НОД ФЭМП Тема "Измерение объёма" подготовительная группа
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Аллагулова Наталья Павловна

ФЭМП подготовительная  технологичекая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_nod_femp_izmerenie_obema_pod_gruppa.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная группа

Тип НОД

Формирование элементарных математических представлений

Тема НОД

«Измерение объёма»

Цель

  1. актуализировать  умение использовать для измерения объёма общепринятую мерку – литр; сформировать представление о способе измерения объёма с помощью кубиков;
  2. тренировать умение сравнивать числа на основе определения порядка их следования в числовом ряду, определять на предметной основе, насколько одно число больше (меньше) другого;
  3. тренировать умение выражать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому;
  4. сформировать опыт работы в команде, действия по алгоритму, использования критериев для обоснования своего суждения.

Материалы к занятию:

Раздаточный

  1. 2 большие ёмкости – «аквариумы»;
  2. 2 мерных стакана;
  3. 3 картонные коробки;
  4. Кубики одинакового размера;
  5. Кубики «Лего» одинакового размера.

Этапы технологии «Игровая ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы

приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки

учебной

деятельности

Контроль результатов деятельности

1.

Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя

-Есть у кого-либо из вас дома аквариум?

- Какие рыбки плавают в нём?

- Знаете ли вы как ухаживать за ними?

Воспитатель рассказывает, что заведующая детским садом хочет приобрести новые аквариумы. Она просит детей сходить в два разных зоомагазина и узнать, аквариумы какой ёмкости там продаются.

- Хотите выполнить просьбу заведующей? Сможете?

Беседа,

диалог

Отвечают на вопросы воспитателя

Умение слушать, целеполагание

Ответы детей

Дидактические задачи

- мотивировать детей на включение в познавательную деятельность

2.

Актуализация знаний

2.1 Игра «Деление на команды».

Воспитатель предлагает разделиться на две группы так, чтобы в группах было одинаковое количество детей. Каждая группа пойдет в сой магазин. Детям предоставляется самостоятельность.

2.2 Игра «Аквариумы».

Дети подходят к столам с аквариумами и мерными стаканами.

- Для чего нужно знать объём аквариумов? (для того чтобы знать, сколько рыбок в него можно выпустить).

- Как можно измерить ёмкость аквариумов?

Дети проговаривают алгоритм, а затем с помощью мерных стаканов определяют ёмкость сосудов.

Заведующая смс сообщением спрашивает, каков объём аквариумов. Дети называют объём.

- Какой аквариум имеет самый большой объем?

- Докажите, что это так?

Тот объём больше, где мерка уложилась больше.

Диалог, умение правильно рассуждать.

Принимают участие в диалоге с воспитателем,

измеряют объём аквариумов литрами

Умение слушать, запоминать, действовать

Ответы детей

Дидактические задачи

- развивать коммуникативные умения, тренировать счётные навыки;

- актуализировать  умение использовать для измерения объёма общепринятую мерку – литр;

- сформировать опыт действия по алгоритму, предварительно проговаривая его основные шаги использования критериев для обоснования своего суждения.

3.

Затруднение в ситуации.

3.1 Игра «Разные коробки».

Воспитатель ставит на стол 3 картонные коробки. Высота, длина и ширина у коробок разные. У двух коробок объём одинаковый.

Воспитатель рассказывает, что заведующая просит купить две одинаковые по объёму коробки для игрушек.

- Как определить объём коробок?

Дети знают один способ определения объёма, но он не подходит, так как нельзя лить воду в картонные коробки.

- Смогли вы определить объём коробок? (Нет)

- Почему не смогли? (Не знаем способа)

- Что нужно сделать? (Узнать новый способ)

Диалог, фиксация затруднений. творческое мышление, умение рассуждать.

Принимают участие в диалоге с воспитателем

Умение слушать, запоминать, рассуждать

Ответы детей

Дидактические задачи

- создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом способе измерения объёма с помощью мерки (кубиков);

- сформировать опыт под руководством воспитателя, фиксация затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.

4.

Открытие нового знания.

Воспитатель предлагает придумать способ самостоятельно и задаёт вопрос:

- Что можно положить в коробку так, чтобы не осталось свободного места, чтобы эти предметы занимали весь объём коробки?

Дети приходят к выводу, что то могут быть кубики

Воспитатель показывать поднос с кубиками одного размера, но разного цвета.

- Чем кубики отличаются? (Цветом)

- Чем похожи? (Размером)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что размер у кубиков одинаковый.

- Заполните коробки кубиками.

- Полностью заполнены ваши коробки? (Да)

- Сколько кубиков поместилось в ваши коробки?

- Какими мерками вы сейчас измеряли объём коробок? (Кубиками)

- Какие коробки одинаковые и почему?

- Докажите, что это так. (Кубики использовались одинаковые, поместилось одинаковое кол-во кубиков, значит, объем одинаковый)

Воспитатель делает вывод: объём можно измерять кубиками. Каждый кубик занимает часть объёма, а все вместе они занимают весь объём.

- Какие же коробки вы купите для детского сада?

Беседа, интересующие вопросы, открытие  нового знания, умение рассуждать.

Принимают участие в диалоге с воспитателем, измеряют объём коробок одинаковыми по размеру кубиками

Умение

оценивать и анализировать свои действия

Ответы детей

Дидактические задачи

- сформировать представление о новом способе измерения объёма с помощью мерки кобики;

- закрепить способ действия «если чего-то не знаю, придумаю сам, а затем проверю по образцу»;

- сформировать опыт аргументации своего мнения.

5.

Включение нового знания в систему знаний

5.1 Дети подходят к столам по 4 человека. На середине каждого стола находится 28 кубиков одного размера (по 7 на каждого ребёнка).

Воспитатель предлагает детям построить из кубиков конструкции одинакового объёма, о так, чтобы конструкции у всех детей были разными. Детям предоставляется самостоятельность.

Если дети испытывают затруднение, воспитатель задает вопрос:

- В чём будете измерять объём? (В кубиках)

-В каком случае объёмы будут равны? (если будут построены из одинакового количества кубиков)

5.2 Работа в учебнике-тетради «Игралочка».

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и рассказывает, что Таня построила конструкции и не может определить какой объём больше.

Предлагает разобраться:

- Что можно сказать о размере кубиков?

- Как вы будете сравнивать фигуры по объёму?

- Почему вы считаете, что её объём больше?

- На сколько кубиков одна конструкция больше?

Беседа, фиксация затруднений. Творческое мышление.

Закрепление знаний.

Выполнение заданий

Умение оценивать и анализировать свои действия.

Ответы детей.

Работа в тетрадях.

Дидактические задачи

- Закрепить представление о способе измерения объёма с помощью мерки – кубики;

- тренировать умение сравнивать числа на основе определения порядка их следования в числовом ряду;

- тренировать умение выражать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому.

6.

Осмысление (итог) занятия

Воспитатель собирает детей около себя.

-Кому вы сегодня помогли?

- Какие новые знания и умения вам позволили сравнить по объёму картонные коробки?

- Что вам было трудно?

-Что было наиболее интересно?

Беседа. Подведение итогов.

Ответы на вопросы.

Умение оценивать свои действия

Ответы детей.

Дидактические задачи

Сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".

Конспект НОД  по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Конспект по ФЭМП в старшей группе по ФЭМП. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"...

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе на тему: " Использование счетных палочек на занятиях по ФЭМП"

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе на тему: " Использование счетных палочек на занятиях по ФЭМП"...