Занятие с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
методическая разработка по математике (средняя группа)
Конспект НОД в средней группе по конструированию с использованием блоков Дьенеша
Тема «Путешествие в сказочный Солнечный город»
Цель: развивать познавательные, творческие способности и логическое мышление с помощью блоков Дьенеша на основе использования специально созданных игровых ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_ispolzovaniem_ploskostnyh_blokov_denesha.oft_word.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе по конструированию с использованием блоков Дьенеша
Тема «Путешествие в сказочный Солнечный город»
Цель: развивать познавательные, творческие способности и логическое мышление с помощью блоков Дьенеша на основе использования специально созданных игровых ситуаций.
Задачи:
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей об архитектуре зданий;
Сформировать умение конструировать дома, используя план – схему , закрепить знание основных цветов, форм «треугольник», «квадрат», «круг», «прямоугольник».
Учить анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер ,
Продолжать учить детей классифицировать геометрические фигуры, опираясь на какой- либо определенный признак; находить блоки с помощью кодов.
Формировать умения детей кодировать и декодировать (считывать ) информацию блоков с помощью карточек – символов.
Развивающие задачи:
Развивать воображение, способность к моделированию и конструированию в играх с блоками Дьенеша.
Продолжать формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов по 4 признакам: цвету, форме, размеру и толщине с использованием кодов и без них.
Фopмиpoвaть пpeдcтaвлeниe o cимвoличecкoм изoбpaжeнии пpeдмeтoв.
Развивать моторику рук.
Развивать коллективное творчество, умение взаимодействовать с воспитателем, сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Воспитательные задачи
Побуждать к поисковой деятельности детей, творчеству самостоятельности;
Умeниe cтpoгo cлeдoвaть инcтpyкции, пpидepживaтьcя ycтaнoвлeнным пpaвилaм.
Воспитывать трудолюбие, любознательность, интерес к профессии строителя.
Воспитывать уважительное отношение к труду, вызвать чувство радости при удавшийся постройки, создавать положительную атмосферу помощи, тем, кто в ней нуждается, учить сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Koppeкциoнныe:
Зaкpeплять yмeниe вocпpoизвoдить в пocтpoйкe знaкoмый пpeдmeт, oтбиpaть нyжныe для пocтpoйки блoки в cooтвeтcтвии c гpaфичecким oбpaзoм.
Paзвивaть зpитeльнo-мoтopнyю кoopдинaцию пpи coeдинeнии блoкoв
Вocпитывaть внимaниe, ycидчивocть, лoгичecкoe мышлeниe.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы: словесные (вопросы, беседа), игровые (воображаемая ситуация, дидактическая игра),
Средства: Блоки Дьенеша
Оборудование: аудиозапись музыки «Едет, едет наш автобус» ,
Материал:
Демонстрационный: письмо, автобус из картона, три пары колес для автобуса (большие , средние ,маленькие),посылка, подарок( угощения для детей), план – схема ( «чертеж») к игре « Волшебный город» , декорация (макет дерева с маленькими человечками),
Раздаточный: блоки Дьенеша на каждого ребенка, карточка – схема свойств блоков, карточки – схемы домов на каждого ребенка.
Предварительная работа воспитателя: составление конспекта занятия, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов; подбор оборудования, оформление группы.
Предварительная работа с детьми: игры-беседы по активизации эмоционально-мыслительных процессов, отгадывание загадок, логические игры и упражнения с блоками Дьенеша: «Найди клад», «Найди пару»; геометрическое конструирование на плоскости (плоскостное моделирование): «Сложи узор».
Беседы о зданиях; конструирование жилых, общественных зданий из блоков Дьенеша по карточкам – схемам ; индивидуальная работа с детьми с замедленным темпом развития.
Планируемый результат: Дети проявляют умение выявлять свойства предметов, называть их, обозначать и обобщать, группировать по основным признакам.
Словарная работа: закрепление терминов (одинаковые, разные, а так же названия форм, размера, цвета, толщины), архитектор, чертеж, активизировать словарь «волшебными» словами: спасибо, пожалуйста, очень благодарны. », обогащать речь детей словами – антонимами: большой – маленький, тонкий – толстый.
Формы организации ООД воспитанников с учетом интеграции образовательных областей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная,
совместная деятельность
Время: 20 минут
Содержание НОД:
1 Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия. Введение в игровую ситуацию.
Заходим вместе с детьми в зал.
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, ребята давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им доброго дня.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Придумано кем–то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро! – солнцу и птицам,
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель:Peбятa , я ceгoдня пpишлa нa paбoтy, a oкoлo двepи лeжaл кoнвepт, я взялa eгo. Kaк вы дyмaeтe, кaк yзнaть, oткyдa oнo пpишлo и кoмy aдpecoвaнo?
Дети: Нaдo пpoчитaть.
Воспитатель: На конверте написано: «Детский сад 53,группа «Росинка»
Дети нам письмо адресовано?
Дети:Да
Воспитатель: А от кого оно пришло не написано, но есть загадка чтобы узнать кто его написал:
Для людей он строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом,
На листке бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники,
Для больших и маленьких.
Дети: Это строитель, архитектор
Воспитатель: Это-архитектор. «Письмо от архитектора».
-Ребята, а кто такой архитектор? Чем же занимается архитектор?
Дети: разрабатывает макеты различных домов; проектирует объекты (заводы, дома, школы, детские сады, магазины, стадионы, красивые дома, он главный строитель
Воспитатель: да, правильно. Давайте прочитаем это письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Ребята, далеко – далеко, в одной сказочной стране, в красивом Солнечном городе, жили - были маленькие веселые человечки. Все они занимались любимым делом. У них были очень интересные имена: Стряпушка, Ватрушка - пекли очень вкусные булочки, пирожки, тортики.
Ромашка и Розочка - выращивали и украшали своими цветами весь город.
Пидалька и Рулик- возили всех жителей города бесплатно на красивых машинах.
Мастерок и Пилочка- строили красивые дома для человечков.
Злая волшебница разрушила их чудесный город и теперь им негде жить. А ведь в городе было очень много красивых зданий: дома, аптеки, магазины, театры. Маленькие человечки совершенно сбиты с толку, не могут найти свой дом и совершенно не знают, как им быть.
Ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Помогите, пожалуйста! Постройте для них новый город. Все необходимое для строительства, я вам выслал посылкой в «Солнечный город»
2.Практическая часть
Воспитатель: Ребята, ну что поможем маленьким человечкам? (Ответы детей)
А чтобы помочь жителям сказочной страны, нам необходимо с вами отправиться в путешествие. Вы готовы? (Ответы детей)
Воспитатель (обращение к гостям): Мы приглашаем вас с нами в путешествие. Согласны?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на чем можно туда добраться?
Дети: На машине, велосипеде, поезде, автобусе, самолете…
Воспитатель: Давайте отгадаем загадку и тогда узнаем, на чем мы отправимся в путешествие.
Загадка:
Что за чудо? Желтый дом,
Окна светятся кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
Воспитатель: Что это? Да, правильно это автобус. А вот и наш автобус, но посмотрите, только автобус стоит грустный , Как вы думаете, почему?
Дети: потому что у него нет колес.
Воспитатель: Правильно, потому что у него нет колес. Как вы считаете, мы сможем отремонтировать автобус?
Дети: Да
Воспитатель: Колеса, какой формы нам понадобятся, чтобы починить автобус? Может быть треугольные или квадратные?
Дети: подойдут колеса круглой формы, их можно прокатить, а квадратные и треугольные нельзя, мешают углы.
Воспитатель: Верно. Давайте выберем колеса, которые подойдут нашему автобусу по размеру.
Дети выбирают, какие колеса подойдут: большие, средние или маленькие и объясняют, почему именно средние.
Воспитатель: Здорово. Теперь наш автобус может ехать. Но чтобы попасть в автобус нужно показать свой билет.
Игра «Проездной билет».
Воспитатель предлагает подойти к кассе и купить себе билет. (Себе тоже) Билеты — это закодированные карточки (символическое обозначение определённого блока Дьенеша), по ним нужно определить своё место (на стульчиках лежат сами блоки). Дети берут себе по одной карточке-схеме свойств и изучают ее. Показывают его воспитателю и рассказывают, какой у кого билет. Затем находят на стуле блок, соответствующий карточке – схеме .
Воспитатель: Хорошо, молодцы. У всех есть билет. Занимаем места в автобусе. Чтобы попасть в сказочный город , нужно произнести волшебные слова : « Ты автобус наш катись, в сказке быстро очутись». (звучит муз. «Едет, едет наш автобус»)
Воспитатель: Вот и сказочный Солнечный город. Оставляйте свои билеты на сидениях ,чтобы потом опять сесть на свое место.
Все выходят из автобус.
На полу разбросаны блоки и корзины
Воспитатель: Ой, какой тут беспорядок, давайте уберем все, может нам что то в строительстве пригодится
Игра « Уборка»
Задача детей — разложить в разные корзинки тонкие и толстые блоки, большого и маленького размера, определённой формы.
Воспитатель: В красную положите все большие блоки
В желтую положите все маленькие.
В синюю положите все треугольные . (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Замечательно, Вы большие молодцы.
Воспитатель: Дети, а вот и посылка от архитектора. ( открываю посылку).
Как много здесь фигур! Давайте рассмотрим их.
-- Какого цвета фигуры вы видите?
-- Какой формы?
-- Какого размера?
-- Какой толщины?
-- Найдите две одинаковые фигуры. Одинаковых нет.
-- Найдите похожие фигуры. Чем они отличаются?
Вывод: похожих фигур много, но двух одинаковых нет.
В посылке еще есть конверт, а в нем много карточек со знаками символами. Как вы думаете, что они обозначают? (Показываю карточки, рассматриваем, называем цвет, форму, размер, толщину, вспоминаем свойства блоков). А еще есть схема -чертеж .
Мы с вами будем строить дома для наших маленьких человечков, из блоков. Согласны? ( Ответы детей)
Для каждого архитектор приготовил схемы-чертежи построек. А теперь, я предлагаю вам стать строителями и выполнить постройки для сказочного города. Садитесь за столы и приступайте к работе.
Посмотрите внимательно на схему. Выберите фигуру из коробки по форме и цвету и размеру на вашей схеме.
Самостоятельная работа детей.
(Педагог контролирует, при необходимости обращает внимание ребенка на ошибки)
Для тех детей, кто уже сделал, раздает фигурки маленьких человечков.
Воспитатель: Проверьте друг друга, посмотрите, соответствует ли дом схеме.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и сделать музыкальную паузу. Физминутка «Мы устали, засиделись»
( Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Мы устали, засиделись, Приседания начинаем,
Нам размяться захотелось. Ноги до конца сгибаем,
То на стенку посмотрели, Вверх и вниз, вверх и вниз,
То в окошко поглядели. Приседай, не торопись!
Вправо, влево поворот, И в последний раз присели,
А потом наоборот. А теперь на место сели.
3. Итог
Рассматривание законченных построек.
В: Вот мы и построили новый город?
Вам нравится он?
Д:
Сколько зданий и сооружений у вас построено?
Д:
Какие это здания?
Д:
Правильно ли подобраны детали строительного материала?
Д:
Воспитатель: Как вы думаете, мы выполнили просьбу архитектора?
Дети: Да
Воспитатель: Да, потому что у него были настоящие помощники, это вы ребята. Вы очень внимательные и сообразительные, справились с непростой задачей - очень быстро смогли построить не один дом, а целый город для маленьких жителей далекой страны.
Воспитатель: Давайте аккуратно уберем за собой лишний строительный материал в коробку от посылки
- Ой, а я и не заметила ,тут еще лежит одна коробочка (воспитатель вынимает подарок от архитектора
Воспитатель: Ну что же нам пора возвращаться в группу, проходим в автобус и садимся на свои места, чтобы вернуться нам обратно, нужно произнести волшебные слова: «Ты автобус наш катись, в группе быстро очутись». Звучит муз. «Едет, едет наш автобус»
4Анализ НОД.
Выходим из автобуса ,дети встают в полукруг
Воспитатель:- Давайте вспомним: Кому мы сегодня помогали? Дети:(Архитектору)
Что мы сегодня сделали маленьких человечков?
Дети: (Строили им новый город)
Воспитатель: А еще что делали?
Дети: Пели, играли
Воспитатель: Ну -ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Мы отзанимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
Всем на прощанье
Скажем «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум. Конспект занятия: Интеграция НОД с использованием логических блоков Дьенеша «Помощь Лунтику»
формирования элементарных математических представлений, логического мышления и психических функций...
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...
Конспект занятия по математике с использованием логических блоков Дьенеша «Путешествие по временам года на волшебном корабле».
Задачи:• закрепить знания о временах года,, месяцах, днях недели и их последовательности;• количественный счет;• Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышл...
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе с использованием логических блоков Дьенеша
Тема: «Сказочное путешествие с блоками Дьенеша»Цель: познакомить детей с логическими блоками Дьенеша, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме, размер...
Открытое занятие по математике для второй младшей группы (3 - 4 года) с использованием логических блоков Дьенеша.
Цель: закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, собирание картинок путём наложения; повторение названий геометрических фигур, величины и цвета предметов, закрепление понятий «вверх...
Занятия с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «...
Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»
Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить знания детей о форме, цвете, размере ...