Проект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В городе геометрических фигур».
проект по математике (средняя группа)
Математическое развитие детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, конструировании и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_salihova.docx | 41.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В городе геометрических фигур».
Подготовила и провела: Салихова М.В.
Актуальность проекта. Математическое развитие детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, конструировании и т.д.
Задачи:
- формирование и развитие наблюдательности и внимания у ребенка умение выделять существенные признаки (геометрические тела, геометрические фигуры); -формирование умения сравнивать (линии, геометрические фигуры, геометрические тела), отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства;
- умение делать несложные обобщения на основе общих свойств;
- умение распределять предметы на группы в соответствии с выделенными признаками;
- развитие творческих способностей, используя различные геометрические фигуры;
- развитие речи;
- развитие памяти.
Цель проекта: создание условий для развития математических и творческих способностей детей.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Участники: воспитатель, дети средней группы, родители.
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Планируемые результаты: У детей развивается интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр и упражнений; речь детей активизируется, появляется больший интерес к занятиям по математике, развивается трудолюбие, аккуратность, доброжелательность. Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а так же самостоятельность, активность и творческие способности детей.
Развивающая среда
Дидактические игры.
Игра «Чудесный мешочек». Игра «Геометрическая мозаика». Игра «Составь фигуру». Игра «Составь геометрическую фигуру из счетных палочек. Игра «Город геометрических фигур». Игра «Найди свое место». Игра «Посмотри вокруг».
Демонстрационный материал
Демонстрационный материал. Математика для детей 3-4лет. Е. В. Колесникова.
Демонстрационный материал. Математика для детей 4-5 лет. Е. В. Колесникова.
Рабочие тетради по математике для детей 3-4лет. Е. В. Колесникова.
Рабочие тетради по математике для детей 4-5лет. Е. В. Колесникова.
Кукольный театр на столе. «Теремок».
Кукольный театр на столе. «Репка».
Кукольный театр на столе «Волк и козлята»
Методическая литература:
Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа Т. С. Комарова
Математика для детей 3-4лет. Е. В. Колесникова.
Математика для детей4-5 лет. Е. В. Колесникова.
Формирование элементарных математических представлений средняя группа И. А. Помораева, В. А. Позина
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
План работы
Понедельник
Игра «Чудесный мешочек». Дети рассматривают, что в мешочке. Доставая фигуру, определяют ее форму, цвет. Затем закрывают глаза, а воспитатель прячет фигуру в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет фигуру. Игра «Геометрическая мозаика». Дети выбирают необходимые фигуры, составляют силуэты, картинки. Настольный театр «Репка».
Вторник
Игра «Составь фигуру». Дети получают по набору геометрических фигур, рассматривают, называют их и отбирают фигуры одной формы и составляют из имеющихся фигур новые геометрические фигуры другой величины. Составьте квадрат из прямоугольников, а затем из квадратов. Составьте четырехугольник из треугольников, треугольник из треугольников. Придумайте и составьте геометрическую фигуру, которой еще никто не видел, назовите ее. Игра «Составь геометрическую фигуру из счетных палочек» . Отсчитывая каждый раз по шесть палочек, дети составляют из них новую фигуру и называют ее. Выигрывает тот, кто составит наибольшее число фигур.
Среда
Игра «Город геометрических фигур» . Незнайка побывал в Городе геометрических фигур и перепутал все улицы и дома, жители города так расстроились, что забыли, кто в каком городе живет, дети помогут им расселиться в новом городе. Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуются как бы три части города. Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые, дети должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселятся фигуры, обладающие двумя общими признаками (цветом красные и формой круглые).
Игра «Найди свое место». В руках у детей карточки с геометрическими фигурами, и на каждом стульчике лежат карточки с изображением этих фигур. Дети под музыку двигаются по группе, как музыка прекращается, каждый садится на тот стул, где лежит такая же карточка, как у него. Игра усложняется, если фигуры будут отличаться по цвету, размеру, а также карточки со стула на стул перекладываются. Дающие двумя общими признаками (цветом красные и формой круглые) .Игра «Посмотри вокруг». Дети делятся на команды, каждой команде предлагается назвать предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы и т.д. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Пятница.
Игры на развитие логического мышления у детей. «Развитие творческого мышления».
Итоговое мероприятие: постановка сказки детьми «Волк и козлята»»
Цель: Получение детьми положительных эмоций.
Подвижные игры на ориентировку в пространстве. «Найди флажок» .
Беседа о просмотренном спектакле. Цель: Закрепляем умения выражать свои эмоции в связной речи
Индивидуальные беседы и рекомендации родителям на тему: Математика в повседневной жизни ребенка.
Результативность проекта:
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Были получены системные знания о геометрических фигурах.
Результаты проекта показали повышение уровня знаний детей о названиях геометрических фигур, форме, цвете. Закрепили количественный и порядковый счет, цифры( в пределах 5). В течение осуществления проекта был подобран методический материал, пособия;
оформлен « Математический уголок». Материалы уголка постоянно пополняются, изменяются;
выпущены консультации по теме проекта.
проведены беседы и занятие, которые вызывают интерес у детей и родителей.
Консультация для родителей
Математика в повседневной жизни ребенка.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д, не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.
Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д, ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов(сколько у тебя пуговиц на кофточке).
Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки».
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».
Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.
Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).
В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Консультация для родителей
«Веселая математика дома»
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.
Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.
Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.
1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»
Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
2. Математическая игра «Составь цветок»
Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.
3. Игра- упражнение «Назови похожий предмет»
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
4. «Собери бусы»
Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.
Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.
Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"):
5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль
развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.
Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения
Играйте с ребенком с удовольствием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "В городе геометрических фигур"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Лицей №6» структурное подразделение детский сад «Дельта»...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе по теме: «Геометрические фигуры»
Цель: закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат)....
Проект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В городе геометрических фигур».
Математическое развитие детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Применять приобретенные знания цвета, форм...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Геометрические фигуры».
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Геометрические фигуры»....
Проект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Занимательная математика».
Проект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Занимательная математика»....
Проект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну весёлых фигур»
Цель проектаВоспитанники, свободно владеют знаниями о геометрических фигурах в рамках своих возрастных особенностей и активно применяют свои знания в различных видах познавательно - творческой деятель...