Конспект НОД Тема: «День да ночь, сутки прочь»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Галлямшина Галия Лутфуллиновна

Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», представление о сменяемости суток и частей суток. Развитие математических способностей у детей. Формирование у детей интереса к занятиям физической культурой и ценностного отношения к своему здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

Г. СОВЕТСКИЙ»

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,

физическое развитие

для детей подготовительной к школе  группы

Тема: «День да ночь, сутки прочь»

Воспитатель: Галлямшина Г. Л.

Инструктор ФИЗО: Цыганова И.Ю.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо ориентироваться во времени, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность. Это умение создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, целенаправленность, собранность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют лучшему осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними, что позволяет ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться к условиям жизни.

 Время всегда в движении, его нельзя задержать и «показать». Поэтому в педагогической практике встаёт вопрос: «Как показать ребёнку время?»  Время воспринимается ребёнком опосредованно, через постоянно повторяющиеся явления жизни и деятельности, а навык различения промежутков времени формируется на основе личного опыта ребёнка.

При обучении детей распознаванию частей суток очень важно соотносить правильное словесное обозначение каждой части суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для ребёнка деятельности и внешним признакам. Дети учатся  различать части суток по изменению содержания их собственной деятельности в эти отрезки времени. Точный распорядок дня: подъём, зарядка, занятия, сон и т. д. создаёт реальные условия для формирования у ребенка представлений о частях суток.

Занятие составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с геометрическими фигурами)

• Наглядно-практический метод (карточки с геометрическими фигурами; цифры, наборы с геометрическими фигурами)

• Словесный метод (беседа, пояснение-сопровождение для презентации)

• Прием эмоциональной заинтересованности (Белоснежка)

• Игровой прием (путешествие в «пещеру»)

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное (дружеские взаимоотношения между детьми, привычка заниматься сообща, )
  2. Физическое развитие (ОВД, суставная, дыхательная  гимнастики, подвижная игра)
  3. Художественно - эстетическое (художественное слово)
  4. Познание (решение логических задач, беседа  воспитателя, просмотр презентации)

Используются следующие методы и приёмы:

  1.  Рассматривание с детьми картинок, изображающих деятельность в разные отрезки времени, обозначение этих отрезков времени словом (утро, день, вечер, ночь);
  2.  Использование стихов, рассказов про части суток;
  3.  Беседы с детьми о том, что они делают утром, днём, вечером, ночью.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.  Живой интерес, который возник у детей, позволил использовать его для повышения эффективности обучения. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, так же позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.

Для формирования полноценных математических  представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников использовались занимательные проблемные ситуации. На занятии наряду с объяснениями педагога и совместными действиями детей проходит самостоятельная работа каждого ребёнка с раздаточным материалом, формируется навык самоконтроля и самооценки. Закрепляются навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, используя слуховой и зрительный анализаторы; умение правильно отвечать на вопросы: « Сколько?»,  

«Который по счёту?», «Столько – сколько…»; упражнять в различении и назывании геометрических фигур,  в выделении их свойств (форма, цвет, размер); совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Педагог проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции; налажены партнерские отношения с детьми. 

Цель:

Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», представление о сменяемости суток и частей суток. Развитие математических способностей у детей. Формирование у детей интереса к занятиям физической культурой и ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи.

2. Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»

3. Уточнение и расширение словаря по теме.

3. Использовать в речи слова обозначающие части суток: утром, днём, вечером, ночью.

 4. Учить порядковому счету в пределах 10, развивать понимание значения порядковых числительных и вопросов «Сколько всего?», «Какой?», «Который по счету?»,

5. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

6. Закрепить представление о круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Совершенствовать умение устанавливать закономерность и выкладывать в заданной последовательности.

7. Накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение основными видами движениями

Развивающие:

1. Развивать пространственное воображение, познавательный интерес;

2. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по форме, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;

3. Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

4. Совершенствовать общую и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к математическим занятиям;

2. Воспитывать  дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.      

3. Формирование ценностей здорового образа жизни.                                            

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально- художественная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: познание, художественно- эстетическое, физическое, социально- коммуникативное.

Предварительная работа с детьми: чтение сказок, решение логических задач, дидактические игры.

Материалы к занятию:

Демонстрационный – карточки с геометрическими фигурами; цифры, мешочек с геометрическими фигурами, мягкий куб, коврик, поднос.        

Раздаточный – пенал с геометрическими фигурами, карточки с двумя полосками, наборы геометрических фигур, пенек.

Оборудование:

коврик со следами, 4 обруча, досочка, модуль - тоннель.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись «Ритмика для дошкольников», фортепиано.

Мультимедийный экран: Презентация к образовательной деятельности.

Ход НОД

Дети входят в зал. Строятся в шеренгу.

Инструктор ФК:

- Равняйсь! Смирно!

- Здравствуйте, ребята! По порядку рассчитайсь! 1 – 10 (прикрепить детям соответствующую цифру)

Ритуал приветствие: (Дети образуют круг вокруг педагога)

Эй, скорее!  Встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой.

Другу руки протяните,

Настроенье подарите

И друг  другу улыбнитесь

  • СЛАЙД № 1 – домик гномов

- Ребята! Посмотрите, какой чудесный домик! (дети подходят к домику) Давайте попробуем угадать, кто в нем живет. - Правильно –гномы.

-Из какой сказки, ребята, эти гномы?

-Кто автор этой сказки?

- Ребята, какого роста гномы?

- А великаны?

А еще гномы бывают толстые и  худые.

Давайте попробуем их изобразить.

•        Игра «Высокий и низкий, толстый и  худой»

(- Высокий - ходьба на носках, руки вверх;

- Низкий – ходьба в полуприседе, руки на поясе.

- Толстый – ходьба на внешнем своде, руки в стороны.

- Худой – ходьба на пятках, обнять себя. )

Инструктор ФК: Ребята, как вы думаете, чем  занимаются гномы в течение дня? (Умываются, делают зарядку, завтракают, работают, обедают, отдыхают, играют)

- Как называется такой порядок, когда все происходит по очереди (Режим дня)

Ребята, вы слышите, кто-то идет сюда? (Белоснежка выходит из домика)

Белоснежка:

Как много у нас гостей. Здравствуйте,  ребята! Как хорошо, что вы пришли. Гномы ушли в пещеры искать цветные минералы, а я здесь скучаю одна.

  • СЛАЙД № 2  -часы показывают время 07.30

-Ребята, вы слышите? (обращает внимание детей на часы – слышно тиканье  часов)

-Что показывают нам часы? (Время, части суток)

-Какое время суток они показывают? (Утро)

-Что делают гномы утром?  (Умываются, чистят зубы, делают зарядку)

Белоснежка:  Мы тоже сейчас с вами будем умываться.

•        Самомассаж кистей рук.

-Гномик наш - хороший мальчик,

-Одной ладошкой «мыть» другую;

-Мылом моет каждый пальчик.

-Указательным пальцем одной руки дотронуться до каждого пальца другой руки;

-Вымыл палец он большой, сполоснул его водой.

-Всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки массировать большие пальцы;

-Палец указательный мылил мылом тщательно.

-Тоже -с  указательным пальцем.

-Средний палец мыл умело ароматной мыльной пеной.

- Тоже - со средним пальцем

-Безымянному от щетки досталось, вовсе грязи на нем не осталось.

- То же – с безымянным  пальцем.

-А мизинчик быстро мыл: очень маленький он был.

- Быстро и аккуратно массировать мизинцы. Встряхнуть ладони

Белоснежка:  Гномы утром проснулись, умылись, сделали зарядку. А что еще им необходимо утром сделать,  чтобы чувствовать себя бодрым и сильным?  (Позавтракать)

Инструктор ФК:

-Правильно. Давайте сварим им кашу. Какую кашу будем с вами варить, ребята? (варианты ответов детей: рисовую, манную, гречневую и др.)

•        Дыхательная гимнастика:

 «Каша кипит»

(- И.п. - Стоя, одну руку положить на живот, другую на грудь.

-Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох.

-Опустить грудь, выдыхая воздух, выпятить живот –

выдох. (при выдохе громко произнести звук «пф-ф-ф»)

  • СЛАЙД № 3 – часы показывают время 11.00

Инструктор ФК:

Вот и солнышко проснулось, всем нам мило улыбнулось.

-Ребята, какое время суток показывают нам часы?  (День)

Чем занимаются гномы днем? (Работают, ищут сокровища, цветные минералы)

- Мы  с  вами  тоже  пойдем  в  пещеру за гномами  искать  минералы. Белоснежка, пойдем с нами.

•        Основные движения

- пройти по следам гномов по тропинке (коврики)

- перейти через ручей по камушкам (обручи)

- перебраться через пропасть (досочки)

- пролезть по тоннелю в пещеру (модули).

  • СЛАЙД № 4  - пещера

- Вот мы с вами, ребята,  добрались до пещеры. Смотрите, сколько здесь цветных минералов. Давайте их соберем.

•        П/и  «Разноцветные минералы»

(Карточки с изображением геометрических фигур  и  сундучок).

 - Дети двигаются под музыку врассыпную. По сигналу (карточка) дети бегут на соответствующую геометрическую фигуру (цвет и форма) и приносят ее педагогу. В конце находят сундучок (карточка с изображением сундучка) и складывают в него карточки с геометрическими фигурами.

Белоснежка:  Ребята, какие вы молодцы. Так много разноцветных минералов   собрали. Проходите,  пожалуйста за столы (разложены наборы с геометрическими фигурами) и посмотрите на экран.

  • СЛАЙД № 5 – геометрические фигуры

- У какой фигуры меньше всего углов? Сколько? (Меньше всего углов у треугольника).

- Возьмите себе столько же самоцветов.

- У какой фигуры больше всего углов? Сколько? (Больше всего углов у шестиугольника).

- Возьмите себе столько же самоцветов.

- Сколько сторон у квадрата?  (У квадрата четыре стороны).

- Возьмите себе столько же самоцветов.

- Сколько вершин у пятиугольника?  (У пятиугольника пять вершин).

- Возьмите себе столько же самоцветов.

  • СЛАЙД № 6 –геометрический узор

А сейчас мы с вами выполним задание на внимание.

Я покажу вам на экране картинку с изображением геометрических фигур. Вы внимательно посмотрите и запомните ее, на это у вас 10 секунд. Затем я закрою экран, а вы у себя на столах выложите фигуры в той последовательности, в какой они были на экране, на это вам дается 20 секунд.

Инструктор ФК: «Мы  хорошо  поработали,  весело  поиграли  и  немножко    проголодались.

-Что же нужно сделать гномам и нам, чтобы набраться сил для новых игр и работы?  (Покушать, пообедать). 

-Что же можно приготовить на обед? (Дети перечисляют обеденное меню, называя свои любимые блюда)

  • СЛАЙД № 7 - часы показывают время 13.00

-Приглашаю вас, ребята,  на обед.

•        Песня: «Пестрый колпачок»

Имитационные движения:

Пообедать гномы все дружно собирались.

( круговое вращение в лучезапястном суставе к себе)

Суп, котлеты и компот Белоснежка варит

( круговое вращение в лучезапястном суставе от себя)

Тила-ла-ла, да тила-ла-ла! Белоснежка варит!

( круговое вращение в локтевом суставе к себе)

Тила-ла-ла, да тила-ла-ла! Белоснежка варит!

( круговое вращение в локтевом суставе к себе)

Инструктор ФК: Нам пора возвращаться домой, ребята. Постройтесь в обратном порядке  от 10 до 1. (Дети выполняют ОВД  в обратном порядке и возвращаются к домику гномов)

  • СЛАЙД №  8 – часы показывают время 17.00

Белоснежка:  Ребята, посмотрите внимательно на часы.

- Что изменилось? Каким цветом стал циферблат у часов? Почему? (Цвет циферблата стал, синим, солнце садится).

- Какое время суток наступило?  (Вечер)

-Чем гномы и мы занимаемся вечером?  (Ужинаем, отдыхаем)

А как вечер наступает,

Ужинают гномы,

Поиграют, порисуют –

И в кровать готовы.

Я предлагаю вам, ребята, поиграть в

Математическую игру «Найди фигуры». 

Дети садятся в круг на палас. Перед детьми на полу находится «коврик» 

(ткань, на которую прикреплены  геометрические фигуры разного цвета и размера -  количество геометрических  фигур все по шесть штук) 

Игровое правило. Дети по очереди бросают игральный куб на «коврик» и собирают такое количество фигур, сколько выпадет на  кубике  (фигуру называет педагог)

  • Слайд №  9 - часы показывают время 21.00

Инструктор ФК:  

- Ребята, а в какое время суток спят гномы и мы?  (Ночью)

Белоснежка:

-Ребята, смотрите, стрелочки на часах прошли целый круг.

-Какие полезные дела мы сделали в течение дня? (Умылись, почистили зубы, сделали зарядку, покушали, играли в подвижные игры, ходили по досочке, прыгали в обручи, искали и собирали геометрические фигуры,)

-Как называется порядок, когда все проходит по очереди?  (Режим дня)

-Ребята, можно нарушать режим дня?

- Как вы думаете, почему нельзя нарушать режим дня? (ответы детей)

-Да, ребята, наш организм привык к определенному порядку, который нельзя нарушать. Ведь мы можем заболеть, если не есть, не спать, а только играть и отдыхать.

  • СЛАЙД № 10– домик гномов

Инструктор ФК:

-Спасибо гномам, что так интересно было у них в гостях.

-Смотрите, они оставили на пенечке нам мешочек с минералами.

«Дорогие, ребята, мы с удовольствием наблюдали за вами. Вы нам очень понравились. Дарим вам разноцветные минералы.

-Если вы старались, и у вас все получилось - выберите себе красный минерал;

- Если вы старались, но у вас что-то не получилось - выберите себе зеленый минерал;

-Если вы не старались, и поэтому у вас ничего не получилось – выберите  синий минерал» (Самостоятельная оценка детьми своей деятельности)

- Наша прогулка в гости к гномам закончилась. Давайте наведем порядок на поляне и скажем Белоснежке до свидания. А дома, расскажите своим близким, что интересного вы сегодня узнали,  поучите  их делать дыхательную гимнастику и массаж для пальчиков.

Будьте все здоровы!  (Дети     убирают    пособия и  оборудование)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Утро, день, вечер, ночь - сутки прочь"

Конспект интегрированной образовательной деятельности для средней группы . Используемые виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-х...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание». «Математика» в подготовительной группе Тема: «День и ночь – сутки прочь»

·         Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», «вчера», «сегодня», «завтра», представление о сменяемости суток и частей суток.  Активизирова...

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию « День и ночь - сутки прочь»

В конспекте рассказывается о частях суток, есть материал для развития мелкой моторики рук и рисования....

Тема: "День и ночь - сутки прочь"

Конспект занятия по природе....

Конспект НОД по познавательному развитию "День и ночь - сутки прочь"

Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи, сутках (части суток), времен года, Луне, звездах и созвездиях. Учить делать умозаключения о взаимосвязях...

конспект занятия для старшей группы "День и ночь-сутки прочь"

Конспект занятия для старшей группы по формированию целостной картины мира "День и ночь - сутки прочь"...