нам предстоит выполнить следующее задание — выложить заданную геометрическую фигуру из палочек.
Ход: воспитатель дает детям задание:
Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.
Гимнастика для глаз – для снятия зрительного напряжения. Прослеживающие движения за кругом вверх, вниз, влево, вправо. Раз – направо, два – налево, Три – наверх, четыре – вниз. А теперь глаза покружим, Чтобы лучше видеть мир.
Воспитатель: Посмотрите, здесь какая-то картинка. Как вы думаете можно ли по ней придумать задачу и решить ее? Прежде чем вы составите задачки, давайте вспомним:
- Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче? (В задаче две части)
- Как называется каждая часть? (условие, вопрос)
- В море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?
- Ребята, давайте с вами повторим условие задачи.
В море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3.
- А теперь повторим вопрос.
Сколько стало корабликов?
- Скажите, корабликов стало больше или меньше? (больше)
- Значит, на какое действие эта задача? (сложение).
- Каким арифметическим знаком записывается действие сложение? (знак плюс)
- Давайте вместе запишем нашу задачу, используя цифры и знаки (6 + 3 = 9)
Решение задачи: 6 плюс 3 равно 9.
Ответ задачи: 9 корабликов плавало в море.
- Молодцы, решили задачу.
- А теперь составим задачу по этой картинке.
- Посчитайте, сколько яблок на дереве и выложите цифру.
с дерева падает два яблока.
- Придумайте задачу о том, что увидели.
- На дереве росло 9 яблок, 2 яблока упало. Сколько яблок осталось на дереве?
- Два яблока упало. Значит, их количество уменьшилось на две единицы. Какой знак надо поставить, если мы уменьшаем число? (Минус.) Поставьте его около цифры.
Перед вами запись: 9 –
- Сколько яблок упало? (Два) Поставьте цифру два. Какой знак надо поставить, чтобы получить ответ? (Знак равенства.) Поставьте его. Решите задачу. Сколько яблок осталось?
Перед детьми «запись»: 9-2=7
- Кто расскажет решение задачи? (От девяти яблок отнять два яблока. Получится семь яблок.) Какой ответ получился в нашей задаче? (Семь яблок.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание.
Игра «Кто самый внимательный» (физкультминутка).
Воспитатель: Подойдите ко мне. Встаньте как вам удобно. На один хлопок вы ходите по комнате, на два хлопка – встаете в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный.
Воспитатель: А теперь нас ждут логические таблицы. Садитесь за столы. Найдите лист с такой же логической таблицей, какая изображена на экране. Вам необходимо в пустые клеточки вставить недостающие картинки. Если вы выполните задание правильно, картинки появятся на экране в пустых клетках. Посоветовавшись, вы сможете найти правильный ответ.
Дети выполняют задания в парах.
Воспитатель: Здорово, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее испытание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны.
Игровое упражнение «Ручеек».
Дети разбиваются на пары. Каждая пара берется за руки, встает друг за другом, одновременно называет полученное число, считая двойками (2, 4, 6 и т. д.), и поднимает руки вверх.
Первая пара проходит через весь ручеек и встает в конец. По сигналу воспитателя дети опять пересчитываются двойками.
Игра повторяется 2–3 раз
Воспитатель: Ну вот мы и дома, в детском саду… Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?
Дети: Совсем нетрудно, а даже интересно!
Воспитатель: Большое спасибо. Кто бы это мог быть?
«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы просто спасли математическую страну. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.»
Воспитатель: Какое испытание было самым сложным?
Дети: Решение задач.
Воспитатель: Какое задание было самым интересным?
Дети: Все было очень интересно.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть поднимет жёлтую звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – пусть поднимет красную звёздочку.
Дети делают свой выбор.
Воспитатель: А королева Математики в благодарность вам за помощь оставила сундучок с сюрпризом. Заглянем в него? Посмотрите, здесь тетради в клеточку для заданий по математике от самой Королевы!!! Королева прощается с вами и надеется на скорую встречу!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы и попали во дворец. И встречает нас сама Королева Математика. Она благодарит нас за спасение.
«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы просто спасли математическую страну. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.»
Воспитатель: «Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?» …
Входит взрослый и говорит: «Вам письмо с посылкой».
Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»
8. Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются медали и звания почетного гостя страны математики! Надеюсь, они вам понравятся. До новых встреч!».
Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного. А теперь скажите, что вам сегодня понравилось в нашем путешествии? Что было нового и интересного? Спасибо, ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями, мы вам всегда рады, до новых встреч».
А вечером мы с вами еще раз вспомним наше путешествие и посмотрим мультфильм «В стране невыученных уроков».
Воспитатель: Вот мы и прибыли в королевство Математики. Ребята, мы с вами прилетели в город Цифроград. Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите, пожалуйста, каждому числу встать на свое место.
Дидактическая игра «Найди место в ряду».
Воспитатель: У вас на столах лежат математические наборы с цифрами от одного до десяти. Разложите, пожалуйста, цифры по порядку, начиная от меньшего к большему, только не забывайте, что числовой ряд необходимо раскладывать слева на право.
Дети выкладывают числовой ряд при помощи заготовленных цифр от 1 до 10. А один ребенок выполняет на компьютере.
Воспитатель: Таня, посчитай, пожалуйста, цифры по порядку, так, как ты их расставила.
— Даша, попробуй посчитать по-другому, от большего к меньшему, обратный счет от 10 до 1.
Дидактическая игра «Соседи числа».
— Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5;
— какое число вы поставили между числами 7 и 9;
— какое число вы поставили между числами 1 и 3;
— какое число вы поставили между числами 4 и 6;
— назовите соседей числа 6;2;4;8;
— назови число, которое больше числа 3 на 1;
— назови число, которое больше числа 5 на 2;
— назови число, которое больше числа 7 на 1.
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием! Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду. Ребята, полетели дальше на нашем шаре.
Воспитатель: А сейчас давайте выполним зарядку для глаз.
Гимнастика для глаз – для снятия зрительного напряжения. Прослеживающие движения за кругом вверх, вниз, влево, вправо. Раз – направо, два – налево, Три – наверх, четыре – вниз. А теперь глаза покружим, Чтобы лучше видеть мир.
Воспитатель: Ребята, следующий город на нашем пути называется «Геометрика». Злой волшебник разрушил этот город, разбросал все геометрические фигуры. Помогите жителям Геометрики разобраться в беспорядке. Постройте для них дом.
Посмотрите на экран
Какая фигура расположена в центре?
Где находится треугольник?
В левом верхнем углу находится …
Круг расположен в …
Какая фигура находится в правом нижнем углу?
Воспитатель: Молодцы. И мы отправляемся дальше. Посмотрите, появился следующий город – «Умные эадачи». Но для того чтобы нам до него добраться нам необходимо переплыть через реку.
Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать!
Берег слева, берег справа.
(Наклоны влево и вправо.)
Речка лентой впереди.
(Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди.
(Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
(Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
(Руки в замок за шеей)
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Воспитатель: Вот мы и добрались до города «Умные задачи»! Злой волшебник спрятал ответы, а чтобы их найти, нам надо решить задачи. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?
Дети: Задача состоит из условия и ответа, решения и вопроса.
Воспитатель: Как называется та часть задачи, в которой о чем-то спрашивается, есть известное?
Дети: Вопрос
Воспитатель: Как называется та часть задачи, в которой о чем-то или о ком-то рассказывается?
Дети: Условие
Воспитатель: Как называется та часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число, отвечаем на вопрос?
Дети: Ответ
Воспитатель: Как называется та часть задачи, в которой мы ищем неизвестное?
Дети: Решение
Воспитатель: Как одним словом назвать то, что объединяет в себе условие, решение, вопрос, ответ?
Дети: Задача
Воспитатель: Мы с вами вспомнили, из чего состоит задача, а сейчас я предлагаю решить следующие задачи. Внимание на экран
Воспитатель: Слушайте внимательно.
В море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?
6+3 = 9
Воспитатель: На дереве росло 10 яблок, 2 яблока упало. Сколько яблок осталось на дереве? 10-2=8
Воспитатель: Следующую задачу на сложение нам составит Аня
Дети: Аня. В море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов? 6+3 = 9
Воспитатель: Следующую задачу на сложение нам составит Арсений
Дети: Арсений. В аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 4 рыбки. Сколько стало рыбок? 4+4 (рыбки)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы и попали во дворец. И встречает нас сама Королева Математика. Она благодарит нас за спасение.
«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы просто спасли математическую страну. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.»
Нам пора возвращаться в детский сад. Вы готовы? Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
1. На улице 2 петуха между собой дерутся,
А еще 4 — за кустом смеются.
У кого ответ готов, сколько будет петухов?
2+4=6
2. Три больших, три маленьких,
Маленьких — удаленьких-
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят?
3+3=6
3. Все ли здесь цыплятки-детки,
Надо сосчитать наседке.
Шесть на грядках, 2- во ржи
Сколько их всего, скажи?
6+2=8
4. Пять сорок прилетели на урок,
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок?
5-1=4
5. Привела гусыня- мать
Семь детей на луг гулять,
Все гусята, как клубочки:
Шесть сыночков,
Сколько дочек?
7-1=6
6. У пенечков семь грибочков,
А под елкой- три.
Сколько же всего грибочков
Быстро мне скажи?
7+3=10
7. У одного цветка четыре лепестка,
А сколько лепестков у двух таких цветков?
4+4=8
Воспитатель: Ну вот мы и дома, в детском саду… Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?
Дети: Совсем нетрудно, а даже интересно!
Воспитатель: Какое испытание было самым сложным?
Дети: Решение задач.
Воспитатель: Какое задание было самым интересным?
Дети: Все было очень интересно.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть поднимет жёлтую звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – пусть поднимет красную звёздочку.
Дети делают свой выбор.
Воспитатель: А королева Математики в благодарность вам за помощь оставила сундучок с сюрпризом. Заглянем в него? Посмотрите, здесь тетради в клеточку для заданий по математике от самой Королевы!!! Королева прощается с вами и надеется на скорую встречу!
Задание № 2 «Вы смекалку проявите и задачи все решите!»
№ 1 Сколько ушей у 3-х мышей? (шесть)
№ 2 Сколько ног у мальчика и его кота? (две ноги, у кота - лапы)
№ 3 Кто старше 3-х летний Петя или 5-ти летний Саша?
№ 4 На березе 3 толстых ветки,
На каждой по 2 тоненькие веточки.
На каждой тоненькой веточке по 1 яблоку.
Сколько всего яблок? (нисколько, на березе яблоки не растут)
№ 5 Кто быстрее плавает цыпленок или утенок?
№ 6 На столе лежат 2 яблока и 3 груши. Сколько всего овощей лежат на
столе?
(ни одного, потому что яблоки и груши – фрукты)
- Вы постарались, успешно выполнили второе задание Феи. Посмотрим,
какая буква на конверте, кто ее назовет? (Буква О)
- Открываю конверт № 3 (работа с карточками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной логопедической группы Тема: "Поможем Буратино"
Развивать у детей общие математические представления и познавательную мотивацию.Развивать у детей любознательность, логическое мышление, память, способность концентрировать внимание.Воспитывать целеус...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе для детей 5-7 лет "Путешествие по стране математики"
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе для детей 5-7 лет "Путешествие по стране математики"...
План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологии ТРИЗ с дошкольниками в средней группе Тема: «Необыкновенное путешествие в мир математики».
Данное занятие направленно на:закреплять порядковый счёт, представление о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством, закреплять представление об изученных прос...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе тема: «Интересная математика»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы.Задачи:- развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости;- способс...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей средней группы № 6 «Светлячок» на тему «Поможем Золушке»
Цель: закрепление и обобщение знаний о геометрических фигурах,умений счета и ориентировки во времени....
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми с задержкой психического развития. Тема: «Поможем Капельке»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми с задержкой психического развития.Тема: «Поможем Капельке» @font-face {font-family:SimS...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Поможем слоненку мамонтенку»
Здесь можно найти конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе н...