Педагогическая находка
учебно-методический материал по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Алексеенко Инна Дмитриевна

Педагогическая находка.

Использование развивающих игр

в познавательном развитии дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx25.83 КБ
Файл pedagogicheskaya_nahodka_1.pptx1012.39 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая находка.

Использование развивающих игр

в познавательном развитии дошкольников

2.  Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования диктуют ряд  требований к познавательному развитию дошкольников. Частью образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

 Наблюдая за работой детей с дидактическими материалами, я обратила внимание на то, что не у всех детей это получается хорошо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. У детей  слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач,  доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе. Есть  дети которые не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что выполнят «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к обучению в школе.

 3  Слова Льва Семеновича Выготского о том, что только то обучение является хорошим, которое «забегает вперед развития» ребенка, я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю и помню, что  главная  организация детской деятельности – игра.

Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

 

4    Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В процессе организации деятельности, направленной на реализацию задач математического развития, знакомилась с  методической литературой таких авторов как,  Елена Владимировна Колесникова, Валентина Павловна Новикова,

В методике Новиковой Валентины Павловны большое внимание уделяется индивидуальной работе. Занятия предполагают различные формы объединения детей в пары , группы, что позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, Предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем.

В методике Колесниковой Елены Владимировны открывает большие возможности для творчества педагога (вносит изменения и дополнения в сценарии), Обеспечивает необходимый уровень математического развития для успешного усвоения математики в начальной школе.

5   Для организации образовательного процесса, отобрала формы, методы используемые при работе с детьми, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей:

Методы :наглядный, практический, проблемно-поисковый, словесный, использование технических средств.

Формы  организации работы с детьми:

  • совместная игра воспитателя с ребенком;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • математические праздники и развлечения;
  • занятия - игры
  • отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, чтение математических сказок.

 6  Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды; наиболее значимыми элементами которой являются: настольно-печатные игры; логические задачи, художественно - литературный материл, внимание - угадай, лабиринты; каврограф «Воскобовича»; счётные палочки Кюизенера и др.

7   На основании выше сказанного  я стала в системе применять  игровые задания и упражнения, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей.

Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, процессов различения, сравнения, обобщения. Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, стараюсь давать четкие указания, объяснения. Направляю игру репликами, вопросами, незаметно поддерживала инициативу детей, усилия более слабых и поощряю их успехи, создаю условия для проявления самостоятельности.

8 Палочки Кюизенера использую как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными палочками, создают различные конструкции. При обследовании палочек, установлении их свойств, подвожу детей к тому, что с помощью палочек можно считать, измерять, выполнять вычисления и разнообразные практические действия. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогает детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны ( цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

  На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в путешествие, а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую. Они становились фотографами или художниками, следопытами или волшебниками. Часто по окончании подобных занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?».

9 коврограф ЛАРЧИК это универсальное пособие В основе методики лежит принцип: интерес- познание-творчество. Игровая методика побуждает детей к занятиям. Игра втягивает ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Коврограф позволяет проводить интересные , оригинальные упражнения.

Игровой комплекс развивает мышление, воображение, способствует сенсорному развитию, развивает интеллектуальные и творческие способности дошкольников, учит играть общаясь друг с другом. Я могу использовать свой дидактический материал, быстро наклеить все на коврографе.    Я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр, и занятий – развлечений помогает детям легче  усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения.

 10  Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия. Родителям были предложены следующие дидактические игры: «счет в дороге», «сколько вокруг машин?»,  «далеко ли это? »,  «счет на кухне», «сложи квадрат».

Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?»,  и многие другие.

  Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

11.  Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр дала свои результаты. По результатам мониторинга в конце  2019 года (младшая группа) и 2020 года (средняя группа) показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития.

Знания детей прочные. Дошкольники способны применять их в повседневной деятельности.

И в конце хочу подтвердить слова Василия Александровича Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».


12 Спасибо ! Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Использование развивающих игр в познавательном развитии дошкольников» подготовила: Алексеенко ИД МБДОУ д/с № 17 п. Де-Кастри 2021

Слайд 2

ФГОС ДО «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности»

Слайд 3

«Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития » Л.С.Выготский

Слайд 5

формы методы наглядный совместная игра воспитателя с ребенком Занятия-игры практический Самостоятельная деятельность детей Математические развлечения Отгадывание загадок, занимательных вопросов, чтение математических сказок Проблемно-поисковый Использование технических средств

Слайд 6

Предметно-игровая среда

Слайд 7

Игровые задания и упражнения

Слайд 8

Палочки К юизенера

Слайд 9

Коврограф ЛАРЧИК

Слайд 11

Высокий- 25% 42% Средний- 42% 58% Низкий – 12% 0% Высокий -38% 48% Средний -62% 52% Низкий - 0% 0% Динамика по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Слайд 12

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...


 

Комментарии

Мякушко Ирина Юрьевна

Отличный материал