Семинар – практикум по теме: Как изготовить игру Б.П. Никитина «Сложи узор»
методическая разработка по математике

Вольнова Татьяна Николаевна

Цель: познакомить педагогов с практикой использования игры Б.П. Никитина «Сложи узор» в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- сформировать представления о методах и приемах использования развивающей игры Б.П. Никитина «Сложи узор»

- дать рекомендации по изготовлению развивающей игры «Сложи узор»;

- вызвать желание к сотрудничеству между детскими садами города.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_nikitin_slozhi_uzor.docx378.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 12"

города Сорочинска Оренбургской области

Семинар – практикум

Тема: Как изготовить игру Б.П. Никитина
«Сложи узор»

Подготовила:

Барышева Татьяна Николаевна

Воспитатель второй младшей группы МБДОУ №12

г. Сорочинск, 2020г.

Цель: познакомить педагогов с практикой использования игры Б.П. Никитина «Сложи узор» в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- сформировать представления о методах и приемах использования развивающей игры Б.П. Никитина «Сложи узор»

- дать рекомендации по изготовлению развивающей игры «Сложи узор»;

- вызвать желание к сотрудничеству между детскими садами города.

Ход семинара – практикума:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас. Тема нашей встречи: Как изготовить игру Б.П. Никитина «Сложи узор».

Предлагаю вам ответить на вопросы:

- Знаете ли вы, что такое развивающие игры Никитина?

- Имеете ли вы представление как, можно играть в данные игры?

- Используете ли вы развивающие игры в работе с детьми. Если «да», то как?

- Как вы оцениваете необходимость развивающих игр? Для чего они необходимы?

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических

представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно могли в нем ориентироваться. Задача для педагогов и родителей трудная, но очень интересная. Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности. В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому, в дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше всего строить через игру. Ведь игра имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности.

«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» (Б.П. Никитин).

В своей книге "Ступеньки творчества или развивающие игры" Б. П. Никитин предлагает интересные развивающие игры, которые можно использовать при работе с детьми. Я изготовила и использую такие игры, как: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Рамки и вкладыши Монтессори».

Главная цель данных игр – успешное развитие детей, рост их способностей. Игры «Сложи узор» и «Рамки и вкладыши Монтессори», учат различать цвета и форму, поэтому их хорошо использовать в работе с младшими дошкольниками. В развивающих творческих играх Никитина (в этом и заключается их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному», с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно и по способностям".

Игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Развивающие игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях.

Начинать игру лучше с заданий, достаточно легких для ребѐнка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие «с разгона», т.е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому.

Метод «ледокола» нужно использовать в развивающих играх, т. к. он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну, а если и метод «ледокола» не помогает, лучше просто пропустить неподатливое задание и взять другое, стоящее после, но не всегда обязательно более трудное. И есть, наконец, ещѐ выход из трудного положения - оставить эту игру до нового увлечения. Играя в другие игры, ребѐнок растет, набирается сил и через месяц – другой может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание.

А на долю взрослого в таких трудных случаях выпадает обязанность, во-первых, похвалить ребѐнка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже его папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачи.

Оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, придумывайте, фантазируйте, пока ребѐнка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.

Сегодня я познакомлю вас развивающей игрой «Сложи узор» и научу вас, изготавливать и играть в данную игру.

Игра «Сложи узор».

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети могут выполнять три вида заданий.

Сначала учатся по узорам – заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики , нарисовать узор, который они образуют. И третье – придумывать новые узоры.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу. Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких, характерно именно образное мышление. Малышам нравиться находить сходство между игрушками и реальными вещами ( например, поставить три стула подряд – получится автобус» или «самолет» и т. п.) Эту способность детского мышления и нужно использовать, чтобы привлечь внимание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес к ним.

Изготовление игры Б.П. Никитина «Сложи узор».

 Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм (можно 35 и 40). Если они оклеены бумагой, то уложите их в тазик и облейте кипятком. Через 30-40 секунд клей намокнет, и бумага будет легко отделяться. Чистые кубики разложите неплотно в один слой и поставьте в шкаф или на батарею отопления, чтобы они хорошо просохли. На следующий день их можно будет зачистить мелкой шкуркой (наждачная бумага) от остатков клея и бумаги и особенно старательно шероховатые торцовые грани. В наборах “Кубики-самоделки” они не оклеены бумагой, но зачистить их все равно надо, двигая кубик по листу бумаги на столе.

Чистые кубики разметьте остро отточенным карандашом, проведя диагонали как можно точнее. Диагонали лежат на противоположных гранях, они параллельны, и их не следует помещать на торцах.

Порядок окраски показан на рисунке 1:

 передняя грань – белая (на рисунке показана прозрачной),

задняя грань – желтая,

правая грань – синяя,

левая грань – красная,

верхняя грань – желто-синяя,

нижняя грань – красно-белая.

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU_iso-1.gif

Рис. 1

Кубики лучше всего окрашивать нитрокрасками, они быстро сохнут (1–2 часа) и очень прочны. Только тона красок нужно выбирать чистые и такие, чтобы совпадали по оттенку с цветом узоров-заданий. Технические масляные краски сохнут дольше (до 1–2 суток), а масляные художественные надо обязательно разжижать бесцветным масляным лаком (техническим), иначе высыхание их будет длиться месяцами. Если кубики не удается окрасить, можно оклеить их цветной бумагой, но тогда качество и прочность будут несравненно ниже. Для кубиков нужна картонная коробка размером 125x125x30 мм с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в нее свободно, а крышка надевалась с небольшим трением. В такой коробке не только удобно держать и хранить кубики, но и складывать узоры серии В (из 16 кубиков).

Узоры-задания в книге сделаны в 1 : 6 натуральной величины, и для дошкольников их надо увеличить. Серию СУ-А лучше увеличивать до натуральной величины, чтобы малыш мог закрывать узор кубиками, а остальные – до 1 : 2 или как посчитают необходимым родители. Делать их удобно на чертежной бумаге, на отдельных листах 100 х 100 мм или 100 х 150 мм (для длинных узоров). Сами узоры-задания можно нарисовать красками, но лучше наклеивать узор, вырезанный из цветной бумаги (метод аппликаций).

Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плот- ной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию.

Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждой серии или из ее частей можно сделать книжку-гармошку. Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1–2 лет. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) – резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

На рис. 2–8 вы можете сами выбирать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которыми малыш уже справляется, и видеть те, что еще “не покорились” ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров: “цветок”, “пила”, “лодка”, но не обязательно сразу сообщать их ребенку. Для развития воображения ребенку можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Малыши предпочитают свои “имена” и, чтобы не забывать, их можно вписывать в книгу рядом с напечатанными.

Заключительное слово:

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.

-СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Приложение 1.http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.2bel.png

Рис. 2

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.3bel.png

Рис. 3

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.4bel_0.png

Рис. 4

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.5bel_0.png

Рис. 5

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.6bel_1.png

Рис. 6

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.7bel_0.png

Рис. 7

 

http://nikitiny.ru/sites/default/files/SU-ris.8bel_0.png

Рис. 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум на тему "Сюжетно -ролевая игра"

семинар -практикум для воспитателей детских садов...

Семинар — практикум на тему: «Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста»

Семинар — практикум на тему: «Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста»...

Семинар – практикум на тему: «Роль подвижной игры в развитии движений ребенка»

Оздоровительный эффект, достигнутый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка....

Конспект семинара – практикума по теме: «Сюжетно – ролевая игра»

Конспект семинара – практикума по теме: «Сюжетно – ролевая игра»...

Семинар-практикум на тему с педагогами: «Играя обучаем правилам дорожного движения»

quot;Дорожные знаки"Каждой команде дается по 5 знаков. Их нужно назвать. Победитель тот, кто это сделает быстрее."Скоростное шоссе"Членам каждой команды быстро задаются вопросы п...

Семинар-практикум на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для педагогов на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...