Мастер - класс на тему: «Что мы знаем о кубиках Никитина, цветных палочках Кюизенера и кто такой Зак?»
методическая разработка по математике по теме
Игры и занятия с кубиками Никитина, палочками Кюизенера, муравьём и гусеницей Зака доставляют детям интеллектуальное удовольствие. Воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли. Положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. Мастер - клас откроет для воспитателей, учителей, а может и для родителей последовательность вовлечения и возникновения заинтересованности у детей к таким интересным и нужным играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 141.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс на тему: «Что мы знаем о кубиках Никитина, цветных палочках Кюизенера и кто такой Зак?»
Автор: Гурина Ольга Геннадиевна, воспитатель МБДОУ д/с №1 г.Кропоткин Кавказского района Краснодарского края.
Аннотация: мастер - класс предназначен для воспитателей, учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие, а главное математические способности детей.
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Гурина Ольга Геннадиевна, я воспитатель МБДОУ д/с №1.
Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности. Работая над развитием творческих способностей учащихся, на помощь приходят развивающие, ассоциативные игры, творческие задания.
Игры и занятия с кубиками Никитина, палочками Кюизенера, муравьём и гусеницей Зака доставляют детям интеллектуальное удовольствие. Воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли. Положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек и кубиков реальный предмет с помощью творческого воображения.
В играх Никитина заложен огромный потенциал в развитии творческих способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр.
Для начала необходимо просто рассмотреть кубики. Обратить внимание на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета.
Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки (одноцветные, после разноцветные). Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности.
После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков.
Задание №1: Сложите узоры из предложенного набора кубиков по карточкам – схемам («Дом», «Ёлочка», «Фонарик», «Цветок», «Бабочка», «Пароход», «Золотая рыбка»).
Задание №2: Придумайте сказку. Составьте предложение с учётом того образа, что у вас получилось. Прислушивайтесь при этом друг к другу, чтобы уловить сюжет сказки.
«Сказка про золотую рыбку»
Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Принцессы спустились вниз к реке, сели на ПАРОХОД и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к ним подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!
Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.
Игры Зака не оставляют без интереса детей и, более того, переходят в увлечение. Решение с детьми занимательных задач служит надежной основой их умственного развития, формирование у них познавательных интересов. Создаются благоприятные условия для формирования такого ценного качества мышления, как самостоятельность.
Игровая ситуация «настоящие друзья»: однажды поползла гусеница в лес за хворостом. А навстречу ей муравей. Поздоровался муравей и предложил помочь. Гусеница сказала, что ей не тяжело, и она сможет справиться сама. Муравей пригласил гусеницу в гости. Гусеница согласилась и пошла прямо по дорожке. А муравей наискосок пошёл - так быстрее. Он уже пришел домой, чай поставил, пирогов испёк, а гусеницы все нет. Вышел он из дома и стал поджидать свою подругу. А вот и она. - Где ты так долго ползала? Наверно по пути кого-то встретила?
- Нет, муравей нигде я не была.
- Надо ходить короткой дорогой, как я.
- Не учи, я не могу ходить наискосок, а только прямо!
Муравей не обиделся, а пригласил гусеницу пить чай. Друзьями они стали с тех пор, хоть и ходят разными путями.
Задание №1: Найдите одиночный ход гусеницы и муравья.
- Куда пойдёт гусеница из клетки, где живёт одна точка? (Пойдёт туда, где живут две точки или один крестик).
- Куда пойдёт гусеница из клетки, где живут два крестика? (Пойдёт туда, где живут две точки, один крестик, два круга или три крестика).
- Куда пойдёт муравей из клетки, где живёт одна точка? (Пойдёт туда, где живут два крестика).
- Куда пойдёт муравей из клетки, где живут два крестика? (Пойдёт туда, где живут три точки, три круга, один круг или одна точка).
ЗАДАНИЯ: ОТВЕТЫ:
Задание №2: Найдите правильные сочетания одного верного хода гусеницы и одного верного хода муравья.
Задание №3: Придумайте сочетание одного хода гусеницы и одного хода муравья.
ЗАДАНИЯ: ОТВЕТЫ:
Если же ребёнку легко даётся выполнение таких заданий, то целесообразно предложить ему самому придумывать аналогичные задания для взрослых, которые, включаясь в игру, выполняют эти задания иногда успешно, а иногда намеренно неправильно, в этом случае ребёнку придётся проявить дополнительную активность, поправляя взрослого.
Вы никогда не пробовали «поиграть» с детьми в математику?
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много и одна из них - дети быстро теряют интерес к самому предмету.
Поэтому начиная обучать их математике, «поиграйте» с ними в математику.
Помогут вам в этом:
палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, дети подходят на основе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.
Задание 1:Постройте лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой). Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.
При этом ребёнок замечает, что «шагая по лесенке» вверх – числа увеличиваются, а, спускаясь – уменьшаются, начинает понимать порядок следования чисел в двух направлениях и способ получения числа путём увеличения или уменьшения на 1.
Задание 2: Назовите, какого цвета палочка стоит пятой (жёлтая), восьмой (бордовая), второй (розовая)? Какая палочка справа от синей (оранжевая), слева от жёлтой (красная)? Какая палочка короче синей, но длиннее чёрной (бордовая)? Какая палочка выше, чем синяя (оранжевая); ниже, чем жёлтая (красная)?
Задание 3: Положите голубую палочку между жёлтой и красной, а оранжевую слева от жёлтой, розовую справа от красной. Найдите любую палочку, которая короче чёрной (белая), длиннее красной (фиолетовая).
Выполняя данные задания дети осваивают состав цвета, соотношение палочек по размеру. Осваивают порядковый счёт, понятие «между», пространственные отношения (слева, справа, короткий, длинный, длиннее, короче; выше, чем; ниже, чем), порядковый счёт.
Задание 4: Назовите, какое число обозначает розовая и красная палочки.
Белый кубик (число 1) выступает в качестве мерки (единицы измерения). Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. Представим себе, что ребёнок затрудняется в определении количественного значения розовой и красной палочек. Узнать это очень просто. Он берёт белые кубики и накладывает (или прикладывает) их на палочку, обозначающую число 4 (красную) и число 2 (розовую). Сосчитывает количество кубиков, убеждается в том, что одна из палочек – число 4, вторая обозначает число 2. Таким образом, ребёнок устанавливает связь между цветом, длиной палочек и числом, а главное, он всё это запоминает! Помимо этого, ребёнок убедился ещё и в количественном отношении этих двух чисел (одно больше (меньше) другого на 2).
Задание 5: У нас лежит белая палочка. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как оранжевая (синюю)? Из каких палочек можно составить число 9 (из розовой и чёрной (2+7=9); белой, голубой и жёлтой (1+3+5=9); трёх голубых (3*3=9) и т.д.)? Из каких палочек можно составить число 6 (из розовой и голубой (2*3=6);оранжевой и красной (10-4=6)и т.д.), число 3(из фиолетовой и розовой (6:2=3)и т.д.)
В процессе таких упражнений с цветными палочками дети легко начнут выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.
А напоследок о самом главном: организуя с детьми игру, необходимо поддерживать и одобрять все их верные попытки и никогда не порицать за ошибки и непонимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию математических представлений у детей старшей логопедической группы на тему: "Игровая деятельность по математике с использованием цветных палочек Кюизенера".
Вызвать у детей познавательный интерес логическими играми математического содержания....
Мастер - класс для воспитателей "Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера".
Знакомство педагогов с эффективными методами и развивающими технологиями в работе с детьми по познавательному развитию (реализация задач ОО "Познавательное развтие" ФГОС ДО....
Мастер-класс на тему: «Формирование логико-математических способностей при помощи методики «Палочки Кюизенера»».
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстре...
мастер-класс для воспитателей : «Возможности освоения математических понятий с помощью цветных палочек Кюизенера»
Возможности освоения математических понятий дошкольниками с помощью цветных палочек Кюизенера...
Мастер-класс «Вариативное использование логико –математических игр с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера»
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи,это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предме...
Использование специальных дидактических средств – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, кубики Зайцева.
Использую специальные дидактические средства – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера. Изучаю и применяю в работе методику Н.А.Зайцева «Кубики Зайцева»....