Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений "Жадный крокодил"
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)
формирование и закрепление понятий "больше", "меньше", "слева", "справа"; развитие навыков счета в пределах 10; развитие логического мышления; активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах; повышение познавательной активности детей и прочности усвоения ими математических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_na_formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений
«ЖАДНЫЙ КРОКОДИЛ»
Разработала и реализовала:
Обухова Анна Анатольевна
воспитатель старшей группы
ст. Старощербиновская
2021г.
Введение
Подходы к пониманию дидактической игры весьма многогранны. Так, например, И.М. Яковлева под дидактической игрой понимает целенаправленную, взаимную деятельность педагога и ребенка, имитирующую реальные условия при формировании знаний, умений и навыков. Дидактические игры позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствуют развитию познавательных интересов к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе, в значительной степени учитывают индивидуальные особенности учеников.
В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Положительная мотивация при изучении математики существенно ускоряет и усиливает запоминание нового материала, поддерживает устойчивость внимания и воображения. Для развития познавательного интереса на занятиях по математике полезно использовать различные дидактические игры
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений-это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики.
Актуальность
Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Они не только позволяют проверить умения детей выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи.
Цель пособия: установить влияние дидактической игры на повышение познавательной активности детей и прочности усвоения ими математических знаний.
Задачи:
-формирование и закрепление понятий «больше», «меньше», «слева», «справа»;
-развитие навыков счета в пределах 10 (в зависимости от возраста и интеллектуальных возможностей детей);
-активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах.
-развитие логического мышления;
-формировать приёмы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
Описание
Данное пособие содержит картинки с цифрами, фруктами, ягодами, овощами, математическими знаками, игровое поле на котором три окошка. Все детали сделаны из бумаги и ламинированы; крепятся к игровому полю с помощью специальных липучек. Используемые картинки хранятся в пластиковом кармашке на последней странице пособия.
Для того чтобы довести до сознания ребенка значение счета и приемов поштучного сопоставления предметов двух групп один к одному для выяснения отношений «равно» «не равно», «больше», «меньше», даю задания на уравнивание совокупностей (две любые картинки, например: с конфетами вверх и предлагаю ему положить посередине карточку с крокодилом). Таким образом, чтобы раскрытая пасть крокодила «смотрела» в сторону с карточкой, где больше нарисовано конфет.
Больше внимание уделяю закреплению навыков счета; учу вести счет предметов слева направо, указывая на предметы по порядку, согласовывать числительные с существительными в роде и числе, именовать итог счета.
Если кто-то из детей не понимает итогового значения последнего названного при счете числа, то ему предлагаю обвести сосчитанные предметы рукой.
Для сравнения смежных чисел учу определять, какое из них больше, а какое меньше. На основе сопоставления двух совокупностей, в одной из которых на 1предмет больше(меньше), чем в другой. Учу сравнивать все числа в пределах 10. Если ребенок легко справляется, можно усложнить задание и перейти на сравнение непосредственно цифр.
Установление разностных отношений между смежными числами позволяет подвести ребенка к пониманию взаимно-обратных отношений между ними (4 больше 3: если к 3 добавить1, будет 4; 3 меньше 4: если от 4 отнять 1, будет 3). И т.д.
Также данное пособие использую для закреплений умения различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, сзади, слева, справа. С этой целью использую игровые упражнения «Угадай, что где находится!», «Угадай, кто где стоит».
Мою дидактическую игру «Жадный крокодил» можно использовать и в обучении детей решению задач. Ребята осваивают вычисление, составляя и решая арифметические задачи. Решают дети задачи простые в одно действие, главным образом прямые, где арифметическое действие (прибавить, вычесть) прямо вытекает из практического действия с предметами (добавили – стало больше, убавили – стало меньше). Соединили две группы предметов: к одной группе добавили другую – становится больше предметов, чем было. Отделили столько-то предметов, убавили – предметов стало меньше, чем было.
Данная игра облегчит в дальнейшем восприятие математических знаков «больше», «меньше» с помощью раскрытой пасти крокодила, которая как подсказка ребенку, в правильности решения.
Используя дидактическую игру «Жадный крокодил» в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников, активизируют познавательную деятельность дошкольников.
Дидактическая игра направлена как на решение конкретных задач обучения, так и на проявление воспитательного влияния игровой деятельности на детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений
В данной презентации представлены игры по формированию количественных, временных и пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений.
Дидактические игры на занятиях по математике в детском саду....
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для детей 4 – 5 лет
«Геометрическое лото»:Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены три геометрических фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их п...
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений младшая группа.
Игры для детей младшей группы....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальн...