ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Алгоритмика для дошколят»
рабочая программа по математике (старшая группа)
Программа призвана помочь детям овладеть начальными навыками планирования деятельности, выстраивания простейших умозаключений по результатам деятельности, умения ориентироваться в пространстве, составлять целое из предложенных частей; находить закономерности в изображаемых предметах, формирование азов программирования, умение составлять план будущей деятельности, обеспечить развитие логического мышления, общее развитие, применение интеллектуальных и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmika_na_sayt.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Алгоритмика для дошколят»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Коньшина Наталья Римовна,
воспитатель высшей категории
г.Нефтеюганск, 2020г.
Пояснительная записка
Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы.
При помощи решения алгоритмов дети развивают логику и мышление, учатся легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи.
Раннее обучение детей началам программирования способствует развитию важнейших когнитивных навыков, таких как, умение планировать и организовывать свою деятельность, развитию математических способностей и абстрактного мышления, развитию особого типа мышления, называемого алгоритмическим. Этот тип мышления подразумевает умение планировать структуру действий, разбивать сложную задачу на простые, составлять план решения задачи. В широком смысле, алгоритмическое мышление является операционной базой всех методов и приемов обработки и использования информации. Навыки, составляющие его основу, являются метапредметными и необходимы каждому человеку, живущему в современном информационном обществе, независимо от его профессиональной подготовки и направленности.
Нормативно-правовое обеспечение
Программа «Алгоритмика для дошколят» разработана в соответствии с международными документами и нормативными актами федерального и регионального уровней:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
- «Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р;
- приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);
- письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018);
- Образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «Детский сад № 1 «Рябинка».
Программа направлена на удовлетворение потребностей и интересов: детей 5 - 6 лет в полноценном познавательном развитии, их позитивной социализации в целом, родителей в получении качественных образовательных услуг.
Образование детей сегодня невозможно представить без использования технических и компьютерных средств. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 01 сентября 2013 года, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, необходимые для организации образовательной деятельности, относятся к средствам обучения и воспитания (ст. 2 п. 26).
Данная программа позволит детей овладеть основами программирования, будет способствовать развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Создавая программы, выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дальнейшем, учиться ему станет легче и интереснее, а значит, и процесс обучения, будет приносить радость и удовлетворение.
Таким образом, при гармоничном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные игры для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет.
Продолжительность реализации программы: 1 год.
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование и дополнительное образование (курсы, вебинары) по направлению «Алгоритика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Направленность программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «Алгоритмика для дошколят» имеет практическое, познавательное, техническое направления.
Программа призвана помочь детям овладеть начальными навыками планирования деятельности, выстраивания простейших умозаключений по результатам деятельности, умения ориентироваться в пространстве, составлять целое из предложенных частей; находить закономерности в изображаемых предметах, формирование азов программирования, умение составлять план будущей деятельности, обеспечить развитие логического мышления, общее развитие, применение интеллектуальных и творческих способностей.
Актуальность
Программа шахматного кружка «Алгоритмика для дошколят» позволяет – воспитать и развить качества личности, отвечающие требованиям современного общества. Главным моментом организации занятий становится деятельность самих детей, когда они выстраивают определенную последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата, составляют алгоритм, детально прописывают каждое действие исполнителя, которое в дальнейшем приведет его к решению поставленной задачи, делают умозаключения, выясняют закономерности.
Формирование алгоритмических умений у старших дошкольников помогает многим детям выделять проблему, формулировать задачу, которую необходимо решить; определять исходные данные и конечный результат; разбивать сложные действия на элементарные составляющие; представлять эти действия в виде строгой последовательности; планировать свои действия; строго придерживаться определенных правил, последовательности действий при достижении требуемого результата; рефлексии, контролю своих действий; коррекции; выражать свои действия адекватными языковыми средствами.
Алгоритмика — это не только наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Выполнение действий по алгоритму формирует у детей основу совершенствования умений контролировать ход решения учебной или игровой задачи и способствует:
упорядочению детского мышления, улучшению восприятия действительности через освоение последовательности, заданной в правилах выполнения определенных действий, что выражается в умении планировать свои действия;
совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил дорожного движения, успешному осуществлению игровых и учебных действий; освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, т.е. кодирования и декодирования информации, познанию логических связей между последовательными этапами какого-либо действия.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на развитие логического мышления детей, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Новизна программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Алгоритмика для дошколят» разработана на основе методических указаний по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.В. Райко, И.Б. Рогожкина.
Новизна программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточек со знаками и схемами), лего-конструктора для составления примеров алгоритмов, планшетов.
Отличительными особенностями программы являются следующие:
- поэтапное освоение обучающимися предлагаемого курса предоставляет возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
- методика предполагает осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку путем подбора заданий разного уровня сложности;
- в ходе образовательного процесса педагогом создаются “ситуации успеха” для каждого ребенка;
- подбор заданий осуществляется педагогом на основе анализа практической деятельности каждого ребенка на занятии.
- построение курса обучения осуществляется на основе проблемно - деятельностных технологий. На смену позиции пассивного усвоения знаний приходят диалоговые формы работы, активное включение детей в образовательный процесс в роли активных субъектов и организаторов;
- значительное место в организации образовательного процесса занимают игровые технологии, стимулирующие исследовательскую деятельность детей;
- значительное место в программе занимает практическая деятельность детей, организованная в форме дружеских встреч;
- широкое применение ИКТ - технологий.
Цель программы:
Формирование основ алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста через применение компьютерных технологий
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать формированию у детей элементарных навыков программирования, умение задавать роботу план действий и разрабатывать для него различные задания.
- Обучать способам составления элементарных алгоритмов.
- Способствовать овладению начальными навыками планирования деятельности и использованию компьютерной техники (планшета) как инструмента деятельности.
- Учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
Развивающие:
- Развивать навыки планирования своей деятельности и оценки ее эффективности.
- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речь.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, развитию готовности к сотрудничеству в команде, умению выражать свою точку зрения и совместно достигать результат.
- Развитие у старших дошкольников элементарных математических представлений (количественных, пространственных, временных и т.д.) посредством работы с мини-роботом.
Воспитательные:
- Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в решении практических задач; воспитание творческих способностей ребенка; воспитание в детях уверенности в себе, своих силах.
- Формировать способности к самооценке и самоконтролю.
- Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. Предполагает учет возрастных особенностей детей.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание благоприятной образовательной среды, обеспечивающей комфорт и ситуацию успеха каждому ребенку во время образовательного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип наглядности и интерактивности - наличие наглядного материала (ковриков и интерактивных игрушек - роботов) позволяет повысить у детей активность, концентрацию их внимания, улучшить понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Применение программируемых игрушек – роботов позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в образовательный процесс, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.
- принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к программированию (составлению алгоритмов), появление умений выстраивать последовательность действий, шагов по ее выполнению; достигать требуемый результат путем выполнения установленной последовательности действий; развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Адресат программы.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей продолжает развиваться восприятие, развивается образное мышление, продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение и внимание, оно становится произвольным.
Условия реализации программы
- Условия набора обучающихся в группы: Набор воспитанников в группы осуществляется по желанию ребёнка и заявлению родителей (законных представителей) на основе принципа добровольности, без ограничений и конкурсного отбора.
- Условия формирования групп: Группы формируются из воспитанников старших и подготовительных групп.
- Состав группы: не более 16 человек.
- Форма обучения: очная.
- Формы работы с детьми на занятии: сообщения педагога, просмотр презентаций, специально подобранные дидактические игры, ИКТ - игры и задания, игры в парах, самостоятельная деятельность детей.
Сроки реализации программы –1 год.
Режим занятий - занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятия в старшей группе - не более 25 минут.
Форма организации обучения: групповая
Планируемые результаты освоения программы
К концу 1 года обучения (к 6 годам):
- Проявляет интерес к начальному программированию.
- Слушает и понимает взрослого, действует по заданному алгоритму, правилу или схеме.
- Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
- Работает со схемой и таблицей, ориентируется в пространстве игрового поля (тематического коврика).
- Проявляет творческую активность и самостоятельность.
- Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения работы.
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей и перспектив развития ребенка.
Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение:
-знаний воспитанников (знает, как построить алгоритм с помощью условных знаков),
- умений воспитанников (умеет составлять простейшие алгоритмы, действовать по заданному алгоритму, правилу или схеме, планировать этапы и время своей деятельности, оценивать ее эффективность ориентироваться в пространстве, сотрудничать с другими детьми).
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
Высокий уровень. Ребенок выполняет не только линейные, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы. Сформированы первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов. Ребенок знает и может работать в программе Пиктомира. Можем самостоятельно выполнять задания педагога.
Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Соблюдает правила игры. Решает самостоятельно шахматные задачи. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.
Средний уровень. Ребенок выполняет задания с небольшой помощью педагога.
Низкий уровень. Ребенок не знает, как построить алгоритм с помощью условных знаков. Самостоятельно не выполняет задания педагога.
Методами оценки результатов реализации дополнительной образовательной программы являются решение информационных задач, выполнение практических работ.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля |
1 | Вводное занятие | 1 | Опрос |
2 | Знакомство с символами | 2 | Опрос Игровые упражнения |
3 | Составление (выкладывание) схем | 19 | Игровые упражнения |
4 | Работа в планшетах. | 12 | Игровые упражнения |
5 | Алгоритмика» «Роботы – Исполнители. Команды» | 2 | Тестовое задание |
| ИТОГО: | 36 |
Перспективный план реализации программы
В старшей группе (5-6 лет)
Месяц | Содержание | Кол-во занятий |
сентябрь | Знакомство с компьютером. История появления компьютера. Правила техники безопасности. Гимнастика для глаз. Знакомство с планшетами. | 1 |
октябрь | Что такое Алгоритмика, основные понятия. | 4 |
ноябрь | Знакомство с Роботом, командами, которые он Выполняет, символами – стрелками. | 4 |
декабрь | Продолжать знакомить детей с роботом. Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку. Составление (выкладывание) схем движений до определенного изображения предмета на карточке. | 4 |
январь | Обучать детей составлению несложных программ для робота с использованием коврика (игрового поля). Работа с простейшими готовыми алгоритмами. (Алгоритм из 2-х шагов) | 2 |
февраль | Работа с простейшими готовыми алгоритмами (Алгоритм из 3-4х шагов). Обучать детей составлению несложных программ робота с использованием коврика, планшета. Развивать познавательную активность детей, пространственную ориентировку. Отработка навыка игры на игровом поле, с использование карточек. | 4 |
март | Продолжать обучать детей составлению несложных программ для мини робота с использование планшетов. Развивать самостоятельность, познавательную активность детей, пространственную ориентировку. | 4 |
апрель | Продолжать обучать детей составлению несложных программ для мини-робота с использованием планшетов. Развивать самостоятельность, познавательную активность детей, пространственную ориентировку. Отработка алгоритмов из 5-6 шагов. | 4 |
май | Итоговое занятие-диагностика Тестовое задание «Алгоритмика» Тестовое задание «Роботы – Исполнители. Команды» | 2 |
36 |
Методическое обеспечение
Педагогические методики и технологии
Технология развивающего обучения. Авторы - Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей, способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми. При этом учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Принципы развивающего обучения:
- общее развитие всех обучающихся;
- обучение на высоком уровне трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- изучение материала быстрым темпом;
- осознание детьми смысла процесса обучения;
- включение в процесс обучения не столько рациональной, но и эмоциональной сферы;
- проблематизация содержания;
- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
- использование логики теоретического мышления:
- обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;
- целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.
- Технология группового (коллективного) обучения. Авторы – В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, Н.Е. Щуркова.
Главные цель технологии – формирование навыков совместной деятельности детей и активизация образовательного процесса.
В рамках групповой технологии воспитанники делятся на пары для выполнения конкретных образовательных задач, далее каждая пара получает задание и выполняет его, достигая определенного результата.
Игровые технологии
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность воспитанников. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Авторы: Б.Н. Никитин, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова.
Методы и приемы
По способу организации занятия: словесные, наглядные, практические, игровые, метод проблемного изложения, методы стимулирования творческой активности.
По уровню деятельности воспитанников, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Дидактическое обеспечение
Карточки задания и другой раздаточный материал, необходимый для выполнения практических работ проведения практических занятий, дидактические задания и игры разного уровня сложности.
Наборы карточек с изображением предметов.
Карточки с изображением стрелок (для построения схем – алгоритмов).
Пазл- ковер (игровое поле с клетками).
Техническое обеспечение
На занятиях используется следующее оборудование:
- ПК – 1шт.;
- Принтер – 1 шт.;
- Сканер – 1 шт.;
- Ксерокс – 1 шт.;
- Ноутбук для педагога – 1 шт.;
- Демонстрационный экран – 1 шт.;
- Интерактивная доска – 1 шт.
- Планшеты - 8 шт.
- Установка на каждый компьютер или сетевой сервер программное обеспечение «ПиктоМир»
Список литературы.
Литература для педагога
- Баранникова Н.А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014.
- Батршина, Г.С. Формирование и развитие логико-алгоритмического мышления учащихся начальной школы [Текст] / Г.С. Батршина // Информатика и образование, 2010. – №9.
- Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников./М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
- Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике./ Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. - М.: ИКЦ «МарТ»., 2005. - 448 с.
- Коростелева Е.А. Логомиры. Учебно-методическое пособие. Хабаровск МБОУ ЛИТ 2013. - 64 с.
- Козлов О.А. Методика преподавания основ алгоритмизации и метод проектов в раннем обучении информатике. // ИТО-РОИ-2010;
- Козлова Е.Г. О возможностях формирования у младших школьников способности к работе с алгоритмизованными обучающими средствами. [Текст] / Е.Г. Козлова // Начальная школа. – 2004. — № 2.
- Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
- Никитин Б.П. Развивающие игры / Б.П.Никитин. - М.: Знание, 1994.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н.С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. - Екатеринбург: ИРО, 2013.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М: УЦ Перспектива, 2013. - 224 с.
Интернет источники:
Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/26/igry-na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-dlya-detey-5-6
Практическая логика. Упражнения для детей 5-6лет. https://materinstvo.ru/art/15201
Логика и мышление 5-6 лет. Игры, задания. https://promany.ru/razvitielogiki/logika-i-myshlenie-5-6-let
Дополнительные материалы по Алгоритмике и ПиктоМиру можно найти на
сайте М. Ройтберга http://ege-go.ru/, в блоге А. Левенчука http://ailev.ru/ и блоге И.
Рогожкиной «Родители по-умному» www.wiseparents.ru.
Кушниренко А.Г., Рогожкина И.Б., Леонов А.Г. Пиктомир: Пропедевтика алгоритмического языка (опыт обучения программированию старших дошкольников); http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2012 09 25.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Конструкторское бюро для дошколят"
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Конструкторское бюро для дошколят" (презентация)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Конструкторское бюро для дошколят" (презентация)...
Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "конструкторское бюро для дошколят"
Календарно-тематическое планирование...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ЛетовГайдаре#Английский для дошколят
Программа «ЛетовГайдаре#Английский для дошколят» рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет. Она направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гарм...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ЛетовГайдаре#Английский для дошколят
Программа «ЛетовГайдаре#Английский для дошколят» рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет. Она направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гарм...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Поэзия для дошколят»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программахудожественно-эстетической направленности«Поэзия для дошколят»Аннотация к программе...