Рабочая программа по реализации дополнительной платной услуги по развитию танцевально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста 3-7 лет "Карамельки"
рабочая программа по теме
Презентация кружка по развитию танцевально-ритмических способностей у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_karamelki.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №23 «Гуси-лебеди»
Утверждаю: Заведующая МАДОУ ДС №23 «Гуси-лебеди» __________________ Т.А. Возмилова Принято на заседании педсовета ______________________ №_______ |
Рабочая программа «Карамельки»
дополнительной платной услуги
«Проведение занятий по развитию танцевально- ритмических способностей у детей»
для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
на 2015-2016 учебный год
Составители:
музыкальные руководители
Коннова Светлана Александровна
Стефурак Елена Леонидовна
г. Нижневартовск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении | 2 |
2 | Пояснительная записка | 3 |
3 | Цели и задачи программы | 6 |
4 | Учебно-тематический план (1 год обучения) | 9 |
5 | Учебно-тематический план (2 год обучения) | 15 |
6 | Учебно-тематический план (3 год обучения) | 21 |
7 | Требования к подбору музыки | 27 |
8 | Требования к подбору движений | 29 |
9 | Требования к знаниям, умениям, навыкам. | 30 |
10 | Методическое обеспечение программы. | 31 |
11 | План воспитательной работы. | 33 |
12 | Методика выявления уровня музыкально-ритмического развития | 34 |
13 | Используемая литература | 40 |
Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении
Наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 «Гуси-лебеди» | ||
Тип: дошкольное образовательное учреждение | ||
Вид: детский сад | ||
Статус Учреждения: муниципальное | ||
Фамилия, имя ,отчество руководителя: Возмилова Татьяна Александровна | ||
Юридический адрес: 628609,Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра, г. Нижневартовск, ул. Маршала Жукова, дом 4в | ||
Полный почтовый адрес: 628609,Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра, г. Нижневартовск, ул. Маршала Жукова, дом 4в | ||
Тип и название населенного пункта: город Нижневартовск | ||
Контактные телефоны; (3466)67-25-06,24-27-79 | Факс: (3466)61-55-73 | E-mail:mbdou-23@mail.ru Сайт:www.23mbdou.ru |
Учредителем образовательного учреждения является администрация города в лице департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска, адрес: 628602,г. Нижневартовск, ул. Таежная,24 телефон/факс 8(3466)24-15-11, e-mail: umi@n –vartovck .ru . | ||
Лицензия: 86 ЛО 1 № 0000902, регистрационный номер 1696 от 07 октября 2014 г., срок действия: бессрочная; вид образовательной деятельности: образовательная деятельность по указанным в приложении образовательным программам. | ||
Аккредитация: ДД 006205, срок действия 29 декабря 2015 г., тип образовательного учреждения: дошкольное образовательное учреждение. |
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного и, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Программа детского танцевального коллектива составлена с учетом психофизических особенностей дошкольников. Она рассчитана на детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Возраст детей от 4 до 7 лет. Программа предполагает трехлетний срок обучения.
Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Учитывая возрастные особенности и навыки воспитанников, формируются постоянные группы (на период обучения):
1 группа – 1 год обучения, дошкольники младшего и среднего возраста ( 3 - 5 лет),
2 группа – 2 года обучения, дошкольники старшего возраста (5 – 6 лет),
3 группа – 3 года обучения, дошкольники старшего возраста ( 6 – 8 лет).
В процессе обучения осуществляется дифференцированный подход к работе с детьми различной подготовленности и одаренности.
Занятия в танцевальных группах строятся с учётом специфики предмета, как групповые, так и индивидуальные занятия: при подготовке сольных номеров, для создания оптимальных условий и исключения пробелов из учебного процесса отдельных воспитанников.
Музыкальный руководитель, учитывая психологические особенности дошкольного возраста, ориентируется на главную функцию педагога – «помочь ребенку научиться хранить свой жизненный мир». Педагог нацелен на приобщение детей к движению под музыку всех, а не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявляются скрытые возможности ребёнка его «изюминка» и индивидуальность.
«Ритмическая мозаика» является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.
При создании программы танцевального коллектива была использована «Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста» автор А.И. Буренина 1997 г. и «Программа танцевально-игровой гимнастики для детей «СА-ФИ-ДАНСЕ» автор Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина 2003 г.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Педагоги сочетают, как традиционное обучение, так и вносит инновационные методы, а значит:
- экспериментирует в смешивании жанров,
- создает музыкальные композиции в контексте музыкального спектакля, которые используются на различных праздниках, утренниках, мероприятиях, проводимых в данном дошкольном учреждении.
Именно через приобщение детей к искусству, музыкально-танцевальным культурным ценностям родного края активизируется приобщение детей дошкольников к культурному наследию:
- формировать танцевальные знания, умения, навыки, эстетический вкус;
- развивать музыкальный слух, чувство ритма, импровизацию;
- способствовать развитию у дошкольников координации движений, пластичности и раскрепощенности;
- формировать навыки коллективной работы.
Программа направлена на укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста средствами ритмических движений . Девиз программы- «Не навреди».
В процессе занятий формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма, развивать мышечную силу, выносливость.
Основной целью программы является содействие всестороннему гармоничному развитию личности дошкольниками средствами музыки и ритмических движений, а так же средствами танцевально – игровой гимнастики.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
- Укрепление здоровья (способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать профилактике плоскостопия; содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма).
- Совершенствование психомоторных способностей дошкольников (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности; содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев; развивать ручную умелость и мелкую моторику).
- Развитие творческих и созидательных способностей воспитанников (развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях; развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия).
Педагоги, работающие по данной программе, ставят конкретные задачи на каждый год обучения.
Задачи первого года обучения.
- Развивать координацию слуховых и двигательных навыков.
- Выявить танцевальные способности и развивать их.
- Создавать условия для поддержания детского творчества.
Задачи второго года обучения.
- Осваивать танцевальные навыки, предусмотренные учебной программой.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать психические процессы восприятия, внимания, подвижность, эмоциональность, память.
- Воспитывать чувство самодисциплины и организованности.
Задачи третьего года обучения.
- Развивать и совершенствовать танцевальные и исполнительские навыки на основе изучаемого материала.
- Воспитывать творческую активность и инициативность.
- Расширять репертуар.
- Формировать художественно-эстетический вкус.
Основные условия реализации программы:
- поддерживать увлечения занятиями ритмикой (тем самым строго подходить к подбору движений). Движения, включенные в музыкально-ритмические композиции должны быть:
- доступными;
- понятными;
- разнообразными.
- так же осуществлять подбор музыки. Желательно, чтобы подбор музыкальных произведений был достаточно разнообразным по жанру:
- плясовые;
- колыбельные;
- песни (детские и современные);
- маршевые мелодии;
- эстрадные мелодии;
- классические произведения.
Посещение дошкольниками танцевального коллектива есть форма организованного развивающего досуга, а общение, получаемое в коллективе, положительно сказывается на социальной адаптации ребенка.
Итогом танцевального обучения являются показы отчетных концертов на зрительской аудитории в детском саду для детей и родителей, а так же открытые занятия по ритмике для родителей (по усмотрению администрации д/с).
Учебно-тематический план
3 — 4 года
1 год обучения.
Танцевально-ритмическая гимнастика служит основой для освоения ребенком различных видов движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а так же дыхательные и на укрепление осанки. Обучение детей 4-х летнего возраста начинается с упражнений по ориентировке в пространстве. На этом этапе первоочередной задачей является приобретение координации, слуховых и двигательных навыков. Дети учатся слушать и слышать музыку, различать темп и характер произведения на основе простейших шагов (маршировка по кругу с носка, высоко поднимая колени в темпе и ритме музыки). На первых занятиях дети усвоили понятия вступление в музыке. Во время работы на партере (на ковриках), идет выработка осанки, крепости голеностопного, коленного и тазобедренных суставов, разрабатывается гибкость всего тела.
Разминка, стоя на середине зала, помогает детям учиться овладевать частями своего тела на основе элементарных движений головы, плеч, рук, пальцев.
Пальчиковая гимнастика служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру. Эти упражнения не только обогащают внутренний мир ребенка дошкольника, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Поэтому на первом году обучения рекомендуется проводить занятия с использованием различных игр, речитативов, во время которых педагог предлагает детям выполнить цепь последовательных упражнений, включая и музыкально-подвижные игры. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированное сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.
Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения
под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
•, обогащение слушательского опыта — узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;
- развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое— грустное, шаловливое — спокойное и т.д.);
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый — умеренно-медленный), динамику (громко — тихо), регистр (высоко — низко), ритм (сильную долю — как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки"и т.д.);
прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — "лошадки", подскоки (4-й год жизни);
общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа;
имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);
плясовые движения — простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, "выбрасывание" ног и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
4. Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, и т.д., т.е. контрастные по характеру настроения. Например: "Зайчик испугался", "Мишка радуется меду" и др.;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — умение выполнять упражнения 1-го уровня сложности (см. прил. 2) от начала до конца, не отвлекаясь — по показу взрослого или старшего ребенка.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике (контрастные эмоции, например, "грустный Чебурашка" — "веселый Чебурашка" и др.);
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики" — дополнительно к другим ритмическим упражнениям и пляскам под инструментальное сопровождение):
1-е полугодие: "Плюшевый медвежонок", "Веселые путешественники", "Рыбачок", "Чебурашка", "Маленький танец", игра "Птички и Ворона".
2-е полугодие: "Неваляшки", "Едем к бабушке в деревню", "Кузнечик", "Разноцветная игра", "Лошадки", "Белочка".
Показатели развития. Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.
Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка.
Учебно-тематический план.
1 год обучения.
№ | Название тем | Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. | 0,5 | 0,5 | |
2. | Учебно-тренировочная работа: - пальчиковая гимнастика - танцевально-ритмическая гимнастика - музыкально-подвижные игры | 1 3 4 | 2 4 4 | 3 7 8 |
3. | Танцевально-художественная специальная работа: - постановочная работа - репетиции | 3 1 | 3 5 | 6 6 |
4. | Мероприятия, утренники | 1 | 4 | 5 |
5. | Итоговое занятие | 0,5 | 0,5 | |
ИТОГО ЧАСОВ: | 13,5 | 22,5 | 36 |
4 — 5 лет
2 год обучения
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
Делая подготовительные движения стопой (вперед, назад, по полу, в сторону), и чередуя эти движения с маленькими и большими приседаниями, дети знакомятся с элементами классики. Во втором полугодии учат третью и шестую позицию ног. Выполняя хороводный, топающий, семенящий шаги, притопы, приседания дети знакомятся с элементами русского народного танца. Выполнение различных позиций рук «Палочка», «Матрешка», позиций рук в парах «Качели», «Плетень», «Лодочка» требует усилий. Танцевальная импровизация предусматривает специальные задания, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим заданиям создаются благоприятные возможности для развития мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.
На основе простейших танцевальных движений дети учат несложные танцы к плановым мероприятиям и утренникам.
Продолжается работа по развитию опорно-двигательного аппарата: формированию правильной осанки во время занятий, профилактике плоскостопий, сердечнососудистой и нервной систем организма, развитию скоростных и координационных способностей.
Педагог развивает умение ориентироваться в пространстве: перестраиваться из круга в пары, тройки, четверки, «звездочкой», несколько кругов, колонны, самостоятельно выполнять перестроения и уметь их моделировать на бумаге.
Даются упражнения на имитацию движений.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
- обогащение слушательского опыта: включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков, (например, из "Детского альбома" П.Чайковского: "Баба Яга", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков" или из "Бирюлек" М.Майкапара: "Мотылек", "В садике"и др.);
- развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое— грустное, шаловливое — спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
- развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:
ходьба: бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
бег: легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "горячему песку");
прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — "лошадки", легкие поскоки;
общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;
имитационные движения : разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, "обида — прощение — радость";
плясовые движения — элементы народных плясок, доступных по координации — например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной • ногой, "выбрасывание" ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).
3. Развитие умений ориентироваться в пространстстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4. Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с
музыкой — развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Кошка обиделась", "Девочка удивляется" и др.;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
- развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи — в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
- формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"):
1-е полугодие — повторение репертуара предыдущего года, а также разучивание новых композиций: "Марш", "Кораблики", "Красная шапочка", "Кот Леопольд", "Поросята".
2-е полугодие: "Антошка", "Волшебный цветок", "Мячик", "Кошка и девочка", "Веселая пастушка", "Песенка о лете" и др. (а также повторение всех ранее разученных композиций).
Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
2 год обучения.
№ | Название тем | Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. | 0,5 | 0,5 | |
2. | Учебно-тренировочная работа: - танцевально-ритмическая гимнастика - пальчиковая гимнастика - элементы классического танца - элементы народного танца - музыкально-подвижные игры - танцевальная импровизация | 1 0,5 1 1 1 | 4,5 1 1 1 6 0,5 | 5,5 1,5 2 2 7 0,5 |
3. | Танцевально-художественная специальная работа: - постановочная работа - репетиции | 3 0,5 | 3 5 | 6 5,5 |
4. | Мероприятия, утренники | 1 | 4 | 5 |
5. | Итоговое занятие | 0,5 | 0,5 | |
ИТОГО ЧАСОВ: | 9,5 | 26,5 | 36 |
5 — 7 лет
3 год обучения
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движенииз области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения..
На этом этапе обучения у детей шестилетнего возраста начинают формироваться навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений, навыки самостоятельного выражения движений под музыку, развивается раскрепощенность, лидерство, чувство трудолюбия, творчество. Продолжается работа над музыкальной структурой движения: акцент на сильную долю в шагах, вступительные и заключительные аккорды. Ведется отработка различных перестроений (движение «капустка»), усложняется танцевальный шаг (ходьба с повтором, шаг с притопом, шаг с каблучка, переменный шаг, приставной шаг, пружинящий шаг, шаг польки). Дети продолжают знакомство с элементами русского народного танца («Пружинка, Ёлочка, Ковырялочка, Гармошка»). Дети знакомятся с классическими позициями рук (подготовительная, первая, вторая, третья). Разучивают хлопки («блинчики», «тарелочки», «бубен»), хлопки в парах («стенка», «большой бубен», «крестик»). Выполняют легкие прыжки с обеих ног, с одновременным их сгибанием («точка», «часики», «лесенка», «заборчик»), бег по диагонали и «змейкой». Учат поклоны.
Постоянно усложняется разминочный комплекс (стоя и на партере). Ходьба перестроения, упражнения разминочного комплекса время от времени проводятся с предметами в руках (флажки, ленточки и др.).
Педагог знакомит детей с несложными эстрадными движениями («дорожкой», «перескок»). Разучивание движений танцев: «Рок-Н-рол», «Самбо», «Макарэна», «Регтайм».
На основе простейших композиций («Вальс», «Полонез») дети знакомятся с особенностями старинного танца. Постановка танцев: «Парная полька», «Разноцветная игра», «Улетай туча», «Детство с игрушками», «Сюрприз», «Финская полька», Маленькая страна», «Край, в котором ты живешь», «Светит месяц», хоровод «Моя Россия», «танец Дружбы», танец «4 поросенка».
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительныму, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и
новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп- разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
- развитие способности различать жанр произведения- плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:
ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
бег- легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;
общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.); плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения
на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).
4. Развитие творческих способностей:
- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
- развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
- воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
- воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"):
1-е полугодие: повторение репертуара, разученного в младших группах; новый репертуар — по выбору педагога (2-й и 3-й уровни сложности): "Упражнения с осенними листьями", "Кремена", "Три поросенка", "Кукляндия", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуйте сидя", "Крокодил Гена" и др.
2-е полугодие: "Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и звезды", "Два Барана", "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки", "Голубая вода", "Мельница" и др.
Сюжетные танцы: "Домисолька", "Богатыри", "Танец Троллей". Старинные бальные танцы: "Полонез, "Менуэт", "Старинная полька" и др.
Показатели уровня развития детей:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
3 год обучения.
№ | Название тем | Кол-во часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. | 0,5 | 0,5 | |
2. | Учебно-тренировочная работа: - пальчиковая гимнастика - танцевально-ритмическая гимнастика - элементы классического танца - элементы народного танца - элементы современного танца - музыкально-подвижные игры - танцевальная импровизация | 0,5 0,5 1 1 1 1 | 1 2,5 1,5 1,5 1,5 6 1 | 1,5 3 2,5 2,5 2,5 7 1 |
3. | Танцевально-художественная специальная работа: - постановочная работа - репетиции | 2,5 1 | 3 3,5 | 5,5 4,5 |
4. | Мероприятия, утренники | 1 | 4 | 5 |
5. | Итоговое занятие | 0,5 | 0,5 | |
ИТОГО ЧАСОВ: | 10 | 26 | 36 |
Требования к подбору музыки
Подбирая музыку, необходимо, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:
- небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);
- умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;
- 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;
- музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например, музыка изобразительного характера : "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. (для малышей). И более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой (для старших).
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).
Подбирая музыку для ритмических композиций, необходимо стремиться к разнообразию стилей и жанров, поэтому важно включать такие произведения, как:
- детские песни современных российских композиторов: Г. Струве, В.Шаинского, Б.Савельева, Гр. Гладкова и др.;
- народные мелодии: "Калинка", "Светит месяц" и др.;
- эстрадные мелодии (например, пьесы А.Петрова из кинофильмов, музыкальные произведения в исполнении оркестра Поля Мориа: "Под музыку Вивальди", "Жаворонок", Фр. Гойи — "Сиртаки", "Цыганские напевы" и др.).
- классические произведения: "В пещере горного духа" Э.Грига, "Аквариум" К.Сен-Санса, "Менуэт" Л.Боккерини, "Вечерняя серенада" Ф.Шуберта, "Итальянская полька" С.Рахманинова и др.
Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус. Поэтому так важен строгий отбор музыкальных произведений для занятий ритмикой. Иногда педагоги небрежно относятся к музыкальному сопровождению, подбирая примитивные современные шлягеры или обрывая звучание музыки (если она звучит слишком долго). Это недопустимо, поскольку в детском возрасте закладывается фундамент музыкальной культуры личности и подобные явления портят художественный вкус ребенка.
В данной программе музыка — это не фон, не просто удобный ритм, а средство приобщения детей к музыкальному искусству, и от того, какие впечатления ребенок получит в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие. Кроме того, специальный подбор музыки позволяет интегрировать различные задачи художественного воспитания (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, обучению игре на инструменте).
Одна из особенностей программы "Ритмическая мозаика" — это использование фонограммы на занятиях. Целесообразность грамзаписи диктуется, с одной стороны, задачей знакомства детей с разнообразным звучанием музыкальных произведений, исполняемых на различных музыкальных инструментах, а с другой стороны — наиболее частой практикой работы педагогов без аккомпаниаторов и необходимостью осуществлять показ в процессе разучивания движений. На этапе развития способности к пластической импровизации эффективнее использовать непосредственное, "живое" звучание музыки, которое более эмоционально воздействует на слушателя.
Требования к подбору движений
В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:
- доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
- понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);
- разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.
Характеризуя доступность ритмической композиции в целом, необходимо проанализировать следующие параметры:
- координационную сложность движений;
- объем движений;
- переключаемость движений;
- интенсивность нагрузки.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Всегда нужно соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка. Но важно также ориентироваться и на средние показатели уровня развития детей в группе.
Требования к знаниям, умениям, навыкам.
Воспитанники 1 года обучения должны научиться слушать заданный темп, музыкальный ритм, чётко слышать интервал, а также хорошо ориентироваться в пространстве. Строить круг, шеренги, колонны, диагональ на площадке, уметь выполнять пластические упражнения, сохранять красивую осанку, иметь навык лёгкого шага с носка на пятку, т.е. должны приобрести навыки слуховые и двигательные, их осознание. Педагог приучает учеников к чуткому отношению друг к другу (радоваться за успех друг друга, не высмеивать неудачи партнёров). Дети, в ходе бесед, знакомятся с эстетическими нормами поведения и техникой безопасности на занятиях танцевального кружка.
Воспитанники 2 года обучения умеют акцентировать шаг на первую долю такта в марше и в размере три четверти. Слышать и понимать значения вступительного и заключительного аккордов. Выразительно, легко и точно исполнять движения в соответствии с музыкой. Уметь импровизировать на свободную тему.
Воспитанники 3 года обучения уже осваивают и умеют различать особенности медленных хороводных и быстрых плясовых ритмов русских танцев, различных видов галопа, шаг польки, движения современных, эстрадных, детских бальных танцев, чувствовать характер старинных жанров музыки.
В течение учебного года дети представляют свои творческие работы. У дошкольников формируется позитивное отношение к окружающему миру. Дети всегда с радостью откликаются на участие в различных мероприятиях, концертах, утренниках, организуемых среди воспитанников и гостей.
Итогом развивающей программы «Ритмическая мозаика» можно считать творческий отчётный концерт танцевального коллектива на базе детского сада.
Педагогом создана небольшая библиотека танцевальной, хореографической литературы. Библиотека пополняется за счет периодических изданий и собираемой педагогом нужной интересующей литературы, связанной с танцевальной деятельностью. Педагог занимается подбором и составлением упражнений, заданий, игр, импровизации по всем темам обучения.
Так же педагог дополнительного образования разрабатывает:
- сценарии праздничных концертов к календарным датам и отчетным концертам;
- описания движений танцевальных композиций;
- оформляет фото альбом по итогам выступлений и всей танцевальной деятельности коллектива;
- план учебно - воспитательной работы детского коллектива;
- различные конкурсы, аттракционы, игры, забавы, используемые на учебных занятиях.
Методическое обеспечение программы.
Танцевальные группы дети посещают в свободное, от основных занятий, время. Обучение организуется на добровольных началах со стороны детей. В период обучения осуществляется переход каждого обучающегося из одной группы в другую (по возрасту).
Педагог, ориентируясь на выбранные им педагогические технологии, строит учебный процесс согласно личностно-ориентированной технологии обучения и воспитания, в центре внимания – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Методическую основу личностно-ориентированной технологии составляет дифференциация и индивидуализация обучения. Дифференциация обучения учитывает:
- комплектование групп одновозрастного состава с начального этапа.
- построение учебных занятий с учетом полового признака на основе психофизических, анатомо-биологических особенностей детей.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению через танцевальное искусство. Ребенок, выразив свое я с успехом, получив поощрения зрителей, попадает в «ситуацию успеха», что плодотворно сказывается на его психике и его дальнейшем танцевальном росте. А остальным ребятам, напротив, успех товарища дает мощный стимул и они с большим желанием, начинают лучше выступать. Так, в обучение входит очень полезный для детей момент состязательности.
Программа танцевального коллектива придерживается принципа – шаг за шагом, от простого к сложному. На этом построен весь учебный и воспитательный программный материал.
Несомненно, что процесс обучения в танцевальных группах имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков, на развитие личности ребенка дошкольника в процессе движений под музыку. Для этого создаются определенные условия. В здании детского сада зал хорошо оборудован зал для проведения занятий танцевального коллектива. В нем имеются: коврики, различные предметы для общеразвивающих упражнений под музыку, атрибуты для игр, аудиоаппаратура, фортепиано. Авторитет танцевального коллектива в д/с растет благодаря высокому уровню поставленных номеров, учитывая психофизические особенности детей дошкольного возраста, тесному взаимоотношению педагога и детей, как единого коллектива, направленного на развитие творческих особенностей детей дошкольников.
План воспитательной работы
МЕРОПРИЯТИЕ | МЕСЯЦ |
| сентябрь октябрь ноябрь декабрь март апрель май май |
Методика выявления уровня музыкально-ритмического развития
(разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной).
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Старший дошкольный возраст
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
- передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.
-передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
-соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
- координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение ритма.
-воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
-воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
-воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
3. Творчество.
-сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
-танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.
ДВИЖЕНИЕ | ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМА | ТВОРЧЕСТВО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИО ребенка / Группа | Передача в движении характера знакомого музыкального произведения | Передача в движении характера незнакомого муз. Произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания | Соответствие ритма движений ритму музыки | Координация движений и внимания (ритмическое эхо со звучащими жестами) | Воспроизведение ритма знакомой песни под свое исполнение | Воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте | Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах ("ритмическое эхо") | Сочинение ритмических рисунков | Танцевальное | ИТОГ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат: 1- освоил
2- частично освоил
3- в процессе освоения
В процессе развития творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкально-ритмических движениях появляется возможность выполнить более сложные по координации движения, нежели в младшем возрасте. Возрастает способность передачи более тонких особенностей и деталей образа, возрастает способность более тонко чувствовать музыкальные произведения, средства музыкальной выразительности и передачи их в движении. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей появляется способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе кружка «Непоседы» с детьми старшего дошкольного возраста является взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.
Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.
Помимо основных разделов занятия на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения.
- Детям предлагается найти характерную пластику персонажа:
- Баба-Яга
- добрая волшебница
- злая фея
- снежинки
- звездочки
- механическая кукла
- Детям предлагается освоить несколько композиционных построений:
- три колонны
- из колонны в два круга
- звездочка
- змейка
- движение по диагонали
- сужение и расширение круга
- круг в кругу
Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.
Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.
Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках, участие в развлечениях.
Используемая литература
1. А.И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста», СПб., 1997.
2. Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: Детство – пресс, 2003.
3. Пуртова, Беликова, Кветная. Учите детей танцевать. Программа педагогики дополнительного образования, 2003.
4. Г.Н. Жучкова. Нравственные беседы с детьми и занятия с элементами психогимнастики, 2002.
5. М.А. Михайлова. А у наших у ворот – развеселый хоровод. Народные праздники, игры, танцы, развлечения, 2002.
6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб.: Лоиро, 2000. – 220 с
7. Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб., 1997.
8. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. – 1961. - № 1 – с. 119-132.
9. Е.В. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.
10. Раевская Е., Соболева Г., Ушакова З. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – СПб., 1999.
11. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. – М., 2001.
12. Ладушки / И. Каплунова, И. Новоскольцева. // Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
13. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада)
14. Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.
15. Куцакова Л.В., Мерзлякова С И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).
16. Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.: ноты.
17. Весенние танцы, игры, забавы. М.,2002.
18. Игры, танцевальные конкурсы для всей семьи. О.В. Зайцева, Е.В. Карпова. Я. 2001.
19. Сценарии, викторины, танцы, игры. Е. Разанова. М.,2000.
20. Русские подвижные игры и танцы. М.Ф. Литвинова. М., 2005.
Инновации XX столетия.
21. С.А. Шмаков, Б.П. Никитин. Идея развития и воспитания детей через игру
22. А.А. Дубровский. Лечебная педагогика.
23. О.С. Разман. Педагогика свободы приводит к тому, что ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не только позитивно, он вступает во взаимодействие и сотрудничество со взрослыми.
24. И.П. Иванов. Коллективно- творческое воспитание.
25. В.С. Биглер, Н.Б. Крылов. Идея воспитания на основе «диалога культур».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа" Обучение чтению" дополнительной платной услуги "проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению" для детей 6-7 лет
Рабочая программа "Обучение чтению" дополнительной платной услуги «Проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению» для детей 6-7 лет разработана в соответствии с требо...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"
Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА -4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ В.В.ВОСКОБОВИЧА «ФИОЛЕТОВАЯ КОМНАТА ЗА 2020-2021г.
Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей широко используется педагогами популярная методика Воскобовича. Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано...
Программа дополнительных платных услуг,по развитию интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста. «Фиолетовая комната.
Актуальность программы определена тем, что игры В.Воскобовича учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их твор...
Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста от 6 лет до ооо с применением технологии «Наураша» 2021-2022 уч. год
Программа «Научная лаборатория «Наураша» дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста от 6 ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКО - МАТЕМАТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей 5-8 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей...