Конспект занятия по ФЭМП в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Биржева Гульнара Дамировна

Тема: "Счёт до 5. Число и цифра 5"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_femp.docx55.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счёт до 5. Число и цифра 5»

Выполнила: Биржева  Г.Д.

Надым 2019г

Тема: Конспект занятия по рисованию в средней группе «Весенние цветы»

Возрастная группа: средняя «Б»

Цель: Развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников.

Детская цель: помочь медвежонку и зайчонку собрать ягоды

Воспитательные задачи: Вызвать у детей интерес к занятию

Материалы и оборудование: Демонстрационный: 

  1. игрушки — медвежонок и зайчонок;
  2. изображения земляники и черники;
  3. карточки с изображением 2,3,4,5 предметов;
  4. карточки с цифрами 1-5

                                                      Раздаточный:

  1. по 5 кругов красного и синего цвета;
  2. карточки с цифрой 5 по одной на каждого

Этапы мероприятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(1-2 мин.)

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …..)

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

- Какое время года вы больше всего любите?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: все времена года хороши.

Каждое время года по своему красиво. И зимой, и летом, и весной, и осенью можно найти занятие по душе.

- Чем вы любите заниматься летом?

После ответов детей воспитатель рассказывает, что Медвежонок и зайчонок любят летом ходить в лес за ягодами и зовут нас с собой.

- хотите вместе со зверушками сходить в лес за ягодами?

-Сможете набрать ягод?

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний (3-4мин.)

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

Часть 1

Дидактические задачи: 

1. актуализировать представления о числе 4 и о понятие «столько же»;

2. закреплять умение считать в пределах пяти, различать левую и правую сторону.

На чём можно добраться до леса?

Дети предлагают различные средства передвижения Выбирается поезд.

- что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд?

- Где покупают билеты?

-Как называется человек, который продаёт билеты?

Дети подходят к столу кассе, на котором находятся карточки — билеты с нарисованными на них предметами.

Карточек, на которых нарисовано 4 предмета, столько же, сколько детей. Также имеются карточки с 2,3,5 предметам. Карточки лежат вперемешку.

Воспитатель говорит, что билетом на поезд будет служить карточка, на которой нарисовано 4 предмета.

Для организации обратной связи воспитатель задаёт вопрос:

- сколько предметов должно быть нарисовано на билете?

Далее дети самостоятельно покупают билеты.

Воспитатель-проводник проверяет билеты около поезда. Если билет куплен правильно, то проводник просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете.

Если детей в группе много, то воспитатель спрашивает только тех детей, которые требуют повышенного внимания.

Если на карточке, которую выбрал ребёнок, не 4 предмета, то воспитатель просит ребёнка — пассажира пересчитать предметы. В этом случае ребёнок видит свою ошибку при счёте, относит карточку на стол и выбирает ту, на которой 4 предмета.

После проверки билеты у детей забираются.

Все пассажиры на местах, билеты проверены можно ехать.

- Посмотрите направо (налево).

Дети поворачивают головы направо (налево).

Приехали в лес.

Часть 2

Дидактические задачи: организовывать активный отдых детей

Дети встают со стульев — выходят из поезда — и идут «в лес».

- Как надо себя вести в лесу?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: лес — этом дом зверей и птиц,  а в доме должно быть чисто, поэтому все бумажки, бутылки, пакеты нужно забирать с собой, а потом выкидывать в урну.

Лес  - это дом зверей и птиц, и в этом доме они должны чувствовать себя в безопасности. Поэтому, чтобы не пугать лесных жителей, нужно ходить и разговаривать тихо.

Воспитатель собирает детей около себя и подводит к столам, говоря, чтобы они представили, что это ягодная полянка.

Дети садятся за столы по 4 человека.

На середине стола вперемешку лежат красные круги (по 4 на каждого ребёнка) и синие круги (по 4 на каждого ребёнка).

- мы пришли на полянку с ягодами

- На какие ягоды похожи красные (синие) круги?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель показывает изображения земляники и черники.

- Красные круги — это земляника, синие — черника.

Воспитатель говорит, что медвежонок собрал 4 земляники. Дети отчитывают 4 красных круга и кладут перед собой.

-Зайчонок собрал столько же ягод черники

_ столько же — это сколько?

Дети отчитывают 4 синих круга.

- Что можно сказать о количестве ягод черники и земляники? (Их по четыре, поровну).

Вдруг Медвежонок нашёл ещё по  одной ягодке земляники и черники. Воспитатель кладёт на каждый стол 4 красных и синих круга.

Дети берут один красный круг и один синий круг и кладут его рядом с остальными.

-Сколько теперь ягод земляники и  черники?

Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждой ягодки: один, два, три, четыре, пять.

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации (3-4 мин)

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

Дидактические задачи:

1. создать мотивационную ситуацию для введения цифры  5

2. формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины

Воспитатель говорит, что медвежонок и зайчонок хотят написать письмо своему другу Лисёнку и рассказать, сколько ягод они собрали.

Воспитатель кладёт на середину каждого стола карточки с числами 3,4,5, и 6. Карточек с числом 5 столько же, сколько детей.

Воспитатель рассказывает, что Медвежонок и Зайчонок ещё маленькие и пока не знают, как записываются числа.

- Давайте поможем друзьям записать, что они нашли пять ягод.

- Выберите на столе карточку, которую надо послать Лисёнку для того, чтобы он понял, что его друзья собрали по пять ягод.

Возникает затруднение, т. к. многие дети не знают, как пишется цифра пять.

-Смогли мы выбрать каточку с числом 5?

-Почему не смогли? (потому что не знаем, как записывается число 5.)

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания (способа действия)

(1-2 мин.)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

 Дидактические задачи:

1. познакомить детей с цифрой 5, формировать у них умение распознавать цифру 5 среди других цифр и соотносить её с количеством;

2. закреплять умение преодолевать затруднения способом «спросить у того, кто знает»

- Что можно сделать, если чего – то не знаешь, но очень хочешь узнать (можно спросить у того, кто знает).

Воспитатель предлагает позвонить старому Ежу, который все знает.

Дети «берут в руки телефон, набирают номер».

 Воспитатель помогает сформулировать вопрос.

Старый ёж присылал нам вот это число, это число 5.

Это число говорит о том, что предметов пять.

Дети выбирают карточку с числом 5 и кладут около собранных ягод.

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний  и умений (1-2 мин)

Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами

Часть 1.

Дидактические задачи: организовать отдых детей.

Воспитатель предлагает детям прогуляться по лесу.

Дети идут по группе, подходят к ковру. Воспитатель предлагает детям представить, что они пришли на полянку, на которой растут цветы.

_ Как называются все цветы, которые растут на полянке? (полевые). Воспитатель предлагает полюбоваться цветами, понюхать их.

Воспитатель говорит, что зайчонок и медвежонок приглашают детей полакомится ягодами, которые они собрали.

Дети возвращаются на прежнее место через поле с высокой травой, высоко поднимая ноги.

Часть 2. 

Дидактические задачи: закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов, считать по названному числу.

Дети садятся на свои места.

- Медвежонок предлагает съесть вот столько (воспитатель показывает карточку с числом 1) ягод земляники).

Дети отчитывают один красный круг и кладут на тарелочку, которую воспитатель ставит на середину стола, - съели ягодку.

- Зайчонок предлагает съесть вот столько (5) ягод земляники.

- Сколько ягод земляники предлагает съесть Зайчонок?

Дети пересчитывают красные круги и говорят, что ягод земляники только 4.

- Съешьте эти ягодки.

Дети кладут 4 красных круга на тарелку – съели землянику.

- Зайчонок предлагает съесть вот столько (5) ягод черники.

Дети отчитывают 5 синих кругов и кладут на тарелочку – съели и эти ягоды.

Воспитатель говорит детям, что от черники у них испачкались губы, и предлагает губы облизать.

Дети несколько  раз проводят язычком слева направо и справа налево.

- Какие ягоды у вас остались?

- Сколько ягод земляники?

Зайчонок предлагает детям съесть и эти ягоды.

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление (1 мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где мы сегодня побывали?

- Что интересного сделали?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь зверушкам собрать ягоды, потому что знают счёт до 5 и узнали цифру 5.

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (ориентировка во времени)

Занятие по математике в средней группе на расширение представлений о частях суток...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе детского сада

Занятие по ФЭМП всредней группе детского сада. Знакомство с планом (картой), закрепление пройденного материала....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Конспект занятие по ФЭМП в средней группе. «Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте»

Конспект занятие по ФЭМП в средней группе. «Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте»...

КОНСПЕКТ Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»

КОНСПЕКТКонспект занятия по ФЭМП в средней группе«Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Щенячий патруль" набирает в группу "Спасатель"

Конспект занятия по математике в средней группе: «Щенячий Патруль» набирает группу «Спасатель» Цель: Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошко...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение двух групп предметов»

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар; закреплять умение различать и называть плоские геометрические фиг...