НОД по математике в старшей группе "В поисках трезубца морского царя"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Доминирующая область: «Познание» (математическое развитие) Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация» Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saponova_e.g._-zanyatie_podvodnyy_mir_matematika.docx363.2 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе

«В поисках трезубца морского царя»

Доминирующая область: «Познание» (математическое развитие)

Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация»

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия»

Задачи:

Воспитательные:

- формировать мотивацию к обучению, к самообразованию;

- формировать чувство взаимовыручки и взаимопомощи;

- воспитывать бережное отношение к окружающему;

- развивать умение слушать друг друга;

- психологи чески создавать ситуацию успеха.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Образовательные:

- расширить и закрепить знания у детей о разнообразии подводного мира;

- продолжать знакомить воспитанников с обитателями морского дна;

- закрепить умения отгадывать загадки;

- закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур;

- совершенствовать навыки прямого и обратного счета от 0 до 10;

- закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших;

- создавать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

- расширять словарный запас (трезубец, иллюминатор, кораллы и т.д);

- Развивать речь детей и поощрять желание детей высказывать свою точку зрения.

Раздаточный материал:

Блоки Дьеныша, книжка-рыбка с заданиями, простой карандаш, цветные карандаши.

Оборудование:

ноутбук, интерактивная доска.

Предварительная работа:

- беседа по теме «Подводный мир. Обитатели морей и океанов»

- оформление выставки «Путешествие в подводный мир»

- просмотр видео роликов для детей по теме;

- знакомство с литературными произведениями: Г.Х. Андерсен «Русалочка», стихотворение В. Орлова «Для чего морю наряды?», С. Сахарнов «Кто в море живет?» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

- проговаривание и выполнение физкульт. минуток «Осьминог» «За три моря», «Пять маленьких рыбок…» и т.д.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент:

(Дети выстраиваются в круг, берутся за руки. Все вместе проваривают и выполняют движения по тексту.)

В круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо,

А затем пойдем налево,

В центре круга соберемся

И на место все вернемся

Улыбнемся, подмигнем,

В страну знаний мы пойдем!

(Звучит сигнал видео звонка)

Воспитатель: Ребята, послушайте. Нам видео звонок. Давайте посмотрим кто же это. Ой, а здесь, код. Не могу открыть. Надо отгадать  гостя. Послушайте загадку.

Я- властелин морей и океанов.

 Есть у меня трезубец без изъянов

Волшебник я, но не колдун,

Я – царь подводный. Кто я?

(Ответы детей. На экране воспитанники видят морского царя Нептуна.)

Нептун

Вам привет с морской пучины!

Прибыл я с морского дна.

Плачу я, и есть причина,

К сожаленью, у меня.

Разгулялась в море буря

Загубила все вокруг.

Завертела, закружила,

Разбросала, разгромила,

И все царство погубило.

SOS – ко мне вы приплывайте

Жителей морских спасайте.

Я бы сам справился, враз все исправил. Да только вот трезубец мой волшебный буря унесла, не могу его найти.

Воспитатель: Ребята, поможем морскому царю.

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, мы трудностей не боимся и можем смело отправляться в морское  путешествие. Но как? Как вы думаете, с помощью чего можно опуститься на морское дно.

(Ответы детей)

Нептун: Посмотрите, я приготовил для вас волшебную подводную лодку.

(Сбоку от детей стоят два ряда столов, построенных в виде подводной лодки. На одном ряде столов наклеены красные квадраты, на другом – желтые. На каждом пассажирском месте стоит табличка с цифрой от 1 до 10)

Чтобы попасть на  ее борт, вам понадобится помощь моих рыбок. А вот и они.

(Воспитатель раздает детям книжки с заданиями в форме рыбок)

У кого рыбка желтая, тот располагается на желтой половине подводной лодки, а у кого красная рыбка – на красной половине. Но не все так просто. На каждой рыбке определенное количество морских обитателей. Посчитайте их и соотнесите их количество с цифрой на каждом пассажирском месте.

Задание «Найди свое место в подводной лодке»

(Воспитатель контролирует правильность выполнения задания, задает вопросы детям, побуждает детей комментировать свои действия, исправлять ошибки других, оказывать помощь друзьям)

Воспитатель: Но что-то мы не двигаемся.

Нептун: Для того, чтобы завести мотор, надо ввести код зажигания. А именно сложить по схеме из блоков Дьеныша подводную лодку. А рыбки-помощники вам помогут. Переверните страницу. Вы увидите схему.

Задание «Построй подводную лодку по схеме»

(Воспитатель в процессе работы, задает вопросы воспитанникам:

Из каких фигур состоит подводная лодка? Сколько понадобиться квадратов? (кругов, треугольников). Все геометрические фигуры одинакового размера? Куда мы поставим большой квадрат, спереди лодки или в конец? Где находится прямоугольник? и т.д. Воспитатель четко следит за правильным построением ответов детьми.)

подводная лодка.png

Нептун: Молодцы ребята, у вас получились замечательные подводные лодки. Можете отправляться в путь. Буду вас ждать. Удачи вам!

(Звучит звук погружения подводной лодки и звук морских волн. На экране  появляются виды морского дна)

Воспитатель: Посмотрите в иллюминатор. Под водой существует удивительный мир, не похожий на тот, что на поверхности. Здесь свои правила и условия для выживания. Однако помимо опасностей этот мир таит в себе неслыханную красоту и уникальность. А вот и первая неприятность. Этот обитатель подводного мира так испугался бури, что замаскировался и стал невидимым. Одни точки с цифрами остались. Как же нам помощь таинственному другу?

(Ответы детей)

Задание «Соедини цифры по порядку от 1 до 10»

soedini_po_tochkam_do10_15.jpg

Воспитатель: Узнали вы, ребята, жителя морского?

(Ответы детей. Появляется следующий слайд. )

Воспитатель: Дети, посмотрите -  рыбки потеряли чешуйки. У каждой рыбки их них было десять. Что же делать, как же им помочь?

(Ответы детей)

Задание «Состав числа 10»

(Вопросы для детей: сколько чешуек у первой рыбки (второй, третьей и т.д.)? А сколько чешуек не хватает? Какой пример мы можем записать? и т.д. )

196.jpg

Воспитатель: Замечательно, дети – вы справились  заданием. И рыбки хотят потанцевать с нами.

(Дети встают. Они повторяют слова за воспитателем и делают танцевальные движения по тексту )

Физкультминутка

 Пять маленьких рыбок ныряли в воде (имитация рыб)

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны)

Первая рыба сказала: - нырять здесь легко (имитация ныряния)

Вторая сказала: - ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем)

Третья сказала: - мне хочется спать (руки лодочкой под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: - здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила)

Прячьтесь скорее, чтоб не проглотил. (садятся на место, закрывают лицо руками)

(Появляется следующий слайд)

Воспитатель:  Ой, а это кто такой?

(Ответы детей) Не пойму, что-то с ним не так. (Подсказки детей – морской котик потерял цвета). А что же нам сделать, чтобы ему помощь? (Дети сами должны догадаться и озвучить задание. Во время выполнения задания воспитатель по очереди просит воспитанников прочитать пример, сказать ответ и обосновать выбранный цвет )

Задание «Реши примеры и раскрась»

img2 (1).jpg

Воспитатель: Ребята, котик говорит  спасибо и дарит нам свой мяч. Хотите с ним поиграть. Я буду кому-то из вас бросать мяч и называть число, а вы быстро должны вернуть мне мяч, назвав предыдущее число и последующее. Например, я называю 2 – значит, вы должны назвать число 1 и 3.

Задание «Соседи числа»

(Появляется следующий слайд)

Воспитатель: Ну, что ж, отправляемся дальше. Посмотрите в иллюминатор. Как прекрасен подводный мир! А вот интересная ситуация. И мне, кажется, по ней мы сможем составить задачу. Но вначале давайте вспомним, из каких составных частей состоит задача?

(Ответы детей.  При составлении задач воспитатель должен следить за правильно составленными, полными предложениями. В сюжете ребенка должны четко прослеживаться составные части задачи ( условие, вопрос, решение, ответ)

Задание «Придумай и реши задачу»

kartinki-rybki-dlja-detej_46_1.jpg

        +        =        

399.jpg

        

        +      =

(Появляется следующий слайд)

Воспитатель: А что это сверкает? (ответы детей) Волшебный трезубец! Дети, давайте подадим Нептуну сигнал SOS , он услышит и приплывет к нам.

(Включается аудиозапись  передачи сигнала SOS.Появляется Нептун)

Нептун: Слышу вас. Ой, мой трезубец! Вы нашли его ребята! Спасибо за вашу помощь! Теперь я быстро наведу порядок в своем государстве.

Нептун: Дети, вам понравилось путешествовать в моем подводном царстве? Что вам больше всего запомнилось и почему? Каких морских обитателей вы встретили и как им помогли? (Необходимо спросить как можно больше детей, чтобы каждый смог поделиться своими впечатлениями) Я хочу вам подарить своих рыбок-помощников, в них еще много морских заданий. До свидания, мальчики и девочки.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень постарались, молодцы. Но нам пора возвращаться в детский сад. Начинаем обратный отчет 10,9,8……

Волны, волны расступитесь! Дети в детский сад вернитесь!

(На экране появляется фотография детского сада) Вот мы с вами и в детском саду. А теперь предлагаю вам взять красный карандаш. Если вы довольны путешествием нарисуйте вашей рыбке улыбку. А если вы считаете его достаточно неинтересным, скучным – опустите уголки ротика рыбки вниз, чтобы она стала грустной.

Использованная литература:

  1. Международный образовательный портал MAAM.RU «Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в подводный мир»
  2. Е.А. Казинцева «Формирование математических представлений в подготовительной группе»
  3. В.А. Козлова «Квадратенок» 5-7 лет
  4. М.Н. Сигимова «Познание мира животных» Занятия с детьми 3-7 лет
  5. Н.Л. Стефанова «Формирование мелкой моторики, развитие речи с детьми 3-7 лет»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по математике в старшей группе "Поиски философского камня".

Предлагаю всем педагогом использовать это занятие как итоговое.Очень интересно детям было участвовать в поисках философского камня, ведь наши дети верят в чудеса.Сейчас у ребят кумир Гарри Поттер и по...

Игра-путешествие "В поисках клада морского царя"

Игра-путешествие по участку ДОУ, в стиле квест (поиск клада)....

Конспект развлечения по математике для старшей группы «Поиски философского камня".

Разработанный конспект поддержит интерес детей к интеллектуальной деятельности, к желанию играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целенаправленность и взаимопомощь....

Конспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в старшей группе: «Дружно выполним задания Царя Математики»

Конспект НОД по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в старшей группе:«Дружно выполним задания Царя Математики»...

Конспект НОД по математике для старшей группы «Поиски философского камня».

Закрепление знаний о геометрических фигурах; закреплять умение решать задачи и примеры, находить соседей числа, находить пропущенные знаки «плюс», «минус», &laqu...

Новогодний утренник для детей старшего дошкольного возраста "Проделки морского царя"

Главные роли:СнегурочкаДед МорозКвакуньяМорской царьВедущий...

Открытое занятие по ФЭМП «В поисках трезубца морского царя»

Конспект  к занятию «В поисках трезубца морского царя»...