Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ. Свойства и признаки.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Образовательная область "Познавательное развитие"
Возраст детей: старший дошкольный.
Программное содержание:
- Учить сравнивать предметы по различным признакам.
- Развивать воображение; способность создавать новые оригинальные образы; оригинально решать творческие задачи.
- Учить соотносить элементы двух множеств (взрослое животное – детеныш, еда – приспособление для еды; с помощью чего ее едят).
- Учить детей делиться на группы по определенному признаку (детали одежды).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_triz._svoystva.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ.
Тема: «Свойства и признаки».
Возраст детей: старший дошкольный.
Программное содержание:
- Учить сравнивать предметы по различным признакам.
- Развивать воображение; способность создавать новые оригинальные образы; оригинально решать творческие задачи.
- Учить соотносить элементы двух множеств (взрослое животное – детеныш, еда – приспособление для еды; с помощью чего ее едят).
- Учить детей делиться на группы по определенному признаку (детали одежды).
Методические приемы: упражнения, игры, приемы фантазирования.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная подготовка:
- Подготовить листы по количеству детей с нарисованными на них контурными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, кругом. При этом используются фломастеры трех цветов: по 3 на каждую фигуру. Листы с фигурками прикрепляются на стену на удобной для детей высоте.
- Подготовить коробку с фломастерами этих же цветов так, чтобы каждому ребенку достался фломастер любого цвета из имеющихся.
- Подготовить предметные картинки с любыми предметами для игры в «Теремок».
Содержание деятельности.
I. Организационный этап. Постановка целей.
II. Основная часть.
1. Выделение признаков предметов.
Упражнение «Чем отличаются рисунки?» (развитие воображения.)
– Дорисуйте, на что похоже.
Воспитатель просит рассказать, какие фигуры и какого цвета нарисованы на листах. Затем дети дорисовывают картинки так, чтобы фигура стала частью знакомого всем предмета или существа. После этого дети рассматривают картинки и раскладывают их по признакам: живое – неживое, многоцветное – одноцветное, автор мальчик – автор девочка.
– Я приглашаю вас в волшебный музей. Посмотрите – на стенах висят картины. Что на них нарисовано? Чем отличаются фигуры?. Дети называют и показывают круги, треугольники, квадраты; затем фигуры одного цвета, второго, третьего.
– Молодцы! Но на самом деле это не просто фигуры, это волшебные картины. Сейчас они не видны. Вы возьмите из коробки одну волшебную палочку – фломастер, подойдите к любому листу, посмотрите, на что или на кого похожа эта фигурка, и дорисуйте ее так, чтобы мы все узнали, что нарисовано на вашей картине.
Дети берут по одному фломастеру и дорисовывают фигуры. Воспитатель может подойти к каждому, уточнить тему или помочь её придумать.
– Замечательно! Наши картины повезли на выставку. В одном зале висят картины с живыми существами, а в другом – предметы. Какие картины должны висеть в первом зале? Во втором? А на другой выставке в одном зале – картины одного цвета, в другом – разных цветов. Какие из наших картин висят в первом зале? Во втором? (Если есть время, можно разделить картины по авторам: автор – мальчик или автор – девочка.)
2. Игра «Теремок».
Сравнение предметов по различным признакам. Воспитатель раздает детям предметные картинки. Дети становятся в круг и держат свои карточки так, чтобы всем было видно. Если детей много – лучше выбрать 5–6 игроков, а остальные – помощники. Дети должны сравнить, чем похожи произвольно выбранные два предмета. Они будут искать внешние признаки, воспитатель должен напоминать о сходных функциях или похожих частях этих предметов.
Примерный ход игры
Воспитатель. Играем в игру «Теремок». Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? (Достает предметную картинку – например утюг. Дети называют предмет.)
Воспитатель. Я – утюг! Нет никого! Буду здесь жить (стучит 1-й игрок). Кто там?
1-й игрок. Это я – лампа. Пусти к себе жить!
Воспитатель. Пущу, если скажешь, чем мы похожи.
Дети (помогают найти сходство). У меня проводок, у тебя проводок. Ты бываешь теплый, и я бываю теплой. У тебя есть красный (или иной) цвет, и у меня. И т. д.
Воспитатель. Проходи! (Стучит 2-й игрок.) Кто там?
2-й игрок. Это я – полотенце. Пусти к себе жить!
1-й игрок. Пущу, если скажешь, чем на меня похож.
2-й игрок. У тебя тряпочка сверху, и я – тряпочка. И т. д. Дети по цепочке находят общие признаки.
Воспитатель. Вот и все мы в теремке!
3. Работа в тетради. Соотнесение элементов двух множеств. Воспитатель просит соединить линиями детенышей и их мам, столовые приборы и еду, которую можно есть с их помощью.
Задание 1. Лошадь – жеребенок, корова – теленок, курица – цыпленок, собака – щенок.
Задание 2. Столовая ложка – суп, вилка – пельмени, нож – буханка хлеба, чайная ложка – чай.
4. Игра «Разбегалочки». Дети делятся на группы по определенному признаку.
Садятся в кружок на ковре. Воспитатель называет детали одежды, дети находят ее у себя, по сигналу ползут друг к другу и берутся за руки те, у кого эта деталь общая. Например:
– Играем в «Разбегалочки». Посмотрите на свои туфельки. Как они застегнуты? У кого шнурочки, у кого застежки. Шнурочки ползут сюда, а застежки – сюда. Кто быстрее возьмется за руки? (Хлопок.)
– Посмотрите на одежду. У кого-то штанишки, у кого-то – юбочки.
– Посмотрите на кармашки. У кого-то есть, у кого-то – до́ма, на другой одежде.
– Молодцы! Никто не потерялся! А теперь кто вспомнит, что на занятии было самым интересным?
В конце занятия воспитатель отмечает детей, которым нужны дополнительные задания.
Дополнительные задания:
- Задание 1. Разбиение на множества. Что тут нарисовано? (Дома и корабли.) Раздели линией.
- Задание 2. Отображение множеств. Соедини соответствующие множества линией. (5 книг и 5 кружков.)
III. Заключительный этап. Подведение итогов.
Список использованной литературы.
- Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...
Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ для средней группы
ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ спо...
Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»
Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»...
конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ (познание-развитие речи)
занятие в форме путешествия в страну Красивой речи)...
Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Такой огромный мир»
Задачи:Активизировать интерес детей к окружающему миру;Систематизировать знания детей о явлениях природы;Воспитывать желание работать вместе....
Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ
Конспект НОД...
КОНСПЕКТ занятия с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ в подготовительной группе.
КОНСПЕКТ занятия с использованием технологии ТРИЗ и ИКТв подготовительной группе....