занятия по формированию элементарных математических представлений. «СОСТАВ ЧИСЛА 4»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Цель: Познакомить детей с составом числа 4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsypalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

          МУНИЦЫПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                    ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

                                 Конспект занятия по формированию

                      элементарных математических представлений.

                                         «СОСТАВ ЧИСЛА 4»

                             Подготовительная к школе группа №1

Воспитатель:

Карлик Светлана Анатольевна

Г.о. Электрогорск

2017г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, ознакомление с миром природы), «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения), «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни).

Виды детской деятельности: Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), конструирование (из бумаги), двигательная (использование специальных физических упражнений для укрепления своих органов и систем).

Цель: Познакомить детей с составом числа 4.

Задачи:

Образовательные:

1.Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

2.Закреплять навыки порядкового счёта в пределах 10.

3.Закреплять умение выкладывать фигуры из танграма.

4.Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Развивающие:

1.Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

2.Развивать смекалку, зрительную память, воображения.

3.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль, оценивать самого себя.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: имеет преставление о составе числа 4 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших числа, владеет навыками порядкового счёта в пределах 10, выкладывает фигуры из танграма, обладает знаниями о временах года и месяцах осени.  

Материалы и оборудование:

-демонстрационный: корзина с листочками, деревья и листочки дуба, берёзы, клёна, картинка с изображением цифры 4, 2 плоскостных корзины и 4 гриба, модель «Времена года»: квадрат, разделённый на 4 части (времена года), окрашенные в красный, зелёный, голубой и жёлтый цвета. Жёлтая часть разделена ещё на три части, окрашенные в светло-жёлтый, жёлтый и жёлто-коричневый цвета, фигуры «танграм» заяц.

-раздаточный: листочки с цифрами, набор счётных палочек, лист бумаги с изображением двух корзинок, 4 грибочка для каждого ребёнка, конверты с набором «Танграм»

Содержание образовательной деятельности.

(Дети стоят полукругом)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку?

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответы детей.

Игра «Расставь числа по порядку»

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько осенних листьев нам подарила осень. Скажите, что бывает осенью?

Ответы детей: (листопад, ветер)

Воспитатель: Правильно, осенью дует ветер и часто бывает листопад. Вот и у нас на ковре разлетелись осенние листья. Ребята, возьмите по одному листочку и посмотрите, что же там на другой стороне.

Ответы детей: (цифры)

Воспитатель: Я слышу, как цифры спорят между собой. Каждая думает, что она первая. Давайте наведём порядок, расставим цифры по порядку. Возьмите по одному листочку и постройтесь по порядку.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: А теперь ребята, давайте сложим их в корзину, а позже украсим нашу группу.

(Дети складывают листья в корзину)

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, несколько листочков прилетело к нам на доску. Давайте их посчитаем.

(Воспитатель показывает на доске четыре листочка и считает вместе с детьми).

Воспитатель: Вы, наверное, догадались о каком числе мы будем сегодня говорить.

Ответы детей.

Воспитатель: Я обозначу число четыре цифрой 4 (прикрепляет на доске)

Ребята, посмотрите перед вами разноцветные счётные палочки, ла ещё такимже цветом, как и наши осенние листочки. Как вы думаете, для чего они? А можем ли мы выложить цифру 4?

Возьмите счётные палочки и выложите цифру 4.

(Дети на столах выкладывают цифру 4 на столах)

«Математическая зарядка»

Воспитатель: Назовите соседей числа 4?

Ответы детей.

Воспитатель: Назовите число на 1 больше, чем число 3?

Ответы детей.

Воспитатель: Назовите число на 1 меньше, чем число 5?

Ответы детей.

Воспитатель: Посчитай от 1 до 4.

Ответы детей.

Воспитатель: Посчитай от 4 до 1.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы.

Игровое упражнение «Сколько листьев опало с дерева»

(В группе расставлены модели трёх деревьев и 12 листьев, воспитатель предлагает детям подойти к деревьям)

Воспитатель: С каждого дерева опало четыре листочка, три слева и один справа

(Предлагает ребёнку положить три листочка слева от дерева, а справ столько листочков, чтобы их всего было 4)

Воспитатель: Сколько всего листьев опало с берёзы?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько листьев слева?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько листьев справа?

Ответы детей.

Воспитатель: Как составили число четыре?

Ответы детей: (Три и один)

Воспитатель: Как ещё можно составить число четыре?

(К деревьям выходят другие дети и выкладывают листья с другим составом числа 4)

Ответы детей: (Два и два, один и три)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Физкультминутка «Все умеем мы считать».

Раз, два, три, четыре, пять!

(шаги на месте)

Все умеем мы считать.

(хлопки в ладоши)

Отдыхать умеем тоже.

(прыжки на месте)

Руки за спину положим.

(руки за спину)

Голову поднимем выше.

(голова вверх)

И легко- легко подышим.

(глубокий вдох-выдох)

Подтянитесь на носочках.

Столько раз. Ровно столько.

Сколько пальцев на руке у вас.

(показали, сколько пальцев на руках, поднялись на носочках 10 раз)

Игровое упражнение «Грибочки»

Работа с раздаточным материалом (грибочка)

Воспитатель: ……., посмотри, что там ещё под деревьями? (грибочки)

Пусть каждый из вас подойдёт к дереву и возьмёт 4 грибочка.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, разделите грибочки на две кучки. Кто как хочет. И разложите их на двух корзинах, что лежат перед вами.

(Дети берут грибочки и выкладываю состав числа 4, один ребёнок выполняет задание на доске)

Воспитатель: ……., расскажи как ты разложил грибочки в две корзины?

Сколько всего у тебя грибочков? Сколько слева, сколько справа? Как ты составил число четыре?

(Я составил число 4, из двух грибочков в одной корзине и из двух грибочков в другой, 2 и 2 это число 4)

Воспитатель: Расскажите, как вы составили число четыре?

(Дети по очереди рассказывают свой состав числа 4)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы так хорошо составили число 4.

«Минутка для отдыха» Пальчиковая гимнастика

«Жизнь диких животных»

Дикие животные водятся в лесу.

(Последовательно соединяю одноимённые пальчики правой руки с левой, начиная с больших)

Здесь увидеть можешь ты.

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх)

Волка и лису,

Зайца и медведя,

Белку и ежа,

Оленя и лося.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой)

Прячет всех надёжно.

(Зажимают пальчики в кулачок)

Лесная тишина.

(Поднимают указательный палец к губам)

Дидактическая игра «Танграм»

(Воспитатель предлагает детям достать из конвертов фигуры для игры в танграм.)

Воспитатель: Как называются фигуры?

Ответы детей.

Воспитатель: Как ещё их можно назвать одним словом?

Ответы детей.

Воспитатель: Что ещё есть у этих фигур?

Ответы детей: (стороны, углы, вершины)

Воспитатель: Молодцы, а теперь отгадайте загадку.

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги. (заяц)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что делает зайчик осенью?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, скажите, как выглядит зайчик?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам выложить из геометрических фигур зайца (показывает образец)

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Из каких многоугольников вы составили зайца?

Ответы детей.

Физкультминутка «Все умеем мы считать»

Раз, два, три, четыре, пять-

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться. (под счёт воспитателя дети выполняют потягивания)

Два! Согнуться, разогнуться. (наклоны, повороты туловища)

Три! В ладоши три хлопка. (хлопки в ладоши)

Головою три кивка (движения головой)

На четыре- руки шире.

Пять! Руками помахать. (движения руками)

Шесть – за парту тихо сесть. (дети садятся на свои места)

Игровое упражнение «Времена года»

(Воспитатель показывает детям модель «Времена года»)

Воспитатель: Сколько всего времён года?

Ответы детей.

Воспитатель: Назовите их по порядку? (Показывает времена года на модели, уточняя цвет и их название)

Ответы детей.

Воспитатель: ……, подойди к доске и покажи на модели осень. На сколько частей разделено это время года?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, почему здесь три части?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие месяца осени вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Назовите месяца осени по порядку?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой месяц осени сейчас?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой месяц был перед октябрём?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой месяц наступит после октября?

Ответы детей.

Рефлексия.  

Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали? Какие задания вам было выполнять легко, а какие трудно? С какой цифрой мы познакомились? Сколько предметов обозначается этой цифрой? Как получить число 4?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо вам ребята, за хорошие ответы, за любознательность и смекалку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений Состав числа 9

Конспект занятия по математике для подготовительной к школе группы "Состав числа 9"...

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений: Состав числа 8. (Старшая группа)

Предста​влена методическая разработка  по формированию элементарных математических представлений: Состав числа 8. Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия - Фор...

Формирование элементарных математических представлений "Состав числа 5"

В данном конспекте в игровой форме отражена тема - состав числа из двух меньших. Герой занятия пчелёнок Пятница помогает ребятам разобраться со сложной темой. музыкальный компонент не только развивает...

Интерактивная игра-презентация по формированию элементарных математических представлений "Состав числа 4,5,6".

Цель: совершенствование и закрепление представлений о составе числа 4,5,6 на основе упражнения "Сколько не хватает". Игровой формат презентации позволяет дошкольникам самостоятельно тре...

Презентация к занятию по формированию элементарных математических представлений : "Состав числа 5 закрепление"

Презентация к занятию по формированию элементарных математических представлений : "Состав числа 5 закрепление"...

Презентация к занятию по формированию элементарных математических представлений : "Состав числа 6"

Презентация к занятию по формированию элементарных математических представлений : "Состав числа 6"...