«Интеллектуальные игры, как средство развития математических способностей у дошкольников»
консультация по математике
Консультация о том, как использовать интеллектуальные игры в развитии математических способностей детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnye_igry.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида»
«Интеллектуальные игры,
как средство развития
математических
способностей у дошкольников»
Воспитатель Кулагина С. В.
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность.
Результаты исследований психологов показывают, что уровень
интеллектуально – творческого развития дошкольника, достигаемый им к
шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько продуманным и верным было обучение ребёнка в семье и детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребёнка и типу ведущей деятельности.
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадёжно устарела.
Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей.
Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша,
снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к
приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Окрашенное положительными эмоциями общение с взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий, делает пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых, и дают импульс к творческим проявлениям.
Для развития интеллектуальных способностей у детей необходимо использовать развивающие игры.
Педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих принципов:
- от простого к сложному — предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
- индивидуальность — предполагает учёт индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
- безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребёнка;
- сотворчество детей и взрослых.
Перед нами стоит задача - формировать интеллектуальные способности, начиная с младших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания.
Интеллектуальные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т.д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.
Есть большое разнообразие игр, развивающих математические способности ребёнка, привлекающих внимание детей своей занимательностью. Это и Палочки Кюизенера, кубики Никитина, Блоки Дьенеша.
Блоки Дьенеша — это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно решать следующие задачи математического содержания:
• ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, цветом, толщиной («Найди такую же», «Угости зверят печеньем», «Выложи тропинку», и др.);
• развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, («Дорожки», «Домино», «Найди пару», «Третий лишний», «Угадай-ка, где спрятался жучок», «Засели домики», «Угадай фигуру», «Построй дом» и т. д.).
Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками: «Ладошки», «Чудесный мешочек», «Весёлый счёт», «Резинки», «Цып-цып, мои цыплятки», «Ежиная семейка», «Кря-кря». Универсальность этих игр в том, что они имеют различные степени сложности, многие из них можно предложить ребёнку уже с 2—3-летнего возраста. Тем не-менее эти игры не теряют актуальности для детей постарше, ведь сюжет игры постепенно усложняется.
Подводя итог вышесказанному, хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка. Для формирования умственных способностей дошкольников важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребёнке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Интеллектуальные игры как средство оразвития творческих способностей у ребёнка"
Цель: расширить представления воспитателей об основных типах интеллектуальных игр. Классифицировать интеллектуальные игры и обозначить проблему подбора и составления вопросов викторины....
Проект Тема: «Интеллектуальные игры как средство развития математических способностей дошкольников»
Данный проект раскрывает суть о развитии математических способностей у дошкольников черед интеллектуальные игры...
Интеллектуальные игры, как средство развития математических способностей дошкольников.
Интеллектуальные игры, как средство развития математических способностей дошкольников.- БЛОКИ ДЬЕНЕША- ПАЛОЧКИ Кюизенра- Развивающие игры никитиных- Танграм- Логико-малыш...
Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитии математических способностей у дошкольников»
Открытое занятие...
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».
Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче...
Интеллектуальные игры как средство развития познавательной активности дошкольников. Геоборд.
Представлен опыт работы с пособием Геоборд....
Мастер - класс по теме "Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребёнка"
Данный материал содержит описание плана проведения мастер - класса, а также даётся теоретический материал по содержанию и значению основных интеллектуальных игр....