Конспект НОД по ФЭМП «Овощи и фрукты» с использованием интеллектуальной карты с детьми среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект НОД по ФЭМП  «Овощи и фрукты»  с использованием интеллектуальной карты с детьми среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ovoshchi_i_fruktv_srednyaya_gruppa.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Оленёнок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП

«Овощи и фрукты»

с использованием интеллектуальной карты

с детьми среднего дошкольного возраста

Асылбаева Надежда Тихоновна,

                                                               воспитатель МБДОУ «ДС «Оленёнок»,

первой квалификационной категории

 

г. Муравленко

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

  Цель: Закрепление знаний детей об овощах и фруктах.

Программные задачи:

Образовательные:

- закреплять умение детей классифицировать предметы по теме «Овощи и фрукты»;

- продолжать развивать речь детей, умение высказываться определениями;

- совершенствовать умение детей составлять рассказ с опорой на интеллектуальную карту;

- приобщать детей к здоровому образу жизни. Формировать представление о том, что овощи и фрукты содержат в себе витамины, и употребление их в пищу полезно для здоровья;

- закрепить умения правильно называть овощи, фрукты, описывать их цвет и форму, размер;

- закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;

Развивающие: 

- продолжать развивать логическое мышление при отгадывании загадок;

- продолжать развивать сенсорные способности детей при определении качества предметов;

- продолжать развивать у детей любознательность;

- воспитывать коммуникативные навыки;

- развивать культуру общения у детей;

- развивать память и внимание;

- развивать мелкую моторику кистей рук.

 - развивать любознательность, внимание, мышление, память, воображение;

- развивать связную речь и умение строить предложение.

Воспитательные:

- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная.

     Методы и приемы:

Наглядный: показ, рассматривание.

Словесный: беседа, объяснение, вопросы, инструкция.

Практический: составление синквейна.

     Оборудование: телевизор, ноутбук, магнитная доска.

      Материал: дидактические игры «Разложи правильно», «Корзинки», «Чудесный мешочек», «Фигуры»; презентация по теме; мультимедийная установка; аудиозапись О. Поляковой «Осенние дорожки»; натуральные овощи и фрукты, их муляжи; корзина; ватман, фломастеры, цветные карандаши, 4 большие обруча, 2 фартука, плоскостные геометрические фигуры, картинки овощей и фруктов, плоскостные квадраты разного цвета, рисунки сада и огорода, клей, салфетки (бумажные и влажные, клеенки для аппликации (по количеству детей).

        Предварительная работа: рассматривание картинок и муляжей овощей и фруктов; лепка, рисование; чтение и разучивание стихов и рассказов о фруктах и овощах; беседы о пользе овощей и фруктов; дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Во саду ли, во огороде»; сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Готовим обед»; подвижные игры «В огороде пугало, пугало стоит», «Баба сеяла горох», «Огород», «Яблонька».

Ход мероприятия:

I часть. Организационный момент. Мотивация.

Дети сидят на ковре полукругом.

Послушайте загадку, отгадайте ее:

Пусты поля,

Мокнет земля

Дождь поливает

Когда это бывает?

(С. Я. Маршак).

Осенью!

II часть. Основная часть. Получение информации, применение информации.

Правильно, дети, осенью. Я знаю, что вы много знаете и любите играть. Это правда?

Я сегодня к вам пришла, много игр вам принесла, но сначала ответьте, какое сейчас время года? (осень) За окном очень холодно, лежит снег, но все же еще осень, поздняя осень.

Осень щедрою рукою

Одарила нас с тобою.

- А что нам дарит Осень? (Фрукты и овощи).

Фрукты – яблоки и груши,

Очень любят детки кушать.

Пусть запомнят все скорее:

На деревьях фрукты зреют!

Знают точно все ребятки:

Лук, морковь растут на грядке.

Овощи для всех важны –

И полезны, и вкусны!

(И. Толмачева)

- Молодцы, ребята! А вы знаете, чем полезны овощи и фрукты? (Выслушиваются и обобщаются ответы детей)

2.1 Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Слушайте, я вам расскажу еще одну историю:

Вот однажды овощи с грядки,

Нарушили все порядки.

Прыг и с грядки наутек.

Отыщи – ка, их, дружок.

И я даже знаю, где они спрятались. Они спрятались вот в этот чудесный мешочек. Вы будете искать их на ощупь, не подглядывая в наш чудесный мешочек.

(Дети на ощупь находят овощи и фрукты, называют его и показывают всем. Говорят Овощ или фрукт (если затрудняется, воспитатель задает вопрос: где растет? Указывают его цвет). (Все остальные проверяют и дополняют или исправляют). Будьте внимательны!

Молодцы. Вы хорошо справились и с этим заданием.

2.2 Дидактическая игра «Разложи правильно» (работа в парах)

4 работают, остальные проверяют.

Теперь давайте поиграем в игру «Разложи правильно».

А, вы, ребята, проверяйте!

Дети раскладывают в одну корзину – овощи, в другую – фрукты.

Начало игры – звучит музыка.

2.3. Практическая деятельность. Работа с интеллект картой

А сейчас мы с вами на нашей карте памяти отобразим то, что знаем об овощах и фруктах.

Посмотрите, что в центре карты? (корзинка с фруктами и овощами)

Напомните, ребята, где растут овощи? (в огороде)

Правильно. С одной стороны от корзинки наклеим картинку огорода.

(1 ребенок выполняет). Начинается наша дорожка от корзинки с овощами и фруктами и ведет к «огороду»

Возьмем маркер любого цвета, какой хотите и нарисуем эту дорожку. От «огорода» дорожка приведет нас к тарелке, подносу на который нужно приклеить то, что растет в огороде. Что? (овощи)

Правильно. (Рисуем дорожку от огорода к подносу)

Ребята, подумайте, посмотрите и найдите в тарелочке на столе овощи, намазывайте их клеем, приклеивайте на поднос так, чтобы все овощи были хорошо видны, поместились на подносе.

Напоминаю детям о том, что после приклеивания нужно воспользоваться бумажной салфеткой для стирания излишков клея, и воспользоваться влажной салфеткой для рук (использованные влажные салфетки бросаем в корзину).

Напомните, ребята, а где растут фрукты? (в саду, на дереве)

Правильно! Найдите картинку сада и приклейте с другой стороны от корзинки с овощами и фруктами. (1 ребенок выполняет)

Возьмем маркер другого цвета и нарисуем дорожку от корзинки к «саду». От деревьев дорожка пойдет к подносу, на который мы приклеим, что как вы думаете? (фрукты) Почему? (они растут в саду, на деревьях)

Возьмите картинку фрукта и приклейте на этот поднос. (Самостоятельная работа детей)

Напоминаю детям о правилах работы с клеем.

Воспитатель: Молодцы. Вы замечательно справляетесь!

2.4 Дидактическая игра «Фигуры»

Я приготовила вам еще одну интересную игру, которая называется «Фигуры». Это домики геометрических фигур  (раскладываю 4 обруча, помещаю в каждый домик 1 геометрическую фигуру, всего 4: круг, квадрат, овал, треугольник).

Вам надо внимательно посмотреть, подумать, взять 1 фрукт, когда зазвучит музыка зайти в домик той геометрической фигуры на какую похож фрукт, и стоять в нем, подняв руку вверх, чтобы все видели правильно ли вы определили) (Дети выполняют задание). Давайте проверим, все правильно зашли в домик.

А теперь взять по 1 овощ (игра повторяется с овощами).

Ребята, как вы думаете, почему в домик к квадрату никто из вас не заходил? (Потому что нет таких фруктов и овощей, которые похожи на квадрат.)

Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Вы меня очень порадовали.

2.5  Работа с интеллект картой

Еще есть важная работа с картой памяти, давайте подойдем к столу.

Давайте на карте памяти в верхнем левом углу, в круг наклеим все геометрические фигуры, на которые похожи овощи и фрукты.

(Дети самостоятельно берут геометрические фигуры, намазывают их клеем и приклеивают). Какие, нам нужно приклеить фигура? (круг, овал, треугольник) А, квадрат? (Нет)

Верно, ребята!

Возьмите маркер любого цвета, кроме уже использованных цветов и нарисуйте дорожку от корзинки к кругу с геометрическими фигурами.

Справа есть еще один круг, Он какой? (большой)

А в нем есть другие круги, они какие? (маленькие).

Возьмите маркер еще одного цвета из оставшихся не использованных на карте и соедините дорожкой корзинку с овощами и фруктами и этот круг с маленькими в нем кругами. Эти маленькие круги вы раскрасите цветными карандашами в те цвета, какого цвета бывают овощи и фрукты.

Карандаши какого цвета нам понадобятся? (желтый, зеленый, красный, оранжевый, коричневый, фиолетовый).

(Самостоятельная работа детей) (Под музыку)

Молодцы, вы справились и с этим заданием. Вы меня очень порадовали.

Ребята, подумайте, для чего людям овощи и фрукты? (чтобы есть их).

В них много витаминов, вы мне сказали, они очень полезны. Но, в саду и в огороде овощи и фрукты вырастают созревают только летом да осенью, а на зиму люди их заготавливают? Как? (рассказы детей)

Какие блюда можно готовить из овощей и фруктов? (рассказы детей).                     2.6 Подвижная игра «Заготовка овощей и фруктов» (на скорость)

Давайте поиграем в игру «Заготовка овощей и фруктов».

Наденем фартуки, так делают все хозяйки.

Вот банки для заготовки овощей и фруктов, нужно открыть банку, сложить продукты в банку и закрыть ее. Все, консервы – готовы. (1 ребенок складывает только овощи, другой – фрукты). Остальные проверяют, чтобы не было ошибки.

Молодцы, ребята!

2.7 Работа с интеллект картой

Давайте завершим нашу карту памяти.

Возьмем маркер нарисуем дорожку от корзинки с овощами и фруктами к кругу внизу карты. В этот круг давайте наклеим картинки с изображение блюд, которые можно приготовить из овощей и фруктов.

(Самостоятельная работа детей) (Под музыку).

(Напоминаю детям о правилах работы с клеем).

Наша карта памяти готова. Молодцы! Замечательно постарались!

(Или соединим желтой дорожкой корзинку с фруктами и овощами и прямоугольник с кругами разного цвета).

III часть. Заключительная часть.

Молодцы. Мне очень понравилось с вами играть и делать карту памяти, вы много знаете и умеете и, надеюсь, что узнали еще больше.

Литература:

- Пономарева Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада / Пономарева Ирина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

- Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012. 

- Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ –технологий с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство»

Конспектнепрерывной образовательной  деятельности  по познавательно-речевому  развитию  с  использованием ИКТ –технологий  с детьми  среднего дошкольного возраста«Пу...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья "Использование инновационных технологий с детьми среднего дошкольного возраста"...

Конспект досуга с использованием игр-драматизаций с детьми среднего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в страну Здоровья"

Этот досуг учит детей ориентироваться в пространстве, сторить диалог с партнёром на заданную тему, развивать внимание, память, воображение, отрабатывать дикцию. Развивает слуховую память, мелкую и общ...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Составление описательных рассказов по теме: «Дикие животные» с использованием интеллектуальной карты» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Составление описательных рассказов по теме: «Дикие животные» с использованием интеллектуальной  карты»  с детьми ...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование интеллектуальных карт познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Привлечение интереса к использованию интеллектуальной карты для организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....