Программа дополнительной образовательной совместной деятельности воспитателя с детьми
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Рахимьянова Эльвира Анисовна

Дошкольный возраст характеризуется познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осозновать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Программа дополнительной образовательной совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе « Зайка» «Чудеса своими руками» с детьми с использованием нетрадиционных техник аппликации

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст характеризуется познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осозновать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Данная тема очень важна, так как развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе. Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционной аппликации: обрывной и салфеточной аппликацииаппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям и позволяет быстро достичь желаемого результата.

Актуальность.

Аппликация очень актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форме, расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам нужное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, во-вторых, подготовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, ведь от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельностьнетрадиционная аппликация.

Задачи:

Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.

Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.

Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

Развивать художественный интерес к различным техникам художественного творчества.

Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.

Средства обучения:

1. Наглядные;

2. Словесные;

Практические.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Предполагаемый результат:

1. Дети освоят правила безопасности во время работы.

Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

Освоят технику аппликации нетрадиционными способами.

У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Перспективное планирование в старшей группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник.

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Октябрь

«Сделаем ковёр из листьев» 

Знакомство детей с обрывной техникой в аппликации; формировать умение у  детей рвать салфетку на маленькие кусочки; правильно держать кисточку, набирать клей, промазывать поверхность изображения,  поддерживать, поощрять умения детей в аппликации

Лист бумаги, салфетки жёлтого, красного, зелёного цвета, клей, кисточка.

«Боровик» 

Совершенствовать навык работы с клеем, упражнять детей в работе с крупами, развивать мелкую и общую моторику рук.

Лист бумаги, крупа, клей, кисточка.

«Осенняя березка» 

Продолжать осваивать технику обрывной аппликации; заполнять кусочками бумаги, салфетки определённую область изображения (крона дерева); правильно пользоваться кисточкой, клеем.

Лист бумаги с изображением дерева, клей, кисточка, салфетки, цветная бумага.

« Натюрморт с овощами»

Формировать умение у детей составлять натюрморт, создавать выразительную композицию, передавая внешний вид, строение  и форму овощей, закреплять умение вырезывания круглых и овальных форм, используя всю поверхность исходной формы.

Картон, цветная бумага, клей, кисточка, салфетки.

Ноябрь

«Жёлтый птенчик» 

Знакомство детей с аппликацией из крупы (пшена); формировать умение брать маленькую щепотку пшена и аккуратно засыпать им определённую поверхность изображения; правильно держать кисточку, набирать клей и промазывать поверхность изображения; продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Лист бумаги (половинка А4) с изображением цыплёнка, пшено, клей, кисточка.

«Бурый мишка» 

Продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (греча); брать небольшую щепотку гречи и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения; продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем. 

Лист бумаги с изображением мишки, греча, клей, кисточка.

« Птички клюют ягодки на веточке»

Формировать навыки работы с пластилином, развивать интерес к художественной деятельности, развивать мелкую моторику, координации. Движений рук, глазомера; закреплять умение скатывать в комок кусочки бумаги, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

Пластилин, гофрированная бумага, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетка.

« Пингвин на льдине»

Формировать умение у детей вырезать фигуру пингвина по контуру; закреплять умение обрывать края листа белой бумаги, получая овал из прямоугольника, расширить знания о пингвинах.

Листы черной , белой бумаги, ножницы, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетка.

Декабрь

«Зимний пейзаж» 

Знакомство детей с аппликацией из манной крупы; учить детей аппликации из манной крупы,  правильно наносить клей на лист бумаги (делать клеевые точки) 

Тёмный лист бумаги, манка, салфетка, клей, кисточки.

«Новогодняя открытка» 

Продолжать развивать умение у  детей делать объемную аппликацию;  развивать чувство композиции.

Лист картона, цветная бумага, ножницы клей, кисть.

«Зайка  в зимней шубе» 

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты; заполнять ватой определённую поверхность изображения; создавать эмоционально благоприятный фон.

Изображение зайца, вата, клей, кисточки.

« Ёлочка»

Создавать выразительный образ елки, передавая ее внешний вид, характерное расположение ветвей, сужающихся кверху, закреплять умение вырезывания по косой из бумаги сложенной вдвое, совершенствовать умение прямолинейного вырезывания и навыки наклеивания.

Листы зеленого цвета, ножницы.

Январь

«Ёлочка нарядная»

Познакомить детей с аппликацией из шерстяной нити; формировать умение разрезать нить и украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики; продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

Изображение ёлочки, шерстяная нить, салфетки, клей, кисточки.

«Петя-петушок» 

Развивать умение  размазывать пластилином по трафарету, развивать умение выразительно передавать образ петушка.

Листы картона, пластилин, крупа, шерстяная нить, клей, кисть.

«Снеговик» 

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков, синтепона; подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков (синтепона) с помощью наложения на готовый силуэт снеговика; обращать внимание на аккуратность при обращении с клеем.

Лист с изображением силуэта снеговика, ватные диски (синтепон, клей, кисточки

Февраль

«Весёлый барашек» 

Познакомить детей с аппликацией из макарон;

 промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами; аккуратно пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались.

Изображение барашка, макароны, клей, кисточки

« Снегири»

Познакомить детей с аппликацией из яичной скорлупы, промазывать клеем клеем всю поверхность изображения и заполнять её яичной скорлупой; аккуратно пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались.

Яичная скорлупа, изображение птицы снегиря, клей, кисточки.

« Открытка для пап»

Формировать умение составлять изображение самолета из картона, развивать чувство ритма и композиции, выполнять рамку из элементов , вырезанные фигур дыраколом, воспитывать аккуратность, художественный вкус.

Пластилин, макаронные изделия, рама для оформления

« Вырежем и украсим башкирский халат»

Создать эмоциональный отклик у детей на создание , путем симметричного вырезывания, выразительного образа халата и его декорирования, продолжать развивать глазомер, чувство цвета.

Цветная бумага, ножницы, клей кисточка, салфетка.

Март

«Подарим маме веточку мимозы»

Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки; формировать умение у детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик; продолжать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками.

Шаблон мимозы, жёлтая салфетка, клей, кисточки.

«Веточка вербы» 

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, салфетки; продолжать учить скатывать вату, салфетку в шарик и приклеивать в определённое место; обращать внимание на аккуратность при работе с клеем.

Силуэт веточки, вата, салфетка, клей, кисточки.

« Аквариум»

Формировать умение у детей составлять образы рыбок, техникой оригами, развивать воображение и чувство  композиции, развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения, воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность, усидчивость.

Цветная бумага

« Грачи прилетели»

Закрепить у детей знания правил техники безопасности при работе с ножницами и клеем, продолжать развивать умение вырезать симметричные фигуры из бумаги сложенное  вдвое и по контуру, развивать творческие способности, мышление и аккуратность.

Цветная бумага, ножницы, клей кисточка, салфетка.

Апрель

«Бабочки на полянке»

Продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон и геометрических фигур, формировать умение украшать крылья бабочки с помощью макарон и различных фигур; обращать внимание на контрастные цвета при украшении изображения.

Шаблон бабочки, различные геометрические фигуры, макароны, клей, кисточки

«Одуванчики расцвели на лугу» 

Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки и папирусной (цветочной) бумаги определённо скручивать бумагу, чтобы получился цветочек; поощрять детей за правильность и аккуратность при выполнении задания.

Изображение летнего луга, салфетка, папирусная бумага, клей, кисточки.

« Ромашки из яичной скорлупы»

Упражнять детей в умении создавать выразительный образ, используя бросовый материал( Яичная скорлупа), развивать эстетические чувства, творческое воображение

Шаблон ромашки, яичная скорлупа, клей.

« Башкирский коврик»

Украшать коврик, полотенце элементами башкирского орнамента, согласно их композиционному строю и колориту, развивать эстетический вкус, аккуратность.

Май

«Наш аквариум» 1ч.

Коллективная работа

Познакомить детей с аппликацией из ракушек, фасоли, ниток, ореховой скорлупы; правильно, аккуратно приклеивать материалы, создавая дно аквариума; работать в подгруппах, помогать друг другу.

Изображение пустого аквариума на ватмане; ракушки, фасоль, нитки, скорлупа; Клей, кисточки.

«Наш аквариум» 2ч.

Коллективная работа

Познакомить детей с элементами оригами; формировать умение у детей складывать рыбку из различной бумаги (журнальная, газета, цветная, фантики);обращать внимание на правильность и аккуратность складывания и приклеивания рыбки

Изображение аквариума на ватмане, различная бумага для оригами, клей, кисточки

« Укрась предмет башкирским орнаментом»

Вызвать интерес к созданию декоративной композиции на понравившемся предмете, используя мотивы башкирской орнаментики и художественные особенности, поощрять самостоятельность в работе

Цветная бумага, клей, ножницы, кисточка, салфетка

 

Литература:

 1 Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М.: Просвещение, 2000.

2. Каракулова О. «Рисуем» скотчем!» // Обруч. - 2003. - № 5.

3. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

4. Воспитатель ДОУ № 1/2009

5. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).

6. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

7. Нетрадиционные техники и материалыпланирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).

    8. А. В Колбина « Аппликация в деском саду» Уфа, информреклама, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной совместной деятельности воспитателя с детьми - "Экскурсия в овощной магазин"

Конспект организованной образовательной совместной деятельности воспитателя с детьми - "Экскурсия в овощной магазин". Конспект экскурсии в овощной магазин...

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию совместной деятельностью воспитателя с детьми 2-3 лет Тема: «Знакомство с квадратом». Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию совместной деятельностью воспитателя с детьми 2-3 лет   Тема: «Знакомство с квадратом». Воспитатель: Койносова Е.С....

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

Конспект основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию для детей второй младшей группы. Лепка: «Колобок» Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусс...

Семинар для воспитателей на тему: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»

Семинар для воспитателей на тему:«Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»...

Математическая образовательная деятельность старшего дошкольного возраста в совместной деятельности воспитателя с детьми (с презентацией)

Математическая образовательная деятельность  старшего дошкольного возраста в совместной деятельности воспитателя с детьми...