Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений "Жадный крокодил"
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)

формирование и закрепление понятий "больше", "меньше", "слева", "справа"; развитие навыков счета в пределах 10; развитие логического мышления; активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах; повышение познавательной активности детей и прочности усвоения ими математических знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида муниципального образования                   Щербиновский район

станица Старощербиновская

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений

 «ЖАДНЫЙ КРОКОДИЛ»

                                                             Разработала и реализовала:

                                                             Обухова Анна Анатольевна

                                                              воспитатель старшей группы

ст. Старощербиновская

2021г.

Введение

Подходы к пониманию дидактической игры весьма многогранны. Так, например, И.М. Яковлева под дидактической игрой понимает целенаправленную, взаимную деятельность педагога и ребенка, имитирующую реальные условия при формировании знаний, умений и навыков. Дидактические игры позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствуют развитию познавательных интересов к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе, в значительной степени учитывают индивидуальные особенности учеников.

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Положительная мотивация при изучении математики существенно ускоряет и усиливает запоминание нового материала, поддерживает устойчивость внимания и воображения. Для развития познавательного интереса на занятиях по математике полезно использовать различные дидактические игры

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений-это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики.

Актуальность

Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Они не только позволяют проверить умения детей выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи. 

Цель пособия: установить влияние дидактической игры на повышение познавательной активности детей и прочности усвоения ими математических знаний.

Задачи:

-формирование и закрепление понятий «больше», «меньше», «слева», «справа»;

-развитие навыков счета в пределах 10 (в зависимости от возраста и интеллектуальных возможностей детей);

-активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах. 
-развитие логического мышления;

-формировать приёмы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

Описание

Данное пособие содержит картинки с цифрами, фруктами, ягодами, овощами, математическими знаками, игровое поле на котором три окошка. Все детали сделаны из бумаги   и ламинированы; крепятся к игровому полю с помощью специальных липучек. Используемые картинки хранятся в пластиковом кармашке на последней странице пособия.

Для того чтобы довести до сознания ребенка значение счета и приемов поштучного сопоставления предметов двух групп один к одному для выяснения отношений «равно» «не равно», «больше», «меньше», даю задания на уравнивание совокупностей (две любые картинки,  например: с конфетами вверх и предлагаю ему положить посередине карточку с крокодилом). Таким образом, чтобы раскрытая пасть крокодила «смотрела» в сторону с карточкой, где больше нарисовано конфет.

Больше внимание уделяю закреплению навыков счета; учу вести счет предметов слева направо, указывая на предметы по порядку, согласовывать числительные с существительными в роде и числе, именовать итог счета.

Если кто-то из детей не понимает итогового значения последнего названного при счете числа, то ему предлагаю обвести сосчитанные предметы рукой.

Для сравнения смежных чисел учу определять, какое из них больше, а какое меньше. На основе сопоставления двух совокупностей, в одной из которых на 1предмет больше(меньше), чем в другой. Учу сравнивать все числа в пределах 10. Если ребенок легко справляется, можно усложнить задание и перейти на сравнение непосредственно цифр.

 Установление разностных отношений между смежными числами позволяет подвести ребенка к пониманию взаимно-обратных отношений между ними (4 больше 3: если к 3 добавить1, будет 4; 3 меньше 4: если от 4 отнять 1, будет 3). И т.д.

Также данное пособие использую для закреплений умения различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, сзади, слева, справа. С этой целью использую игровые упражнения «Угадай, что где находится!», «Угадай, кто где стоит».

Мою дидактическую игру «Жадный крокодил» можно использовать и в обучении детей решению задач. Ребята осваивают вычисление, составляя и решая арифметические задачи. Решают дети задачи простые в одно действие, главным образом прямые, где арифметическое действие (прибавить, вычесть) прямо вытекает из практического действия с предметами (добавили – стало больше, убавили – стало меньше). Соединили две группы предметов: к одной группе добавили другую – становится больше предметов, чем было. Отделили столько-то предметов, убавили – предметов стало меньше, чем было.

Данная игра облегчит в дальнейшем восприятие математических знаков «больше», «меньше» с помощью раскрытой пасти крокодила, которая как подсказка ребенку, в правильности решения.

Используя дидактическую игру «Жадный крокодил» в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников, активизируют познавательную деятельность дошкольников.

Дидактическая игра   направлена как на решение конкретных задач обучения, так и на проявление воспитательного влияния игровой деятельности на детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений

В данной презентации представлены  игры по формированию количественных, временных и пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений.

Дидактические игры на занятиях по математике в детском саду....

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для детей 4 – 5 лет

«Геометрическое лото»:Детям  раздают карточки, на которых в ряд изображены три геометрических фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их п...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальн...