ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
консультация на тему

Махмутова Гульназ Рафиловна

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность уже в дошкольном  возрасте при соответствующих условиях может стать привычкой для детей.      

    Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

    Дидактические игры прочно вошли в практику детских учреждений и стали одним из методов обучения детей. Дидактические игры по формированию математических представлений я условно разделила на следующие группы:

     - игры с цифрами и числами;

     - игры путешествие во времени;

     - игры на ориентирование в пространстве;

     - игры с геометрическими фигурами;

     - игры на логическое мышление.

     К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя игровые сюжеты, я знакомила детей  с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие мы использовали в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

     Вторая группа математических игр /путешествие во времени/ служит для знакомства детей с днями недели. Я объясняла, что каждый день недели имеет свое название, рассказывала, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина, четверг – четвертый, пятница – пятый и два выходных – суббота и воскресение. дети с удовольствием играли в игры «Живая неделя», «Назови скорее», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Эти игры помогают детям быстро запомнить названия дней недели и названия месяцев, их последовательность.

      В третью группу я включила игры на ориентировку в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задача педагога – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Например, дети должны по схеме найти предмет. Для решения этих задач я использовала игры и игровые упражнения: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и другие. Играя в эти игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

     Четвертая группа – закрепление знаний о форме геометрических фигур. Я предлагала узнать в окружающих предметах форму круга, прямоугольника, треугольника, квадрата, овала. Для этого использовала игры «Что бывает круглым? квадратным? овальным? прямоугольным?», «Лото геометрических фигур», «Геометрическая мозаика», «Какой фигуры не стало» и другие.  Использование этих игр способствует развитию у детей памяти, внимания, мышления, учит детей анализировать, делать выводы.

     Пятая группа игр – для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. Это такие игры как: «Найди фигуру», «Чем отличаются», «Мельница», «Найди 10 отличий», «Помоги найти дорогу» и другие. Они направлены на тренировку мышления, логики, речи.

       Дидактические игры помогали мне в индивидуальной работе с детьми, а также со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

      Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры приводит к умственной активности, основанной на заинтересованности ребенка в получении результата. Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий. Упражнения в решении занимательных задач, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did.igry_po_femp_igra._pedsovet.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Солнышко»

Зеленодольского муниципального района  Республики Татарстан

СООБЩЕНИЕ   НА ТЕМУ:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

 

               

                                                   Воспитатель МДОУ № 4 «Солнышко»:                                                                            

                                                                                                Махмутова.Г.Р

                                     

                                       г. Зеленодольск

                                           2014 год

     Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность уже в дошкольном  возрасте при соответствующих условиях может стать привычкой для детей.      

    Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

    Дидактические игры прочно вошли в практику детских учреждений и стали одним из методов обучения детей. Дидактические игры по формированию математических представлений я условно разделила на следующие группы:

     - игры с цифрами и числами;

     - игры путешествие во времени;

     - игры на ориентирование в пространстве;

     - игры с геометрическими фигурами;

     - игры на логическое мышление.

     К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя игровые сюжеты, я знакомила детей  с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие мы использовали в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

     Вторая группа математических игр /путешествие во времени/ служит для знакомства детей с днями недели. Я объясняла, что каждый день недели имеет свое название, рассказывала, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина, четверг – четвертый, пятница – пятый и два выходных – суббота и воскресение. дети с удовольствием играли в игры «Живая неделя», «Назови скорее», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Эти игры помогают детям быстро запомнить названия дней недели и названия месяцев, их последовательность.

      В третью группу я включила игры на ориентировку в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задача педагога – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Например, дети должны по схеме найти предмет. Для решения этих задач я использовала игры и игровые упражнения: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и другие. Играя в эти игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

     Четвертая группа – закрепление знаний о форме геометрических фигур. Я предлагала узнать в окружающих предметах форму круга, прямоугольника, треугольника, квадрата, овала. Для этого использовала игры «Что бывает круглым? квадратным? овальным? прямоугольным?», «Лото геометрических фигур», «Геометрическая мозаика», «Какой фигуры не стало» и другие.  Использование этих игр способствует развитию у детей памяти, внимания, мышления, учит детей анализировать, делать выводы.

     Пятая группа игр – для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. Это такие игры как: «Найди фигуру», «Чем отличаются», «Мельница», «Найди 10 отличий», «Помоги найти дорогу» и другие. Они направлены на тренировку мышления, логики, речи.

       Дидактические игры помогали мне в индивидуальной работе с детьми, а также со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

      Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры приводит к умственной активности, основанной на заинтересованности ребенка в получении результата. Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий. Упражнения в решении занимательных задач, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.

ИГРА.

    Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.  

     Анализ детских игр показывает, что богатство эмоций, их характер зависит от постановки воспитательной работы в целом. В игре, как во всякой деятельности детей, педагогу принадлежит ведущая роль: взрослые многому учат детей, формируют моральные качества и волевые черты характера. И самое сложное и важное – определение задач и выбор приемов воспитания детей в игре.

     Для развития игровой деятельности требуется, чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей. Во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями. В-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему. Чтобы возникла длительная творческая игра, в процессе которой усложняются действия и взаимоотношения между участниками, которая предполагает устойчивую увлеченность детей ее темой, необходимо воспитывать у них интерес к их обычным играм, помочь им получить радость, удовольствие от игры, пробудить стремление играть вместе, сочетая свои интересы с интересами сверстников. Иначе говоря, необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех отношениях.

    «ИГРА имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».      

                                                                                              А.С.Макаренко                                                                                      

       Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду – занятия, кружки, секции…  Когда же играть?

      У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник – компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки»,смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр.

      Известный исследователь детских игр Е.О.Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха      (из «Декларации прав ребенка на игру», принятой Международной Ассоциацией игр на воздухе в 1977 г.)

       В значительной степени решить эту проблему могут воспитатели детского сада, но только если они сами умеют играть и выделяют для игры время и место. Игра, как и любой другой вид человеческой деятельности, передается ребенку людьми, умеющими играть. Нас всех учили, вернее, мы сами учились, подражая старшим ребятам из дворовой команды. Действительно, разновозрастное детское сообщество дает множество образцов для подражания, а в группе детского сада, в которой находятся дети одного возраста и с  примерно одинаковым уровнем развития игровых умений (к сожалению, чаще с низким). роль умелого партнера по игре должен взять на себя воспитатель.

     Что значит «руководить игрой»?

- Надо научить детей ставить игровые цели.

- Необходимо помочь им в составлении ее сюжета, содержания.

- Следует показать образцы выполнения игровых действий и правил, соответствующих роли.

- Необходимо помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

   

       Зачем руководить игрой?

Чтобы поднять уровень детей на более высокую ступень, ведь игра создает оптимальные условия для полноценного и своевременного психического развития каждого ребенка, и разумное, осознанное руководство играми поможет обогатить эту деятельность, а значит, будет стимулировать его развитие.

        Как руководить игрой?

Своеобразно, не прямо, без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов. Лучший способ – включаться в игру в качестве равноправного партнера, но он эффективен только в том случае, если дети принимают воспитателя в таком качестве.

          Доигровой этап.

Его цель -  выявить игровые  предпочтения детей; создать материальные условия для игры, обеспечить формирование знаний, необходимых для содержательной игры.

Управление процессом игры.

Цель – научить ставить игровые цели, помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью, научить ролевому взаимодействию.

            Важнейшая характеристика сюжетно- ролевой игры – ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью на этапе дошкольного возраста. Поэтому так важно выявить игровые предпочтения детей. Сделать это можно одним способом – незаметно наблюдая игры детей, что поможет педагогу узнать, во что играют дети; кто с кем играет; кто какие сюжетные игры выбирает; какие действия выполняют; как дети общаются; как долго играют; кто инициатор игры; кого в игру не принимают. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие игровой деятельности детей. 

     Следующая задача воспитателя – создание материальной среды, необходимой для игр. Ни один вид специфически детской деятельности не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Ребенку для игр нужны готовые игрушки, строительные материалы и разнообразные предметы, которые взрослым иногда кажутся ненужным хламом. Но именно такие вещи, не имеющие строго функционального назначения (палочки, тряпочки, дощечки, камушки и др.), выступая в качестве заместителей реальных предметов, развивают воображение и творчество детей.