. Образовательная ситуация «Знакомимся с Кольцами Луллия»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Наталья Владимировна Денисова

Образовательная ситуация - это форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lulliya_konspekt.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     5. Образовательная ситуация «Знакомимся с Кольцами Луллия»

Цель: создание условий для развития умения составлять задачи на сложение и вычитание посредством игр с Кольцами Луллия.

Задачи:

Образовательная: учить детей составлять задачи; классифицировать и устанавливать взаимосвязи между объектом и геометрической формой предмета и  его частей.

Развивающая: развивать логическое и творческое мышление детей.

Воспитательная: воспитывать желание заниматься интеллектуальной деятельностью.

Словарная работа: активизировать словарный запас за счет активизации существительных, прилагательных, глаголов

Демонстрационный материал: дидактическое пособие «Кольца Луллия» (3 круга)

Раздаточный материал: карточки, игровые кольца Луллия.

Методы и приёмы ТРИЗ: дидактическая игра “Сочиняем задачи с кольцами Луллия», «Найди фигуры с кольцами Луллия», «Подбери цифру с кольцами Луллия», «На что похоже с кольцами Луллия» (Приложение 6)

Этапы

Задачи этапов

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат каждого этапа

1.

Организационно-мотивационный

Дети участвуют в диалоге с воспитателем

Воспитатель громко начинает читать стихотворение, зазывая детей на игру:

1, 2, 3, 4, 5 –

Выходи со мной играть!

1, 2, 3, 4, 5 –

Кто пойдет со мной играть?

Собирайся, народ,

Кто со мной играть идет?

1, 2, 3, 4 –

Руки выше, ноги шире!

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем мы сейчас играть!

Эй, ребята, все вниманье!

Есть веселое заданье:

Будем мы сейчас играть

И друг друга развлекать!

Сегодня я познакомлю вас с новой игрой называется она «Кольца Луллия». Названа эта игра в честь ученого, который её изобрел. Раймунд Луллий жил очень давно, во времена Средневековья. Почти 800 лет назад. Он был очень известным человеком, образованным. Он впервые изобрел логическую машину из бумажных кругов. Сейчас мы можем назвать это изобретение похожим на компьютер, но в те времена копьютеров не было. Посмотрите внимательно. Кольца Луллия - это 3 круга, которые вращаются в разных направлениях и создают всевозможные комбинации.

Воспитатель раздаёт детям игровые материалы (цифры, знаки, предметные картинки)

Художественное слово.

Зазывалочка на игру

Метод беседы

Дети собираются

Дети участвуют в диалоге с воспитателем

Подготовить к  деятельности, вызвать  интерес у детей

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.

Ход игры: ребята, давайте на нижнее кольцо разложим предметные картинки, по одной в каждый сектор , на среднее – цифры 1 или 2 со знаком плюс или минус , на верхнее – цифры от 1 до 9. А теперь давайте повернем кольца  и с помощью стрелки выберем, о чем будем составлять задачу. Оля, что показала стрелка?  кубики, +2, 5.

Какую задачу мы можем составить?

Таким образом, составляются другие задачи.

Дидактическая игра «Сочиняем задачи с кольцами Луллия»

Дети слушают внимательно правила игры

Дети составляют задачу на сложение о кубиках. «У Девочки было5 кубиков. Мальчик дал ещё два. Сколько кубиков стало у девочки?»

Непосредственная игра

Участие в игре, анализ собственных возможностей

2.2

Этап ознакомления с новым материалом.

Развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет.

А теперь равайте поиграм по другому. Нам нужно будет выполнить очень интересное задание: внимательно рассмотреть картику фигуры из геометрических фигур и найти на другом кольце набор фигур из которых можно собрать это изображение. Важно учитывать все признаки и форму, и цвет, и размер каждой фигуры.

На нижнее кольцо разложим изображения, состоящие их геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираем изображение, затем совмещаем с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит.

Дидактическая игра «Найди фигуры с кольцами Луллия»

Дети выполняют задание игры самостоятельно или с помощью товарищей, или с помощью воспитателя

Непосредственная игра

Участие в игре, анализ собственных возможностей

2.3

Этап практического решения проблемы

Закрепить умения соотносить цифру и количество предметов.

учить детей соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Ход игры: Давайте на среднее и верхнее кольцо разложим картинкпи (редметные) на нижнее – цифры. Дима, выбери цифру с помощью стрелки. Ребята, рассмотрите цифру, назовите её, а затем подберите  числовую карточку на среднем и верхнем круге, которые соответствует этой цифре по количеству.

Ход игры: На нижний круг раскладываем предметные картинки, на средний и верхний  - геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме.

Ход игры: На нижний круг раскладываем предметные картинки, на средний и верхний  - геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме.

В активный словарь дошкольников вносятся понятия – бесформенный, многоугольный, трапециевидный, ромбовидный, треугольный, квадратный, круглый.

Например:

овальное зеркало

квадратная коробка

прямоугольный альбом

круглый зонт у куклы (раскрытый)

треугольная пирамидка

трапециевидная юбка

ромбовидный парус у кораблика

Дидактическая игра «Подбери цифру с кольцами Луллия»

Дидактическая игра «На что похоже с кольцами Луллия»

Дети выполняют задание игры самостоятельно или с помощью товарищей, или с помощью воспитателя

Дети выполняют задание игры самостоятельно или с помощью товарищей, или с помощью воспитателя

Непосредственная игра

Участие в игре, анализ собственных возможностей

Развитие логического мышления

3.

Заключительный этап.

Подведение итога занятия Восстановить в памяти детей то, что они делали и

узнали в процессе занятия, создать ситуацию успеха.

Ну что, ребята, наигрались?

Вам понравилась новая игра?

Как она называется? Кто помнит почему она так назыыается? Что нового мы сегодня узнали? Как можно играть с кольцами Луллия?

Молодцы! Особенно мне хочется отметить Мишу за активную работу, Катю за сложные задачи, Арину за внимательность. Спасибо вам за работу.

Беседа с детьми

Обобщение

Рефлексия

Да

Кольца Луллия

В честь ученого

Узнали, про ученого

Познакомились с новой игрой

Можно составлять задачи, играть с геометрическими фигурами.

Подведение итога занятия

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к дидактической игре "Кольца Луллия"

Игра создана на основе уже известной иры. Игры-круги авторские и подобраны в соответсвии возрасту . Общее количество игр -20. Но их можно создать огромное количество. Так что многие игры в разработке....

Развивающая игрушка "Кольца Луллия"

Развивающая игра «Кольца Луллия» (старшая группа)Цель:Развитие познавательных интересов ребенка.Задачи: Развивать творческое мышление дошкольника. Формировать ассоциативность, диалектичность и системн...

коммуникация с элементами ТРИЗ (средняя группа) "Путешествие в сказку" (кольца Луллия)

Занятие  по коммуникации с элементами ТРИЗ (Кольца Луллия) " Путешествие в сказку" средняя группа, придумывание новых сказок....

занятие с элементами ТРИЗ, средняя группа "Путешествие в сказку" (кольца Луллия)

занятие по развитию речи с элементами ТРИЗ, средняя группа...

Образовательная ситуация "Небольшое путешествие в мир кругов Р.Луллия".

Данная разработка один из примеров того как можно познакомить старших дошкольников с игровой технологией "Круги Р.Луллия". Технология хороша тем, что позволяет не только обогатить представления дошко...

Современные педагогические технологии. Опыт работы педагогов по выбору образовательной технологии и организация работы с детьми. Круги и кольца Луллия.

Новое ― это хорошо забытое старое,Но иногда старое возвращается так скоро,Что о нем даже не успеваешь забыть.                         ...

Дидактическое пособие ПО МЕТОДОЛОГИИ ТРИЗ - КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ»

Дидактическое пособие «Волшебные  кольца Луллия»  является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи, имеет  большие ...