Мастер класс "Палочки Кюизенера"
учебно-методический материал по математике

Алексеенко Инна Дмитриевна

1  Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических    представлений  дошкольников

 

 

2  Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов  по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития математических представлений  дошкольников.

Задачи:

  1. Сформировать у педагогов представление об игровой технологии.
  2. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
  3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей  дошкольного возраста.

Материал: палочки Кюизенера.

 

Здравствуйте, коллеги! Я очень рада приветствовать Вас.

3    Тема моего мастер – класса- это «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений  дошкольников».

Всем нам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, ее присутствием в различных областях деятельности.   Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности. Достичь этого, можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.

4  Использование палочек Кюизенера способствуют:

  • Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
  • Подводят к осознанию отношений «больше – меньше»«право – лево»«между»«длиннее»«выше»и мн. др.
  • Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
  • Подойти вплотную к сложению,  вычитанию чисел.
  •  Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь).
  •  Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.
  •  Развивается умение работать в коллективе.

5  Всем нам с вами хорошо знакомо дидактическое пособие палочки Кьюзенера которые называют « счетные палочки».

На первом этапе с 1,5 лет палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, как с конструктором, создают различные конфигурации и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой.

 

На втором этапе с 3 лет палочки выступают уже как средство математического обучения( игры на соответствие между цветом, длиной и числом).

Палочки выступают как пособием для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Играя с палочками Кюизенера у детей закрепляется представления о цвете, длине, ориентировке в пространстве, знакомятся с числами.

6, 7    Цвета не случайны, а определяются правилами кратности:

Розовый

                                               Красный                  «красная группа

Бордовый

        Соответствуют числам 2 4 8 (общее что они кратны двум)

Голубая

                          Фиолетовая  «синяя гр»

Синяя

             Цифры делятся на 3

Желтый

                         Оранжевый      «желтая гр»

Цифры кратные пяти

Белая единица подходит к любой из групп

Черная семерка не входит не в одну из групп.

А сейчас я предлагаю вам  выполнить несколько упражнений.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

               8    Игры на закрепление цвета. (младший возраст)

  1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
  2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
  3. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
  4. Перечисли цвета всех палочек на столе.
  5.  Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

            9   Игры на закрепление длины. (младший и средний возраст)

  1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая)палочка? Или палочки одинаковы по длине?
  2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
  3. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).
  4. Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?
  5. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху оказалась короткая, а сверху длинная.

                  10   На ориентировку в пространстве. (старший возраст)

  1. Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?
  2. Составь поезд из бордового, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного.

      Знакомство с числом. (старшие, подготовительные группы)

  1. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.
  2. Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2)Розовая палочка - это число 2(И так до 10).
  3. Составь  палочку, из одинаковых палочек разными способами.

(Состав числа).

Играя с палочками пользуемся и альбомами (методическое пособие)

Нет слайда   Играя с палочками можно развивать межполушарные связи (здоровьесберегающая технология). Рука тесным образом связана с мозгом. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым.

И.П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии.

Межполушарные связи позволяют передавать сигналы и взаимодействовать обеим половинкам мозга. Отсутствие слаженности в работе обоих полушарий – основная причина трудностей в обучении и адаптации.

Играя с палочками (Выполняя определенные упражнения)  вы тоже тренируете правое и левое полушарие мозга.

11   Какие еще есть игры с палочками Кюизенера вы можете посмотреть на нашем сайте детского сада № 17 в инстаграм.

Слайды с фото 12-15

Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки.

 Я считаю, что Методика Кюизенера – универсальна, удачно её  дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детьми  в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел.

          16.   В свою очередь я хочу вам пожелать, чтобы ваши профессиональные        умения и навыки сохранялись и приумножались.

                     Спасибо!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_palochki_kyuizenera.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

1  Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических    представлений  дошкольников

 

 

2  Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов  по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития математических представлений  дошкольников.

Задачи:

  1. Сформировать у педагогов представление об игровой технологии.
  2. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
  3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей  дошкольного возраста.

Материал: палочки Кюизенера.

Здравствуйте, коллеги! Я очень рада приветствовать Вас.

3    Тема моего мастер – класса- это «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений  дошкольников».

Всем нам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, ее присутствием в различных областях деятельности.   Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности. Достичь этого, можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.

4  Использование палочек Кюизенера способствуют:

  • Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
  • Подводят к осознанию отношений «больше – меньше»«право – лево»«между»«длиннее»«выше»и мн. др.
  • Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
  • Подойти вплотную к сложению,  вычитанию чисел.
  •  Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь).
  •  Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.
  •  Развивается умение работать в коллективе.

5  Всем нам с вами хорошо знакомо дидактическое пособие палочки Кьюзенера которые называют « счетные палочки».

На первом этапе с 1,5 лет палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, как с конструктором, создают различные конфигурации и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой.

На втором этапе с 3 лет палочки выступают уже как средство математического обучения( игры на соответствие между цветом, длиной и числом).

Палочки выступают как пособием для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Играя с палочками Кюизенера у детей закрепляется представления о цвете, длине, ориентировке в пространстве, знакомятся с числами.

6, 7    Цвета не случайны, а определяются правилами кратности:

Розовый

                                               Красный                  «красная группа

Бордовый

        Соответствуют числам 2 4 8 (общее что они кратны двум)

Голубая

                          Фиолетовая  «синяя гр»

Синяя

             Цифры делятся на 3

Желтый

                         Оранжевый      «желтая гр»

Цифры кратные пяти

Белая единица подходит к любой из групп

Черная семерка не входит не в одну из групп.

А сейчас я предлагаю вам  выполнить несколько упражнений.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

               8    Игры на закрепление цвета. (младший возраст)

  1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.
  2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
  3. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.
  4. Перечисли цвета всех палочек на столе.
  5.  Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

            9   Игры на закрепление длины. (младший и средний возраст)

  1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая)палочка? Или палочки одинаковы по длине?
  2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.
  3. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной).
  4. Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?
  5. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху оказалась короткая, а сверху длинная.

                  10   На ориентировку в пространстве. (старший возраст)

  1. Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?
  2. Составь поезд из бордового, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного.

      Знакомство с числом. (старшие, подготовительные группы)

  1. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.
  2. Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2)Розовая палочка - это число 2(И так до 10).
  3. Составь  палочку, из одинаковых палочек разными способами.

(Состав числа).

Играя с палочками пользуемся и альбомами (методическое пособие)

Нет слайда   Играя с палочками можно развивать межполушарные связи (здоровьесберегающая технология). Рука тесным образом связана с мозгом. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым.

И.П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии.

Межполушарные связи позволяют передавать сигналы и взаимодействовать обеим половинкам мозга. Отсутствие слаженности в работе обоих полушарий – основная причина трудностей в обучении и адаптации.

Играя с палочками (Выполняя определенные упражнения)  вы тоже тренируете правое и левое полушарие мозга.

11   Какие еще есть игры с палочками Кюизенера вы можете посмотреть на нашем сайте детского сада № 17 в инстаграм.

Слайды с фото 12-15

Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки.

 Я считаю, что Методика Кюизенера – универсальна, удачно её  дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детьми  в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел.

          16.   В свою очередь я хочу вам пожелать, чтобы ваши профессиональные        умения и навыки сохранялись и приумножались.

                     Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"

Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...

Мастер - класс на тему: «Что мы знаем о кубиках Никитина, цветных палочках Кюизенера и кто такой Зак?»

Игры и занятия с кубиками Никитина, палочками Кюизенера, муравьём и гусеницей Зака доставляют детям интеллектуальное удовольствие. Воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли. Пол...

МАСТЕР-КЛАСС для родителей "Игры с палочками Кюизенера"

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»...

Мастер - класс для воспитателей «Цветные числа» Кюизенера в детском саду

Знакомстов педагогов с приемами работы с дидактическим материалом - счетные палочки Кюизенера....

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Мастер-класс "Развивающие игры с палочками Кюизенера"

Мастер-класс для родителей по знакомству с палочками Кюизенера....

Мастер-класс для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Мастер-класс по организации образовательной деятельности детей с помощья логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....