Занятие по развитию элементарных математических представлений в старшей группе.
методическая разработка по математике (старшая группа)

Чагина Елена Борисовна

Открытое занятие по развитию элементарных

математических представлений в старшей группе

Цели: 1. Познакомить с количественным составом числа 5, развивать счетные навыки.

2. Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9.

3.Закреплять знание геометрических фигур, располагать на полоске бумаги слева направо;

4.Развивать слуховое внимание, зрительную память, логическое мышление, наблюдательность.

5.Вызвать у детей интерес, радость от собственного успеха и успеха товарищей.

 

Оборудование: «Чудесная» коробочка с куклой-мышкой; раздаточный материал (листы с контурами цифр, разноцветные цифры от1 до 9); цифровая кукла со световой указкой; раздаточный материал (полоски с геометрическими фигурами- треугольники, квадраты, круги, овалы) ; 5 объемных фигурок на развитие зрительной памяти; наклейки

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Открытое занятие  по развитию элементарных

      математических представлений в старшей группе.

                       

              Подготовила:  Чагина Елена Борисовна

              Дата проведения: февраль 2021г

Цели: 1. Познакомить с количественным составом числа 5, развивать счетные навыки.

           2. Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9.

           3.Закреплять знание геометрических фигур, располагать на полоске бумаги слева направо;

          4.Развивать слуховое внимание, зрительную память, логическое мышление, наблюдательность.

           5.Вызвать у детей интерес, радость от собственного успеха и успеха товарищей.

      Оборудование: «Чудесная» коробочка с куклой-мышкой; раздаточный материал (листы с контурами цифр, разноцветные цифры от1 до 9); цифровая кукла со световой указкой; раздаточный материал (полоски с геометрическими фигурами- треугольники, квадраты, круги, овалы) ; 5 объемных фигурок на развитие зрительной памяти; наклейки для поощрения.

       Ход занятия

     Вос-ль:       - Ребята, я сегодня шла в садик и около нашей группы нашла какую-то коробочку. Давайте посмотрим, что там внутри? (заглядываем в коробочку, оттуда выглядывает Мышка) -Ой, ребята, кто это? Давайте поздороваемся с мышкой! Здравствуй, Мышка! – Здравствуйте, ребята! Я никогда не была в детском саду, но знаю, что в садике ребята учатся рисовать, петь, танцевать, а еще учат буквы и цифры. – Мышка, а ты хочешь посмотреть, чем занимаются наши ребята? Садись вот сюда и смотри (сажаю Мышку на стол), а мы покажем тебе, что умеют наши дети.

 

  1.Упражнение с количественным рядом

        –Давайте  посмотрим, что у нас лежит на столе. Перед вами лист бумаги с тремя  полосками. Слушайте задание. Надо выложить слева направо пять красных кружков.  (Выкладываем вместе с воспитателем по одному, считаем, делаем вывод – всего пять кружков) – А теперь самостоятельно выкладываем слева направо пять зеленых треугольников. (Выкладывая, дети считают вслух). –Маша, сколько у тебя получилось треугольников? Сосчитай. Матвей, а сколько у тебя? А теперь на нижней полоске девочки выложат 5 овалов, а мальчики 5 квадратов. Дети выкладывают и считают фигуры. Вот сколько получилось у нас геометрических фигур. (Демонстрация цифры 5).

Это цифра 5. Давайте отодвинем на край стола наши полоски с геометрическими фигурами и немножко поиграем.

Динамическая пауза -Вспоминаем стишок про пальчики (пальчиковая гимнастика)

   -У меня сестренок пять!

Буду всем им помогать! (Показываем раскрытую ладонь, потом сжимаем в кулак)

 С Машей буду платье шить, (Раскрываем по одному пальцу)

С Дашей буду суп варить,

Наводить порядок с Валей,

Поливать цветочки с Галей,

Песни петь с Марусенькой –

Самою малюсенькой.

 

2.Закрепляем знание цифр от 1 до 9.

         –Посмотрите, ребята, у вас на столах лежат листы бумаги, а на них цифры, но они все перепутались, перемешались! Давайте поможем цифрам найти свой домик. (На листах изображение цифр в хаотичном порядке. Дети раскладывают цифры. Работа на скорость) Помним, что тот, кто первый выполнит задание, поднимает руку. (Награждаем тех, кто первый правильно выполнит задание).

- Давайте назовем цифры, которые живут в домиках (1-9) Маша, какого цвета у тебя цифра 1? А у Олега какого цвета цифра 9? И т.д. (Просим показать цифры другим ребятам. Награждаем наклеечкой.) – Молодцы! А ты знаешь, Мышка, наши ребята умеют отгадывать математические загадки.  

  3. Игра с математической куклой( счет в пределах 5)

      -Посмотрите, ребята , что у меня есть. Это цифровая куколка. Какая она красивая, а вот у нее сарафанчик у нее украшен не цветочками, не узорами, а цифрами.( Вкладываю указку в руку ребенка.- Аида, возьми указку, покажи, пожалуйста, на сарафанчике цифру- сколько хвостиков у свинки? А Богдан покажет, сколько ушек у зайки? Сколько в сказке было поросят? Сколько ушек у двух старушек? Какая самая хорошая оценка в школе? (Дети глазами находят нужную цифру и указывают на нее используя световую указку.)

4. Восприятие цифры 5 на слух.

       –Молодцы, ребята!   и  называть вам разные цифры, а вы , как только услышите цифру 5, будете хлопать в ладоши. –А ты, Мышка, слушай внимательно, правильно ли ребята угадывают?

- Две снежинки, три картинки, пять хлопушек, семь ватрушек, десять куриц, восемь улиц, пять зайчаток, семь перчаток, трое Вовок, пять морковок, два цыпленка, три ребенка, шесть конфеток, пять пипеток, семь тележек, пять Олежек, восемь крышек, шесть мартышек, два цыпленка, три ребенка, пять лягушек, пять подушек .

- Молодцы, ребята! Все были внимательны!

 Физминутка

       –Ой, мы совсем забыли про нашу мышку, ей, наверно, скучно сидеть на одном месте? Давайте, встанем с наших стульчиков и немножко поиграем. (Физминутка ) .

Прыжки на месте.

-Мой веселый, звонкий, мяч!

Ты куда пустился вскачь!

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой!  

5. Игра на развитие зрительной памяти

      – Молодцы, как вы хорошо умеете считать. А теперь мы с Мышкой проверим вашу наблюдательность и вашу память. Посмотрите, у меня на столе стоят пять фигурок (рассматриваем, считаем, перечисляем. Можно использовать геометрические –куб, конус, кирпичик, шар и т.д. ). Сейчас вы закроете глаза,  

а я спрячу одну фигурку, а вы будете угадывать, чего не стало? (Играем, награждаем наклеечкой).

Заключение - Молодцы. Мышка, тебе понравилось играть с нашими ребятами? – Ой, ребятки, как мне понравилось, как было весело, какие вы молодцы, а сколько наклеечек получили в награду (отметить детей, которые старались, активных)! Я обязательно приду к вам еще раз. А сейчас мне пора, до свидания! (Мышка прячется в коробочку, встают, задвигают стульчики.)

 

                                  Конспект открытого занятия

                   по изобразительной деятельности.

Воспитатель: Чагина Е.Б.

Тема занятия: «Художник и Музыкант – Мастера изображения»

( по муз. произведению Вивальди « Шторм»

Цель занятия: Эмоциональное восприятие природы во всех ее состояниях через музыкальные и художественные образы.

Задачи: 1. Учить создавать образ неспокойного моря, шторма, бушующих волн.

2. Учить создавать изображение по представлению; свободная зарисовка без предварительного построения форм;

3. Работа с ограниченной палитрой (холодные цвета) ; рисовать широкими мазками, держать кисть плашмя;

4. Воспитывать эстетические чувства; получать удовольствие от своего творчества.

Задание: После прослушивания музыкального произведения воплотить музыкальный образ в живописный.

Материал: Гуашь, акварель, кисти, бумага формата А-3.

Музыкальный материал: Запись муз. произведения Вивальди «Шторм» в исполнении Ванессы Мэй.

Вербальный ряд: Холодный, морской, соленый, стремительная, грозная, тревожная, захватывающая, мятежная, страстная, вольная.

Ход занятия:

    - Ребята, скажите, как вы думаете, почему про писателя говорят – он написал рассказ. Но и про художника и музыканта тоже говорят – написал картину, написал пьесу? (Ответы детей) Правильно, и писатель, и музыкант, и художник своими произведениями хотят нам что-то рассказать, поделиться с окружающими своими чувствами, эмоциями, хотят поделиться своими переживаниями, радостью или печалью. Рассматривая картины или слушая музыку, мы получаем эстетическое удовольствие. У нас есть любимые картины, которыми мы можем часто любоваться; и есть любимы музыкальные произведения, которые мы любим слушать. Бывает так, что рассматривая какую-нибудь картину(будь она нарисована или вы увидели что-то в жизни) и в вашей душе начинает звучать музыка: тихая и светлая, грустная или задорная. И даже хочется запеть, когда вы летите в самолете, выходите в поле, видите море…А бывает наоборот, когда слушаешь музыку- перед нашим внутренним взором встают какие-то картины.

     - Какими же приемами пользуется музыкант для создания своей картины, а какими художник?

Музыкант использует звуки разной высоты, тихие и громкие; темп- быстрый и медленный, ритм, мелодию- она может быть плавной, отрывистой, ритмичной и т.д.

Художник использует краски, определенные цвета- теплые, холодные, светлые, темные; построением композиции, передачей объема, линиями, штрихами, мазками и еще  многими приемами.

 И вот сегодня мы будем слушать музыкальное произведение( написал его композитор Вивальди) и как у всякого произведения у него есть название. Но я не скажу вам, как оно называется. Вы будете слушать и мысленно рисовать какую-нибудь картину. И сами придумаете ей название. Слушайте внимательно, можно закрыть глаза. Обратите внимание, как начинается муз. произведение, какая музыка в начале, какая в конце? Какие бы вы подобрали краски, какими бы мазками рисовали?

                         Прослушивание муз. произведение.

- Ребята, вы послушали музыку. Наверно, вы испытывали какие-то чувства. Какие бы вы подобрали слова, чтобы описать эту музыку? (Подбираем слова из вербального ряда.) Что бы вы нарисовали? Какие бы подобрали цвета? Как бы назвали картину? А сейчас я вам скажу, что это произведение называется «Шторм». И правда, перед нами как бы проносится ураган. Сначала музыка тихая, настороженная. Как- будто море застыло  перед непогодой. Нависли тяжелые тучи, в воздухе чувствуется тревога, затихли все морские обитатели, птицы забились в прибрежные скалы. И вот постепенно надвигается шторм, засвистел ветер, налетели первые волны, вскипели буруны, бьются о скалы, брызги, пена, гремит гром, сверкает молния, обрушиваются потоки дождя! Горе тем морякам или рыбакам, кого шторм застал в открытом море! Жуткое и ВТО же время грандиозное зрелище –шторм на море, бушует природа! И вот последние аккорды –последний вал разбивается о скалы, ураган пронесся и море затихло…

- Сегодня мы будем рисовать картину, которую нам подсказала музыка, картину по представлению. Вы будете переносить на бумагу образ, который возникает перед вами, то, что вы чувствуете, то, что, по вашему мнению, хотел сказать музыкант. Используем холодную палитру (синий, голубой, серый, фиолетовый, черный..)

- Я буду включать музыку в течение всей вашей работы. Вы начнете рисовать сразу красками, без предварительного наброска. Ну, если кому-то трудновато без карандаша, то можно сделать легкий набросок, обозначить линию горизонта, расположения скал или корабля…

Практическая часть.

-Звучит музыка. Дети рисуют акварелью или гуашью. Напоминаем, что рисуем широкими мазками, кисть держим плашмя.

Оценка работ.

Вывешиваем работы детей на доску.

-Посмотрите, ребята, какие интересные работы у нас получились. Все вы слушали одну и ту же музыку, а картины получились разные. Мне очень понравилось, то. Как вы слушали музыку; какие у вас были одухотворенные лица, когда вы рисовали. ( Отметить особенно интересные работы, фантазию, аккуратность исполнения работы. Дать положительную оценку. Порадовать ребят результатом своего труда.)

- Молодцы, ребята, я думаю, если бы композитор посмотрел на ваши работы, то он сразу бы узнал в них сою музыкальную картину. Спасибо вам всем! Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация предметов (занятие по развитию математических представлений в старшей группе)

Учить классифицировать предметы по двум (трем) признакам;закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов (1 – 5); совершенствовать умение собирать изображение целого предмета из частей...

Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе на тему: «Число 7. Цифра 7»

1. Познакомить детей с новой цифрой 7. Учить образовывать число 7. Закрепить знание геометрических фигур: треугольник, прямоугольник, квадрат.Закрепить понятия ВПЕРЕДИ, СЗАДИ.2. Совершенствовать умени...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений) в старшей группе "Прогулка по лесной полянке"

Конспект  образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений)...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»

Учить детей определять расположение предметов относительно другого предмета; использовать в речи предлоги: за, перед, над, под, около, возле, рядом. Воспитывать познавательный интерес....

Конспект занятия по познавательному развитию (развитие математических представлений в старшей группе)

Цель: познакомить детей с образованием числа 5 и цифры 5.Задачи:• Образовательные: повторить порядковый счет до пяти, закреплять умение сравнивать предметы по длине, закреплять умение выкладывать...

Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе: «В поисках клада»

Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе: «В поисках клада»...

Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе "Поможем Деду Морозу"

Конспект занятия по РМП в старшей группе компенсирующей направленности. Разделы "порядковый счет",  "Независимость числа от занимаемой площади", "Геометрические фигуры&qu...