Конспект занятия по развитию математических представлений "Но зато друзья кругом"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Панова Анна Владимировна

Представленный материал будет мнтересен педагогам, ведущим образовательную деятельность по программе "Детство" и использующим методическое пособие "Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_zato_druzya_krugom.odt15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в подготовительной группе.

«Но зато друзья кругом!»

(подготовительная группа)

Воспитатель Панова А.В.

Цели: - учить устанавливать отношения между частями целого, между целым и его частями;

           - формировать представления об одной части из четырех, трех частях из четырех;

           - учить сравнивать части по размеру.

Дидактический материал: круги, половины кругов, четверти кругов из картона, блоки Дьенеша.

Ход занятия.

1. Показ презентации в программе OpenOffice.

Воспитатель: Друзья, сегодня мы с вами отправимся в волшебный математический лес. Закройте глазки, чтобы волшебство произошло. Вот мы и в математическом лесу. Как здесь красиво! (слайд 1) Нас приветствует малекький паучок Спайк. Он только что закончил плести свою паутинку, которая состоит из четырех частей — ловушек для мух. (слайд 2)

Спайк: Здравствуйте, ребята. Я Спайк. Добро пожаловать в математический лес! (Дети здороваются со Спайком) Все звери в нашем лесу очень дружные. Никогда не ссорятся и всегда помогают друг другу. А вы дружные? (Дети отвечают) (слайд 3) Как здорово, мы с вами похожи! Ребята, вам нравится моя паутинка? (Дети отвечают) Я сплел ее и теперь никак не пойму, на что она похожа. Подскажите мне. (Дети высказывают предположения) Какую форму имеет паутинка? (Дети отвечают) Точно! Какие же вы сообразительные, ребята. Не зря у нас говорят,  что только самые умные дети могут попасть в волшебный математический лес. Я вижу, вы разбираетесь в математике. Помогите мне решить такую задачу: сколько частей нужно, чтобы составить круг? (слайд 4; Дети высказывают предположения)

Воспитатель: Давайте подумаем, из скольких частей может состоять круг? (Дети рассуждают) Если круг разделить на четыре равные части, каждая из них будет называться четверть. (слайд 5)

Спайк: Спасибо вам! Вы настоящие друзья!

Воспитатель: Дети, давайте покажем Спайку, что мы тоже умеем делать паутинки. Сложите, пожалуйста, каждый свою паутинку из четырех равных частей, как у паучка Спайка. (слайд 6; Дети собирают круг из четырех частей; слайд 7)

Спайк: Я вижу, вы постарались. Ваши паутинки получились такие же прочные и красивые, как моя.

(слайд 8)

Воспитатель: Дети, кто это пришел? (Дети говорят, кто изображен на картинке)

Лягушка: Здравствуй, здравствуй, паучок!

                 Я плету себе сачок.

                 Дай, пожалуйста, лягушке

                 Паутинки полкатушки.

(слайд 9)

Спайк: Друзья, давайте дадим лягушке одну из четырех частей моей паутинки? (Дети соглашаются)

Воспитатель: Вместе с паучком уберите одну из четырех частей своего круга и отложите ее на край стола для лягушки (Дети выполняют задание; слайд 10) Лягушка поблагодарила паучка и ушла плести сачок. Но вместе с с лягушкой пришел кто-то еще. (слайд 11)

Еж: И ежу не откажи,

        Если друг, то удружи.

        Отпусти мне паутинку -

        Я сплету себе корзинку.

Воспитатель: Паучок решил дать ежику столько же паутинки, сколько дал лягушке. Сколько же паутинки каждый из вас даст ежику? Положите паутинку для ежика на край стола. (Каждый из детей находит у себя еще одну из четырех частей и кладет ее на край стола; слайд 12; слайд 13) И тут к пауку прилетела сова, которая плела гамак и рада бы была пригласить всех покачаться, но ей не хватило паутинки.

Сова: Не забудь и про сову -

           Я ведь рядышком живу.

           Дай мне нитку, паучок -

           Смастерю я гамачок.

(слайд 14)

Спайк: Держи, сова. Мне хватит того, что осталось.

Воспитатель: Дадим сове четверть паутинки. (слайд 15) У Спайка осталась только одна четверть паутинки. Но тут пришел еще один житель математического леса. (слайд 16) Кто это? (Дети отвечают) Цапля рассудила справедливо:

Цапля: Если у меня будет сеть, то будет и рыба. А лягушка останется целой и невредимой. Но для этого мне нужна паутина. Будут сети — будет рыба. Я скажу тебе — спасибо.

(слайд 17)

Спайк: Друзья, у меня осталась последняя четверть паутинки. Отдадим ее цапле? (Дети отвечают)

Воспитатель: (слайд 18) Спайк, ты очень щедрый паучок! Я знаю, что в вашем волшебном лесу всегда одно время года — лето, и ты никогда не видел зимы. А ведь зимой есть столько инетересных игр! Дети, давайте вместе покажем Спайку, во что можно играть зимой.

2. Физминутка.

«Зимние забавы»

Мы катались на коньках

Даже стало жарко

В снежки играли во дворах

Все нам было мало.

Снег, снег, белый снег

Засыпает он нас всех.

Дружно мы на лыжи встали

И по снегу побежали,

А потом на санки сели,

Смело с горки мы слетели!

(Дети имитируют движение конькобежцев,

Вытирают «пот» со лба,

Имитируют броски

Пальчиковое упражнение «снег»

Имитируют движения лыжников

Садятся на корточки

Хлопают в ладоши 4 раза

(слайд 19)

Спайк: Вот это да! Я и не знал, что зимой столько интересного можно сделать.

(слайд 20)

3. Работа с блоками Дьенеша в обручах.

Воспитатель: Спайку понравилось, но что-то он загрустил. Он ведь остался без паутинки. Лягушка, еж, сова и цапля решили подбодрить паучка. В благодарность за то, что он раздал им паутинку, они сплели ему целых три. Подойдите к ним поближе. Давайте поможем лесным друзьям украсить их волшебными росинками. Садьте по два человека возле паутинки и найдите для нее подходящие росинки по подсказке, которую оставили для вас лесные жители. (Дети находят нужные блоки по символам и кладут в обручи)

Воспитатель: Вот и готово. Теперь можно вернуться на места. (Дети садятся за столы) В волшебном математическом лесу паутинки, которые вы украсили, теперь выглядят вот так! (слайд 21) Паучок Спайк, посмотри, как посторались дети и твои лесные друзья. Что ты по этому поводу думаешь? (слайд 22)

Спайк: Это самые лучшие паутинки из всех, что я когда-либо видел. Спасибо вам за такой замечательный подарок, друзья!

Воспитатель: Ребята, вы показали, что вы очень сообразительные, находчивые и отзывчивые. Спайк вместе с друзьями леса будут праздновать улов цапли и любоваться паутинками. Пришло время попрощаться с лесными обитателями.

Спайк: Пока, ребята! И до новых встреч в волшебном математическом лесу! (Дети прощаются)

Воспитатель: А мы с вами вернемся из волшебного математического леса в нашу группу. Сейчас закройте глаза, волшебная сила переносит нас обратно. Откройте глаза. Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами сегодня были? Кого мы там встретили? Что вы там сегодня делали? Что нового вы узнали за время нашего путешествия? (Дети дают ответы на вышеперечисленные вопросы)

Литература.

  1. З.А. Михайлова, И.П. Чеплашкина. Математика – это интересно, (рабочие тетради), «Детство-Пресс», С-Петербург, 2004.
  2. Серия «Блоки Дьенеша» для старших (5-8 лет), С-Петербург.
  3. З.А. Михайлова. «Математика от трех до семи». С-Петербург «Детство-Пресс» 2007.
  4. Ресурсы сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»

Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....

Конспект занятий по развитию математических представлений у детей 4 - 5 лет с недостатками в развитии

Конструктучителя-дефектологаЖуравлевой Марии Валентиновны  Возрастная группа: СредняяТема:  «Слушай, думай, сравнивай»Образовательная область:.Виды деятельности: познавательная, игровая...

Конспект занятия по развитию речи "Книги - наши друзья"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по произведениям детских писателей....

Конспект занятия по развитию математических представлений в группе раннего дошкольного возраста Тема: «Развитие умения формировать группы однородных предметов и различать их количество: много -мало»

Конспект занятия по развитию математических представлений в группе раннего дошкольного возраста Тема:  «Развитие умения формировать группы однородных предметов и различать их коли...