Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Ребята, вы любите читать рассказы и смотреть фильмы про отважных моряков, коварных пиратов, поиски кладов?
Сегодня мы сами отправимся в волнующее путешествие, будем искать сокровища, которые я спрятал. Это будет морское путешествие и вы должны мне помочь отыскать сокровища.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы.
Программное содержание:
Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закреплять навыки измерения величины линейных предметов с помощью условной и стандартной мерки.
Закрепить знание дней недели и их последовательности.
Уточнить знание плоских геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник и многоугольник. Продолжать учить детей раскладывать число 7 на два меньших, а из двух меньших составлять одно большее число на наглядном материале.
Продолжать учить детей передвигаться в пространстве по плану.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный: настенный календарь, фонограмма шума моря, веселой мелодии, карточки с изображением многоугольников (по количеству детей), камень с нарисованной цифрой 7, набор цифр, сундучок с украшениями, монетами, иллюстрация корабля, карта.
Раздаточный: Простые карандаши, линейки, голубая полоска бумаги,
Мерки – белая, синяя, тетради в клетку.
Предварительная работа: Прочтение с детьми рассказов про капитанов; рассматривание иллюстраций про капитанов, кораблей на которых ходят по морю пираты. Рассказы: Капитан Врунгель; Коваль Ю.И. «Капитан Клюквин и другие рассказы».
Подготовка рабочих мест: Попрошу дежурных детей перед занятием разложить раздаточный материал на столы каждому ребенку. Материал воспитателя разложен заранее на столе. Некоторый раздаточный материал будет разложен во время занятия (многоугольники).
Ход: Приду на занятие в роли капитана Клюквина.
Попрошу детей помочь мне найти клад, но сначала нам нужно выполнить некоторые задания. Попрошу детей сесть за парты.
Ребята, вы любите читать рассказы и смотреть фильмы про отважных моряков, коварных пиратов, поиски кладов?
Сегодня мы сами отправимся в волнующее путешествие, будем искать сокровища, которые я спрятал. Это будет морское путешествие и вы должны мне помочь отыскать сокровища.
Итак, представьте, что вы - команда, и все построились на палубе. Но для того, что бы нам построиться на палубе, нам нужно с вами нарисовать корабль в тетради. Предложу детям взять тетради, которые лежат у них на партах. Затем предложу детям отсчитать на листе в тетради 7 клеток вправо и одну вниз от верхнего левого угла и на пересечении клеток поставить точку. От этой точки вы будите работать дальше. Далее я буду говорить детям в каком направлении им нужно двигаться: от точки отсчета вправо провести линию равную две клеточкам и поставить точку; затем отсчитать две клетки вправо вверх и провести линию соединения. Далее отсчитать еще две клеточки вправо и две клеточки вверх, поставить точку и провести линию. От данной точки провести линию вниз равную двум клеточкам; затем вправо провести линию равную одной клеточке; вниз провести линию равную трем клеточкам, затем вправо провести линию равную одной клеточке; теперь от данной точи вверх повести линию равную трем клеточкам, провести вправо линию равную одной клеточке; затем вверх провести линию равную одной клеточке, вправо провести линию равную одной клеточке, затем провести линию вниз равную четырем клеточкам, теперь вправо провести линию равную двум клеточкам. Отсчитать вниз три клеточки, затем влево две клеточки и поставить точку на пересечении клеток. Теперь от предыдущей линии провести вниз линию соединения. Теперь влево провести линию равную шести клеточкам. И теперь нам нужно с вами соединить наш корабль. Проведите линию соединения.
Наш корабль готов, можно отправляться в путь. Попрошу детей убрать тетради на край стола.
Руслан будет капитаном, Миша - лоцманом, который прокладывает путь корабля. Все мы будем матросами. Для того что бы нам отправиться в путь на нужно немного размяться, давайте встанем около своих мести проделаем с вами небольшие упражнения.
Синяя вода, (Волнообразные движения на уровне груди в стороны.)
Поле без следа,
Без конца и края. (кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда? (присели, обхватили плечи руками)
К морю синему,
Там, где волны сильные, (встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда. (Волнообразные движения на уровне груди в стороны.)
К морю синему
Поскорей неси меня, (кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода. (присели, обхватили плечи руками)
Ну что, давайте теперь узнаем, сколько же дней мы будем находиться в пути.
У вас на столах лежат голубые полоски. Это морской путь. Есть 2 мерки белого и синего цвета. Что можно сказать об их длине?
(Белая мерка длиннее синей).
Наш корабль может плыть с разной скоростью. Полоски показывают, сколько миль в день может проплывать наш корабль. Подумайте и скажите, полоска какого цвета показывает большую скорость корабля?
(Белая).Почему? Чем длиннее полоска, тем большее расстояние проплывает корабль в день, тем больше скорость корабля.
Сейчас возьмите и измерьте голубую полоску белой меркой.( Во время выполнения задания буду уточнять правила измерения; индивидуальная работа с детьми.) Сколько раз уложилась белая мерка в длине голубой полоски? Значит, если наш корабль будет плыть с такой скоростью, он доберется до места за 6 дней.
А сейчас возьмите синюю мерку и узнайте, сколько дней вы будете находиться в пути, если корабль выберет такую скорость.
Какой получился результат? (мерка уложилась в длине голубой полоски 8 раз)
Что это значит? (Мы будем находиться в пути 8 дней).
Давайте выберем большую скорость. Преодолеем путь за 6 дней. Нам же хочется поскорее найти сокровища?
Интересно, а какой это будет день недели?
Посмотрите на доску. На ней размещен календарь. Рассмотрю календарь: спрошу у детей: сколько всего дней в недели? Какой сегодня число? Какой сегодня день недели? Сегодня – четверг. Мы определили, что будем в пути 6 дней. Посчитайте и скажите, в какой день недели мы окажемся на месте?
(Это произойдет в среду) Во время выполнения задания буду просить детей называть дни недели вслух и считать. Буду показывать по календарю.
А если бы мы плыли 8 дней, то в какой день недели мы бы прибыли?
(В пятницу) Во время выполнения задания буду просить детей называть дни недели вслух и считать. Буду показывать по календарю.
Ну что, в путь! Мы будем стараться попасть на остров сокровищ вовремя, в среду. (Включается фонограмма- шум моря.)
Мы уже в пути. Посмотрите, как красиво вокруг.
Кого можно встретить в море?
(Дети перечисляют морских животных).
А вот в веселом хороводе танцуют медузы.
Давайте встанем и подойдем к ним. Встаньте в круг около медуз ( медузы расположены в игровом уголке комнаты). Все они имеют разную форму. Сейчас вы под музыку будете плыть по кругу, как только музыка кончится, вы остановитесь, рассмотрите медузу, посчитаете ее уголки, и назовете, какой формы ваша медуза.
Дети играют 3 раза.
Ребята, все медузы имеют разную форму. А как одним словом можно назвать эти фигуры?
(Это многоугольники) Спрошу у детей: Почему их так можно назвать?
Капитан, бери в руки морской бинокль! Давайте посмотрим, что же нас там ожидает? Ой, так ведь в этих скалах притаились пираты! Они не хотят, чтобы мы нашли клад! Вот-вот нападут на нас, они уже готовятся к абардажу! Надо спасаться!
Зарядить пушку. Предложу детям сесть на свои места.
Откройте ваши тетради. У вас начерчен отрезок. Это расстояние до места, где притаились пираты. Чем можно точно измерить это расстояние? (Линейкой можно точно определить длину отрезка).
Возьмите линейки и определите длину отрезка. Во время выполнения задания буду напоминать детям от какой цифры начинать измерение. Дети говорят, что отрезок равен 9 сантиметрам.
Ну что, расстояние определено, пушка заряжена. «Орудие, к бою!».
Чтобы поразить пиратский корабль, надо сделать 2 залпа. Нам попались очень хитрые и коварные пираты. Надо заряжать математические ядра. Надо найти 2 ядра с такими цифрами, чтобы эти 2 числа вместе образовали число 7. Скажите, с помощью каких двух чисел можно составить число 7? ( ответы детей)
Молодцы, если вы с помощью цифровых карточек должны составить правильно 2 числа, из которых составлено число 7, значит вы попадете в пиратский корабль. Работайте.
Катя, как ты составила число? (2 и 5)
Как составил число 7 Саво? (из чисел 6 и 1)
Как Саша образовала число 7. (7 это 3 и 4) буду уточнять все варианты.
Вот сколько метких попаданий! Молодцы! Пираты повержены, путь свободен! Ура! Можно плыть за сокровищами дальше!
(Включается фонограмма шума моря).
В нашей команде есть очень веселый матрос, он для нас приготовил загадку.
«В яму, которую выкопал капитан Клюквин, сначала упало 2 пирата, потом еще 1, а затем тигр-людоед. Сколько пиратов сидит теперь в яме?
Ответ: ни одного, всех съел тигр- людоед»).
Ну вот так быстро и весело мы преодолели последние мили пути. Видите пустынный остров? На нем и зарыты сокровища. Корабль причалил к берегу. Высаживайтесь, давайте осмотрим остров.(Игровой уголок комнаты)
Как вы думаете, где нам искать клад? Что может нам помочь.
Дети обращают внимание на листок с планом, который ведет к большому камню, который стоит в игровом уголке. Предложу детям «найти сокровища по плану». Рассмотрю план вместе с детьми и ориентиры движения. Предложу детям пойти по определенному пути: вперед до двери в спальню, куда идем? повернуть направо, где правая сторона? Куда идем? и дойти до уголка природы, повернуть налево, куда повернем? Куда пойдем? и дойти до игрового уголка, повернуть налево, куда повернуть? Где левая сторона? Куда пойдем? и дойти до кукольного домика. Точкой отсчета движения является стол воспитателя. Ой, ребята, а вот и камень, который указан в плане.
Наверное, здесь и спрятаны сокровища капитана Клюквина. Давайте посмотрим? (ответы детей)
Звучит музыка, воспитатель поворачивает камень, дети видят серебреный сундук, в котором лежат старинные украшения, «жемчуг», монеты.
Какой тяжелый сундук! А в нем полно разных монет! Сокровища найдены! Можно, не теряя ни минуты, отправляться в обратный путь. Занимайте места. (Звучит фонограмма шума моря).
Ребята, понравилось вам путешествовать по морю? Что понравилось? Мне тоже показалось путешествие очень интересным и захватывающим. Сегодня я убедилась, что все вы смелые моряки. Много знаете и умеете. Знаете геометрические фигуры, дни недели, цифры. Умеете измерять, составлять число из двух меньших чисел. Молодцы.
А вот и родные берега. Бросаем якорь.
Путешествие окончилось. Сейчас мы в нашей группе и сможем хорошо рассмотреть, какие же сокровища припрятал на пустынном острове капитан Клюквин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы «Путешествие на Третью планету».
Занятие проводится в виде путешествия, цель которого - закрепление математических знаний и умений....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы "Путешествие по сказке А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке".
Совершенствовать навыки счета в пределах 20...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «Чудо дерево»
Цель данного занятия это развитие логического мышления у дошкольников....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы "Математика в сказке"
Данный конспект занятия ориентирован для показа родителям воспитанников знания, полученные детьми в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлен...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы.Путешествие на «Третью планету»
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.Задача:Продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.......