КАК ПРИУЧАТЬ ДЕТЕЙ К БЕРЕЖНОМУ И ОТВЕТСТВЕННОМУ ОТНОШЕНИЮ К ДЕНЬГАМ
статья по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пахомова Светлана Рамильевна

Множество вопросов родителей связаны с темой карманных денег для ребёнка. Давать или не давать? С какого возраста, сколько, как, за что? Нужно ли контролировать трату карманных денег?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-moya.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПРИУЧАТЬ ДЕТЕЙ К БЕРЕЖНОМУ И ОТВЕТСТВЕННОМУ ОТНОШЕНИЮ К ДЕНЬГАМ

Множество вопросов родителей связаны с темой карманных денег для ребенка. Давать или не давать? с какого возраста? Сколько? Как? За что? Нужно ли контролировать трату карманных денег?

Дети понимают власть и могущество денег еще совсем маленькими. Они быстро усваивают, что наличие денег - это возможность исполнить любое желание.

Нужны ли ребенку карманные деньги? Особенно, если у ребенка и так все есть. 

В некоторых семьях родители считают, что у ребенка и так все есть, и часто больше, чем нужно. Кому не знакома проблема заваленной ненужными игрушками комнаты? А если ребенку что–то нужно, он всегда может попросить родителей, они ему не откажут.  Получается, что денег ребенку, по крайней мере, до подросткового возраста и не нужно.

Однако, свои деньги – важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, ступенька в его развитии.

Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы, он иначе начинает смотреть на то, что ему доступно или нет в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что-то получить,  полностью контролировались родителями и были невозможны без их участия. После получения карманных денег роль родителей, хотя и остается фактически, уходит несколько в тень и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным. Ребенок чувствует себя более независимым, теперь большее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Родители иногда не дают денег ребенку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики). В таких случаях ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: ты недостоин нашего доверия и ты неспособен к правильному выбору. Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во – взрослом возрасте.

Если вы даете ребенку карманные деньги, то не спрашивайте ежедневно, на что он их потратил. Ведь контролируя каждый его шаг, с одной стороны, вы демонстрируете ему свое недоверие, с другой - выглядите цербером в его глазах. Разумнее сразу же оговорить, на какое время вы выделяете ему деньги на карманные расходы. Пусть он сам решает, на что их можно потратить: мороженое, карандаши, игрушку, книги, какую-то вещь. Дайте ребенку возможность рисковать и совершать ошибки, иначе он просто не сможет ничему научиться. Помните, что чем больше опыта ребенок приобретет сейчас, рискуя малым, тем ответственнее будет потом и тем меньше ошибок наделает в будущем. Не менее важно, чтобы он, сделав выбор, понял: придется обойтись без всего остального. Вы можете предложить ему свою помощь при выборе той или иной вещи, но настаивать на этом вряд ли необходимо. Если вы сказали, что ему дается столько-то на неделю, то держите слово и ни при каких условиях не давайте денег еще!

Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми деньгами, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и проч. Эти суммы выдаются ребенку на что-то, и он не может, как правило, распоряжаться ими по своему усмотрению.

Деньги лучше всего начинать регулярно давать около 6 -7 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность.  Опыт показывает, что большинство детей не интересуются деньгами раньше, если только не развивать этот интерес искусственно.

Вопрос количества денег не может быть решен однозначно, во-первых, из-за того, что у детей разного возраста различные потребности, во-вторых, потому, что семьи имеют различный достаток и дети растут в различной социальной среде. Кроме того, стоит учитывать и опыт обращения ребенка с деньгами, слишком большие суммы, выданные неожиданно, могут дезориентировать ребенка.

Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму для каждого случая, но некоторые опорные пункты можно перечислить:

  • начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;
  • поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;
  • обсудите количество выдаваемых денег с ребенком, его представления о сумме карманных денег очень важны;
  • выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться без особенных переживаний. Дети могут тратить деньги на неодобряемые вами вещи, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком бурно.

       Все финансовые проблемы лучше обсуждать в присутствии ребенка. Для чего? Чтобы он знал о семейном бюджете, состоящем из доходной и расходной частей. Ребенок должен уяснить, что кроме расходов на еду, одежду и развлечения, у семьи есть масса других трат: на транспорт, плату за квартиру за электроэнергию, телефон, воду.

Деньги – это не способ поощрения и наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент – такой же, как нож или вилка. Поэтому их нужно выдавать независимо от достижений или проступков ребенка и как можно раньше.

Оптимальный возраст – около 4-5 лет, когда ребенок знакомится с идеей собственности.

Напоминайте ребенку почаще, что деньги – это средство для получения чего-то, а не цель сами по себе.

Учите ребенка тратить деньги не только на себя, но и на благотворительные цели. Дайте ему возможность почувствовать себя немножко волшебником.


Семья и пример родителей

Карманные деньги – важная часть опыта ребенка, но жизненная позиция в отношении денег формируется более многообразными воздействиями. Дети, как правило, формируют свое отношение к деньгам, опираясь на взгляды родителей в этой области, но, не вполне копируя их. Тем не менее, позиция родителей в сфере финансов играет большую роль для формирования менталитета ребенка.

Как же родители могут помочь ребенку установить такие отношения с деньгами, которые будут способствовать его гармоничной жизни? Тут есть два главных направления:

  • не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий.
  • работайте над собственным отношением к деньгам. Вам точно так же может не хватать финансовой грамотности, и вы можете предпринимать усилия в этом направлении. Многие взрослые мечтают упорядочить свою финансовую жизнь, научиться оптимизировать личный бюджет, так может быть пришло время освоить эту область? Оптимизируя свое собственное отношение к деньгам, мы непременно положительно повлияем на то, как наши дети будут относиться к этой важной области жизни.

Педагог-психолог: Пахомова

Светлана Рамильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование бережного и разумного отношения к окружающей среде, воспитание у детей ответственности за сохранение ее чистоты»

Основы мировоззрения человека закладываются в дошкольном возрасте, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о раз...

Консультация для родителей дошкольников "Нужно ли приучать детей к деньгам".

Деньги – это не смысл  жизни, а инструмент, которым нужно уметь  пользоваться....

Обучаем финансовой грамотности. Лепили копилку, учились бережному и экономному отношению к деньгам

По-настоящему богатых людей на всей планете не так много - всего 5% от общего населения. Однако богатство заключается не в получении большого наследия, выигрыша в лотерею и других внезапных финансовых...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ответственного отношения к своему, способствующего его сбережения и укрепления

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья, созданию условий для  двигательной активности  детей. Эпид...

Буклет для родителей "Бережное и разумное отношение к деньгам "

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальнойличности ребенка, т.к. на этом этапе закладываются основы личностной культур...