Конспект НОД Тема: «День да ночь, сутки прочь»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», представление о сменяемости суток и частей суток. Развитие математических способностей у детей. Формирование у детей интереса к занятиям физической культурой и ценностного отношения к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД Тема: «День да ночь, сутки прочь» | 46.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»
Г. СОВЕТСКИЙ»
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
физическое развитие
для детей подготовительной к школе группы
Тема: «День да ночь, сутки прочь»
Воспитатель: Галлямшина Г. Л.
Инструктор ФИЗО: Цыганова И.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо ориентироваться во времени, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность. Это умение создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, целенаправленность, собранность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют лучшему осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними, что позволяет ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться к условиям жизни.
Время всегда в движении, его нельзя задержать и «показать». Поэтому в педагогической практике встаёт вопрос: «Как показать ребёнку время?» Время воспринимается ребёнком опосредованно, через постоянно повторяющиеся явления жизни и деятельности, а навык различения промежутков времени формируется на основе личного опыта ребёнка.
При обучении детей распознаванию частей суток очень важно соотносить правильное словесное обозначение каждой части суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для ребёнка деятельности и внешним признакам. Дети учатся различать части суток по изменению содержания их собственной деятельности в эти отрезки времени. Точный распорядок дня: подъём, зарядка, занятия, сон и т. д. создаёт реальные условия для формирования у ребенка представлений о частях суток.
Занятие составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с геометрическими фигурами)
• Наглядно-практический метод (карточки с геометрическими фигурами; цифры, наборы с геометрическими фигурами)
• Словесный метод (беседа, пояснение-сопровождение для презентации)
• Прием эмоциональной заинтересованности (Белоснежка)
• Игровой прием (путешествие в «пещеру»)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
- Социально-коммуникативное (дружеские взаимоотношения между детьми, привычка заниматься сообща, )
- Физическое развитие (ОВД, суставная, дыхательная гимнастики, подвижная игра)
- Художественно - эстетическое (художественное слово)
- Познание (решение логических задач, беседа воспитателя, просмотр презентации)
Используются следующие методы и приёмы:
- Рассматривание с детьми картинок, изображающих деятельность в разные отрезки времени, обозначение этих отрезков времени словом (утро, день, вечер, ночь);
- Использование стихов, рассказов про части суток;
- Беседы с детьми о том, что они делают утром, днём, вечером, ночью.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Живой интерес, который возник у детей, позволил использовать его для повышения эффективности обучения. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, так же позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников использовались занимательные проблемные ситуации. На занятии наряду с объяснениями педагога и совместными действиями детей проходит самостоятельная работа каждого ребёнка с раздаточным материалом, формируется навык самоконтроля и самооценки. Закрепляются навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, используя слуховой и зрительный анализаторы; умение правильно отвечать на вопросы: « Сколько?»,
«Который по счёту?», «Столько – сколько…»; упражнять в различении и назывании геометрических фигур, в выделении их свойств (форма, цвет, размер); совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Педагог проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции; налажены партнерские отношения с детьми.
Цель:
Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», представление о сменяемости суток и частей суток. Развитие математических способностей у детей. Формирование у детей интереса к занятиям физической культурой и ценностного отношения к своему здоровью.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи.
2. Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»
3. Уточнение и расширение словаря по теме.
3. Использовать в речи слова обозначающие части суток: утром, днём, вечером, ночью.
4. Учить порядковому счету в пределах 10, развивать понимание значения порядковых числительных и вопросов «Сколько всего?», «Какой?», «Который по счету?»,
5. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
6. Закрепить представление о круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Совершенствовать умение устанавливать закономерность и выкладывать в заданной последовательности.
7. Накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение основными видами движениями
Развивающие:
1. Развивать пространственное воображение, познавательный интерес;
2. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по форме, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;
3. Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
4. Совершенствовать общую и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к математическим занятиям;
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
3. Формирование ценностей здорового образа жизни.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально- художественная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: познание, художественно- эстетическое, физическое, социально- коммуникативное.
Предварительная работа с детьми: чтение сказок, решение логических задач, дидактические игры.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – карточки с геометрическими фигурами; цифры, мешочек с геометрическими фигурами, мягкий куб, коврик, поднос.
Раздаточный – пенал с геометрическими фигурами, карточки с двумя полосками, наборы геометрических фигур, пенек.
Оборудование:
коврик со следами, 4 обруча, досочка, модуль - тоннель.
Музыкальное сопровождение: аудиозапись «Ритмика для дошкольников», фортепиано.
Мультимедийный экран: Презентация к образовательной деятельности.
Ход НОД
Дети входят в зал. Строятся в шеренгу.
Инструктор ФК:
- Равняйсь! Смирно!
- Здравствуйте, ребята! По порядку рассчитайсь! 1 – 10 (прикрепить детям соответствующую цифру)
Ритуал приветствие: (Дети образуют круг вокруг педагога)
Эй, скорее! Встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой.
Другу руки протяните,
Настроенье подарите
И друг другу улыбнитесь
- СЛАЙД № 1 – домик гномов
- Ребята! Посмотрите, какой чудесный домик! (дети подходят к домику) Давайте попробуем угадать, кто в нем живет. - Правильно –гномы.
-Из какой сказки, ребята, эти гномы?
-Кто автор этой сказки?
- Ребята, какого роста гномы?
- А великаны?
А еще гномы бывают толстые и худые.
Давайте попробуем их изобразить.
• Игра «Высокий и низкий, толстый и худой»
(- Высокий - ходьба на носках, руки вверх;
- Низкий – ходьба в полуприседе, руки на поясе.
- Толстый – ходьба на внешнем своде, руки в стороны.
- Худой – ходьба на пятках, обнять себя. )
Инструктор ФК: Ребята, как вы думаете, чем занимаются гномы в течение дня? (Умываются, делают зарядку, завтракают, работают, обедают, отдыхают, играют)
- Как называется такой порядок, когда все происходит по очереди (Режим дня)
Ребята, вы слышите, кто-то идет сюда? (Белоснежка выходит из домика)
Белоснежка:
Как много у нас гостей. Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли. Гномы ушли в пещеры искать цветные минералы, а я здесь скучаю одна.
- СЛАЙД № 2 -часы показывают время 07.30
-Ребята, вы слышите? (обращает внимание детей на часы – слышно тиканье часов)
-Что показывают нам часы? (Время, части суток)
-Какое время суток они показывают? (Утро)
-Что делают гномы утром? (Умываются, чистят зубы, делают зарядку)
Белоснежка: Мы тоже сейчас с вами будем умываться.
• Самомассаж кистей рук.
-Гномик наш - хороший мальчик,
-Одной ладошкой «мыть» другую;
-Мылом моет каждый пальчик.
-Указательным пальцем одной руки дотронуться до каждого пальца другой руки;
-Вымыл палец он большой, сполоснул его водой.
-Всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки массировать большие пальцы;
-Палец указательный мылил мылом тщательно.
-Тоже -с указательным пальцем.
-Средний палец мыл умело ароматной мыльной пеной.
- Тоже - со средним пальцем
-Безымянному от щетки досталось, вовсе грязи на нем не осталось.
- То же – с безымянным пальцем.
-А мизинчик быстро мыл: очень маленький он был.
- Быстро и аккуратно массировать мизинцы. Встряхнуть ладони
Белоснежка: Гномы утром проснулись, умылись, сделали зарядку. А что еще им необходимо утром сделать, чтобы чувствовать себя бодрым и сильным? (Позавтракать)
Инструктор ФК:
-Правильно. Давайте сварим им кашу. Какую кашу будем с вами варить, ребята? (варианты ответов детей: рисовую, манную, гречневую и др.)
• Дыхательная гимнастика:
«Каша кипит»
(- И.п. - Стоя, одну руку положить на живот, другую на грудь.
-Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох.
-Опустить грудь, выдыхая воздух, выпятить живот –
выдох. (при выдохе громко произнести звук «пф-ф-ф»)
- СЛАЙД № 3 – часы показывают время 11.00
Инструктор ФК:
Вот и солнышко проснулось, всем нам мило улыбнулось.
-Ребята, какое время суток показывают нам часы? (День)
Чем занимаются гномы днем? (Работают, ищут сокровища, цветные минералы)
- Мы с вами тоже пойдем в пещеру за гномами искать минералы. Белоснежка, пойдем с нами.
• Основные движения
- пройти по следам гномов по тропинке (коврики)
- перейти через ручей по камушкам (обручи)
- перебраться через пропасть (досочки)
- пролезть по тоннелю в пещеру (модули).
- СЛАЙД № 4 - пещера
- Вот мы с вами, ребята, добрались до пещеры. Смотрите, сколько здесь цветных минералов. Давайте их соберем.
• П/и «Разноцветные минералы»
(Карточки с изображением геометрических фигур и сундучок).
- Дети двигаются под музыку врассыпную. По сигналу (карточка) дети бегут на соответствующую геометрическую фигуру (цвет и форма) и приносят ее педагогу. В конце находят сундучок (карточка с изображением сундучка) и складывают в него карточки с геометрическими фигурами.
Белоснежка: Ребята, какие вы молодцы. Так много разноцветных минералов собрали. Проходите, пожалуйста за столы (разложены наборы с геометрическими фигурами) и посмотрите на экран.
- СЛАЙД № 5 – геометрические фигуры
- У какой фигуры меньше всего углов? Сколько? (Меньше всего углов у треугольника).
- Возьмите себе столько же самоцветов.
- У какой фигуры больше всего углов? Сколько? (Больше всего углов у шестиугольника).
- Возьмите себе столько же самоцветов.
- Сколько сторон у квадрата? (У квадрата четыре стороны).
- Возьмите себе столько же самоцветов.
- Сколько вершин у пятиугольника? (У пятиугольника пять вершин).
- Возьмите себе столько же самоцветов.
- СЛАЙД № 6 –геометрический узор
А сейчас мы с вами выполним задание на внимание.
Я покажу вам на экране картинку с изображением геометрических фигур. Вы внимательно посмотрите и запомните ее, на это у вас 10 секунд. Затем я закрою экран, а вы у себя на столах выложите фигуры в той последовательности, в какой они были на экране, на это вам дается 20 секунд.
Инструктор ФК: «Мы хорошо поработали, весело поиграли и немножко проголодались.
-Что же нужно сделать гномам и нам, чтобы набраться сил для новых игр и работы? (Покушать, пообедать).
-Что же можно приготовить на обед? (Дети перечисляют обеденное меню, называя свои любимые блюда)
- СЛАЙД № 7 - часы показывают время 13.00
-Приглашаю вас, ребята, на обед.
• Песня: «Пестрый колпачок»
Имитационные движения:
Пообедать гномы все дружно собирались.
( круговое вращение в лучезапястном суставе к себе)
Суп, котлеты и компот Белоснежка варит
( круговое вращение в лучезапястном суставе от себя)
Тила-ла-ла, да тила-ла-ла! Белоснежка варит!
( круговое вращение в локтевом суставе к себе)
Тила-ла-ла, да тила-ла-ла! Белоснежка варит!
( круговое вращение в локтевом суставе к себе)
Инструктор ФК: Нам пора возвращаться домой, ребята. Постройтесь в обратном порядке от 10 до 1. (Дети выполняют ОВД в обратном порядке и возвращаются к домику гномов)
- СЛАЙД № 8 – часы показывают время 17.00
Белоснежка: Ребята, посмотрите внимательно на часы.
- Что изменилось? Каким цветом стал циферблат у часов? Почему? (Цвет циферблата стал, синим, солнце садится).
- Какое время суток наступило? (Вечер)
-Чем гномы и мы занимаемся вечером? (Ужинаем, отдыхаем)
А как вечер наступает,
Ужинают гномы,
Поиграют, порисуют –
И в кровать готовы.
Я предлагаю вам, ребята, поиграть в
Математическую игру «Найди фигуры».
Дети садятся в круг на палас. Перед детьми на полу находится «коврик»
(ткань, на которую прикреплены геометрические фигуры разного цвета и размера - количество геометрических фигур все по шесть штук)
Игровое правило. Дети по очереди бросают игральный куб на «коврик» и собирают такое количество фигур, сколько выпадет на кубике (фигуру называет педагог)
- Слайд № 9 - часы показывают время 21.00
Инструктор ФК:
- Ребята, а в какое время суток спят гномы и мы? (Ночью)
Белоснежка:
-Ребята, смотрите, стрелочки на часах прошли целый круг.
-Какие полезные дела мы сделали в течение дня? (Умылись, почистили зубы, сделали зарядку, покушали, играли в подвижные игры, ходили по досочке, прыгали в обручи, искали и собирали геометрические фигуры,)
-Как называется порядок, когда все проходит по очереди? (Режим дня)
-Ребята, можно нарушать режим дня?
- Как вы думаете, почему нельзя нарушать режим дня? (ответы детей)
-Да, ребята, наш организм привык к определенному порядку, который нельзя нарушать. Ведь мы можем заболеть, если не есть, не спать, а только играть и отдыхать.
- СЛАЙД № 10– домик гномов
Инструктор ФК:
-Спасибо гномам, что так интересно было у них в гостях.
-Смотрите, они оставили на пенечке нам мешочек с минералами.
«Дорогие, ребята, мы с удовольствием наблюдали за вами. Вы нам очень понравились. Дарим вам разноцветные минералы.
-Если вы старались, и у вас все получилось - выберите себе красный минерал;
- Если вы старались, но у вас что-то не получилось - выберите себе зеленый минерал;
-Если вы не старались, и поэтому у вас ничего не получилось – выберите синий минерал» (Самостоятельная оценка детьми своей деятельности)
- Наша прогулка в гости к гномам закончилась. Давайте наведем порядок на поляне и скажем Белоснежке до свидания. А дома, расскажите своим близким, что интересного вы сегодня узнали, поучите их делать дыхательную гимнастику и массаж для пальчиков.
Будьте все здоровы! (Дети убирают пособия и оборудование)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Утро, день, вечер, ночь - сутки прочь"
Конспект интегрированной образовательной деятельности для средней группы . Используемые виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-х...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание». «Математика» в подготовительной группе Тема: «День и ночь – сутки прочь»
· Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», «вчера», «сегодня», «завтра», представление о сменяемости суток и частей суток. Активизирова...
Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.
Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию « День и ночь - сутки прочь»
В конспекте рассказывается о частях суток, есть материал для развития мелкой моторики рук и рисования....
Тема: "День и ночь - сутки прочь"
Конспект занятия по природе....
Конспект НОД по познавательному развитию "День и ночь - сутки прочь"
Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи, сутках (части суток), времен года, Луне, звездах и созвездиях. Учить делать умозаключения о взаимосвязях...
конспект занятия для старшей группы "День и ночь-сутки прочь"
Конспект занятия для старшей группы по формированию целостной картины мира "День и ночь - сутки прочь"...