НОД "Путешествие по островам в поисках сокровищ"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Болгова Ирина Викторовна

Занятие- путешествие, где закрепляются элементарные математические представления детей посредством решения проблемных ситуаций. Дети учатся считать до20. измерять длину отрезка с помощью условной мерки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_femp_puteshestvie_na_ostrov_sokrovishch.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Воспитатель: Болгова Ирина Викторовна                    

Тема: «Путешествие по островам в поисках сокровищ».

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма совместной деятельности: занятие-путешествие.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивная, двигательная.

Цель: Продолжать закреплять элементарные математические представления детей посредством решения проблемных ситуаций и активизацию мыслительных процессов).

Задачи:

Образовательные:

1. Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 20.

2. Учить измерять длину отрезка  с помощью условной мерки, устанавливать зависимость результата измерения (полученное число) от величины мерки.

 3. Продолжать учить детей составлять и решать простые арифмитические задачи на сложение  в пределах 10.

4.  Закреплять представления о геометрических фигурах: располагать геометрические фигуры так, чтобы в каждом столбике и в каждой строчке встречалась фигура только один раз.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию мыслительных операций, любознательности, познавательной активности.
  2. Развивать умение чётко и быстро отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми.
  2. Воспитывать интерес к математике.

Демонстрационный материал: карта сокровищ, кораблик (игрушка), набор цифр от 1 до 20; ключ, сундук с сокровищами.

Раздаточный: набор цифр от 1 до 10, квадраты Воскобовича,  полоски бумаги жёлтого цвета, мерки разного цвета (2см, 3см,5 см, 6 см, 10см, 15см, карандаши, фишки (круги), листы бумаги, напольное панно с геометрическими фигурами.

Предполагаемый результат:

Считают до 20 и обратно, измеряют длину отрезка меркой, решают арифметические задачи, знают геометрические фигуры.

Этап,

продолжительность

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат деятельности

Организационно-мотивационный этап

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их и подарим им тепло своих улыбок.

Воспитатель:

Собрались все дети в  круг.

Я- твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Приветствие, доброе пожелание,

установление зрительного,

 тактильного контактов и т. д.

Создание эмоционального настроя на работу.

Организация образовательного пространства

на совместную деятельность.

Показывает карту сокровищ, заинтересовывает детей.

Дети становятся в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу

Психологическая готовность к предстоящей деятельности.

Этап актуализации знаний

Воспитатель: Проведём

 математическую разминку и сосчитаем до 20. А теперь обратно.

«Счёт в прямом и обратном порядке с передачей мяча по кругу».

Воспитатель:

Ребята, недавно я перебирала старые вещи на бабушкином чердаке  и кое что нашла , вот, посмотрите. Дети подходят к столу и видят «карту сокровищ» (на карте лежат листы с заданиями в виде сложенных в трубочку листов бумаги).

 Воспитатель: Как вы думаете, что это?(карта сокровищ)

Воспитатель: Да, вы правы, это необыкновенная  карта, на ней указан путь к острову, на котором  спрятаны сокровища. Что там спрятано, как вы думаете?  (золото, серебро), изумруды, кристаллы.

А вы хотите отправиться в путешествие и открыть сундук с драгоценностями? На чем мы можем туда добраться? (на корабле). А вы хотите поработать своими ручками и построить самостоятельно каждый свой корабль? .

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Воспитатель настраивает воспитанников на активную познавательную деятельность.

Показывает карту сокровищ

Считают до 20 и  обратно

Внимательно рассматривают карту с

 сокровищами, островами.

Отвечают на вопросы

Практическая работа 

Воспитатель: подходите к стульям, садитесь. Скажите, что у меня в руках? (верно, это квадрат). А это квадрат непростой, а волшебный. Он умеет превращаться в любой предмет. Кладём  квадрат уголком вниз, какая фигура получилась? (ромб) Загибаем угол с правой стороны, загибаем угол с левой стороны,  а теперь складываем пополам . Что получилось? (кораблик) . Какую фигуру он напоминает (трапецию).

Молодцы,  все справились с заданием: корабль-лодка готовы. Давайте поставим их на пристань.

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Выполняют практическую работу.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

 Этап усвоения нового материала

Чтобы открыть сундук, что ребята нам понадобится (ответы детей: ключ) А для того, чтоб его получить, надо выполнить задания. Справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать.

Теперь вернемся к карте. Как вы думаете, на какой остров нам в начале нужно отправиться? На первый. Ребёнок управляет корабликом. Приплыли. А здесь у нас задание. Это Остров «Измерение».

1 задание:  Измерить длину дороги с помощью условной мерки. Чтобы справиться с заданием, посмотрите, как правильно нужно его выполнить.  Кладу мерку к началу дороги так, чтобы края мерки и дороги совпали, отмечаю карандашом конец мерки, провожу линию по краю мерки. Отмечаю 1 фишку. Далее прикладываю мерку уже к линии, отмеченной на полоске. (2) Моя мерка поместилась на этой дороге  полностью 15 раз.  Цифру 15 ставлю в таблицу рядом с меркой. При измерении маленькой меркой у меня получился большой результат.                

Разделимся на пары и измерим свои дороги. Результат будем отмечать в таблице цифрами.

Почему у вас цифры разные (разные мерки)

Дети выполняют. Молодцы! Успешно справились с заданием,  за это вы получаете  часть ключа. Вернёмся к карте.

Теперь мы должны отправиться на какой остров, на 2-ой остров. Приплыли.

Ребята, вы наверное устали, задание было сложное, чтобы продолжить наше путешествие мы должны отдохнуть, набраться сил.

Показ способа измерения длины дороги с помощью условной мерки.

Измеряют длину дороги с помощью условной мерки в парах.

Результат измерения отмечают в таблице

Динамическая пауза.

            Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает (2раза)

А под пальмой краб сидит,

И клешнями шевелит 

Чайка над водой летает,

И за рыбками ныряет 

А под пальмой краб сидит,

И клешнями шевелит (2 раза)

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне 

А под пальмой краб сидит,

И клешнями шевелит (2 раза)

Проведение игры. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Участвуют в игре

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Этап усвоения/ расширения имеющихся  знаний)

Молодцы. Ну давайте теперь задание посмотрим, мы же приплыли.

А  это остров «Математических задач»

задание:  Составить и решить задачу

Посчитайте, сколько бананов лежит на тарелке? Я положила ещё два(кладу).

Придумайте задачу о том, что я сделала.

Денис (На тарелке лежало 5 бананов, вы положили ещё два. Сколько всего бананов стало(оказалось  на тарелке?

- Какое условие в задаче? (На тарелке лежало 5 бананов, вы положили ещё два. - Какой вопрос в задаче? (Сколько всего бананов стало(оказалось  на тарелке?

 Решим задачу с помощью геометрических кругов.

- Сколько бананов лежало на тарелке? (5)  рисуем круг с 5 точками обозначает количество бананов,  лежавших на тарелке - Сколько я положила бананов? (2) круг с 2 точками обозначает количество бананов, которые вы положили.

- Больше или меньше бананов стало после того, как я добавила ещё два? (больше).

- Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? (К пяти прибавили два).

- Сколько всего бананов стало(оказалось  на тарелке? (7). Общий круг- сколько всего бананов..

Дети читают: К пяти прибавить два получилось семь.

Давайте решим задачу с помощью цифр и арифметических знаков. (Один ребёнок записывает на доске.)

- Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? (К пяти прибавили два)

Сколько всего бананов стало(оказалось  на тарелке? (7).Дети читают: К пяти прибавить два получилось семь

5+2=7

Молодцы, вы справились с заданием. За это вы получаете  часть ключа.

   Воспитатель: Вот и сундук с сокровищами,  на нем замок. Как его открыть? У нас есть ключ, но не целый. Часть ключа, вы получите,  выполнив, следующее задание.

Это Остров «Сообразительности». (беру листок, читаю задание и иду к геом.ф) Давайте подойдём к этому острову.

3задание: Необходимо расположить фигуры так, чтобы в каждом столбике и в  каждой строчке встречалась фигура только один раз и до тех пор, пока не закроет все клеточки.

Ну что, проверяем,  в 1 столбике повторяются фигуры? А во втором, третьем? Молодцы, вы справились с заданием и за это вы  получаете часть ключа. (выложить на мольберте часть ключа).

Воспитатель: Теперь мы можем открыть сундук с сокровищами. Что же в сундуке? Здесь лежит книга «Волшебные сказки» для нашей группы и сокровища (шоколадки-медальки). Только я не знаю, как их разделить?
Дети: 1)Посчитать шоколадки и детей. 
2) Раздать всем по шоколадке.
Воспитатель: Верно. 
Дети встают в круг и раздают шоколадки.

Предлагает сосчитать бананы на тарелке и просит придумать задачу. Просит выложить решение задачи с помощью геометрических кругов, а затем с помощью цифр и арифмитических знаков, хвалит детей, вручает часть ключа.

Даёт задание расположить фигуры так, чтобы в каждом столбике и в  каждой строчке встречалась фигура только один раз и до тех пор, пока не закроет все клеточки.

Считают, отвечают на вопросы воспитателя, записывают решение с помощью геометрических кругов и с помощью цифр и арифмитических знаков,  самостоятельно составляют задачу, определяют условие и вопрос.

Выкладывают геометрические фигуры на напольном панно подгруппами

Считают шоколадки и детей

Получают часть ключа

выкладывают на мольберте часть ключа

Открывают сундук с сокровищами с помощью ключа

Заключительный этап. Рефлексия

 Итог НОД:

Воспитатель: сядем в круг.  Ребята, скажите, вам было интересно?  Задание какого острова вам понравилось больше? (ответы детей) Вы замечательные путешественники и дружные ребята. Спасибо всем.

Предлагаю проанализировать свою работу с помощью наводящих вопросов. Оценка педагогом: все молодцы.

Высказываются по поводу полученной информации,своего эмоционального состояния.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В поисках сокровищ на острове «Форт Боярд

методическая разработка квеста по ФЭМП...

Квест – игра (развлечение)для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни «В поисках сокровищ острова Здоровья».

Итоговый квест-игра, по закреплению у детей страшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Именно с детства мы начинаем формировать привычки правильного питания, пользе закаливания и за...

21.11.2023 Конспект квест-игры по формированию элементарных математических представлений «В поисках сокровищ на острове «Форт Боярд» для детей старшей группы

Конспект квест-игры по формированию элементарных математических представлений «В поисках сокровищ на острове «Форт Боярд» для детей старшей группы...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие к острову Чудес на поиски сокровищ». (ФЭМП)

Тип ОД: обобщающее.Направление: познавательное развитие (ФЭМП)Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Форма ...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе в форме « Квест-игры» Тема: «В поисках сокровищ на острове Математики».

Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Продолжать формировать элементарные математическ...