«Развитие речи детей посредством устного народного творчества»
консультация

Мазитова Светлана Айратовна

консульация для пелагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 620f1c7db0cb8_1.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Воспитатель:

Мазитова С.А.

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, регулируем свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. Речь привлекает внимание ребенка к предметам и действиям. Речь взрослого играет важную роль, так как ребенок пытается ему подражать. Если общение с взрослым носит эмоциональный, положительный, предметный характер, то это является основой и предпосылкой для активного общения со сверстниками.

  Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

      Дети дошкольного  возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

      Задачи  которые можно решить с помощью устного народного творчества:

-обогащение словаря и развитие связной речи.

-развитие звуковой культуры речи;

-развитие грамматического строя речи;

-развитие фонематического слуха; а также

-развитие артикуляционного аппарата;

  Формы фольклора.

С незапамятных времен живут в народном быту:


1. Колыбельная песня.
2. Пестушка.
3. Потешка.
4. Прибаутка.
5. Пословицы и поговорки.
6. Игра.
7. Закличка.
8. Считалка.
9. Скороговорка.
10.Загадка.
11. Сказка

 С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что   позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи. Пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха, а также  значительно обогащается и словарный запас ребенка. 

 Пестушки – это отточенный веками и проверенный многими поколениями метoд развития младенца.

Потеря культуры пестования младенца привела и привoдит к рoсту кoличества детей с проблемами в развитии, к увеличению числа детей с задержкой речевого развития.

Пестoвание- это целый прoцесс настрoйки рoдителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вoвсе, а лечебные прoцедуры на базе акупунктуры.

В старину действия матери сoпровождались oсобыми стишками - пестушками, своеoбразными загoворами. Например, когда мама купала ребенка, oна приговаривала: " Как с гуся вода, вся с Вани худоба! Или когда проснулся ребенок  мама тянет ребенка за ручки вверх и приговаривает: "Потягушки, потягушки!" А если пo научному, производя действия - потягивая, поглаживая, пошлепывая и при этом, проговаривая определенные слова, мама сoздает в кoре головного мозга определенные нервные связи, то есть настраивает ребенка на окружающий мир, формирует слoва, которым соответствуют осязательные, обoнятельные и другие образы.

  В потешкахпесняхприбаутках отражается суть раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному воспитанию именно средствами музыкального фольклора. Потешки очень помогают воспитателям наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности: 

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, ведь отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную. Без яркости и красочности речь блекнет и тускнеет.

 Потешки,  считалки,  заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.  Адресованные детям потешки, заклички, считалки, удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. (9-17 слайд)

Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Они прекрасно подходят для совершенствования произношения трудных звуков, чего можно добиться только путем частого повторения. Считалки легко запоминаются, развивают и обогащают речь ребенка.

Пословицы и поговорки –это особый вид устной поэзии.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. 

Пословицы и поговорки украшают речь ребенка, делая ее более образной и живой, расширяется словарный запас, развивается воображение. 
Пословицы и поговорки используюся в процессе повседневного общения с детьми.
- подбадрить робкого: «Смелость города берет»;
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»;
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»;
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»;
- кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»;
- во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»;
- пословицы о труде: «Сделал дело - гуляй смело», «Любишь кататься, люби и саночки возить»

  Сказки. Работа над сказкой как нельзя лучше даёт возможность решать поставленные задачи, потому что сказка, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». Сказочные сюжеты требуют особых качеств восприятия, творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, понимания внутренних мотивов поведения героев.

Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

 Загадки   Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению,  способствует развитию у них навыков речи – доказательства  речи – описания.

Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но успешно развивает мыслительные способности.

Актуальной задачей речевого развития особенно в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции.  Специальные упражнения помогают совершенствовать дикцию детей. Одним из таких упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной, фонетической чистой речи Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

Таким образом, через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры речи детей посредством устного народного творчества

В статье представлен опыт работы по формированию культуры речи детей в непосредственной образовательной деятельности....

Проект "Развитие речи детей посредством устного народного творчества"

        Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества         ...

«Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, ...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

   Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...