Конспект образовательной деятельности в области «Художественно- эстетическое развитие» на тему: «Золотая Хохлома» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности
в области «Художественно- эстетическое развитие» на тему: «Золотая Хохлома» в подготовительной к школе группе
Цель: обогащение представлений детей об особенностях народного промысла на примере декоративно-прикладного искусства «Золотая Хохлома».
Задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_hohloma.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
в области «Художественно- эстетическое развитие» на тему:
«Золотая Хохлома»
в подготовительной к школе группе.
Подготовила: Морозова Алла Валерьевна
Цель: обогащение представлений детей об особенностях народного промысла на примере декоративно-прикладного искусства «Золотая Хохлома».
Задачи:
- уточнять и расширять представления детей о хохломской росписи
- продолжать учить создавать композиции хохломской росписи на силуэтах разных видов посуды.
- развивать точность движения руки, плавность, ритмичность;
- уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.
- воспитывать любовь к родному краю через народное творчество;
- способствовать воспитанию патриотических чувств.
-воспитывать интерес к познанию, чувство радости от достигнутого результата;
-воспитывать отзывчивость, доброту, желание помогать;
-воспитывать интерес к природе.
Оборудование: посуда, картины, иллюстрации с Хохломской росписью, гуашь, кисточки, стаканчики для воды, бумага для рисования-- шаблоны посуды, образцы элементов росписи. Аудиозапись песни М. Пахоменко «Хохлома».
Методы и приёмы: словесный (объяснение, напоминания, вопросы), наглядный (демонстрация, иллюстрации) и игровой (использование сюрпризного момента).
Интеграция областей: познавательная, физическая, речевая, социально- коммуникативная
Предварительная работа с детьми: разучивание частушек о хохломе с танцевальными движениями, просмотр презентации: «Золотая Хохлома», чтение стихотворений о «Золотой Хохломе», рассматривание альбома «Золотая Хохлома», чтение книги об истории создания хохломы, рассматривание посуды.
Предварительная работа с родителями: Консультация: «Знакомим ребёнка с хохломой».
Словарная работа: трёхпалый, хохломская роспись.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Вводная часть. Цель: сплотить детей на дальнейшие действия. Задачи: развивать интерес к познавательной деятельности. | ||
Дети: Да! Дети: Хохлома! | -Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте: -Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, сладким соком налилась. А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома) - Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок. На экране появляется первый слайд презентации | |
Основная часть. Цель: обогащение представлений детей об особенностях народного промысла на примере декоративно-прикладного искусства «Хохлома». Задачи: Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью. Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади. Учить, самостоятельно выбирать колорит росписи, развивать чувство цвета, творчество, фантазию. Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству. Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества | ||
Входит ребёнок в костюме коробейника с изделиями из Хохломы: Кому посуда для кашки-окрошки, Дети рассматривают «хохломские» изделия. Дети: Хохломская посуда вызывает у нас радостное, весёлое настроение! Ребёнок: Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома. Ребёнок: Из дерева липы и берёзы. Ребёнок: С начало мастера вытачивали посуду из липы или осины. Покрывали жидким раствором глины, серебряным или оловянным порошком. Чередуя с сушкой изделие становится серебристым. Затем изделие расписывали, опять сушили. Закаливали в печи при определённой температуре, чем достигался медово -золотистый цвет Дети: Чёрный, красный, жёлтый и реже зелёный. Ребёнок: В хохломской росписи используется элемент «криуль» Что такое есть «криуль», Линия иль точка? Линия волнистая – Знаем это точно. Ребёнок: В хохломской росписи используется элемент «травка» Травушка-муравушка, Стелется, ложится, «Хохлома» травинками, «Травками» гордится. Ребёнок: В хохломской росписи используется элемент «ягода» Росписей на свете много, Только ягоды в одной. Там, «смородинки», «рябинки» Называем – «Хохломой» Ещё используют: завитки, капельки, осоки, кустики, и трилистники. (Дети показывают и называют «хохломскую» посуду) Дети: Ендова. Дети: Братина. Дети: Да! Дети выбирают силуэт посуды, проходят на свои места, садятся). Ребёнок: Изогнутую веточку или крупные элементы: ягоды, листья. Ребёнок: Потом – мелкие элементы: осоки, капельки, травку, завитки. Ребёнок: Концом тонкой кисти, чередуя цвета. Ребёнок: Мы можем использовать для рисования ягод: кисть и ватную палочку. Ребёнок: Будем использовать цвета: красный, чёрный и зелёный. Дети выполняют пальчиковую гимнастику) Пальчиковая гимнастика. Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук). Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней). Не сидится им опять (встряхивание кистями). Постучали, повертели, Рисовать мы захотели.
| На экране появляется первый слайд презентации. Слайд 1, 2 - Какое странное и весёлое слово «Хохлома». В нём и смех слышится, и восхищённое «ОХ!», и восторженное «АХ!». Давайте скажем все хором … «Хохлома!» Звучит русская народная музыка. Входит ребёнок в костюме коробейника с изделиями из Хохломы: – Посмотрите, это коробейник к нам пожаловал. Коробейник – это торговец, продающий товары, мелкие вещи, необходимые в доме. Давайте рассмотрим его товары (различные предметы из дерева расписанные под «хохлому»). -Ребята, какое настроение вызывает у вас «хохломская» посуда? – Присаживайтесь на свои места, я расскажу вам легенду, как появилась хохломская посуда, а вы внимательно слушайте и смотрите. Слайд 3 Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил. Слайд 4 Посуду деревянную вырезал. Слайд 5 Варил себе кашу пшённую и птицам пшена не забывал насыпать. Слайд 6 Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и её угостил. Слайд 7 Птица-жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой… Заиграла чашка праздничным золотым светом. А на ней выросла золотая травка, распустился красивый цветок, ягодка клюква поспела. Слайд 7 – Правильно, на самом деле известно, что «Хохлома»- это старинный, народный промысел. Он родился в 17 веке под Нижним Новгородом в большом торговом селе. -Как называлось это село? -Правильно, «Хохлома»! -Ребята, из чего делали мастера посуду? -Верно! А, кто знает, как её изготавливали? Слайд 8, 9, 10 -Умница! -Какие цвета использует художник в хохломской росписи? Слайд 11 -Молодцы! - Назовите элементы узора в хохломской росписи. Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Правильно, молодцы! Слайд 15, 16,17,18, 19 -Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома. Вы правильно назвали все предметы посуды, но нам попалась посуда, название которой вы не знаете. Давайте с ней познакомимся. Внимание, смотрите на экран. Слайд 20 – Ендова – большая открытая посуда для вина, пива, меда с одной или двумя ручками. Иногда ендова изготовлялась в виде ладьи, утки, гуся, петуха, тело которого представлял собой сосуд, а шея и хвост – ручки или рыльца для наливания. -Ребята, давайте все вместе повторим, как называется эта посуда. (Дети повторяют слово – ендова) Слайд 21 – Братина – шаровидный сосуд, внешне похож на горшок с крышкой. Использовалась для питья на пирах (крестины, именины и пр.). - Ребята, давайте все вместе повторим, как называется эта посуда. (Дети повторяют слово – братина) Удивительной красоты посуда! Ребята, а вы, хотите поучиться народному мастерству «хохломской» росписи? -Но эта работа требует не только желания, но и крепкой руки, зоркого взгляда, усидчивости. Нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором. На стенде выставлены силуэты различной посуды. - Вы согласны? - Посмотрите, здесь и миски, ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую. - Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность. - С чего начнёте? - Что будите рисовать после?
- Как нужно рисовать травку и завитки? - Что мы можем использовать для рисования ягод? - Какие цвета будите использовать? - Молодцы, ребята, всё знаете! - А сейчас, небольшая разминка для пальчиков. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику) Дети выбирают плоскостные силуэты посуды, садятся за столы и выполняют работу (звучит музыка). – Ай, да, молодцы! Настоящие умельцы! Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа. - Мне очень интересно, что же у вас получилось? –Ай, да, молодцы! Настоящие умельцы! -А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть. Делу время, а потехе- час! Давайте исполним частушки о «хохломе». (Физкультминутка. Частушки о хохломе) | |
Заключительная часть. Цель: подвести итог занятию, воспитывать навыки самооценки. Задачи: развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, воспитывать интерес к народному творчеству. | ||
(2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников). | -Молодцы! - А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд. Работы выставляются на стенд и проводится их анализ Анализ работ. - Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая «Золотая хохлома»! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки. - Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались! - А что больше всего понравилось вам, и почему? 2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников. - Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились. Давайте сделаем выставку, пригласим других ребят, воспитателей и родителей, пусть полюбуются, а вы им расскажите о народном чуде «Золотая Хохлома». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Лебеди» (лепка с натуры) Подготовительная к школе группа
Обучение детей подготовительной группы лепке из глины. Развитие детского пластического творчества....
Конспект образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития в средней группе. Рисование: «Волшебные листья и ягоды».
Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, а также для родителей. Работа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста. В процессе выполнения работы помочь познакомиться с росписью ...
Конспект Образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития для дете среднейй группы тема: «Дымковская барышня»
Цель: обогащение представлений детей об искусстве (народное декоративное искусство) как основе развития творчества.Задачи:Продолжать расширять представления детей о дымковской игрушке и эл...
«Светит солнышко» Конспект образовательной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе.
Учить детей передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями. Закреплять умение отжимать лишнюю краску о край розетки (баночки). Учить дополнять рисунок изоб...
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» НОД Тема: «Цветы для мамы» (подготовительная к школе группа)
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» НОДТема: «Цветы для мамы»(подготовительная к школе группа)...
Конспект организованной образовательной деятельности по пластилинографии (художественно –эстетическое развитие) на тему: «Золотая хохлома»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Конспект образовательной деятельности в области «Художественно- эстетическое развитие» (аппликация) в подготовительной группе: «Крокусы»
Конспект образовательной деятельности в области «Художественно- эстетическое развитие» (аппликация) в подготовительной группе:«Крокусы»Задачи:-закреплять знания о крокусе: внеш...