Конспект НОД по ФЭМП для детей 4-5 лет. Тема: «Приключения в стране Геометрии»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Долгополова Вера Викторовна

Занятие  по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП  с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет.

 Тема: «Приключения в стране Геометрии» 

Цель: развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:  «Познавательное развитие»

1.Формировать  умение различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине.

 2. Формировать умение находить геометрический блок Дьенеша по одному или нескольким  свойствам, изображённым на схеме.

3. Закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

4. Продолжать формировать умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа.

              «Речевое развитие»

5. Способствовать развитию у детей умения вступать в речевое общение, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезу.

«Социально коммуникативное развитие»

6. Формировать стремление оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации, развивать самостоятельность, инициативность

               «Физическое развитие»

7. Укреплять мелкую моторику рук.

8. Создавать условия для снятия психомышечного  напряжения, путем использования пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:                                                                                                                                        - практические: дидактическая игра «Подбери предмет по форме», упражнение «Расставь цифры по порядку», пальчиковая гимнастика «Весёлый счёт», дид.игра «Покажи фигуру»

- наглядные: показ карточек с изображением символов для нахождения блоков  Дьенеша,

- словесные:  Загадывание загадки,  беседа, объяснение, вопросы, Чтение стихотворения «Цифры в ссоре»

Материалы и оборудование:  набор блоков Дьенеша на каждого ребёнка,  тарелочки для блоков, карточки с геометрическими фигурами (билеты на поезд), карточки с изображением различных предметов, карточки со знаками-символами, ручеёк, мостик, фонограмма стука колёс, смайлики.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игра «Займи своё место», пальчиковая гимнастика.

Игровая

Дид.игра «Покажи фигуру»,  Дидактическая игра «Подбери предмет по форме», дид. игра «Волшебные превращения»

Коммуникативная

Работа в уголке «Весёлый поезд», беседа, приветственная речёвка,  отгадывание загадки, построение гипотез, рассуждения.

                                     Логика образовательной деятельности

   

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель приглашает детей встать в круг и поприветствовать друг друга.

«В круг скорее соберёмся

И друг другу улыбнёмся.

Соберёмся в дружный круг.

Ты мой друг

И я твой друг!»  

Дети повторяют за воспитателем слова  и мимикой выражают настроение.

Сформирована мотивация образовательной деятельности.

2.

Постановка проблемы

Ребята, сегодня утром в группе я нашла вот такое письмо, давайте посмотрим, что же там!

«Мы, фигуры разные,              Жили, не тужили.   В Геометрической стране Хоровод водили!                          Но злая Бабка -  Ёжка,                 Всех заколдовала,                           И теперь в стране                  Скучно, грустно стало.             Ребята, помогите»

- Ну что поможем?

-На чём же нам отправиться в путь? (ответы детей)           Конечно на поезде! Сейчас я вам раздам билеты на поезд. Согласно этому билету вы занимаете место в поезде.

Дети слушают текст письма

Отвечают на вопросы, рассуждают

Сформировано стремление оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации, проявлять самостоятельность, инициативность

Сформировано умение логически  рассуждать

3.

Игра «Займи своё место»  Дети получают карточки с изображением различных геометрических фигур, им необходимо найти место в поезде с такой же фигурой.

Звучит гудок паровоза и стук колёс, затем звук смолкает.  

Ну, вот и первое препятствие! Давайте посмотрим,  в чём тут дело? Перед нами ручей. Баба-Яга заколдовала мост на ручье, он весь в каких- то дырках. Его надо расколдовать!

Дети занимают места в поезде в соответствии билетами-карточками с геометрическими фигурами

У детей

сформировано умение различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине.

4.

 Дидактическая игра «Подбери предмет по форме» 

Чтобы переехать через мост, необходимо подобрать карточки с изображением предметов, форма которых   совпадает с формой дыр на мосту: треугольник-ёлка, круг-солнце, прямоугольник-диван

Карточки для игры находятся под стульчиками.

Дети  рассматривают свою карточку, подбирают дырку, к которой подходит данный предмет, закрывают  карточкой дырку намосту. Перепрыгивают через ручеёк и садятся на свои места за столы.

У детей закрепилось умение соотносить форму предмета с геометрической формой.

5.

 Работа в математическом уголке «Весёлый поезд» 

Вот мы с вами и оказались в геометрической стране. Посмотрите, здесь всё состоит из геометрических фигур!  Беседа:

- Какие предметы вы здесь видите круглой формы?

- Какие предметы вы здесь видите квадратной  формы?

- Что здесь состоит из треугольников?

- Какие предметы здесь похожи на овалы?

- Есть ли здесь что-то прямоугольной формы?

-Ребята, посмотрите, здесь что-то не так?!  (ответы детей)

Баба – Яга перепутала номера вагончиков, и  теперь цифра  не соответствует количеству предметов, которые находятся в вагончике.  Случай странный, случай редкий,

 Цифры в ссоре! Вот те, на!          Со своей стоять соседкой.              Не желает ни одна.               Помири скорей ты всех,                     А то будет просто смех.

Дети отвечают на вопросы, размышляют.

Дети отвечают на вопросы, размышляют.

Созданы условия для развития у детей умения вступать в речевое общение, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезу

6.

Игра «Расставь цифры по порядку»

Какая цифра не на своем месте? (ответ детей).                - Какая цифра стоит перед цифрой 3?                                      - Какая цифра стоит после цифры 1?                                       - Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?                           Молодцы! С этим заданием вы справились успешно!

 Дети отвечают на вопросы, находят в числовом ряду «Математического поезда» нужное число и соседние с ним числа.

Сформировано умение находить в числовом ряду заданное число и соседние с ним числа

7.

  А теперь давайте сделаем зарядку для пальчиков. Пальчиковая гимнастика «Весёлый счёт»

1, 2, 3, 4, 5 будем пальцы мы считать.  

А теперь из пальцев смело будем мы фигуры делать.

Вот прямоугольник, а вот круг, треугольник - он наш друг. 1, 2, 3, 4, 5  будем снова мы считать.

Дети поочерёдно загибают пальцы на обеих руках.

С помощью пальцев дети показывают геометрические фигуры. Снова загибают пальцы на руках.

Снято эмоциональное и мышечное напряжение.

Закреплён счёт в пределах 5.

Укреплена мелкая моторика рук.

8.

Ребята, баба-Яга не только цифры перепутала, она ещё и заколдовала все геометрические фигуры, зашифровала их, и вместо названия придумала им схемы. Наша задача найти и назвать эти фигуры.

Работа с блоками Дьенеша. Игра «Покажи фигуру» Воспитатель показывает детям карточки с двумя знаками-символами, обозначающими цвет и геометрическую форму. После того как дети находят и показывают нужный блок, воспитатель  просит детей назвать данную фигуру. Затем воспитатель показывает карточки с тремя символами, обозначающими цвет, форму и размер фигуры. После того как дети находят и показывают нужный блок, воспитатель  просит детей назвать данную фигуру.  Далее задание усложняется, и педагог показывает карточки с четырьмя символами, обозначающими цвет, форму, размер и  толщину. После того как дети находят и показывают нужный блок, воспитатель  просит детей назвать данную фигуру

Дети рассматривают карточку и  находят нужный блок.

Дети называют данную фигуру.

Дети находят нужный блок в соответствии с символами и называют его.

Сформировано умение находить геометрический блок Дьенеша пользуясь  схемами.

 

Сформировано умение выделять в объекте разнообразные свойства: цвет, величина, размер, форма.

9.

Ребята, теперь нам необходимо узнать, какая из геометрических фигур,  прислала нам письмо! А, вот и записка от бабы – Яги: «Отгадайте мою загадку тогда и узнаете, кто вас просил о помощи! Загадка:  «Не овал я и не круг, треугольнику не друг.  Прямоугольнику я брат,  как зовут меня?»(квадрат) Квадрат благодарит вас за помощь и предлагает вам поиграть с геометрическими блоками в игру «Волшебные превращения»                     Игра «Волшебные превращения»  Воспитатель предлагает детям из геометрических блоков составить какие-либо предметы. По окончании работы воспитатель просит детей назвать свои постройки. Затем воспитатель даёт положительную оценку работам детей.

Дети отгадывают загадку.

Из геометрических блоков составляют изображения различных предметов

Сформировано умение логически  рассуждать

Сформировано умение из геометрических блоков составлять изображения различных предметов

10.

Итог образовательной деятельности.   Вот мы с вами помогли в Геометрической стране навести порядок. Жители этой страны вам очень благодарны. Нам пора в обратный путь, занимайте свои места в поезде. Поехали! (звучит стук колёс)                   Мы снова в детском саду.        - Где мы с вами побывали?         - Что делали?                                - Кому понравилось наше путешествие в страну Геометрию?

Жители геометрической страны дарят вам на память весёлые смайлики.

Дети занимают места в «поезде»

Дети делятся впечатлениями о занятии,  отвечают на вопросы.

   

Сформировано умение проводить рефлексию своей деятельности.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: « Чудесная страна - Математика».

Цель: формирование математического мышления, развитие логики.Задачи:Обучающие:-упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги;-закрепить название ге...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики".

Организационный моментДети проходят в группу. Звучит песня «Сказки гуляют по свету»Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.(Дети здороваются, выстраив...

Открытое занятие по ФЭМП для детей старшей группы на тему «Путешествие в страну математики».

Открытое занятие по ФЭМП для детей старшей группы на тему «Путешествие в страну математики». Цель:Выявление элементарных математических знаний,представлений,умений,полученных детьми в...

Открытое занятие по ФЭМП для детей старшей группы на тему «Путешествие в страну математики».

Открытое занятие по ФЭМП для детей старшей группы на тему «Путешествие в страну математики»....

Конспект занятия по ФЭМП для детей 6- 7 лет. Тема: «Путешествие в страну математики»

Тема: Путешествие в страну математики.Цель: Закрепить и повторить пройдённый материал....

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы на тему «Путешествие в страну математики».

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной группы на тему «Путешествие в страну математики»....