Образовательная ситуация по технологии ТРИЗ «День и ночь - сутки прочь»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.
Непосредственно образовательная деятельность в виде образовательной ситуации является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.
Образовательная ситуация - это форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коспект | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация «День и ночь - сутки прочь»
Цель: формирование у детей представления о движении Земли вокруг своей оси, как причине смены частей суток.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с глобусом- моделью Земли, уточнить представление о сутках, частях суток; закрепить знание дней недели.
Развивающая: создать условия для развития логического мышления, рефлексивных умений детей.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её; вызвать интерес к математическим занятиям.
Словарная работа: утро, вечер, день, ночь, сутки, планета Земля, глобус.
Демонстрационный материал: схема «Круглые сутки»; плакаты к загадкам о частях суток, временах года.
Раздаточный материал: набор картинок «Сутки», «Дни недели».
Методы и приёмы ТРИЗ: метод системного анализа; дидактическая игра «Раньше-позже» (Приложение 2), дидактическая игра «Интервью».
№ | Этапы | Задачи этапов | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат каждого этапа |
1. | Организационно-мотивационный | Вызвать интерес у детей. Настроить на работу. | Ребята, я подготовила для вас несколько загадок, как думаете, вы сможете их отгадать? На траву роса ложиться, Ну а нам пора вставать, На зарядку становится, Чтобы лучше день начать. Солнце в небе высоко, И до ночи далеко, Коротка деревьев тень. Что за время суток? Солнце спать легло, и будто Легким, синим покрывалом Оно всю землю укрывает, Это время – очень точно- Сумерками называют. Когда с темнотой Земля вдруг сошлась И в небе луна Со звездою зажглась? | Вопрос Метод беседы Загадка Загадка Загадка Загадка | Дети участвуют в диалоге с воспитателем Да Утро День Вечер Ночь | Подготовить к деятельности, вызвать интерес у детей |
2. | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Повторить знакомый материал. Создать проблемную ситуацию Развивать умение выделять цели образовательной деятельности . | Ребята, о чем были загадки? Знаете ли вы, из чего состоят сутки? Исстари говорится: "День и ночь - сутки прочь". Ребята, в сутках 24 часа. Как думаете, отчего столько длятся сутки? Правильно, за это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Знаете ли вы, что такое глобус? Как он выглядит? Хотите узнать? | Метод беседы Вопросы Пословица Вопрос Рассказ воспитателя | Дети участвуют в диалоге с воспитателем О частях суток Из утра, дня, вечера и ночи. Это связано с движением планеты Земля вокруг Солнца Нет Да, хотим | Принятие и понимание проблемы. |
2.2 | Этап ознакомления с новым материалом. | Ознакомление с новым материалом. | Это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг оси, проходящей через его центр, так же, как и Земля вращается вокруг своей невидимой оси. На той части нашей планеты, на которую не светят солнечные лучи- ночь, а на освещенной стороне планеты светлый день. Земля вращается постоянно не прерываясь, поэтому день и ночь сменяют друг друга. Рань, очень давно жизнь людей протекала медленнее Ведь еще не было ни машин, ни самолетов, ни поездов, ни телефонов, ни телевидения, ни радио, ни компьютеров. В разные города люди ехали на лошадях несколько дней, недель или месяцев, а иногда и ходили пешком. Время суток определяли примерно - утро, день, вечер, ночь. Крестьяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца. Если солнце высоко -это день. Как думаете, почему в пословице говорится: «Утро вечера мудренее». Послушайте стихотворение «Что такое сутки?» Помни, сын, запомни, дочь, Сутки - это день и ночь. Днем светло и солнце светит, Во дворе играют дети: То взлетают на качелях, То кружат на каруселях. Небо стало розоватым - Солнце клонится к закату, Сумрак саду лег на плечи - Значит, наступает вечер | Метод рассказа Наглядный метод – показ модели Земли Использование художественного слова | Дети внимательно слушают Потому, что важные дела обычно делают утром. | Получить новые знания. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Дать образец выполнения. Практическое применение полученных знаний | Давайте поиграем в игру «Раньше-позже». Сейчас я расскажу какую-либо ситуацию, а вы отвечаете, что было до этого, или, что будет после, и показываете соответствующую картинку. Какая часть суток сейчас? А что было раньше? А раньше? А еще раньше? Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? А послезавтра? | Дидактическая игра Практическая работа с картинками | Дети принимают активное участие в диалоге День. Утро. Ночь. Вечер. Вторник. Понедельник. Среда Четверг | Получение представлений о практическом способе выполнения. |
3. | Заключительный этап. | Подведение итога занятия Восстановить в памяти детей то, что они делали и узнали в процессе занятия, создать ситуацию успеха. | Игра «Интервью» Мария, что вы сегодня узнали нового? Егор, что вы делали сегодня на занятии? Михаил, было ли вам интересно? Екатерина, услышали ли вы сегодня что-нибудь, что удивило вас? Арина, что из того, что вы сегодня узнали, вы раскажете сегодня маме с папой? Макар, довольны ли вы своей работой сегодня? Почему? Большое спасибо за ваши ответы. Сегодня действительно было очень интесное занятие. Спасибо. | Беседа с детьми Обобщение Рефлексия | Я не знала, что планета вращается вокруг Солнца. Мы отгадывали загадки. Меня удивило, почему происходит смена частей суток. Я расскажу маме с папой, что видела глобус. Да, я смог отгадать все загадки. | Подведение итога занятия |
2. Образовательная ситуация «Где живут цифры?»
Цель: создание условий для закрепления знаний цифр, через дидактические игры.
Задачи:
Образовательная: закреплять названия цифр, их расположение в натуральном ряду.
Развивающая: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, учить задавать вопросы.
Воспитательная: воспитывать умение слушать товарищей.
Словарная работа: название и склонение слов-числительных.
Демонстрационный материал: числовая лента, набор цифр.
Раздаточный материал: числовой набор к игре.
Методы и приёмы ТРИЗ: метод системного анализа; дидактическая игра “Где живет?”, «ДаНетка» с числами (Приложение 3), дидактическая рефлексивная игра “Доскажи предложение”.
№ | Этапы | Задачи этапов | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат каждого этапа |
1. | Организационно-мотивационный | Вызвать интерес у детей. Настроить на работу. | Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне, давайте поиграем в интересную игру. Хотите со мной поиграть? | Организационно-мотивационный | Дети собираются вокруг воспитателя, внимательно слушают. Да! | Подготовить к деятельности, вызвать интерес у детей |
2. | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Повторить знакомый материал. Создать проблемную ситуацию Развивать умение выделять цели образовательной деятельности . | Дидактическая игра “Где живет?” Сначала ответьте -ка на мои вопросы: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник? Где живет цифра 3? Где живет цифра 5? - Молодцы вы правильно ответили на вопросы. Хотите поиграть в новую игру? Тогда слушайте правила | Метод беседы | Дети участвуют в диалоге с воспитателем В столе, в шкафах, в окне, на линолеуме, в телевизоре, интерактивной доске и т. п. В днях недели, в месяцах года, В днях рождениях, в номерах телефонов, домов, на пальцах руки, в календаре, в адресе нашего детского сада и т. п. | Принятие и понимание условий игры. |
2.2 | Этап ознакомления с новым материалом. | Ознакомление с новым материалом. Обучение мыслительному действию; закрепить умение считать в пределах 10; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. | - Хочу познакомить вас с игрой «ДаНетка». - Посмотрите на мольберт, что перед вами? Сейчас я загадаю цифру, а вам нужно отгадать какую цифру я загадала, задавая вопросы. Хотите попробовать угадать? Петя, попробуй, задай вопрос. Да это цифра 8. Кто хочет загадать цифру следующим? Хорошо, давай Катя. Только нам не говори. И главное на вопросы можно отвечать только словами: да или нет. (загадывает каждый ребёнок) А сейчас давайте усложним, я уберу цифровой ряд, поиграем без него. | Метод рассказа Наглядный метод –использование цифровой ленты Дидактическая игра | Дети участвуют в диалоге с воспитателем Цифровой ряд. Цифры от 1 до 9 Да Это цифра 7? Эта цифра больше 7? Эта цифра меньше 9? Это цифра 8? | Получить новые умения - играть в новую игру |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Дать образец выполнения. Практическое применение полученных знаний | Например: загадайте какую ни будь цифру(дети загадывают)
Воспитатель: Эта цифра больше 5? Воспитатель: Эта цифра меньше 5? Воспитатель: Эта цифра меньше 3? Воспитатель: Она стоит перед цифрой 2? А теперь, я буду загадывать, а вы отгадывать. | Дидактическая игра Эта игра может проводиться как командная, так и индивидуально, результатом игры является отгаданная цифра с наименьшим количеством заданных вопросов. | Дети принимают активное участие в диалоге Дети: Нет. Дети: Да. Дети: Да. Дети: Да. | Непосредственная игра Участие в игре, анализ собственных возможностей |
3. | Заключительный этап. | Подведение итога занятия. Восстановить в памяти детей то, что они делали и узнали в процессе занятия, создать ситуацию успеха. | Дети собираются около воспитателя. Проводится игра “Доскажи предложение” Сегодня на занятии мы говорили о..... Мне очень понравилась...... Самым весёлым было..... Я узнал.... Я горд тем, что На следующем занятии... Лучше всех.... Спасибо ребята, за плодотворную работу. креативные ответы, внимательное отношение. | Беседа с детьми Обобщение Рефлексия | Участвуют в беседе Цифрах Игра “ДаНетка” Угадывать где живут цифры Что на занятии весело Смог угадать заганую цифру Я хочу повторить игру “Где живут” Сегодня отвечал Максим | Подведение итога занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Утро, день, вечер, ночь - сутки прочь"
Конспект интегрированной образовательной деятельности для средней группы . Используемые виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-х...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание». «Математика» в подготовительной группе Тема: «День и ночь – сутки прочь»
· Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», «вчера», «сегодня», «завтра», представление о сменяемости суток и частей суток. Активизирова...
Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.
Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию « День и ночь - сутки прочь»
В конспекте рассказывается о частях суток, есть материал для развития мелкой моторики рук и рисования....
Тема: "День и ночь - сутки прочь"
Конспект занятия по природе....
Конспект НОД по познавательному развитию "День и ночь - сутки прочь"
Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи, сутках (части суток), времен года, Луне, звездах и созвездиях. Учить делать умозаключения о взаимосвязях...
Конспект НОД Тема: «День да ночь, сутки прочь»
Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», представление о сменяемости суток и частей суток. Развитие математических способностей у детей. Формирование у детей интерес...