Педагогическая находка
учебно-методический материал по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Педагогическая находка.
Использование развивающих игр
в познавательном развитии дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_nahodka.docx | 25.83 КБ |
pedagogicheskaya_nahodka_1.pptx | 1012.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая находка.
Использование развивающих игр
в познавательном развитии дошкольников
2. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования диктуют ряд требований к познавательному развитию дошкольников. Частью образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Наблюдая за работой детей с дидактическими материалами, я обратила внимание на то, что не у всех детей это получается хорошо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. У детей слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе. Есть дети которые не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что выполнят «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к обучению в школе.
3 Слова Льва Семеновича Выготского о том, что только то обучение является хорошим, которое «забегает вперед развития» ребенка, я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю и помню, что главная организация детской деятельности – игра.
Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
4 Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В процессе организации деятельности, направленной на реализацию задач математического развития, знакомилась с методической литературой таких авторов как, Елена Владимировна Колесникова, Валентина Павловна Новикова,
В методике Новиковой Валентины Павловны большое внимание уделяется индивидуальной работе. Занятия предполагают различные формы объединения детей в пары , группы, что позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, Предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем.
В методике Колесниковой Елены Владимировны открывает большие возможности для творчества педагога (вносит изменения и дополнения в сценарии), Обеспечивает необходимый уровень математического развития для успешного усвоения математики в начальной школе.
5 Для организации образовательного процесса, отобрала формы, методы используемые при работе с детьми, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей:
Методы :наглядный, практический, проблемно-поисковый, словесный, использование технических средств.
Формы организации работы с детьми:
- совместная игра воспитателя с ребенком;
- самостоятельная деятельность детей;
- математические праздники и развлечения;
- занятия - игры
- отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, чтение математических сказок.
6 Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды; наиболее значимыми элементами которой являются: настольно-печатные игры; логические задачи, художественно - литературный материл, внимание - угадай, лабиринты; каврограф «Воскобовича»; счётные палочки Кюизенера и др.
7 На основании выше сказанного я стала в системе применять игровые задания и упражнения, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей.
Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, процессов различения, сравнения, обобщения. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, стараюсь давать четкие указания, объяснения. Направляю игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряю их успехи, создаю условия для проявления самостоятельности.
8 Палочки Кюизенера использую как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными палочками, создают различные конструкции. При обследовании палочек, установлении их свойств, подвожу детей к тому, что с помощью палочек можно считать, измерять, выполнять вычисления и разнообразные практические действия. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогает детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны ( цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в путешествие, а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую. Они становились фотографами или художниками, следопытами или волшебниками. Часто по окончании подобных занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?».
9 коврограф ЛАРЧИК это универсальное пособие В основе методики лежит принцип: интерес- познание-творчество. Игровая методика побуждает детей к занятиям. Игра втягивает ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Коврограф позволяет проводить интересные , оригинальные упражнения.
Игровой комплекс развивает мышление, воображение, способствует сенсорному развитию, развивает интеллектуальные и творческие способности дошкольников, учит играть общаясь друг с другом. Я могу использовать свой дидактический материал, быстро наклеить все на коврографе. Я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр, и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения.
10 Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия. Родителям были предложены следующие дидактические игры: «счет в дороге», «сколько вокруг машин?», «далеко ли это? », «счет на кухне», «сложи квадрат».
Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», и многие другие.
Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.
11. Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр дала свои результаты. По результатам мониторинга в конце 2019 года (младшая группа) и 2020 года (средняя группа) показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития.
Знания детей прочные. Дошкольники способны применять их в повседневной деятельности.
И в конце хочу подтвердить слова Василия Александровича Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».
12 Спасибо ! Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС ДО «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности»
«Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития » Л.С.Выготский
формы методы наглядный совместная игра воспитателя с ребенком Занятия-игры практический Самостоятельная деятельность детей Математические развлечения Отгадывание загадок, занимательных вопросов, чтение математических сказок Проблемно-поисковый Использование технических средств
Предметно-игровая среда
Игровые задания и упражнения
Палочки К юизенера
Коврограф ЛАРЧИК
Высокий- 25% 42% Средний- 42% 58% Низкий – 12% 0% Высокий -38% 48% Средний -62% 52% Низкий - 0% 0% Динамика по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)
Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...
"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»
Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...
Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...
Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...
Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Педагогическая находка
Отличный материал