Дополнительная образовательная программа "Занимательная арифметика" для воспитателей до
рабочая программа по математике (средняя группа)

Дополнительная образовательная программа "Занимательная арифметика" для дошкольного отделения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 121»

Рассмотрено

на заседании м/с ГБОУ Школа№121

Председатель м/с

Вдовенко С.П.

Протокол №   от «01» сентября 2020г.

                     Утверждаю

                     Директор ГБОУ Школа №121

                     Сметлев В.С. ______________

                     Приказ №  от «01» сентября 2020 г.

Направленность программы: Педагогическая направленность

Дополнительная общеобразовательная программа

«Веселая арифметика»

Возраст обучающихся: 4 – 5 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:

Лощинина Елена Борисовна

                                                 Москва 2020г.

 Пояснительная записка 

Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет  и усвоит азы математики, тем лучше.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст

- самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.  

Образовательная программа по дополнительному образованию «В стране

занимательной математики» имеет познавательную направленность.  

Направленность программы.

Образовательная программа по дополнительному образованию «Веселая арифметика» имеет познавательную направленность.

Актуальность проекта

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

Педагогическая целесообразность программы «Занимательная математика»  обусловлена  тем, что именно в дошкольном возрасте  эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.

 Реализация программы, принимает  занимательный  характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности. 

 

Цель программы: Развитие  интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

 

Задачи:

Образовательные

1.Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

2.Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах.

3.Обучать ориентировки  во времени, пространстве, на плоскости. 

Воспитательные

1.Воспитывать познавательную активность.

2. Воспитание потребности  к  математическим занятиям.

3.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества. 

Развивающие

1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.

2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.

Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.

Отличительные особенности программы:

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счёта, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

   

                                         Новизна

Заключается в применении, систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей. Не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей. Делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

ая  образовательная  программа  педагогически  целесообразна,  т.к.

при  ее  реализации  математический  кружок,  органично  вписываясь  в  единое

образовательное  пространство  дошкольной  образовательной  организации,

становится  важным  и  неотъемлемым  компонентом,  способствующ

В Программе органично аккумулированы научные разработки в области

современных  методик    формирования  у  дошкольников  элементарных

математических  представлений  и    практический  опыт  работы  педагогов  с

детьми в области   организации познавательной деятельности на занимательном

математическом материале.

Основная  идея  Програм

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

Программа адресована детям в возрасте 4-5 лет. Условия набора детей в группу: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет 15 человек.

Срок обучения: программа кружка рассчитана на один год обучения

Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.

Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.

                                 Учебно-тематический план

№ п\п

Тема

Теория

Практика

Итого

1

Количество и счёт

10

10

20

2

Величина

1

1

2

3

Ориентировка в пространстве

2

1

3

4

Ориентировка во времени

1

1

2

5

Геометрические фигуры

2

2

4

6

Логические задачи

1

1

2

ИТОГО:                                      33ч

Календарный план работы «Занимательная арифметика» на 2020-2021 учебный год.

№пп

месяц

число

Время занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Октябрь

02.10

15.40-16.25

1

 Знакомство с цифрами 1 и 2. «Ориентировка в пространстве».

группа

2.

09.10

15.40-16.25

1

Сравнение предметов по длине, ширине, количеству. «Временные понятия».

группа

3.

16.10

15.40-16.25

1

«Цифра 3».  Счет в пределах трех. Выкладывание геометрических форм из частей.

группа

4.

23.10

15.40-16.25

1

«Цифра 4». Нарисуй картинку палочками.

группа

5.

30.10

15.40-16.25

1

«Счет в пределах 4-х. Соотношение количества предметов с цифрой». «Времена года. Сезоны».

группа

6.

Ноябрь

06.11

15.40-16.25

1

«Пара».  «Интересные слова «между», «за», «перед».

группа

7.

13.11

15.40-16.25

1

«Знакомство с цифрой 5». Игры с камешками

Марблс.

группа

8.

20.11

15.40-16.25

1

«Счет до пяти. Соотношение количества предметов с цифрой».

группа

9.

27.11

15.40-16.25

1

«В гостях у лесных жителей». Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические предметы с помощью палочек.

10.

Декабрь

04.12

15.40-16.25

1

«Сравнение по толщине, высоте», «На что похоже?» Учить детей составлять узоры из геометрических фигур по образцу.

группа

11.

11.12

15.40-16.25

1

«Знакомство с цифрой 6». «Счет в пределах 6. Знакомство с прямоугольником».

группа

12.

18.12

15.40-

16.25

1

«Образование числа 7». «Разрезанные картинки». Закреплять умение составлять предмет или несложный предмет по образцу.

группа

13.

25.12

15.40-16.25

1

«Цифра 7». «Дни недели».

группа

14.

Январь

15.01

2021

15.40-16.25

1

«Образование числа 8. Цифра 8». Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, вырезание, разрезание).

группа

15.

22.01

15.40-16.25

1

«Счет до 8. Знакомство с овалом». Знакомство с понятием «сутки».

группа

16.

29.01

15.40-16.25

1

«Слева, справа». Рисование фигур по точкам (развивать графические навыки детей).

группа

17.

Февраль

05.02

15.40-16.25

1

«Образование числа 9. Цифра 9». Закрепление умения считать до 9.

группа

18.

12.02

15.40-16.25

1

«Число 10. Цифра 10». «Близко – далеко». Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

группа

19.

19.02

15.40-16.25

1

«Что такое порядок?» Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.

группа

20.

 

26.02

15.40-16.25

1

«Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 10». Обозначать результаты счета цифрами. «Цифры заблудились». Учить выстраивать последовательный числовой ряд, развивать внимание и память.

группа

21.

Март

05.03

15.40-16.25

1

«Лесенка». Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, выполнять графические задания.

группа

22.

12.03

15.40

16.25

1

«Знакомство с понятием симметрия». Закрепить знание о геометрических фигурах.

группа

 

23.

19.03

15.40-16.25

1

«Закрепление знаний о симметричных фигурах». Совершенствовать умение создавать изображение из геометрических фигур.

группа

24.

26.03

15.40-16.25

1

«Найди не достающую». Формировать умение видеть пропущенное число в числовом ряду, развивать  сообразительность.

группа

25.

Апрель

02.04

15.40-16.25

1

«Какие бывают линейки». Рисуем по линейке.

группа

26.

09.04

15.40-16.25

1

«Знакомство с фигурами – шар, куб, конус, цилиндр». Познакомить детей с объемными фигурами.

группа

27.

16.04

15.40-16.25

1

 «Математическое домино». Закреплять умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.

группа

28.

23.04

15.40-16.25

1

«Мир загадок». «Задачи на смекалку».

группа

29.

30.04

15.40-16.25

1

«В городе геометрических фигур». Закреплять знания о геометрических фигурах и умение закрашивать замкнутые области.

группа

30.

Май

07.05

15.40-16.25

1

«Задачи на смекалку». Развивать логику, находчивость, внимание.

группа

31.

14.05

15.40-16.25

1

«Когда это бывает?» Закреплять знания детей о времени суток, порядке его наступления; днями недели, их порядком и названием каждого дня. Логические задачи.

группа

32.

21.05

15.40-16.25

1

Развлечение «Клуб знатоков». Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания.

группа

33.

28.05

15.40-16.25

1

Итоговое занятие «Волшебная страна – математика». Систематизировать и обобщить знания за год.

группа

Список литературы.

 

14Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для

          дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2006                              (3-е издание);

15Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л. В. Колесова. Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2014;

16Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991;

17Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. — СПб.: Детство-Пресс, 2001.

18Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. 30 занятий для успешного развития ребенка. 4 года, Рабочая тетрадь, часть 1 и 2– АО «Первая образцовая типография»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Юные волшебники» по нетрадиционной технике рисования с детьми старшего дошкольного возраста Разработчики программы: Бородай Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории; Шахова Анна Владими

"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жи...

Методическое сопровождение к планированию дополнительной образовательной деятельности по развитию речи с использованием материала фольклорного характера. Серия «Ладушки-ладошки» (первая младшая группа). Составила: воспитатель Никулина М.В. г. Бугульма

Игровой и художественный материал для осуществления дополнительной образовательной работы по развитию речи с детьми раннего возраста, с использованием материала фольклорного характера....

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности изобразительное искусство для детей 4-5 лет. Воспитатель Зайцева Т.А.

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельностиизобразительное искусство для детей  4-5 лет....

Программа дополнительной образовательной совместной деятельности воспитателя с детьми

Дошкольный возраст характеризуется познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осозновать поставленные перед ними цели.Изобра...