Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ. Свойства и признаки.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кабанова Марина Владимировна

Образовательная область "Познавательное развитие"

Возраст детей: старший дошкольный.

Программное содержание:

  • Учить сравнивать предметы по различным признакам.
  • Развивать воображение; способность создавать новые оригинальные образы; оригинально решать творческие задачи.
  • Учить соотносить элементы двух множеств (взрослое животное – детеныш, еда – приспособление для еды; с помощью чего ее едят).
  • Учить детей делиться на группы по определенному признаку (детали одежды).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_triz._svoystva.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ.

Тема: «Свойства и признаки».

Возраст детей: старший дошкольный.

Программное содержание:

  • Учить сравнивать предметы по различным признакам.
  • Развивать воображение; способность создавать новые оригинальные образы; оригинально решать творческие задачи.
  • Учить соотносить элементы двух множеств (взрослое животное – детеныш, еда – приспособление для еды; с помощью чего ее едят).
  • Учить детей делиться на группы по определенному признаку (детали одежды).

Методические приемы: упражнения, игры, приемы фантазирования.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная подготовка:

  • Подготовить листы по количеству детей с нарисованными на них контурными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, кругом. При этом используются фломастеры трех цветов: по 3 на каждую фигуру. Листы с фигурками прикрепляются на стену на удобной для детей высоте.
  • Подготовить коробку с фломастерами этих же цветов так, чтобы каждому ребенку достался фломастер любого цвета из имеющихся.
  • Подготовить предметные картинки с любыми предметами для игры в «Теремок».

Содержание деятельности.

I. Организационный этап. Постановка целей.

II. Основная часть.

1. Выделение признаков предметов.

Упражнение «Чем отличаются рисунки?» (развитие воображения.)

– Дорисуйте, на что похоже.

Воспитатель просит рассказать, какие фигуры и какого цвета нарисованы на листах. Затем дети дорисовывают картинки так, чтобы фигура стала частью знакомого всем предмета или существа. После этого дети рассматривают картинки и раскладывают их по признакам: живое – неживое, многоцветное – одноцветное, автор мальчик – автор девочка.

– Я приглашаю вас в волшебный музей. Посмотрите – на стенах висят картины. Что на них нарисовано? Чем отличаются фигуры?. Дети называют и показывают круги, треугольники, квадраты; затем фигуры одного цвета, второго, третьего.

– Молодцы! Но на самом деле это не просто фигуры, это волшебные картины. Сейчас они не видны. Вы возьмите из коробки одну волшебную палочку – фломастер, подойдите к любому листу, посмотрите, на что или на кого похожа эта фигурка, и дорисуйте ее так, чтобы мы все узнали, что нарисовано на вашей картине.

Дети берут по одному фломастеру и дорисовывают фигуры. Воспитатель может подойти к каждому, уточнить тему или помочь её придумать.

– Замечательно! Наши картины повезли на выставку. В одном зале висят картины с живыми существами, а в другом – предметы. Какие картины должны висеть в первом зале? Во втором? А на другой выставке в одном зале – картины одного цвета, в другом – разных цветов. Какие из наших картин висят в первом зале? Во втором? (Если есть время, можно разделить картины по авторам: автор – мальчик или автор – девочка.)

2. Игра «Теремок».

Сравнение предметов по различным признакам. Воспитатель раздает детям предметные картинки. Дети становятся в круг и держат свои карточки так, чтобы всем было видно. Если детей много – лучше выбрать 5–6 игроков, а остальные – помощники. Дети должны сравнить, чем похожи произвольно выбранные два предмета. Они будут искать внешние признаки, воспитатель должен напоминать о сходных функциях или похожих частях этих предметов.

Примерный ход игры

Воспитатель. Играем в игру «Теремок». Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? (Достает предметную картинку – например утюг. Дети называют предмет.)

Воспитатель. Я – утюг! Нет никого! Буду здесь жить (стучит  1-й игрок). Кто там?

1-й игрок. Это я – лампа. Пусти к себе жить!

Воспитатель. Пущу, если скажешь, чем мы похожи.

Дети (помогают найти сходство). У меня проводок, у тебя проводок. Ты бываешь теплый, и я бываю теплой. У тебя есть красный (или иной) цвет, и у меня. И т. д.

Воспитатель. Проходи! (Стучит 2-й игрок.) Кто там?

2-й игрок. Это я – полотенце. Пусти к себе жить!

1-й игрок. Пущу, если скажешь, чем на меня похож.

2-й игрок. У тебя тряпочка сверху, и я – тряпочка. И т. д.                                                                 Дети по цепочке находят общие признаки.

Воспитатель. Вот и все мы в теремке!

3. Работа в тетради. Соотнесение элементов двух множеств.                                        Воспитатель просит соединить линиями детенышей и их мам, столовые приборы и еду, которую можно есть с их помощью.

Задание 1. Лошадь – жеребенок, корова – теленок, курица – цыпленок, собака – щенок.

Задание 2. Столовая ложка – суп, вилка – пельмени, нож – буханка хлеба, чайная ложка – чай.

4. Игра «Разбегалочки». Дети делятся на группы по определенному признаку.

Садятся в кружок на ковре. Воспитатель называет детали одежды, дети находят ее у себя, по сигналу ползут друг к другу и берутся за руки те, у кого эта деталь общая. Например:

– Играем в «Разбегалочки». Посмотрите на свои туфельки. Как они застегнуты? У кого шнурочки, у кого застежки. Шнурочки ползут сюда, а застежки – сюда. Кто быстрее возьмется за руки? (Хлопок.)

– Посмотрите на одежду. У кого-то штанишки, у кого-то – юбочки.

– Посмотрите на кармашки. У кого-то есть, у кого-то – до́ма, на другой одежде.

– Молодцы! Никто не потерялся! А теперь кто вспомнит, что на занятии было самым интересным?

В конце занятия воспитатель отмечает детей, которым нужны дополнительные задания.

Дополнительные задания:

  • Задание 1. Разбиение на множества. Что тут нарисовано? (Дома и корабли.) Раздели линией.
  • Задание 2. Отображение множеств. Соедини соответствующие множества линией. (5 книг и 5 кружков.)

III. Заключительный этап. Подведение итогов.

Список использованной литературы.

  1. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ для средней группы

ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ спо...

Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»...

конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ (познание-развитие речи)

занятие в форме путешествия в страну Красивой речи)...

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ в средней группе «Такой огромный мир»

Задачи:Активизировать интерес детей к окружающему миру;Систематизировать знания детей о явлениях природы;Воспитывать желание работать вместе....

КОНСПЕКТ занятия с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ в подготовительной группе.

КОНСПЕКТ занятия с использованием технологии ТРИЗ и ИКТв подготовительной группе....