КАРТОТЕКА математических игр для малышей
методическая разработка по математике (младшая группа)

Сырескина Татьяна Владимировна

Автором представлена картотека по формированию математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области средняя общеобразовательная школа №1

 «Образовательный центр» имени 21 Армии Вооруженных сил СССР

 п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение  «Детский сад «Солнышко»

КАРТОТЕКА

математических игр для малышей

Автор:

воспитатель

Сырескина Т.В.

В возрасте 2, 3 лет у ребенка появляются элементарные математические представления; различать предметы по размеру (большой, маленький, такой же), по форме (круг, квадрат, треугольник), определять их множество (один-много).).

Найди пару

Цель:  развивает внимание, восприятие, умение сравнивать

Оборудование:  карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.

Ход игры

Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.

Счетные палочки

Цель:  развивает умение  освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.

Оборудование:  набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).

Ход игры

Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

Помоги собрать урожай

Цель:   способствует разбитию навыков классифицирования

Оборудование:  муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.

Ход игры

Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи. Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

Матрёшка

Цель:  развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.

Оборудование:  набор матрешек.

Ход игры

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните. Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее. Постепенно покажите ему всех матрешек.

Строим башню

Цель:  способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.

Оборудование: кубики двух цветов.

Ход игры

Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики. В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

Геометрические фигуры

Цель:  учит различать предметы по цвету и форме

Оборудование: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.

Ход игры

 Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы. Изучайте круги разного цвета.

После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.

Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.

Один – туда, один - сюда

Цель: способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.

Оборудование: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.

Ход игры

Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.

Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».

Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».

Много мало

Цель: способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями

Оборудование: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.

Ход игры

В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.

После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).

Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

Геометрический магазин

Цель: помогает изучить форму предметов, освоить счет

Оборудование: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.

Ход игры

Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д.

Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.

Спрячь в ладошке

Цель: развивает умение, соотносишь предметы по величине

Оборудование: маленький и большой шарики.

Ход игры

Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.

Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.

Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.

Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

Раздай тарелочки

Цель: знакомит детей  с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»

Оборудование: 10 пластиковых тарелок.

Ход игры

Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».

Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка...».

После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».

Подбери крышку

Цель: развивает у детей  навыки классифицирования и сопоставления предметов

Оборудование: кастрюли с крышками.

Ход игры

Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.

Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.

Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

Бабушкины блины

Цель:  развивает  навыки сопоставления, умение систематизировать предметы по определенному признаку

Оборудование: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.

Ход игры

Бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры для малышей

У детей уже в раннем возрасте начинают формироваться первые математические представления. Важное место в них занимают количественные представления. Чтобы оказать помощь детям третьего года жизни в пол...

Дидактическое пособие «Логико-математические странички для малышей»

При использовании данного пособия у детей формируется умение  находить сходство и различие предметов по величине, цвету, форме, размеру. Дети тренируются объединять и упорядочивать группы пр...

Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений "Спасение малышей"

Открытое интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений "Спасение малышей"...

РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МАЛЫШЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Понятие пространства и времениУмение ориентироваться во времени сутокИгры на сортировкуПростой счетСкладывание пазлов и картинок...

Мастер-класс «Математические игры для малышей»

формирование представлений у родителей о развивающих играх и о необходимости использования развивающих игр для своих детей не только в детском саду, но и дома....

Консультация для родителей на тему: «Математические игры с малышами в кругу семьи»

В возрасте 2, 3 лет у ребенка появляются элементарные математические представления....