Занятие с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
методическая разработка по математике (средняя группа)

Горбовенко Татьяна Ивановна

Конспект НОД в средней группе по конструированию с использованием блоков Дьенеша

Тема «Путешествие в сказочный Солнечный город»

Цель: развивать познавательные, творческие способности и логическое мышление с помощью блоков Дьенеша на основе использования специально созданных игровых ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по конструированию с использованием блоков Дьенеша

Тема «Путешествие в сказочный Солнечный город»

Цель: развивать познавательные, творческие способности и логическое мышление с помощью блоков Дьенеша на основе использования специально созданных игровых ситуаций.

Задачи:

Образовательные задачи:

Закрепить знания детей об архитектуре зданий;

Сформировать умение конструировать дома, используя план – схему , закрепить знание основных цветов, форм «треугольник», «квадрат», «круг», «прямоугольник».

Учить анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер ,

Продолжать учить детей классифицировать геометрические фигуры, опираясь на какой- либо определенный признак; находить блоки с помощью кодов.

Формировать умения детей кодировать и декодировать (считывать ) информацию блоков с помощью карточек – символов. 

Развивающие задачи:

Развивать воображение, способность к моделированию и конструированию в играх с блоками Дьенеша.

Продолжать формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов по 4 признакам: цвету, форме, размеру и толщине с использованием кодов и без них.

Фopмиpoвaть пpeдcтaвлeниe o cимвoличecкoм изoбpaжeнии пpeдмeтoв.

Развивать моторику рук.

Развивать коллективное творчество, умение взаимодействовать с воспитателем, сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Воспитательные задачи

Побуждать к поисковой деятельности детей, творчеству самостоятельности;

Умeниe cтpoгo cлeдoвaть инcтpyкции, пpидepживaтьcя ycтaнoвлeнным пpaвилaм.

Воспитывать трудолюбие, любознательность, интерес к профессии строителя.
Воспитывать уважительное отношение к труду, вызвать чувство радости при удавшийся постройки, создавать положительную атмосферу помощи, тем, кто в ней нуждается, учить сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Koppeкциoнныe:

Зaкpeплять yмeниe вocпpoизвoдить в пocтpoйкe знaкoмый пpeдmeт, oтбиpaть нyжныe для пocтpoйки блoки в cooтвeтcтвии c гpaфичecким oбpaзoм.

Paзвивaть зpитeльнo-мoтopнyю кoopдинaцию пpи coeдинeнии блoкoв

Вocпитывaть внимaниe, ycидчивocть, лoгичecкoe мышлeниe.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Методы: словесные (вопросы, беседа),  игровые (воображаемая ситуация,  дидактическая игра),

Средства: Блоки Дьенеша

Оборудование: аудиозапись музыки «Едет, едет наш автобус» ,

Материал:

Демонстрационный: письмо, автобус из картона, три пары колес для автобуса (большие , средние ,маленькие),посылка, подарок( угощения для детей), план – схема ( «чертеж») к игре « Волшебный город» , декорация (макет дерева с маленькими человечками),

Раздаточный: блоки Дьенеша на каждого ребенка, карточка – схема свойств блоков, карточки – схемы домов на каждого ребенка.

Предварительная работа воспитателя: составление конспекта занятия, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов; подбор оборудования, оформление группы.

Предварительная работа с детьми: игры-беседы по активизации эмоционально-мыслительных процессов, отгадывание загадок, логические игры и упражнения с блоками Дьенеша: «Найди клад», «Найди пару»; геометрическое конструирование на плоскости (плоскостное моделирование): «Сложи узор».

Беседы о зданиях; конструирование жилых, общественных зданий из блоков Дьенеша по карточкам – схемам ; индивидуальная работа с детьми с замедленным темпом развития.

Планируемый результат: Дети проявляют умение выявлять свойства предметов, называть их, обозначать и обобщать, группировать по основным признакам.

Словарная работа: закрепление терминов (одинаковые, разные, а так же названия форм, размера, цвета, толщины), архитектор, чертеж, активизировать словарь «волшебными» словами: спасибо, пожалуйста, очень благодарны. », обогащать речь детей словами – антонимами: большой – маленький, тонкий – толстый.

Формы организации ООД воспитанников с учетом интеграции образовательных областей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная,

 совместная деятельность

Время: 20 минут

Содержание НОД:

1 Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия. Введение в игровую ситуацию.

Заходим вместе с детьми в зал.

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, ребята давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им доброго дня.

 Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг. 
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. 
Придумано кем–то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро! – солнцу и птицам,
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.

Воспитатель:Peбятa , я ceгoдня пpишлa нa paбoтy, a oкoлo двepи лeжaл кoнвepт, я взялa eгo. Kaк вы дyмaeтe, кaк yзнaть, oткyдa oнo пpишлo и кoмy aдpecoвaнo?

Дети: Нaдo пpoчитaть.

Воспитатель: На конверте написано: «Детский сад 53,группа «Росинка»

Дети нам письмо адресовано?

Дети:Да

Воспитатель: А от кого оно пришло не написано, но есть загадка чтобы узнать кто его написал:

Для людей он строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом,

На листке бумажном.

Нужно всё нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,

Чтобы был в квартире свет,

Ванны, умывальники,

Для больших и маленьких.

Дети: Это строитель, архитектор

Воспитатель: Это-архитектор. «Письмо от архитектора».

-Ребята, а кто такой архитектор? Чем же занимается архитектор?

Дети: разрабатывает макеты различных домов; проектирует  объекты (заводы, дома, школы, детские сады, магазины, стадионы, красивые дома, он главный строитель

Воспитатель: да, правильно. Давайте прочитаем это письмо.

 «Здравствуйте, дорогие ребята! Ребята, далеко – далеко, в одной сказочной стране, в красивом Солнечном городе, жили - были маленькие веселые человечки. Все они занимались любимым делом. У них были очень интересные имена: Стряпушка, Ватрушка - пекли очень вкусные булочки, пирожки, тортики.

Ромашка и Розочка - выращивали и украшали своими цветами весь город.

Пидалька и Рулик- возили всех жителей города бесплатно на красивых машинах.

Мастерок и Пилочка- строили красивые дома для человечков.

Злая волшебница разрушила их чудесный город и теперь им негде жить. А ведь в  городе было очень много красивых зданий: дома, аптеки, магазины, театры. Маленькие человечки совершенно сбиты с толку, не могут найти свой дом  и совершенно не знают, как им быть.

Ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Помогите, пожалуйста! Постройте для них новый город. Все необходимое для строительства, я вам выслал посылкой в «Солнечный город»

2.Практическая часть

Воспитатель: Ребята, ну что поможем маленьким человечкам? (Ответы детей)

А чтобы помочь жителям сказочной страны, нам необходимо с вами отправиться в путешествие. Вы готовы? (Ответы детей)

Воспитатель (обращение к гостям): Мы приглашаем вас с нами в путешествие. Согласны?

Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете, на чем можно туда добраться?

Дети: На машине, велосипеде, поезде, автобусе, самолете…

Воспитатель: Давайте отгадаем загадку и тогда узнаем, на чем мы отправимся в путешествие.

Загадка:

Что за чудо? Желтый дом,

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

Воспитатель:  Что это? Да, правильно это автобус. А вот и наш автобус, но посмотрите, только автобус стоит грустный , Как вы думаете, почему?

Дети: потому что у него нет колес.

Воспитатель:  Правильно, потому что у него нет колес. Как вы считаете, мы сможем отремонтировать автобус?
Дети: Да
Воспитатель:  Колеса, какой формы нам понадобятся, чтобы починить автобус? Может быть треугольные или квадратные?

Дети: подойдут колеса круглой формы, их можно прокатить, а квадратные и треугольные нельзя, мешают углы.

Воспитатель:  Верно. Давайте выберем колеса, которые подойдут нашему автобусу по размеру.

Дети выбирают, какие колеса подойдут: большие, средние или маленькие и объясняют, почему именно средние.

Воспитатель:  Здорово. Теперь наш автобус может ехать. Но чтобы попасть в автобус нужно показать свой билет.

Игра «Проездной билет».

Воспитатель предлагает подойти к кассе и купить себе билет. (Себе тоже) Билеты — это закодированные карточки (символическое обозначение определённого блока Дьенеша), по ним нужно определить своё место (на стульчиках лежат сами блоки). Дети берут себе по одной карточке-схеме свойств и изучают ее. Показывают его воспитателю и рассказывают, какой у кого билет. Затем находят на стуле блок, соответствующий карточке – схеме .

Воспитатель: Хорошо, молодцы. У всех есть билет. Занимаем места в автобусе. Чтобы попасть в сказочный город , нужно произнести волшебные слова : « Ты автобус наш катись, в сказке быстро очутись». (звучит муз. «Едет, едет наш автобус»)

Воспитатель: Вот и сказочный Солнечный город. Оставляйте свои билеты на сидениях ,чтобы потом опять сесть на свое место.

Все выходят из автобус.

На полу разбросаны блоки и корзины

Воспитатель: Ой, какой тут беспорядок, давайте уберем все, может нам что то в строительстве пригодится

Игра « Уборка»

Задача детей — разложить в разные корзинки тонкие и толстые блоки, большого и маленького размера, определённой формы.

Воспитатель: В красную положите все большие блоки

В желтую положите все маленькие.

В синюю положите все треугольные . (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Замечательно, Вы большие молодцы.

Воспитатель: Дети, а вот и посылка от архитектора. ( открываю посылку).

Как много здесь фигур! Давайте рассмотрим их.

-- Какого цвета фигуры вы видите?

-- Какой формы?

-- Какого размера?

-- Какой толщины?

-- Найдите две одинаковые фигуры. Одинаковых нет.

-- Найдите похожие фигуры. Чем они отличаются?

Вывод: похожих фигур много, но двух одинаковых нет.

В посылке еще есть конверт, а в нем много карточек со знаками символами. Как вы думаете, что они обозначают? (Показываю карточки, рассматриваем, называем цвет, форму, размер, толщину, вспоминаем свойства блоков). А еще есть схема -чертеж .

Мы с вами будем строить дома для наших маленьких человечков, из блоков. Согласны? ( Ответы детей)

Для каждого архитектор приготовил схемы-чертежи построек. А теперь, я предлагаю вам стать строителями и выполнить постройки для сказочного города. Садитесь за столы и приступайте к работе.

Посмотрите внимательно на схему. Выберите фигуру из коробки по форме и цвету и размеру на вашей схеме.

Самостоятельная работа детей.

(Педагог контролирует, при необходимости обращает внимание ребенка на ошибки)

Для тех детей, кто уже сделал, раздает фигурки маленьких человечков.

Воспитатель: Проверьте друг друга, посмотрите, соответствует ли дом схеме.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и сделать музыкальную паузу. Физминутка «Мы устали, засиделись»

( Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Мы устали, засиделись, Приседания начинаем,

Нам размяться захотелось. Ноги до конца сгибаем,

То на стенку посмотрели, Вверх и вниз, вверх и вниз,

То в окошко поглядели. Приседай, не торопись!

Вправо, влево поворот, И в последний раз присели,

А потом наоборот. А теперь на место сели.

3. Итог

Рассматривание законченных построек.

В: Вот мы и построили новый город?

Вам нравится он?

Д:

Сколько зданий и сооружений у вас построено?

Д:

Какие это здания?

Д:

Правильно ли подобраны детали строительного материала?

Д:

Воспитатель: Как вы думаете, мы выполнили просьбу архитектора?

Дети: Да

Воспитатель: Да, потому что у него были настоящие помощники, это вы ребята. Вы очень внимательные и сообразительные, справились с непростой задачей - очень быстро смогли построить не один дом, а целый город для маленьких жителей далекой страны.  

Воспитатель: Давайте аккуратно уберем за собой лишний строительный материал в коробку от посылки

- Ой, а я и не заметила ,тут еще лежит одна коробочка (воспитатель вынимает подарок от архитектора

Воспитатель: Ну что же нам пора возвращаться в группу, проходим в автобус и садимся на свои места, чтобы вернуться нам обратно, нужно произнести волшебные слова: «Ты автобус наш катись, в группе быстро очутись». Звучит муз. «Едет, едет наш автобус»

4Анализ НОД.

Выходим из автобуса ,дети встают в полукруг

Воспитатель:- Давайте вспомним: Кому мы сегодня помогали? Дети:(Архитектору)

Что мы сегодня сделали маленьких человечков?

Дети: (Строили им новый город)

Воспитатель: А еще что делали?

Дети: Пели, играли

Воспитатель: Ну -ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Мы отзанимались

И немножко баловались

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!

Всем на прощанье

Скажем «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум. Конспект занятия: Интеграция НОД с использованием логических блоков Дьенеша «Помощь Лунтику»

формирования элементарных математических представлений, логического мышления и психических функций...

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...

Конспект занятия по математике с использованием логических блоков Дьенеша «Путешествие по временам года на волшебном корабле».

Задачи:• закрепить знания о временах года,, месяцах, днях недели и их последовательности;• количественный счет;• Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышл...

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе с использованием логических блоков Дьенеша

Тема: «Сказочное путешествие с блоками Дьенеша»Цель: познакомить детей с логическими блоками Дьенеша, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме, размер...

Открытое занятие по математике для второй младшей группы (3 - 4 года) с использованием логических блоков Дьенеша.

Цель: закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, собирание картинок путём наложения; повторение названий геометрических фигур, величины и цвета предметов, закрепление понятий «вверх...

Занятия с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «...

Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и  палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить  знания  детей о форме, цвете, размере ...